Конспект занятия по предмету "Истоки" (2 класс)
план-конспект урока (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2»
КОНСПЕКТ
занятия
по предмету «Истоки»
во 2 классе
Учитель: Смирнова
Ирина
Анатольевна
г. Тихвин
Тема занятия: «Слово».
Основная идея: доброе слово и горе побеждает, и от беды спасает, а злое слово разрушает и боль причиняет.
Цель:
воспитывать ответственное и вдумчивое отношение к произнесенному слову.
Задачи:
- знакомство и наполнение категории слово:
от разума – меткие слова;
от сердца – добрые, задушевные слова;
от духа – слова покаяния, прощения.
- показать место и роль слова в жизнедеятельности человека;
- учить слушать и слышать слова собеседника;
- учить дарить добрые слова;
- воспитывать чувство ответственности за сказанное;
- воспитание культуры общения.
1.Вводная беседа (присоединение). Ресурсный круг.
Не позволяй душе лениться,
Душа обязана трудиться,
Чтоб воду в ступе не толочь,
И день, и ночь, и день, и ночь.
Душа…Что это такое? (Дети высказывают своё мнение.)
Душа – это внутренний невидимый мир человека. Мир, полный тайн.
Что вы испытываете, когда душа поет? Плачет?
Что происходит в душе, когда вас обидели? Похвалили?
Глаза – это зеркало души. Как это понять?
В глазах, как в зеркале, отражается состояние души. Глаза не могут лгать.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?
Сегодня мы узнаем, какие бывают слова, постараемся почувствовать разницу между различными словами, будем учиться слушать друг друга.
Что такое слово?
Слово – результат действия ума, души и духа.
Где рождается слово?
Слово может идти от души, от сердца, от разума.
Может ли человек обойтись без слов?
Может ли слово помочь или навредить? Как?
Представьте себе, что это душа. (Показ куклы.) Кто из вас хоть раз смог обидеть, причинить вред другому. Когда человека обижают, остается что? (Обида). Стала ли душа такой же, как была раньше? Что должен сделать человек, если кого – то обидел? (извиниться, погладить,..) Но след все равно остается. Можно ли обижать человека?
Игра «Волшебный цветик – семицветик»
Лети, лети, лепесток
Через запад – на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по – моему вели..
Вели, чтобы … сказал (а) доброе слово и погладила …
2.Присоединение.
«Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает».
В этой пословице человек, который говорит, представлен в роли сеятеля. В Библии есть «Притча о Сеятеле». Внимательно прочитайте её. Подумайте, что означают слова: Сеятель, семя, сеять.
Притча о Сеятеле.
Вот вышел Сеятель сеять. И когда он сеял, то иное семя упало при дороге, и птицы поклевали его. Иное же семя упало на места каменистые, где мало было земли, и скоро взошло, но скоро и засохло, потому что не имело корня и влаги. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Семя – это что? (Слово, слово учителя.)
Кто такой сеятель? (Человек, говорящий слово, учитель.)
Что значит сеять? (Говорить.)
Ответы детей. Мы считаем, что…
Работа в группах.
Обсудите в группах и придите к единому мнению:
Назовите слово, имеющее скрытый смысл. Подсказка: это то, куда доходит или не доходит слово учителя. (Сердце, душа человека.)
Что нужно сделать, чтобы ваше сердце приняло слово учителя и дало добрые всходы? Найдите строки, говорящие об этом. «Кто имеет уши слышать, да слышит».
Человек, который слушает, должен слышать сказанное.
Активное занятие «Какие бывают слова?»
А какие бывают слова? В этом нам поможет учебник на странице 79.
Внимательно прочитайте и подчеркните виды слов, которые встретятся вам при чтении.
Работа в группах.
Сравните свои варианты ответов с ответами соседей, и приняв единое решение запишите виды слов на лепестки ромашки, выбрав самостоятельно цвет.
Когда группа будет готова, поднимите руку.
В это время звучит произведение Бетховена «Лунная соната»
Экспертная оценка.
Обсуждение. Мы решили…
Рефлексия. Трудно ли было работать в четверке?
Физминутка.
Добрым быть совсем не просто (повороты головы вправо, влево),
Не зависит доброта от роста (руки вверх),
Так подарим людям радость эту (руки от груди в сторону),
Пусть шагает доброта по свету (ходьба на месте).
Перед нами небольшой городок Вежливых. Но ворота нам откроют в том случае, если убедятся, что мы с вами тоже вежливы. Готовы проверить себя?
Ресурсный круг «Подари доброе слово».
Где живут добрые слова? Как их нужно произносить? (Интонация, чувство,..)
Как нужно слушать эти слова? (Внимательно).
Каждый из вас сейчас подарит друг другу добрые слова.
Рефлексия.
Какие чувства вы испытывали, услышав в свой адрес добрые слова? Приятно ли вам было дарить добрые слова?
Молодцы! Вы справились с заданием.
