Особенности социализации личности обучающегося в школе
презентация к уроку на тему
В презентации представлены основные направления работы педагогического коллектива над процессом социализации личности обучающихся на всех этапах возрастного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_sotsializatsii_lichnosti_obuchayushchegosya_v_shkole.pptx | 465.89 КБ |
poyasnenie_k_slaydam.docx | 15.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отличие социализации от воспитания Воспитание Связано с отношениями «человек – человек» (участвуют два субъекта ). Воспитание – это целенаправленный, сознательно контролируемый процесс. Воспитание – изменяющийся , дробный, прерывистый процесс . Социализация Отношения в контексте «человек – общество», (субъектом является только человек ). Социализация – процесс, которым нельзя управлять искусственно, он не поддается манипулированию . Социализация – процесс непрерывный.
Этапы возрастного развития обучающихся Возраст Ведущая деятельность Направленность социализации Младший школьный возраст 7-11 лет Учебная Ориентации на взрослых Подростковый возраст 12-15 лет Эмоциональное общение со сверстниками Ориентация на сверстников Юношеский возраст 15-17 лет Учебно-профессиональная Автономизация от взрослых
Младший школьный возраст Основные направления развития: Направление работы по социализации: Формирование потребности к общению. Групповая работа на уроке, проектная деятельность, коллективные игры, квесты, соревнования. Формирование потребности к самопознанию. Тематические встречи со специалистами, классные часы. Формирование потребности к творчеству. Дополнительное образование, внеурочная деятельность. Формирование способности к сопереживанию. Участие в благотворительных акциях.
Подростковый возраст Основные направления развития: Направление работы по социализации: Ориентация на общение со сверстниками. Проектная деятельность, коллективные творческие дела . Стремление быть взрослым. Участие в общественно-полезном труде, классное самоуправление. Формирование потребности к самоутверждению в значимой деятельности. Участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня, КВН. Становление Я-концепции . Тренинг личностного роста, деловые игры.
Юношеский возраст Основные направления развития: Направление работы по социализации: Личностное самоопределение. Профориентационные игры, посещение профессиональных учебных заведений, волонтерское движение. Формирование отношения к миру. Проведение дискуссий, создание школьной газеты, сайта, участие в молодежных движениях. Появление избирательности усвоения социального опыта. Участие в конкурсах, соревнованиях, исследовательские работы, взаимодействие с различными социальными институтами . Интенсивное формирование самосознания. Тренинг личностного роста, профориентационные игры.
Педагогический компонент процесса социализации Формирование социальных потребностей, мотивов, интересов Проектирование социального поведения Создание условий для социальной деятельности Коррекция социального поведения Психолог, социальный педагог Администрация Учитель, психолог Учитель
Психологическое сопровождение процесса социализации Диагностика уровня социализации обучающихся. Диагностика отклоняющегося поведения. Коррекция сферы межличностных отношений. Формирование коммуникативных навыков. Формирование навыков позитивного взаимодействия с окружающими. Снижение конфликтности.
Механизмы социализации: Идентификация. Подражание. Внушение. Конформность .
Современный, социализированный выпускник школы: Общественно активный Ориентированный на общечеловеческие ценности Креативный Самостоятельный Интеллектуально развитый Стремящийся к саморазвитию
Предварительный просмотр:
Слайд 1
В настоящее время школьному образованию отводится важная роль в процессе социализации личности обучающегося. Школа выступает одним из главных институтов социализации, т.к. на момент поступления ребенка в школу ресурсы семьи практически исчерпаны. Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации.
Слайд 2
Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, т.е. продолжается всю жизнь.
Воспитание – процесс целенаправленного развития личности, специально созданные условия для восприятия новым поколением нравственных, этических норм и правил, знаний и умений.
Очень часто отождествляют понятия социализация и воспитание. Поскольку приоритетным направлением помимо обучения в школе, всегда было воспитание, то процессу социализации отводилось далеко не первое место. Но если разобраться, то можно увидеть, что социализация и воспитание имеют отличия. Воспитание не может охватить все возможные влияния на личность, поэтому может только способствовать социализации.
Таким образом, социализация является более широким понятием и включает в себя воспитание. Т.е одним из инструментов социализации является воспитание.
