классный час "Где живёт доброта?"
классный час (2 класс) по теме

Семёнова Ольга Александровна

 

 «Где живёт Доброта?

Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы:  доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.  Культура поведения человека тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением и со всем этим составляет внутреннюю культуру человека. Каким бы увлекательным, интересным не был учебный процесс, праздник – это особая радость и возможность наиболее полно проявить свои творческие способности.

План проведения

Вместе с героями "Смешарикаи" дети отправляются на поиски доброты,Они задают вопрос: где же она живёт? В прцессе выступлений, рассуждений, практических дествий делают вывод, что... 

Доброта, в первую очередь, должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца - это сады.
Добрые слова - корни.
Добрые мысли - цветы.
Добрые дела - плоды.

Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gde_zhivyot_dobrota.docx110.99 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ   Дактуйская  СОШ

Конкурс методических разработок  классных часов и родительских собраний

                   

 Семёнова Ольга Александровна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория.

                               с. Дактуй, 2013г.

Классный час во 2 классе

 «Где живёт Доброта?»

  1. Пояснительная записка

Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы:  доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.  Культура поведения человека тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением и со всем этим составляет внутреннюю культуру человека. Каким бы увлекательным, интересным не был учебный процесс, праздник – это особая радость и возможность наиболее полно проявить свои творческие способности.

  1. Цели классного часа:

    1.Развитие умения учащихся вести рассуждения.

    2.Формирование умения аргументировать свою точку зрения.

    3.Формирование нравственных качеств учащихся: воспитывать доброжелательность, уважение к старшим, друг к другу, умение дарить тепло и доброту.
  2. Задачи

Образовательные:

  1. Учить умению сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
  2. Развивать устную речь учащихся.

Развивающие:

  1. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на             анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  2. Развивать познавательные, коммуникативные и эмоционально-волевые способности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать взаимоуважение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
  2. Способствовать развитию интереса к познанию национальных ценностей.
  3. Формировать у детей коммуникативные навыки.

  1. Актуальность:

Суть воспитания – это формирование гражданских, социальных и нравственных качеств личности. В младшем школьном возрасте необходимо учить детей быть человечными, ценить друзей, заботиться о ближних людях. Во время проведения данного  мероприятия даётся возможность показать детям, что вежливость – это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении. Ребята обсуждают проблему человеческого невежества и делают выводы о том, как можно преодолеть собственное  невежество. Играя, дети учатся понимать друг друга,  прислушиваться к мнению других, сопереживать. Приобретают коммуникативные навыки  и навыки позитивного общения. Немаловажным является и то, что праздник способствует сплочению детского коллектива, создаёт радостное настроение.

  1. Подготовительный этап:

1. Распределение ролей среди учащихся.

2. Создание электронной презентации.

3. Подбор музыкального сопровождения.

4. Подбор раздаточного материала для заданий.

5. Изготовление элементов для коллажа.

6. Распределение детей по командам.

7. Подготовка и оформление класса для проведения классного часа.

  1. Оборудование:
  1. Записи песен.
  2. Мультимедийный проектор
  3.  Презентация «Где живёт Доброта?»
  4. Волшебный сундук сказок
  5. Раздаточный материал с заданиями
  6. Конверты с элементами для коллажа (силуэты деревьев, птиц, бабочек, цветов, человечков- эльфов, лучей)

Место проведения:    Классная комната.

Участники: Ученики 2 класса, родители, гости.

Ход классного часа.

Вступление

Слайд 1.

Звучит песня М. Минкова на стихи Ю.Энтина «Дорога Добра».

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра.

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Забудь свои заботы, падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя ведёт не как сестра.

Но если с другом худо, не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда веди дорогою добра.

Но если с другом худо, не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда веди дорогою добра.

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,

Не забывай, что это жизнь, не детская игра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Учитель: Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того,  что доброты в их жизни не хватает.

Оглянись вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Посмотрите кто у нас в гостях?

Слайд 2.

