Рабочая программа для творческого объединения по краеведению "Родничок" (2- 3 класс)
рабочая программа (3 класс) по теме

Рабочая программа для творческого объединения по краеведению "Родничок" (2- 3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnichok.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа для творческого объединения по краеведению «Родничок»

(2 – 3 класс)

Пояснительная записка

          Направленность программы: духовно-нравственное и общекультурное развитие младших школьников.

Актуальность программы 

В настоящее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ « Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Программа «Родничок» даёт возможность учащимся «раскрыть себя»  во внеурочное время, и нацелена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

       

         Ценностные ориентиры программы

 В программе творческого объединения «Родничок» предлагается  тематика  теоретических, игровых и практических занятий с учащимися 2 класса, направленных на получение знаний о своей малой Родине, о традициях и обычаях народов Южного Урала через изучение,  сохранение обычаев и традиций своей семьи.

         Занятия по  краеведению способствуют развитию  у  учащихся любви к  Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.   Корни человека – в истории и традициях своей семьи,  своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе  исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим  поколениям,  долга, милосердия.

      В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.

       Цель программы:

       Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности.

Задачи:  

  1.  воспитание любви к своей семье, к своей малой Родине, уважительного отношения к окружающим людям,   сознательного отношения и  уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие;
  2. стимулирование познавательной активности и самостоятельности школьников в поисково-исследовательской деятельности;
  3. формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять).

Возраст детей и сроки реализации программы:

 Данный курс рассчитан на детей 8- 10 лет.  Занятия кружка проходят во внеурочное время один раз в неделю, 36 часов в год.

Участие в работе кружка добровольно. Наряду с этим принципом реализуются и другие принципы :

  1. Культурологический.
  2. Личностно-ориентированный.
  3. Доступности и наглядности.
  4. Преемственности.
  5. От частного к общему

Формы и методы проведения занятий

          Содержание программы и возрастные особенности детей обуславливают необходимость использования различных форм и методов обучения, гармоничного сочетания теоретических занятий с практикой: беседы с иллюстративно-демонстрационным материалом, дидактические и ролевые подвижные игры, экскурсии, практическая и поисковая, индивидуальная и групповая деятельность.

      Краеведение, как никакой другой предмет, воспитывает не только патриота, но и активного гражданина, повышает уровень его культуры, увеличивает разносторонность знаний, приобщает к самостоятельной исследовательской работе, учит умению общения с людьми, развивает навыки поиска и систематизации полученной информации. Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.  

         На занятиях кружка  учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников (книги местных писателей и краеведов, газетные и журнальные публикации, старые письма и фотографии, предметы быта и объекты местности, архитектурные памятники и местные топонимы, устные рассказы и предания) и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют и выполняют небольшие исследования.  При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Содержание программы «Родничок»

Первый год

Введение (1 ч.)

       Родной край, малая родина, место, где человек появился на свет, сделал первые шаги, произнёс первые слова, увидел солнце, небо, землю, первую травинку, цветок, дерево, животное, – это понятие у каждого своё. Именно оно связывает человека с местом и людьми, близкими ему от рождения. Все мы родом из детства. Наши знания об окружающем мире начинаются оттуда, и сердечные привязанности – тоже. У глагола «любить» не может быть повелительного наклонения, потому что в возникновении любви властно одно только сердце. Оно выбирает, что ему любить.  Для того чтобы у школьника появилась любовь к родине, надо активно воздействовать на его чувства. Только тогда любовь к родному краю родится у него внутри, как отклик на всё то доброе и родное, что связано у него с его малой родиной.

Что мы Родиной зовём (12 ч.)

        Россия  - огромная страна,  в которой мы живём. Географическое положение Челябинской области на карте России. Формы поверхности. История географических названий. Исторически сложившиеся  виды деятельности населения области. Герб Челябинской области.

Южноуральск - самый молодой  и красивый город области. Слава Южноуральска – АИЗ, завод «Кристалл». Рассказы детей о профессиях своих родителей. День города.

Улицы города. Домашний адрес. Путь от дома до школы.

Экскурсия в городской краеведческий музей.

Практическая работа:

Изготовление игрушки-зерновки.

Разучивание подвижных игр «Волк и зайцы», «Гуси-лебеди», «В садовника», «В краски», «Чур, меня!», старинных считалок, скороговорок.

Семья и семейные праздники (16 ч.)

