Беседа на тему: «Поговорим о культуре поведения»
классный час на тему

Вооружить учащихся умениями, навыками и привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доверия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_kulture_povedeniya.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа на тему:

«Поговорим о культуре поведения»

для обучающихся начальной школы

Разработал

учитель МОУ Торопацкой ООШ

Соколов А.Н.

с. Торопаца

        

Цели: Вооружить учащихся умениями, навыками и привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доверия.

        Культура поведения – это культура речи, культура общения и культура внешнего вида.

        Мы говорим о нормах и правилах, которые предъявляет общество к речи внешнему виду людей. Но внешний вид – это не только одежда человека, это его поза, жест, мимика. Эти три составляющие человеческого общения очень важны, и надо учиться пользоваться ими. Нужно учиться не только слушать собеседника, но и смотреть ему в глаза, наблюдать за осанкой, походкой. Подчас они могут рассказать о состоянии, настроении человека куда больше, чем слова.

        - Как замечательно, что люди научились пользоваться речью. Благодаря ей, мы находимся в постоянном общении друг с другом. Наше хорошее настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот: небрежно оброненное, злое слово больно ранит нас. Сейчас даже трудно представить себе то время, когда люди жили в пещерах и не умели говорить, пользоваться речью. Как же они общались? (Выслушиваются версии детей).

        - Да они использовали те приемы общения, которыми сейчас пользуются животные. Как собака показывает своё расположение к ласке, играм? (Виляет хвостом, подпрыгивает, трется о ноги). 

Собака без слов показывает своё настроение, используя только различные позы своего тела.

        Человек тоже меняет позу тела в зависимости от самочувствия и настроения.

        - Скажите какую позу примет больной человек? (Ляжет, так как такая поза не требует физических усилий). 

Такую же позу принимает человек, который очень устал.

        - А теперь посмотрим, наблюдательны ли вы?!

        Что обозначают эти позы человека?

(Учитель использует заранее приготовленные картинки с изображением человека в разных позах или данные позы демонстрирует заранее подготовленный ученик).

        1. Человек стоит, чуть опустив голову и плечи, одной рукой подпирает щеку. (Человек, погруженный в свои мысли).

        2. Человек стоит, втянув голову в плечи, обхватив себя руками, еле заметно покачиваясь. (Человеку холодно).

        3. Человек стоит, выставив ноги на ширине плеч, голова опущена, взгляд насупленный, руки «в замке» на груди. (Агрессивно настроенный человек).

        4. Человек, голова которого приподнята, на лице улыбка, руки протянуты вперед. (Человек, с радостью встречающий гостя).

        

        - Скажите, что используют для общения люди, лишенные слуха? Вспомните телепередачи с судропереводом.

Использование различных, определенных положений рук, головы для передачи мыслей – это язык жестов. Все мы ежедневно пользуемся этим языком. То, что я произнесу словами, вы попробуете изобразить жестами.

        - Тишина Тс-с-с! (Указательный палец поднесите к губам).

        - Иди-ка сюда!  (Поманить пальцем, ладонью).

        - Нет, нет! (Вертеть головой или рукой из стороны в сторону).

        - Выслушайте меня! (Рука поднята вверх).

        - Восхищение чем-либо. (Звучат аплодисменты).

        Эти жесты стали международными, понятны людям многих народов. Но некоторые жесты одного народа могут быть непонятны другим народам. Вспомним жест прощания (рукой помашем сверху вниз). Латиноамериканец воспринял бы такой жест как жест приглашения в гости. В давние времена китайцы, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

        Жест приветствия у египтян раньше напоминал отдачу чести: ладонь прикладывалась ко лбу. Сегодня примерно так же приветствуют друг друга военные. Большой палец, поднятый вверх или опущенный вниз, как знак одобрения или неодобрения, был известен со времен Древнего Рима.

        Бывают в жизни моменты, когда без жестов не обойтись. Например, две футбольные команды из разных стран не поймут друг друга и судью, так как они говорят на разных языках. Или представьте себе такую ситуацию: под водой работают водолазы. Как им понять друг друга? Для таких случаев люди придумали язык профессиональных жестов.

        Есть жесты, которые не положены в обществе воспитанных людей. Во время разговора не принято во все стороны махать руками, хлопать собеседника по плечу, крутить пуговицы или теребить одежду. Неприемлемо  в присутствии посторонних чесать голову.

Младенец еще не умеющий говорить, знает «азбуку» лица. Изменения выражения лица при помощи лицевых мышц называется мимикой. Малыш прекрасно различает мимику взрослых, определяя по ней отношение к себе. Мать улыбнулась – и он широко улыбается в ответ, она нахмурила брови – у ребенка мгновенно проявляется настороженность в глазах, кривится готовый заплакать ротик. Недаром говорят «читаю на твоём лице…».

        - А сейчас я приглашаю вас воспользоваться своей мимикой.

(Дети берут карточки с заданиями и тут же с помощью мимики изображают то, что там написано:

1. Сердитый человек; 2. радостный человек; 3. удивленный человек; 4. грустный человек).

        - А сейчас вспомним м/ф про Крошку енота. Мать посылает малыша собрать осоку, но он никак не может это сделать, потому что ему кажется, что кто-то сидит в пруду и корчит ему страшные рожи, угрожает палкой. Крошка енот не понимает, что видит в воде собственное отражение. Так и мы подчас, глядя на усталые, угрюмые лица, не осознаем, что видим… себя.

Постарайтесь расслабить мышцы вашего лица, не делайте их «каменными». Вид улыбающегося человека создает хорошее настроение у окружающих. Недаром в конце Крошка енот поет:

        От улыбки станет день светлей,

        От улыбки в небе радуга проснется,

        Поделись улыбкою своей,

        И она к тебе не раз еще вернется…

        - Давайте и мы споем эту песню.

В конце занятия дети вместе с учителем поют песенку «Улыбка».

Итог занятия:

- Дети о чем говорили на сегодняшнем занятии?

- Что такое «культура поведения»?

- Какие три составляющие входят в понятие «культура поведения»?

- Что такое «культура речи»?

- Что такое «культура общения»?

- Что такое « культура внешнего вида»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о культуре поведения "Правила, обязательные для всех".

Классный час о правилах общения; вежливом, внимательном и доброжелательном отношении к другим людям. В ходе беседы раскрываются правила вежливости, точности, деликатности....

Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"

Беседа даст  детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверст...

Беседа "О культуре поведения"

Материал для бесед с учащимися на классных часах и во внеурочной деятельности...

Беседа на тему "Поговорим о дружбе"

Беседа: "Поговорим о дружбе"...

Игра на тему: «Поговорим о культуре поведения»

Проверить знания детей о культуре поведения, их воспитанность, умение вести себя в обществе. Подарить детям праздник....

Отчет по теме самообразования «Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения»

«В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали».В.А.Сухомлинский.Развивать культу...

Комплекс занятий по этикету для 1 доп. класса по теме: «Формирование навыков культуры поведения через моделирование ситуации». МОУ "С(К)ОШИ № 4" г.Магнитогорск. 2022-23 уч.год.

Данная разработка по этикету проводится во втором полугодии 1 доп. класса (III и IV четверти) и создана для дальнейшей успешной адаптации первоклассников второго года обучения. Общеизвестно, что приме...