Дети хором:  Нюша

Учитель: Расскажите, о чём пойдёт речь сегодня?

(ответы детей)

1 уч.        Достаётся недёшево

        Счастье трудных дорог.

        Что ты сделал хорошего?

        Чем ты людям помог?

2 уч.        Этой мерой измерятся  

Все земные труды,

Может, вырастил деревце

На земле Кулунды?

3 уч.        Может, строишь ракету?

        Гидростанцию? Дом?

        Согреваешь планету

        Своим мирным трудом?

4 уч.        Иль под снежной порошей

        Жизнь спасаешь кому?

        Делать людям хорошее -

        Хорошеть самому.

1-ый этап Дороги Добра

Учитель: Ребята, Нюша хочет у вас спросить, как думаете вы, что такое доброта? Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа.

Учитель: Доброта, в первую очередь, должна жить…   Где?  (в ваших сердцах)
Добрые сердца –
это  (ответы детей)       сады.
Добрые слова -                            корни.
Добрые мысли -                           цветы.
Добрые дела -                              плоды.

Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (ответы детей)

На эти вопросы мы постараемся ответить не только словами, но и делами. Ведь слово – хорошо, а дело лучше.

Учитель: Как вы думаете, легко ли быть, по-настоящему добрым? Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелёгкий, на нём человека ожидают взлёты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. А вы сегодня готовы пройти по дороге Добра? Возьмём Нюшу с собой?

Ученик. Стать добрым волшебником

            Ну-ка попробуй.

           Тут хитрости

           Вовсе не нужно особой.

Слайд 3.

Учитель: Чтобы выросло первое дерево, давайте попробуем найти слова, в которых «спряталось добро» (доброта, добродетель, добродушный, добросердечный, доброжелательный, добросовестный, доброго здоровья, добрый день, добропорядочный). Слово -  ДОБРО

Ученик:

Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и  дети
И улыбнуться вам спешат.

Учитель:  Растает даже ледяная глыба
От слова теплого...
(спасибо)
– Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…
(добрый день)
– Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь...
 (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим …
(извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …
(до свидания)

Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила? (Ответы детей) 

 Нюша нам дарит за эти слова конверт, но сначала назовите  пословицы, где встречаются добрые слова.  ( Приложение 1)

(Дети прикрепляют к картине деревья вежливости, говорят друг другу добрые слова.)

2-ой  этап Дороги Добра

Слайд 4.

Лосяш пришёл тоже не с пустыми руками, возьмём его ребята с собой?

Сейчас мы посмотрим сценку, а потом попробуем ответить на этот вопрос.

Дети показывают инсценировку стихотворения З.Бядули “Петрусь”:

Обещал отцу Петрусь:
Я за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить,
Первым “здравствуй” говорить
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке:
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
– С добрым утром, дед Федот! –
Дед ругнул его спросонок:
– Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
– Ты куда, Яринка, стой!
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку –
Как невежлива девчонка!
Нес знакомый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи!
– Извините, добрый вечер!
– Ты, – знакомый закричал, –
– И невежа, и нахал!-
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?

Учитель: Как выдумаете, вежлив ли на самом деле Петрусь?

Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?

Так отчего же зависит сила волшебных слов?

Учитель: Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.

Так что давайте говорить вежливые слова с улыбкой и доброжелательным тоном.

Послушайте стихи об этих волшебных словах  (приложение №2,  стихи читают дети).

Слайд 5,6,7, 8.

(Лосяш  вручает  конверты с силуэтами бабочек. Дети прикрепляют бабочек и, улыбаясь, говорят добрые слова).

3-ий этап Дороги Добра

Учитель: Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает Зло.

Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Поможет нам в этом Сказочный сундук. Хозяйка этого сундука Совунья. А предметы, принадлежавшие этим героям, помогут вам дать правильный ответ.

