Особенности социализации личности обучающегося в школе
презентация к уроку на тему

В презентации представлены основные направления работы педагогического коллектива над процессом социализации личности обучающихся на всех этапах возрастного развития.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности социализации личности обучающегося в школе Педагог-психолог МБОУ «СШ № 5» Ю.А. Кузнецова

Слайд 2

Отличие социализации от воспитания Воспитание Связано с отношениями «человек – человек» (участвуют два субъекта ). Воспитание – это целенаправленный, сознательно контролируемый процесс. Воспитание – изменяющийся , дробный, прерывистый процесс . Социализация Отношения в контексте «человек – общество», (субъектом является только человек ). Социализация – процесс, которым нельзя управлять искусственно, он не поддается манипулированию . Социализация – процесс непрерывный.

Слайд 3

Этапы возрастного развития обучающихся Возраст Ведущая деятельность Направленность социализации Младший школьный возраст 7-11 лет Учебная Ориентации на взрослых Подростковый возраст 12-15 лет Эмоциональное общение со сверстниками Ориентация на сверстников Юношеский возраст 15-17 лет Учебно-профессиональная Автономизация от взрослых

Слайд 4

Младший школьный возраст Основные направления развития: Направление работы по социализации: Формирование потребности к общению. Групповая работа на уроке, проектная деятельность, коллективные игры, квесты, соревнования. Формирование потребности к самопознанию. Тематические встречи со специалистами, классные часы. Формирование потребности к творчеству. Дополнительное образование, внеурочная деятельность. Формирование способности к сопереживанию. Участие в благотворительных акциях.

Слайд 5

Подростковый возраст Основные направления развития: Направление работы по социализации: Ориентация на общение со сверстниками. Проектная деятельность, коллективные творческие дела . Стремление быть взрослым. Участие в общественно-полезном труде, классное самоуправление. Формирование потребности к самоутверждению в значимой деятельности. Участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня, КВН. Становление Я-концепции . Тренинг личностного роста, деловые игры.

Слайд 6

Юношеский возраст Основные направления развития: Направление работы по социализации: Личностное самоопределение. Профориентационные игры, посещение профессиональных учебных заведений, волонтерское движение. Формирование отношения к миру. Проведение дискуссий, создание школьной газеты, сайта, участие в молодежных движениях. Появление избирательности усвоения социального опыта. Участие в конкурсах, соревнованиях, исследовательские работы, взаимодействие с различными социальными институтами . Интенсивное формирование самосознания. Тренинг личностного роста, профориентационные игры.

Слайд 7

Педагогический компонент процесса социализации Формирование социальных потребностей, мотивов, интересов Проектирование социального поведения Создание условий для социальной деятельности Коррекция социального поведения Психолог, социальный педагог Администрация Учитель, психолог Учитель

Слайд 8

Психологическое сопровождение процесса социализации Диагностика уровня социализации обучающихся. Диагностика отклоняющегося поведения. Коррекция сферы межличностных отношений. Формирование коммуникативных навыков. Формирование навыков позитивного взаимодействия с окружающими. Снижение конфликтности.

Слайд 9

Механизмы социализации: Идентификация. Подражание. Внушение. Конформность .

Слайд 10

Современный, социализированный выпускник школы: Общественно активный Ориентированный на общечеловеческие ценности Креативный Самостоятельный Интеллектуально развитый Стремящийся к саморазвитию



Предварительный просмотр:

Слайд 1

В настоящее время школьному образованию отводится важная роль в процессе социализации личности обучающегося. Школа выступает одним из главных институтов социализации, т.к. на момент поступления ребенка в школу ресурсы семьи практически исчерпаны. Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации.

Слайд 2

Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, т.е. продолжается всю жизнь.

Воспитание – процесс целенаправленного развития личности, специально созданные условия для восприятия новым поколением нравственных, этических норм и правил, знаний и умений.

Очень часто отождествляют понятия социализация и воспитание. Поскольку приоритетным направлением помимо обучения в школе, всегда было воспитание, то процессу социализации отводилось далеко не первое место.  Но если разобраться, то можно увидеть, что социализация и воспитание имеют отличия. Воспитание не может охватить все возможные влияния на личность, поэтому может только способствовать социализации.

