Беседа о культуре поведения.
классный час (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Беседа о культуре поведения.
«Правила, обязательные для всех»
- Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями, сёстрами, с соседями; в школе- со многими учителями, школьными товарищами, поварами, библиотекарем и т.д.; в магазине с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми, сверстниками.
-Трудно сосчитать, сколько людей за день увидишь; с одним только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. А это значит, что человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в транспорте и т.д.
-Каждый бывает в роле старшего и младшего, требующего и исполняющего, оценивающего. И все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставит в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимательности, грубости, злого слова. Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляться и в поступках, и в словах, а также в тоне разговора с ними.
-Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех - для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых. Для всех. Их надо выполнять всегда.
-Кто знает, какие же это правила?
- ПРАВИЛО ВЕЖЛИВОСТИ.
-Ребята, а что значит быть вежливым?
-Это вежливо обращаться к другим людям; правильно вести себя в чужом доме; быть гостеприимным хозяином; уметь слушать других; кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы»; уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.
-Ребята, вот вы бываете на улице, в магазине, в школьной раздевалке, в столовой, ходите в театры, в кино. И вот скажите, всегда ли дети, ведут себя вежливо?
-Ребята, а вы знаете, что вежливость проявляется и в соблюдении правил приветствия взрослых и сверстников, при встрече с ними, обращении к ним с просьбой, благодарностью, в умении пользоваться словами вежливости.
-А какие слова вежливости вы знаете, и где эти слова употребляются?
-А как эти слова называют по-другому, почему?
-А кто знает, как надо здороваться со старшими?
(Нужно остановится, поздороваться, приветствуя взрослого, нужно назвать его по имени и отчеству. Со старшими нужно здороваться первым, но никогда не следует первым подавать руку.)
-Ребята, скажите, что вы будете делать, если в комнату вошёл взрослый?
-Скажите, а кому нужно обращаться на «вы»?
(ко всем старшим и незнакомым.)
- Если вы обращаетесь с вопросом к взрослому, то нужно попросить на это разрешение, сказав: « Разрешите спросить» или « Будьте добры сказать…», «Прошу вас, скажите пожалуйста».
- При просьбе к старшим или к товарищам нужно не забывать говорить слово
« Пожалуйста». Вежливость должна быть по отношению к сверстникам, товарищам. Не должна допускаться грубость, обидных прозвищ, кличек. От мальчиков тоже требуется «рыцарское» отношение к девочкам; умение пропустить девочку вперёд, уступить ей место, подать пальто и т.д. Но и девочки должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.
Работа с пословицами.
- Как понимаете смысл пословиц.
-От одного слова да навек ссора.
-Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
-Добрые дела красят человека.
-А сейчас давайте устроим небольшую игру. Но а я посмотрю можете ли вы поступать вежливо.
Я начну небольшой рассказ, а вы по очереди его продолжите.
- Однажды Вова решил пойти к товарищу в гости. А взрослых никого дома не было. Уходя из дома… ( Посмотрел опрятно ли он выглядит, привёл в порядок свою одежду, написал записку маме - куда он пошёл и когда придёт)
-Вова пришёл к Вите. Дверь отворила его мама. Вова сказал…
( дети продолжают)
-Витина мама через некоторое время позвала мальчиков пить чай. Вова сел за стол и…
( дети рассказывают, как Вова должен был вести себя за столом).
-А сейчас ваши товарищи прочитают вам стихотворение С.Я.Маршака
« Ежели вы вежливы». А вы, ребята, проявите свою вежливость к своим товарищам, внимательно послушайте и отложите себе в памяти, что нужно делать, чтобы быть вежливыми.
Ежели вы вежливы,
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы- то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда.
Не тратить же товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание
Часы на ожиданье!
И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Знал одного ребёнка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребёнку воспитание.
Был вежлив этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик
Он их благодарил,
«Спасибо»,- говорил.
Нет, ежели вы вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика у мальчика
Без спросу не берите!
- ПРАВИЛО ТОЧНОСТИ.
- Ребята, как вы думаете, что значит правило точности?