Слайд 9.  Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого  Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)

Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки («Айболит»)

Эта девочка  оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда, «Снежная королева», Г. Х. Андерсен)

Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя,  «Цветик-семицветик»,  В. Катаев)

 Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. («Кот в сапогах»)

Эта девочка была неразлучна со своим четвероногим другом  и помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни. (Элли, «Волшебник Изумрудного города», А. Волков)

Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса?

Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.

Слайд 10.

 (Совунья вручает конверты с силуэтами цветов. Дети прикрепляют цветы на доску).

4-ый этап Дороги Добра

Слайд 11.

Ученик.

Понять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие,

Честное слово.

Учитель: А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое “хорошо” и что такое “плохо”. 
Выступление детей:

  1. Если с другом разделил 
    Ты свои конфеты-
    Хорошо ты поступил, 
    Каждый скажет это. 
    2. Ты узнал чужой секрет
    И разнёс сейчас же,
    Это плохо, хуже нет,
    Это подло даже! 
    3. Если подал ты при всех 
    Девочке пальтишко,
    Ты- культурный человек, 
    Мировой мальчишка! 
    4. Если ты, как дикий зверь, 
    Сразу лезешь драться, 
    Не достоин ты, поверь,
    Человеком зваться! 
    5. Если ты пригрел кота, 
    Кормишь птичек в стужу,
    Это- просто красота,
    Только так и нужно! 
    6. Ты подбил собаке глаз,
    Бросил кошку в лужу.
    Будь уверен, в сорок раз
    Ты собаки хуже. 
    7. Уважай людей вокруг,
    Старших, младших тоже.
    И тогда тебя, мой друг, 
    Назовут хорошим. 
    8. - Но как бы нас жизнь ни ломала,
    В ней некое есть волшебство…
    Хороших людей слишком мало.
    И все – таки их большинство.
    9. Стань добрым волшебником
    Ну-ка попробуй
    Тут хитрости вовсе не нужно особой
    Понять и исполнить желание другого
    Одно удовольствие, честное слово.
    10. Не стой в стороне равнодушно
    Когда у кого-то беда.
    Рвануться на выручку можно
    В любую минуту всегда.
    11. И если кому-то поможет
    Твоя доброта и дружба твоя
    Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
    На свете живешь ты не зря.

Какого же человека можно назвать добрым?

Слайд 12

Учитель: Верно, добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти к ним на помощь. Добрый человек вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми.

Учитель: А ещё добрый человек любит природу, уважает её. На каникулах посмотрели спектакль «Брысь». О чём этот спектакль? (о добром отношении к животным).

Стих. Читает учитель.

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьёзных котят

И щенков беззаботных,

Кто любит любить

И козла и осла –

Тот людям вовеки

Не делает зла.

А какие черты характера помогут вам быть добрыми людьми? (доброта, отзывчивость, внимание к окружающим людям, чуткость, забота, уважение к старшим)

Слайд 13     

        Добрые  люди  своей добротой  освещают  всё  вокруг  подобно  солнышку.

Песня «Кота Леопольда».

Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал.
Если ясный день -
Это хорошо.
А когда наоборот, плохо. 2 раза

Слышишь, как звенит
В небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты,
То всегда легко.
А когда наоборот, трудно. 2 раза

С каждым поделись
Песенкой своей,
Рассыпая смех звучный.
Если песни петь -
С ними веселей.
А когда наоборот, скучно. 2 раза

А вы, ребята, умеете творить добрые дела, оказать помощь близкому человеку? Об этом мы узнаем, отправившись на поезде в Страну верных друзей  (слайд 14).

Прочитайте рассказы Валентины Осеевой (приложение №3)

1) «До первого дождя»

Что вы можете сказать о девочках и дружбе?

2) «На катке»

Как нужно поступать, если вы нечаянно обидели кого-то? Можно ли, стараясь понравиться кому-то, обижать других?

А теперь попробуйте переделать концовку рассказов так, чтобы все были довольны и счастливы (ответы детей).

Выступление учеников: чтение стихотворения « Что такое дружба?».

– Что такое дружба?– спросила я у птицы.
– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?
– Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчишки девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

Дети прикрепляют свои листы с описанием добрых дел. Рассказывают о них. Выходят к доске и поют песню.

