Отчет по теме самообразования «Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения»
учебно-методическое пособие (4 класс) на тему

Ходаева Светлана Владимировна

«В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали».

В.А.Сухомлинский.

Развивать культуру поведения и нравственность в современных школьниках считаю одной из самых важных и актуальных задач. Ведь младший школьный возраст - время приобретения ребенком знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать дружбу и авторитет, учитывать множество предписаний и правил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_teme_samoobrazovaniya.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г.Торжка Тверской области

ОТЧЁТ

по теме самообразования

«Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения»

Учитель начальных классов Ходаева С.В.

Торжок, 2013 г.

 «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали».

В.А.Сухомлинский.

Развивать культуру поведения и нравственность в современных школьниках считаю одной из самых важных и актуальных задач. Ведь младший школьный возраст - время приобретения ребенком знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать дружбу и авторитет, учитывать множество предписаний и правил.

Целью развития культуры воспитания и  нравственно-эстетического воспитания является: формирование устойчивых нравственных качеств личности школьника. Исходя из цели, я ставлю следующие задачи:

- прививать воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды,

- помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали;

- помочь осознать свой личный опыт поведения.

Развитие культуры поведения и нравственности - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Нравственное развитие школьника занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Формирование привычек нравственного поведения младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера, которая обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Велика роль уроков литературного чтения в духовно-нравственном развитии младших школьников, ведь «Книга – это открытие мира». К.Д.Ушинский писал «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении». Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения.

В практической деятельности мы с детьми реализуем учебно-методический комплект под редакцией Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение». Идеологическая основа учебно-методического комплекта под редакцией Л.Ф.Климановой в целом соответствует «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленной на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.

Система нравственно-эстетических представлений, чувств задаётся в данном УМК отбором литературных произведений, тематикой чтения, методами работы. Так, знакомясь с былинами, летописями на страницах учебника, учащиеся испытывают чувство гордости, любви к своей Родине, её защитникам. Читая Житие Сергия Радонежского, произведения Сельмы Лагерлёф « Святая ночь», «В Назарете», дети соприкасаются со святыней, узнают о детстве и жизни Сергия Радонежского, постигают тайны любви, всепрощения, предательства.

Рассказы и стихи, включённые в раздел «Мир классики» помогают ребятам лучше понимать и видеть мир природы, быть ближе к ней, любить её, охранять.

Сказка М.Ю. Лермонтова «Ашик Кериб» воспитывает в учащихся преданность, верность, умение быть верным данному слову, а также учит ценить людей не за их внешний облик, а за их внутреннее душевное состояние.

В.М.Гаршин в «Сказке о жабе и розе» дает богатейший материал для воспитания нравственных ориентиров у учащихся через оценочную деятельность, через анализ причинно-следственных отношений, через эмоционально-чувственное восприятие событий и образов. Поскольку образы в произведении Гаршина символичны, то сделать вывод самостоятельно учащимся обычно непросто: необходима последовательная аналитическая работа, поиск разгадки символов. Работа учащихся над произведением и умелое ненавязчивое направление учителя позволит сделать главный вывод, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.

В сказке П.П.Бажова «Серебряное копытце» перед ребятами предстаёт положительный герой Кокованя, который    подаёт пример милосердия, взяв себе на воспитание сиротку Дарёнку, да в придачу к ней ещё и кошку Мурёнку. Затем перед ребятами стоит сложная задача, им нужно ответить на главный вопрос: Почему всем героям хотелось увидеть Серебряное копытце? Все герои верили в чудеса и хотели увидеть это чудо или потому, что герои были бедны и хотели разбогатеть?

На уроках окружающего мира мы  реализуем учебно-методический комплект под редакцией А.А.Плешакова, который включает  разделы: «Природа России», направленный на привитие таких качеств, как любовь к природе, Родине, своему краю, раздел «Страницы всемирной истории», «Страницы истории человечества», раскрывающими детям исторические события из жизни нашего государства, знакомят с выдающимися людьми. Всё это способствует воспитанию патриотизма, любви и чувства гордости за свою Родину.