         Дом – это папа и мама, сёстры и братья, бабушки и дедушки. Между ними есть определённые отношения, и все они подчиняются правилам, которые закреплены в памяти народной, в песнях, пословицах, сказках, в праздниках. Отец зарабатывает деньги, пашет землю, строит дом, выращивает сад. Мать воспитывает детей, готовит еду, следит за тем , чтобы в доме всегда было уютно и чисто. Маленькие дети ещё мало знают, мало что умеют, и все старшие члены семьи помогают им войти в жизнь. А дедушки и бабушки  рады передать накопленный опыт своим детям и внукам.

       В каждой семье стараются помнить своих предков и семейные предания, легенды о знаменитых родичах: героях, умельцах, талантливых людях. Не знать своё родословное древо – значит быть человеком без роду, без племени. Такой человек никогда не полюбит свой дом, свою Родину по-настоящему.

Фамилии, имена, отчества членов семьи. Прозвища и дразнилки. Род занятий и мир увлечений близких родственников. Семейные праздники.

Практические работы:

Презентация (визитная карточка) семьи.

Составление родословного древа.

Сказки «Пуночка», «Как отец сына бесстрашию учил», «Жестокий урок», «Пыхтелка».

Игры «В медведя», «Заинька по сеничкам», «Растеряхи», «У дядюшки Трифона», «Глухой телефон», «Кис-мяу!» и др.

Не будет скуки, если заняты руки (6 ч.)

         Городские детские клубы -  центры дополнительного образования и отдыха детей: «Дружба», «Метеор», «Оптимист» и др.

Ткачество. Бисероплетение. Резьба по дереву. Рельефное рисование. Авиа-моделирование

Экскурсии с практическими занятиями в Увельский Дом творчества, клубы «Дружба», «Метеор», «Оптимист».

С чего начинается родина (1 ч.)

        Итоговое занятие (литературно-музыкальная композиция)

Второй год

Круговорот жизни (8 ч)

Для наших далёких предков природа была единственным домом. Люди полагали, что природа живёт по тем же законам, что и человек; более того, она наделена теми же чувствами, что и человек. Природа – хранительница земли и неба, она величава и могуча, и человек преклоняясь перед ней, берёг её и старался не нарушать её законов.

 Люди создали свой календарь, который называли земледельческим. В нём собраны приметы за природой за тысячи лет. Эти наблюдения отразились в поговорках, пословицах и приметах. И как точно они работают до наших дней.

Что такое миф. Славянская мифология. Образ мирового дерева. Приметы и календарь.

О новом и старом летоисчислении.

Осень, Осень , в гости просим! (12 ч)

Праздники и приметы осени.  Забавы осенин: похороны мух и тараканов, капустные вечера, синичкины именины. Песни, стихи,  загадки об осени. Игры «Белый камень», «Как поймать зайца», «День и ночь». Урало-Сибирская роспись.

Практические работы:

Изготовление страниц народного календаря, панно в различных техниках, изготовление  кукол-оберегов, плетение пояса в технике «ромашка» (Увельский дом народного творчества).

Зима за морозы – мужик за праздники (26 ч)

Праздники и приметы зимы. Песни, стихи,  загадки о зиме. Зимние посиделки и страшные вечера. Рождество и Новый год. Масленица. Сказка «Старик и дерево», февральские былички, игры  «Пошёл козёл в огород», «Звонок», «Хождение по горнице», игры со снегом.

Практические работы:

Изготовление страниц народного календаря, поздравительных открыток, ёлочных игрушек, элементов карнавальных костюмов, приготовление  блюд уральской кухни (пироги, блины, пельмени и вареники), презентация работ кружка резьбы по дереву, мастер-класс в гончарной мастерской (Челябинский краеведческий музей)

Идёт весна, весна красная (16 ч)

Будни и праздники тёплой весны. Приметы весны, песни-веснянки, стихи и загадки, сказки. Игры «Как на улице воробушек гуляет», «Вербохлёст», «Катание яиц»  

Практические работы:

Изготовление страниц народного календаря, скворечников, игрушек-свистулек, жаворонков из бумаги, куличков из теста, журавликов из соломы и камыша (мастер-класс Увельский дом творчества), роспись пасхальных яиц.

Знай по цвету, что дело идёт к лету (6 ч)

Приметы, песни, стихи,  загадки, сказки о лете. Хороводные игры. Игры нашего двора (со скакалкой и мячом)

Литературно-музыкалькая композиция «Во поле берёза стояла»

Практические работы:

Изготовление страниц народного календаря, плетение фенечек из бисера и лент (мастер-класс в клубе «Метеор»).