Слайд 3
Стоит рассмотреть процесс социализации с точки зрения возрастного развития ребенка. Поскольку на каждом этапе развития у ребенка появляются особые потребности. Возрастной диапазон обучающихся включает младших школьников, подростков и юношеский возраст. На слайде показано, какая деятельность актуальна для каждого возраста и на что направлена социализация. Если у младших школьников доминирует учебная деятельность, то у подростков она уходит на второй план, у юношей активизируется профессиональная деятельность. Соответственно направленность будет на взрослых, сверстников, и становлении независимости.
Слайд 4
Рассмотрим каждый этап подробнее. Младший школьный возраст. На данном этапе формируется потребности в общении, самопознании, творчестве, сопереживанию. Педагоги могут использовать эти особенности обучающихся в своей работе через организацию групповой работы, внеурочную деятельность и т.д.
Слайд 5
Подростки. На первый план в данном возрастном периоде выступает общение со сверстниками, чувство взрослости, самоутверждение, я-концепция. В это время обучающегося можно социализировать через участие в социально-значимой деятельности, школьном самоуправлении, соревнованиях и олимпиадах.
Слайд 6
В юношеском возрасте приоритетным становится личностное самоопределение, становление картины мира, усвоение социально опыта, формирование самосознания. Работу с обучающимися можно простраивать через участие в общественных движениях, волонтерских движениях, мастер-классах.
Слайд 7
Мы определили, что нужно ребенку на каждом этапе развития. Теперь поговорим о том, что включает педагогическая деятельность в процессе социализации. Для начала мы формируем определенные потребности. Далее проектируем, или создаем желаемую модель поведения, условия, для реализации которой нам создает администрация, а если что-то пошло не так, на помощь приходят специалисты.
Слайд 8
Что включает в себя работа психолога связанная с социализацией? Поскольку, когда все хорошо и прекрасно психолог не нужен, то необходимость возникает в случае каких либо отклонений. Если у ребенка возникают проблемы с поведением, коммуникацией, адаптацией в классе, то здесь появляется психолог. Коррекционная и консультативная работа с обучающимися направлена на преодоление каких-либо психологических барьеров, и как следствие оказывает влияние на процесс социализации ребенка.
Слайд 9
Выше рассмотрено через что происходит социализация, теперь необходимо рассмотреть, как она происходит. К механизмам социализации относят:
1) идентификация — отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примеры идентификации: мальчик - девочка; плохой- хороший, умный- глупый.
2) подражание — сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей в частности, манер, движений, поступков.
3) внушение — воздействие на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. Выражения: «У тебя все получится».
5) конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении. Подчинение группе.
Слайд 10
Вся работа школы по социализации обучающихся, направлена на получение конечного результата – современного идеального выпускника школы, который будет иметь социально значимые качества. Ведь главная цель школы – это подготовка ребенка к эффективному функционированию и взаимодействию в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС – образовательная основа социализации личности обучающегося.
Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор опреде...
Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся (воспитанников), их социализация и адаптация к жизни в современных условиях.
Духовно-нравственная основа личности закладывается в семье и школе. В этой связи значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьей и средствами массовой ин...
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ – КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.
Сегодня учебно – воспитательный процесс призван решать задачу вос¬питания социально - активной, творческой, способной к саморазвитию личности школьника. Поэтому необходимым условием соответствия обра-...
"Классный коллектив как средство социализации личности ученика начальной школы"
Работа содержит материал на тему: "Классный коллектив как средство социализации личности ученика начальной школы"...
«Формирование гражданской личности обучающихся младшей школы (из опыта работы)»
Дети – это будущее нашей страны. От того, какие жизненные ценности будут им восприняты, каким образцам для подражания они будут следовать, зависит её дальнейшее развитие. Сегодня лидерство в фор...
Особенности социализации обучающихся мигрантов ОВЗ: комплекс игр «Пойми себя и других».
Игра является не только развлекательной частью урока, но и выполняет познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения....
Рабочая программа по социализации личности обучающихся (воспитанников) группы продленного дня 2"б" класса
Аннотация к рабочей программе Название программыПрограмма воспитательной работы по социализации личностидля учащихся 2 «б» класс...