В 1,2,3 классах программный материал в учебнике позволяет рассматривать вопросы гигиены, культуры поведения, культуры общения и вопросы, связанные с личной безопасностью. Большую помощь в работе оказывают интернет-ресурсы, серии картинок, плакаты по данной тематике.

Хорошим подспорьем в моей работе является группа продлённого дня, в которой я работаю на своём классе во второй половине дня. Провожу беседы с последующим обсуждением на темы: «Вежливы ли мы?», «Волшебные слова», «Что такое чуткость?» и др. Интерес и живой отклик вызывают у ребят мероприятия «Золотая осень», «Здравствуй, Новый год!», «Красавица весна» и др.

В конце каждой четверти проходят праздники – Дни именинника. Уже традиционным стал праздник «Мамы, бабушки и мы», посвященный 8 марта. Подготовка к 8 марта начинается за месяц: ребята пишут сочинения о своих мамах, разучивают песни, частушки, стихотворения, оформляют выставку рисунков и поделок, готовят приглашения. На этих праздниках проходят конкурсы между мамами и детьми. Конкурсы литературного характера, на эрудицию, загадки, по окружающему миру. Мамам и бабушкам больше всего нравится слушать сочинения детей о себе.

Любят ребята совершать походы, экскурсии в г.Тверь, Москву. Побывали мы не один раз в ТЮЗе, кукольном театре, филармонии, посещали планетарий, краеведческий музей, Московский зоопарк. Такие поездки помогают увидеть положительные результаты своего труда и наметить пути для дальнейшей работы.

Нельзя не отметить и то, что большую помощь мне в решении вопросов культуры поведения и привития нравственных качеств оказывают различные кружки и секции, которые посещают ребята моего класса. Так, результаты данного обследования представлены на диаграмме. Из которой видно, что ребята отдают предпочтение занятиям в футбольной секции - 20%, посещают дополнительные платные курсы английского языка -20%, увлекаются рисованием - 15%, вязанием – 13 % и т.д.

Ежегодно провожу анкетирование по следующим направлениям «Кем я хочу стать», «Моё хобби», «Мой любимый предмет». Данные обрабатываю, заношу в таблицу и вот, что получается. У родителей данная информация вызывает большой интерес. Большинство родителей моего класса проявляет интерес и к учёбе, и к воспитанию своего ребёнка. Но есть и проблемы, с которыми приходится сталкиваться. В последнее время все чаще наблюдается безразличие родителей к формированию нравственно-эстетических качеств ребенка, процесс воспитания они практически полностью доверили школе, учителю. Для решения данной проблемы я провожу индивидуальные беседы, собрания на темы: «Семья – главный воспитатель»,  «Антиалкогольное воспитание детей в семье», «Особенности трудового воспитания детей младшего школьного возраста» и др., что, как показывает практика, дает положительную динамику.
 Ведь «Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение»,- говорил Эрих Фромм. Я с его высказыванием полностью согласна. В своей работе стараюсь придерживаться Азбуки морали, которую предлагает В.А.Сухомлинский:

  • Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно.
  • Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
  • Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
  • Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь.
  • Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей.

Используемая литература:

  1. Крайг Г. Психология развития. Спб, 2000.
  2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999.
  3. Психическое развитие младших школьников. М, 1990.
  4. Интернет-ресурсы.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразование "Развитие навыков орфографической зоркости на уроках письма и развития речи через различные формы и методы"

В отчете поставлены цели и задачи работы по данной теме,определены этапы работы , составлен план реализации работы, сформирован ожидаемый результат работы по данной теме....

«Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения»

«Развитие культуры поведения и нравственности на начальной ступени обучения»...

Отчет по теме самообразования "Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС"

Отчет включает в себя задачи учителя, формирующего познавательную активность. Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования....

Отчет по теме самообразования : «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»

Считаю данную тему актуальной и важной. Так как основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жиз...

Программа развития универсальных учебных действий для обучающихся начальной ступени обучения.

Данная  программа является основой контроля за качеством деятельности по  формированию УУД, может быть использована при разработке рабочих программ отдельных учебных предметов....