                                                 Учебно-тематический план

Первый год

                                               Любая дорога от отчего порога

№ п/п

Тема занятий

Общее

количество

часов

В том числе

Формы организации деятельности

детей

теория

практика

Любая дорога от отчего порога

I

Введение в краеведение

1

1

Беседа

II

Что мы Родиной зовём?

12


1

Моя Родина – Россия

1

1

беседа

2

Наш край на карте России

1

1

Работа с контурной картой

3

Любимый сердцу город

2

1

1

Беседа, экскурсия

4

Родная улица моя

1

1

Беседа, викторина

5

Игры нашего двора

1

1

Подвижные игры

6

Все дороги ведут к дому

1

1

Беседа

7

Без чего дом не бывает

1

1

Викторина

8

Экскурсия в городской краеведческий музей

2

2

Экскурсия

9

Дом без посиделок, что церковь без народа

1

1

Подвижные игры

10

Игрушки-зерновки

1

1

Изготовление игрушки-зерновки

III

Семья и семейные праздники

16



1

Нет дороже дружка, чем родная матушка

1

1

Беседа, изготовление подарков к дню матери

2

Слово о матери

1

1

Семейный праздник

3

Отец всегда молодец

1

1

Беседа, чтение сказок об отце

4

С отцом вместе трудиться – счастьем насладиться

1

1

Рассказы детей о увлечениях своих отцов

5

У дядюшки Трифона

1

1

Подвижные игры

6

Жили-были дед и баба

1

1

Беседа

7

Песни и забавы бабушки Ульяны

1

1

Рождественские колядки, игры

8

Мне дедушка рассказывал

1

1

Встреча с интересными людьми

9

Радость в доме дети

1

1

Беседа

10

Игрушки-обереги

1

1

Изготовление игрушек

11

Семейный праздник – масленица

1

1

Подготовка к празднику: песни, игры, изготовление реквизита

12

1

1

Праздник

13

Род- отчество – фамилия

1

1

Беседа

14

Что значат наши имена

1

1

Рассказы учащихся

15

История моей фамилии

1

1

Рассказы, презентации

16

Родословное дерево

1

1

Защита проекта «Моя родословная»

IV

Не будет скуки, если заняты руки

6

1

Из далёкой старины

1

1

Экскурсия в Увельский Дом творчества

2

По узору расскажу историю

1

1

Изготовление коврика в технике плетения

3

Плетение фенечек из бисера

1

1

Занятие в клубе «Метеор»

4

Мы рисуем мир

1

1

Выставка детских работ в клубе «Дружба»

5

А он летает!

1

1

Занятие в кружке авиа-моделирования, «Метеор»

6

Раз сучок, два сучок – деревянный сундучок

1

1

Экскурсия в клуб «Оптимист»

V

Обобщение

1

С чего начинается Родина?

1

1

Литературно-музыкальная композиция

Итого

36

18

18

       

                                                 Учебно-тематическое план

Второй год

 Всему порядку царь – народный календарь


п/п

Тема занятий

Общее

количество часов

В том числе

Формы организации деятельности детей

теория

практика

Круговорот жизни

1

  Природа – это тоже твой дом

1

1

Чтение и слушание легенд, беседа о прочитанном

2

Славянская мифология

1

1

Просмотр видео

3 - 4

Особенности русского костюма и жилища

2

1

1

Экскурсия в Увельский дом народного творчества, мастер-класс: плетение пояса-оберега

5 -7

Урало-Сибирская роспись

3

1

2

Выполнение рисунка древа жизни

8

Народный земледельческий календарь

1

1

Поиск пословиц, поговорок. песен

Осень, осень, в гости просим.

9 - 10

Праздники и приметы сентября

2

1

1

Поиск пословиц, поговорок, песен, примет погоды. Подвижные игры.

11

Похороны мух и тараканов (Игра-забава)

1

1

Игры- забавы

12 - 13

Октябрь-грязник, октябрь-капустник

2

1

1

Изготовление страниц народного календаря

14 -15

Как рубаха в поле выросла

2

1

1

Увельский дом на-родного творчества.

Мастер-класс (ткачество)

16

 «Синичкины именины»

1

1

Театрализация

17 -19

Ноябрь – ворота зимы

3

1

2

Изготовление страниц народного календаря

Защита проектов

20 - 21

Посидим у самовара

2

1

1

Изготовление поздравительных открыток к дню матери. Семейный праздник.