Каким вы представляете себе город Вежливых? И так, в путь! Проходя по улицам этого городка, вы получите жетоны. Собрав все и расположив правильно, вы узнаете, какое напутствие вам даст царь.
1 улица, на которую мы попадаем – это улица Мудрецов.
Кто такой мудрец? (Мудрец – тот, кто обладает высшим знанием, мыслитель.)
Презентация 1.
Пословицы – это народная мудрость. Часто в них можно встретить меткое слово.
Возьмите листок, который лежит у вас на партах. Найдите задание №1.
Самостоятельно.
Перед вами в 1 столбике даны пословицы, а во втором столбике «правила» обращения со словом. Прочитайте и соедините их стрелочкой.
Задание №1.
ПОСЛОВИЦЫ | «ПРАВИЛА» |
Слово не воробей: вылетит, не поймаешь. | Не говори лишнего, дай сказать другому. |
Поменьше говори, побольше услышишь. | Надо думать, прежде, чем что- то сказать. |
Давши слово - держись, а не давши – крепись. | Слова надо подтверждать словами. |
Картинка + Рассказ + Пословица
(Зачитывается составленный самостоятельно рассказ.)
«Слово не воробей: вылетит, не поймаешь».
Вы получаете 1 жетон.
Идем по городу Вежливых дальше и попадаем на 2 улицу Прощения.
Кому из вас приходилось просить прощение?
Для вас жители этой улицы приготовили такое задание – ситуацию.
Петя разбросал игрушки по всей комнате, и не убрал их. Старший брат Коля заставить младшего брата собрать их. Коля подошел к Пете и сердитым голосом скомандовал: «Сейчас же убери игрушки!» Петя обиделся и убежал.
Почему младший брат не послушался Колю и убежал? (Коля приказывал, говорил сердито.)
Как бы вы поступили в этой ситуации, если бы Петя был вашим братом?
Представьте себя на месте Коли. Вы совершили эту ошибку. Как ее исправить?
2 жетон.
Проходим на следующую улицу. 3 улица Волшебных слов.
Презентация 2.
В стихи по смыслу и в рифму вставить волшебные слова.
Что вы чувствуете. Когда произносите эти слова? (Тепло. Радость…)
3 жетон.
Мы подошли к последней улице. 4 улица Красоты.
Как вы думаете, почему она так названа?
А теперь давайте проверим. В этом нам поможет рассказ.
Возьмите, пожалуйста, листочки. Найдите задание 2.
Прочитайте рассказ Сухомлинского «Красивые слова – красивые дела».
В.А. Сухомлинский «Красивые слова и красивые дела».
Чтение текста вслух.
«Среди поля стоит маленькая хатка. Её построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.
Однажды среди летнего дня небо обложили тучки, пошёл дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.
Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.
И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:
- Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…
Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова:
- Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…
А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожавшему от холода мальчику.
Красивыми бывают не только красивые слова. Истинно красивы только красивые дела».
Кого из ребят можно назвать добреньким, а кого – добрым?
Почему же улица названа улицей Красоты?
Вы получаете 4 жетон.
Нам пора возвращаться из города Вежливых. Расположите правильно эти жетоны.
СЧАСТЛИВОГО ВАМ ПУТИ!
Ресурсный круг. Что нового вы для себя узнали? Постарайтесь говорить друг другу побольше добрых слов.
Завершаем наше занятие замечательным стихотворением «Слово о словах».
Когда ты молвить хочешь слово,
Мой друг, подумай, - не спеши.
Оно бывает, то сурово,
То рождено теплом души.
По куда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить.
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Задание №1.
ПОСЛОВИЦЫ | «ПРАВИЛА» |
Слово не воробей: вылетит, не поймаешь. | Не говори лишнего, дай сказать другому. |
Поменьше говори, побольше услышишь. | Надо думать, прежде, чем что- то сказать. |
Давши слово - держись, а не давши – крепись. | Слова надо подтверждать словами. |
Задание №2.
«Красивые слова и красивые дела».
«Среди поля стоит маленькая хатка. Её построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.
Однажды среди летнего дня небо обложили тучки, пошёл дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.
Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.
И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:
- Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…
Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова:
- Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…
А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожавшему от холода мальчику.
Красивыми бывают не только красивые слова. Истинно красивы только красивые дела».
(В.А.Сухомлинский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия во 2 классе «Давайте жить дружно»
ЦЕЛЬ: способствовать формированию дружеских отношений в классе....
Формирование познавательных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС средствами ТРИЗ – технологий». Конспект занятия во 2 классе.
Конспект развивающего занятия по психологии во 2 классе по теме: «Решение задач»....
конспект занятия для 2 класса
Конспект логопедического занятия с группой учащихся 2 класса по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Конспект занятия в 1 классе "Качества людей"
В данный конспект входит тема, цель, задачи, оборудование, план занятия. Все пункты плана занятия подробно расписаны....
Конспект занятия для 2 класса
Занятие по развитию познавательных процессов...
конспект занятия во 2 классе "Bon appetite"
Конспект интегрированного занятия "Bon appetite"...
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...