конспект занятия для 2 класса
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему

Копылова Елена Валерьевна

Конспект логопедического занятия с группой учащихся 2  класса по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_logopedicheskogo_zanyatiya_1.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

с группой учащихся 2  класса

по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

ТЕМА: Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

Цели и задачи:

  1. закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
  2. определение места звуков и букв в слогах, словах;
  3. закрепление знаний о гласных и согласных звуках;
  4. формирование фонематического анализа, синтеза, представлений;
  5. развитие логического мышления;
  6. развитие мелкой моторики, внимания, зрительного восприятия.

Оборудование: символы для обозначения гласных и согласных звуков; предметная картинка с изображением СОВЫ; индивидуальные карточки с заданиями: на дифференциацию звуков и букв в словах, на развитие буквенного синтеза, для физминутки.

Ход занятия.

Оргмомент.

1. Развитие логического мышления:

---- Послушайте загадки, отгадайте их.

Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый ...... (мухомор).

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой.    (аквариум).

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!». (чайник).

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом..... (картошка).

---- Запишите отгадки, построив из них цепочку слов так, чтобы следующее слово начиналось с той буквы, на которую заканчивается предыдущее.(подсказка: начните со слова «чайник»).

(чайник – картошка – аквариум – мухомор).

2. Звуковой анализ записанных по цепочке слов).

--- На доске звуковая схема одного из слов. Посмотрите внимательно и скажите, к какому слову эта схема подходит? (                         ) – аквариум.

Объясните.

3. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.

Основная часть.

  1. Знакомство с героем занятия.

--- Отгадайте, кто пришёл к нам на занятие по первым буквам слов: собака, облако, ветер, арбуз (СОВА).

На доске картинка совы (из какой сказки, мультфильфа эта учёная СОВА?). – правильно Винни-Пух

  1. Закрепление знаний о гласных звуках и буквах.

--- Пока сова летела к нам в гости, из слов, которые она несла выпали гласные буквы А. О. У. И., помогите вернуть их на место (работа на доске).

К..ШК..                           ..КН..                            ПЛ..Т..

К..Н..                                Л..Н..                            П.. ..К

СТ.. Л                              С..Х..Р                         Б..Р..Б..Н

3. Дифференциация звуков и букв в словах.

--- Молодцы! Вы прекрасно справились с этим заданием. Теперь учёная СОВА хочет проверить, умеете ли вы различать звуки и буквы и определять их количество в словах (уточнить разницу между звуком и буквой). Подпишите под каждой картинкой количество букв и звуков в её названии.

(Работа в индивидуальных карточках. Картинки: дождь (5 б., 4 зв.), улитка, ёж, орехи, фасоль, юла, пень, морковь).

  1. Развитие графомоторных навыков

---  Вспомните друзей СОВЫ из сказки про Винни - Пуха. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, какая дорожка приведёт Винни - Пуха к домику Братца Кролика

  1. Развитие фонематических представлений.

--- На доске несколько звуковых схем и слов. Соедините слово с его схемой. Запишите в тетрадь.

Лиса -

Конь -

Ёлка –

  1. Развитие буквенного синтеза.

--- Наша учёная СОВА большая выдумщица. Она придумала для вас игру «Волшебные слова». Составьте из букв слова и узнаете, что спрятано в нарисованном предмете (в шкафу – шуба, в доме – диван, в миске – салат, в кастрюле – каша, в коляске – кукла, в рюкзаке – карта).

  1. Физминутка.

Гимнастика для кистей и пальцев рук «Наши пальцы»

На моей руке пять пальцев (показать пальчики),

Пять хватальцев, пять держальцев (сжимать и разжимать кулачки),

Чтоб строгать и чтоб пилить (имитация указанных движений),

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их нетрудно сосчитать: (сжать пальцы в кулачки)

Раз, два, три, четыре, пять! (поочерёдно разжать пальчики)

  1. Работа по преобразованию слов.

--- СОВА так увлеклась, что не заметила, как время занятия подошло к концу и пришла пора прощаться. Но на последок СОВА решила показать вам фокусы со словами.

Прочитайте слова левого и правого столбиков. Запишите их парами, так чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой.

СЛОВА           БУСЫ

КОТЫ             ТОЛЯ

УСЫ               КРОТЫ

ОЛЯ               ЛАМПА

ЛАПА             СОВА

                   

Образец: слова-сова, коты – кроты.......

Букву, которой эти слова отличаются, подчеркните.

  1. Работа со звуковой схемой слова.

Выберите любое слово из игры «Волшебные слова» (задание № 6) и нарисуйте в тетрадках звуковую схему к этому слову.

(Проверка на доске: дети по очереди выходят к доске и выкладывают из кружочков, выбранную схему слова, а другие должны определить это слово).

Итог занятия.

--- Ребята скажите, пожалуйста, какая тема занятия у нас сегодня была?

(Дети: «Звуки и буквы»).

--- А чем отличаются звуки от букв?

(Дети: «Буквы мы пишем и читаем, а звуки мы произносим и слышим»).

--- Всегда ли количество букв и звуков в словах совпадает?

(Дети: «Нет»).

--- Почему?

 (Дети: «Потому что «Ь» звука не имеет». «Потому, что у гласных е, ю, я, ё в начале слов всегда два звука),

--- Молодцы!

Использованная литература:

  1. Мазанова Е.В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» (конспекты занятий для логопедов). М. – 2007 г.
  2. Линго Т.И. «Игры, ребусы, загадки для дошкольников». Ярославль – 2006 г.
  3. Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь. Совершенствование звукового анализа и обучение грамоте». 1999 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями".

Подробный конспект в двух вариантах в виде описания и диалога педагога преднозначен для творческих встреч , мастер-классов родителей с детьми. Знакомит еще с одной технологией имитации витража:витражн...

Конспект занятия: Мастер класс « Модульное оригами. Подснежники в вазе»

Цель занятия: Развитие у детей способностей к конструктивному и художественному творчеству, используя элементы техники «Оригами». Задачи:1.     Совершенствовать  ме...

Конспект занятия: Мастер-класс "Цветок пуансеттия"

Цель. Научить  изготавливать  цветок  «Пуансеттия»  из  атласной  ленты, с  соблюдением  технологической  последовательности  и  техники...

Конспект занятия( 2 класс. « Особый ребенок») Познавательное занятие « Домашние животные» .

Цели: Закрепить знания детей о домашних животных.Задачи:Образовательные: Познакомить и закрепить знания о домашних  животных. Находить сходства и различия.Дать представление о внешнем виде.Развив...

Конспект занятия( 3 класс « Особый ребенок» ) Познавательное занятие « Фрукты» .

Тема  «Семантическое поле» слова «Фрукты»Цель: Расширение семантического поля слова «фрукты».Задачи.Образовательные. Формирование, расширение, уточнение, семан...