ПЕСНЯ «Дружба- это не работа»

Выступление детей: чтение стихотворения « Люди на свет рождаются разными…»

 Люди на свет рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать,

 Надо терпенье в себе воспитать.

Надо с добром к людям в дом приходить,

Дружбу, любовь в своём сердце хранить!

Слайд 15. Учитель: Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Кого же мы называем добрым человеком? (Ответы детей)

Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Так где живёт Доброта? (Ответы детей)   Дети прикрепляют слова на доску, которые запомнили и обязуются употреблять в устной речи. (Приложение 4)

Слайд 16,17,18, 19.

Учитель: Доброта, в первую очередь, должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца - это сады.
Добрые слова - корни.
Добрые мысли - цветы.
Добрые дела - плоды.

Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

Что больше всего запомнилось?

Что огорчило?

Что радовало?

(Ответы детей)

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Слайд 20.  

Давайте поклоняться доброте,

Давайте с думой жить о доброте,

Вся в голубой и звездной красоте

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету,

Под этим неспокойным небом,

Давайте воевать за доброту!

Пожелания детям и всем присутствующим. Слайд 20,21,22,23,24.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Исполнение детьми песни М. Минкова на стихи Ю.Энтина «Дорога Добра».



Используемые ресурсы:
festival.1september.ru/articles/314477/
http://www.pedsovet.su/load/11-1-0-1748
Внеклассные мероприятия, 2 класс, Москва «Вако» 2005
DVD video. Прокатное удостоверение № 259701864. « Приключения кота Леопольда»
DVD video. МПТР ВАФ № 21-56.Прокатное удостоверение № 867411161, «Мешок яблок»

Приложение №1

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе слово и железные ворота открывает.

Ласковое слово, что солнышко в ненастье.

Добро сделанное втайне, оплатится явно.

Доброе дело два века живёт.

Доброе слово доходит до сердца.

На добрый привет добрый и  ответ.

Приложение №2

 Добрый день

– Добрый день! – тебе сказали.
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Доброго пути

– Нам желают: «Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

Здравствуйте

– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.

Пожалуйста

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, без слова «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

Спасибо

– За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

Простите

Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать.
И что обещал — забывать.
А если я всё же забуду, –
Простите, я больше не буду.

Приложение №3

В. Осеева «До первого дождя»

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.

 — Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.

 — Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

 В детском саду воспитательница сказала:

 — Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

 — У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.

 — Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.

 — Видно, ваша дружба до первого дождя!

 Обе девочки покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

В. Осеева « На катке».

День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая  девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

 — Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.

 Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

 — Я нечаянно… — сказал он, отряхивая с её шубки снег. — Ушиблась? Девочка улыбнулась:

 — Коленку…  Сзади раздался смех.

 «Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

 — Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.

 — Иди к нам! — позвали они.

 Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

Приложение №4

(для 1 команды)

Аккуратность

Развязность

Доброжелательность

Вежливость

Грубость

Неучтивость

Чуткость

Отзывчивость

(для 2 команды)

Вспыльчивость

Скромность

Общительность

Наглость

Жадность

Внимательность

Терпимость      

  Крикливость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по экологическому воспитанию для учащихся 1 – ых классов с УУО на тему: «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт»

Данную разработку могут использовать учителя начальных классов при работе по экологическому воспитанию младших школьников....

Классный час"Герой живёт в моей семье"

Классный час "Герой живёт в моей семье"...

Методическая разработка классного часа "Доброта рядом живёт"

Методическая разработка классного часа содержит как теоретический, так и практический материал по организации воспитательного процесса....

Классный час "Живёт повсюду красота"

Классный час с презентацией по экологическому воспитанию детей....


 

Комментарии

Ермошкина Лариса Юрьевна

Хорошая разработка. Очень актуально в наше время. Доброты многим не хватает. И песни все хорошие подобраны, добрые, и стихи. Спасибо за материал.