Классный час на тему: " Живёт на свете очень хорошее слово. Главное человеческое чувство-милосердие"
классный час (3 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ БЕЛАВСКАЯ ООШ
215731 Смоленская область
Дорогобужский район
д. Белавка
Классный час подготовила и провела
учитель начальных классов
Давыдова Светлана Николаевна
Тема: Живет на свете очень хорошее слово. Главное человеческое чувство-милосердие.
Цель: Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся на основе примеров и жизненного опыта детей.
Образовательные задачи: - учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции;
- создавать условия для свободного общения детей;
Воспитательные задачи: - воспитывать свободу мышления;
- учить свободно, без боязни выражать свои чувства; - воспитывать чувство сопереживания, любовь к ближнему;
Развивающие задачи: - развивать нравственные качества учащихся, воображение;
-развивать умение уважать другие точки зрения,
быть терпимым, толерантным к чужому мнению.
Ход классного часа
1.Организационный момент.
Много добрых слов на свете
Знают взрослые и дети:
Мир, любовь и доброта,
Солнце, радуга, весна…
Но есть такое слово в котором живут сразу все слова. Хотите познакомиться с таким словом и подружиться с ним? Тогда в добрый путь, навстречу всему самому доброму и светлому.
2. Создание эмоционального настроя.
Звучит песня «Если добрый ты»
-Пусть доброта моего сердца соединится с добротой ваших сердечек. И вокруг теплее станет. Тот, кто сердился-перестанет, кто грустил-улыбнётся, кто обижался-простит своего обидчика.
( На доску учитель прикрепляет бумажное сердце. В конце занятия к этому сердцу дети добавляют свои бумажные сердечки.)
3. Определение темы классного часа.
- Сегодня на уроке мы поговорим с вами об одном из самых красивых слов о милосердии. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
А как вы понимаете значение этого слова?
(Ответы детей: доброта, отзывчивость, забота, помощь, человечность… )
- Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание. Человек стал человеком не тогда, когда взял в руку палку и приделал к ней камень, а тогда, когда он испытал доброе чувство не только к своему родственнику, близкому ,но и к чужому человеку, когда пожалел человека за то, что он свой, а за то, что он человек.
Милосердие-это….
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
- В словаре Сергея Ожегова можно прочитать следующее определение слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбие».
- Ребята, давайте подумаем, вспомним, а что хорошего каждый из нас сделал вчера или сегодня. Я хочу, чтобы вы вспомнили имя человека, который когда-то вам помог или простил вас.
(Выступления детей)
4.Чтение и анализ рассказа Д.Харченко «Как хомячок Кроша Зёрнышкин научился быть добрым»
Сегодня я хочу прочитать вам рассказ о хомячке, которого зовут Кроша Зёрнышкин.
(Чтение учителем рассказа Д.Харченко « Как хомячок Кроша Зёрнышкин научился быть добрым»
Рассказ о том, как в доме старого мельника Степаныча жил - поживал, горя не знал хомячок. Однажды к Степанычу придёт старушка Настасья и попросит немного пшенички, но мельник ей откажет. Лишится мельник и сна и покоя. Затем мельник придёт в храм и там встретит Настасью. Хомяк потеряет покой и радость, когда не решился приблизится к грязному и худому мышонку. Степаныч исправит свой плохой поступок, и Зёрнышкин поймет, в чём дело, приобретёт себе настоящего друга-мышонка.
Учитель даёт время, чтобы дети подумали над тем, что услышали.
- Да, такие человеческие качества как доброта, милосердие – не разделимы. Ведь человек рождается и живёт на Земле для того, чтобы делать людям добро.
Беседа по прочитанному рассказу.
а)-Где и как жил хомячок Кроша?
- Чем любил заниматься Кроша?
- Кого увидел Кроша, когда в очередной раз прогуливался вдоль поля?
-Почему Кроша не решился приблизиться к мышонку? Почему не спросил, что случилось?
-Что стало происходить с Крошем, когда он вернулся домой?
-Смог Кроша сам разобраться, почему ему так печально?
- Что помогло хомячку разобраться в ситуации?
б)- Кто обратился к Степанычу за помощью?
-Как встретил Степаныч Настасью?
-Отказал ли в просьбе мельник?
-А как на это отреагировала Настасья?
- Почему Степаныч потерял сон и покой? Почему он чувствовал,
что будто камень положили ему на грудь?
- И вот зазвонили колокола… Что это был за звон, почему он был знаком мельнику?
-Кого встретил в храме Степаныч и почему захотел исчезнуть или как говорят, провалиться под землю.
-Что понял мельник, когда вернулся домой.
(Он понял, что ему стыдно. Колокольный звон разбудил в нем голос, как говорят внутренний голос, голос совести.)