-Труд, общественная работа, игра, развлечения, занятия и т.д. часто бывают коллективными, когда от каждого зависит общий успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всём: в работе и учении, в приходе к определённому сроку в школу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово - исполни, обещал прийти- приди вовремя.
-Ребята, представьте вот такую ситуацию.
-В классе должен пройти какой-то утренник, на который были приглашены гости. И вот кто-то из участников не выучил своих слов. Но зато, когда раздавали слова, он громче всех кричал, чтобы ему дали слова, и обещал, что он их обязательно выучит. Мало того он даже и не пришёл.
-Может быть, его слова главные в этом утреннике. От этого может и утренник не получиться как надо или совсем сорваться. И от этого у всех испортится настроение, и у ребят, и у гостей. А ведь ребята много готовились и из-за какого-то не воспитанного человека все их труды идут насмарку.
-А скажите, ребята, случались ли в вашей жизни такие не воспитанные ребята?
3.ПРАВИЛО ДЕЛИКАТНОСТИ.
-Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и всё умеешь делать сам.
-А сейчас внимательно послушайте ситуации и найдите ошибки.
« Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: « Елена Петровна…»
- Чтобы вы посоветовали девочки?
-Ещё одна ситуация.
«Миша пришёл домой к Пете, чтобы вместе делать домашнее задание. Работали очень добросовестно, серьёзно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: « Петя, помоги мне отнести сумки на кухню». Петя сказал: « Мама, мы ведь серьёзным делом заняты - уроками».
-Выскажите своё мнение по поводу поведения мальчиков. Какие ошибки в их поведении вы заметили?
-А вот ещё ситуация.
«Большая перемена. Ты выбежал в вестибюль немного размяться и развеяться. Но так увлекся, что сбил с ног малыша – первоклашку. Твои действия?»
а) пронесёшься мимо.
б) поднимешь малыша, извинишься.
в) постараешься не допустить подобной ситуации.
-А сейчас проявите свою вежливость и послушайте стихотворение С.Михалкова « Одна рифма».
- Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопрос.
Шёл трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нём сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
Люди входят и выходят
Продвигаются вперёд.
Пионеру Николаю
Ехать очень хорошо.
Он сидит на лучшем месте-
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой:
Он собрался на каток.
Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперёд.
Николай сидит, скучает,
Бабка рядышком стоит.
Вот вагон остановился
Возле самого катка,
И из этого вагона
Вылезает пионер.
На свободное местечко
Захотелось бабке - сесть,
Оглянуться не успела-
Место занято другим.
Пионеру Валентину
Ехать очень хорошо,
Он сидит на лучшем месте,
Возвращается с катка.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперёд.
Валентин сидит скучает,
Бабка рядышком стоит.
Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем в рифму:
-СТАРОСТЬ НУЖНО УВАЖАТЬ!
-Что вы можете сказать о мальчиках из этого стихотворения. Какие это ребята? Ребята не должны быть такими.
ИТОГ
-В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя.
-Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни. И запомните, что вежливым, воспитанным и культурным человек не рождается, а становится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа о культуре поведения "Правила, обязательные для всех".
Классный час о правилах общения; вежливом, внимательном и доброжелательном отношении к другим людям. В ходе беседы раскрываются правила вежливости, точности, деликатности....
Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"
Беседа даст детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверст...
Беседа "О культуре поведения"
Материал для бесед с учащимися на классных часах и во внеурочной деятельности...
Беседа о культуре поведения на природе.
Беседа о культуре поведения в природе для детей младшего школьного возраста в группе продлённого дня....
Беседа о культуре поведения в природе
Формировать у учащихся знания о нормах и правилах поведения в природе,...
Классный час в 4 классе. Беседа о культуре поведения и общения «Правила, обязательные для всех»
Конспект занятия. Классный час в 4 классе. Беседа о культуре поведения и общения «Правила, обязательные для всех»...
Статья - беседа «О культуре поведения в природе».
Цель статьи воспитание у детей чувства ответственности за своё поведение в природе, формирование у обучающихся ...