Таким образом, социализация является более широким понятием и включает в себя воспитание. Т.е одним из инструментов социализации является воспитание.

Слайд 3

Стоит рассмотреть процесс социализации с точки зрения возрастного развития ребенка. Поскольку на каждом этапе развития у ребенка появляются особые потребности. Возрастной диапазон обучающихся включает младших школьников, подростков и юношеский возраст. На слайде показано, какая деятельность актуальна для каждого возраста и на что направлена социализация. Если у младших школьников доминирует учебная деятельность, то у подростков она уходит на второй план, у юношей активизируется профессиональная деятельность. Соответственно направленность будет на взрослых, сверстников, и становлении независимости.

Слайд 4

Рассмотрим каждый этап подробнее. Младший школьный возраст. На данном этапе формируется потребности в общении, самопознании, творчестве, сопереживанию. Педагоги могут использовать эти особенности обучающихся в своей работе через организацию групповой работы, внеурочную деятельность и т.д.

Слайд 5

Подростки.  На первый план в данном возрастном периоде выступает общение со сверстниками, чувство взрослости, самоутверждение, я-концепция. В это время обучающегося можно социализировать через участие в социально-значимой деятельности, школьном самоуправлении, соревнованиях и олимпиадах.

Слайд 6

В юношеском возрасте приоритетным становится личностное самоопределение, становление картины мира, усвоение социально опыта, формирование самосознания. Работу с обучающимися можно простраивать через участие в общественных движениях, волонтерских движениях, мастер-классах.

Слайд 7

Мы определили, что нужно ребенку на каждом этапе развития. Теперь поговорим о том, что включает педагогическая деятельность в процессе социализации. Для начала мы формируем определенные потребности. Далее проектируем, или создаем желаемую модель поведения, условия, для реализации которой нам создает администрация, а если что-то пошло не так, на помощь приходят специалисты.

Слайд 8

Что включает в себя работа психолога связанная с социализацией? Поскольку, когда все хорошо и прекрасно психолог не нужен, то необходимость возникает в случае каких либо отклонений. Если у ребенка возникают проблемы с поведением, коммуникацией, адаптацией в классе, то здесь появляется психолог. Коррекционная и консультативная работа с обучающимися направлена на преодоление каких-либо психологических барьеров, и как следствие оказывает влияние на процесс социализации ребенка.

Слайд 9

Выше рассмотрено через что происходит социализация, теперь необходимо рассмотреть,  как она происходит. К механизмам социализации относят:

1) идентификация — отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примеры идентификации: мальчик - девочка; плохой- хороший, умный- глупый.

2) подражание — сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей в частности, манер, движений, поступков.

3) внушение — воздействие на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. Выражения: «У тебя все получится».

5) конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении. Подчинение группе.

Слайд 10

Вся работа школы по социализации обучающихся, направлена на получение конечного результата – современного идеального выпускника школы, который будет иметь социально значимые качества. Ведь главная цель школы –  это подготовка ребенка к  эффективному функционированию и взаимодействию в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС – образовательная основа социализации личности обучающегося.

Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор опреде...

Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся (воспитанников), их социализация и адаптация к жизни в современных условиях.

Духовно-нравственная основа личности закладывается в семье и школе. В этой связи значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьей и средствами массовой ин...

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ – КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Сегодня учебно – воспитательный процесс призван решать задачу вос¬питания социально - активной, творческой, способной к саморазвитию личности школьника. Поэтому необходимым условием соответствия обра-...

"Классный коллектив как средство социализации личности ученика начальной школы"

Работа содержит материал на тему: "Классный коллектив как средство социализации личности ученика начальной школы"...

«Формирование гражданской личности обучающихся младшей школы (из опыта работы)»

Дети – это будущее нашей страны. От того, какие жизненные ценности будут им восприняты, каким образцам для подражания они будут следовать, зависит её дальнейшее развитие. Сегодня лидерство в фор...

Особенности социализации обучающихся мигрантов ОВЗ: комплекс игр «Пойми себя и других».

Игра является не только развлекательной частью урока, но и выполняет познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения....

Рабочая программа по социализации личности обучающихся (воспитанников) группы продленного дня 2"б" класса

Аннотация к рабочей программе Название программыПрограмма воспитательной работы по социализации личностидля учащихся 2 «б» класс...