- Такой звоночек живёт в каждом из нас, как только мы поступаем плохо он начинает « звонить», напоминать нам о себе. У одних этот звоночек сильный, а у других слабый. Вот сегодня мы и размышляем, чтобы наш звоночек, чтобы наш внутренний голос не спал, а напоминал нам, что мы что- то неправильно делаем.
-Возвращаясь из храма Степаныч услышал разговор двух друзей.( Учитель зачитывает эти строки.
«-Знаешь, Иван, читали про человека, который обещал Богу, что тем, кого он обидел, отдаст в четыре раза больше…
Обидел… Три слова: Настасья… стыдно… обидел…-слились в его мыслях и гремели ,как симфонический оркестр.»)
-Что сделал мельник, когда пришёл домой.
-Как встретила его Настасья? Простила она Степаныча?
-Настасья радовалась, что сосед принёс ей зерна или потому, что он сам изменился.
-Можно ли сказать, что Настасья была милосердна, что она своей добротой и любовью к людям помогла измениться Степанычу.
-Понял ли Степаныч, что чужой беды не бывает, а Кроша.
в) Ребята, подумайте и скажите, каждый ли человек может стать милосердным? А как можно учиться быть милосердным?
( Совершать добрые дела: ухаживать за животными, помогать больным или маленьким. Учиться быть добрыми с теми, кто тебя обидел, не радоваться чужому горю, чужой беде. Надо уметь забывать свои обиды и протягивать руку помощи.)
Говорят, что без добрых дел нет доброго имени.
в) Задание по выбору.
- Молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием. А как вы считаете, кто нуждается в милосердии? Я предлагаю вам выбрать из данных рисунков ответ на мой вопрос и обосновать его.
(На доске рисунки, на которых изображены маленькие дети, старики, инвалиды, больные люди, бедные, животные, растения …)
- Да, помогать нужно всем, кто просит и ждёт нашей помощи. Всем тем, кто обделён вниманием. Помогать нужно до тех пор, пока есть такая возможность и силы.
г) Проблемные ситуации.
- А теперь давайте подумаем, как можно проявить милосердие? Вашему вниманию предлагаются задания для обсуждения. Прочитайте предложенную ситуацию и объясните её нам.
1) Марина вчера обзывалась на тебя ,а сегодня она упала и разбила коленку…
2) Саша рисует танк и у него на рисунок падает большая клякса……
3) Вася заболел ,а ведь обещал пойти с тобой на каток ,ты так этого ждал…
4) Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться.
7) Ты дал другу мяч, а он его порвал….
- Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им, умеет прощать обиды.
г) Практическая работа.
- А сейчас мы проверим, может быть вы теперь стали милосерднее, добрее, внимательнее по отношению друг к другу . У вас на партах лежат трафареты по ним вы сможете нарисовать сердечки и обменяться ими. Но обязательно вместе с сердечком подарить добрый взгляд и добрые слова. Ведь сегодня, я надеюсь, вы подружились с ещё одним добрым словом.
5. Итог занятия.
–А теперь давайте подведём итог урока. Сохранилось ли у вас хорошее настроение? Давайте это хорошее настроение нарисуем.. Давайте нарисуем вокруг нашего сердечка солнечные лучи, которые будут согревать наши сердца своим теплом и лаской. Мы дадим имя каждому солнечному лучику из тех слов, которые мы услышали и запомнили на уроке. Обратите внимание, что лучиков много, а мы будем выбирать только нужные по теме «Милосердие».
(Даны слова. Дети выбирают слова звучащие на уроке)
6.Рефлексия.
-Итак, в жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда доброта живёт в сердце каждого человека. Если ближний замерз - согрей,
Если он неодет - одень
Если голоден - накорми
Если жаждет он - напои.
Если он скорбит - утешай,
Заболеет он - навещай.
Жизнь тебе Господь подарил,
Для того чтоб ты всех любил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: "Если добрый ты - это хорошо".
Цели и задачи:- сформировать в сознании детей понятие «доброта»;- расширить знания школьников о доброте, о её роли в...
Познавательный классный час по теме "Семь чудес света"
Данный материал предназначен для учащихся начальной школы. Возможно проведение урока, а так же познавательного классного часа или внеклассного мероприятия...
Классный час на тему: "«Да будет свет!»
Цели проведения мероприятия: Познакомить учащихся с историей создания электрической лампы, с различными видами...
Классный час на тему: «Если добрый ты – это хорошо!»
Классный час на тему: «Если добрый ты – это хорошо!» Цель: сформировать в сознании детей понятие «доброта»; расширить знания школьников о доброте и, о ее роли в жизни каждого человека; науч...
Классный час на тему "Твои поступки. Что такое хорошо? Что такое плохо?"
классный час (2 класс)...
Конспект классного часа по теме «Твои поступки. Что такое хорошо, что такое плохо?»
Тема: «Твои поступки. Что такое хорошо, что такое плохо?»Цели:формирование умения у учащихся анализировать свои поступки. Оборудование: презентация, видеофрагменты....