Зима на морозы – мужик на праздники

22 – 23

Зима за морозы – мужик за праздники

2

1

1

Чтение и слушание легенд и сказок, дискуссия

24

Легенды о мастерах Урала

(мастера древнего Аркаима)

1

1

Просмотр сериала «Гора Самоцветов»

25 – 26

В гончарной мастерской

2

1

1

Экскурсия и мастер-класс  в Челябинском краеведческом музее

27

Пошёл козёл в огород  

1

1

Театрализация

28 – 29

Рисунок на снегу

2

1

1

Советы бывалых охотников

30 – 31

Рождество и Новый год

2

1

1

Изготовление карнавальных масок

32 – 33

История новогодней ёлки

2

2

Изготовление фонарика-оберега

34 – 35  

Зимние посиделки (святки и страшные вечера)

2

1

1

Песни, игры, забавы, к/ф «Гора Самоцве-тов»

36 - 37

Зимние забавы

2

2

Катание с горок в снежном городке, игры со снегом

38

Доброе имя дороже богатства (легенды  о златоустовских  мастерах )

1

1

Видео. Чтение сказов Ю. Подкорытова

39 - 40

Солнце на лето – зима на мороз

2

1

1

Изготовление страниц народного календаря

41 - 42

Крылатый конь (о кас-линских мастерах)

1

1

1

Видео. Чтение легенд. Экскурсия в городской краеведческий музей

43 – 44

Как на нашей улочке

2

1

Лепка игрушек-свистулек

45 - 46

Красота зимы – красота песни

2

2

Разучивание песен-веснянок

47 - 48

Ой, блины, блины, вы блиночки мои..

2

2

Мастер-класс.


Идёт весна, весна красная

49 - 50

Март будущим богат

2

1

1

Поиск материала для страниц календаря

51 -52

Летел кулик через синее море

2

1

1

Изготовление птиц  в технике оригами

53 – 54

Пришёл Федул – тёплый ветер подул

2

1

1

Изготовление страниц народного календаря

55 – 56

57 – 58

Пасха - светлая неделя

2

1

1

Роспись пасхальных яиц

59 – 60

Каменный цветок

2

1

1

к/ф «Гора Самоцветов». Изготовление цветов в оригами

61 – 62

Тряпичная кукла (мастер-класс, клуб «Метеор»

2

1

1

Мастер-класс

63 – 64


Рабочий месяц май. Май –лошадку запрягай

2

1

1

Защита проектов

Знай, по цвету дело идёт к лету

65 – 66

Знай по цвету, что дело идёт к лету

1

1

Изготовление страниц народного календаря

67 - 68

Подготовка к празднику русской берёзки

2

2

Изготовление костюмов. Песни, игры, танцы

69

Во поле берёзка стояла

1

1

Литературно-музыкальная композиция

70

Обобщение. Летнее домашнее задание

1

1

Итого

70

                                            Ожидаемые результаты

Личностные результаты изучения курса краеведения

У учащихся будут сформированы:

  1. положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
  2. готовность оценивать свой  труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
  3. осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
  4. понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
  5. осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

  1. различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

  1. организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ
  2. планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;
  3. контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);  
  1. проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  1. осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;
  2. понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
  1. сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет
  2. осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках  внеурочных занятий.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  1. строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  2. аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
  3. вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  4. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
  5. участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

 

Предметные результаты

В результате изучения краеведения ученик научится:

  1. воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;
  2. рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
  3. узнавать государственную символику РФ и символику родного края,  
  4. работать с различными картами
  5. понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
  6. готовить небольшие сообщения и презентации
  7. рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра);
  8. Самостоятельно организовать игру и объяснить её правила;
  9. составлять родословную своей семьи
  10. изготавливать своими руками игрушки и предметы быта для украшения жилища и игр.

Материально-техническое обеспечение программы

Условия проведения

Средства технического оснащения

Кабинет

Библиотека

Электронный читальный зал

Компьютерный класс

Кабинет музыки        

Детские клубы по месту жительства

Музеи города и области

АРМ учителя

Фотоаппарат

Магнитофон

Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:

- проведение семейных праздников;

- защита презентаций по темам;

- проведение итогового занятия в конце учебного года.

Литература

  1. Виноградов Н. Б., Гитис М. С., Кузнецов В. М. Историческое краеведение- Челябинск: АБРИС, 2007.
  2. Виноградов Н. Б. Страницы древней истории Южного Урала. Учебное пособие. Челябинск: ЮУКИ, 1997.
  3. Гитис М. С. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. Челябинск: АБРИС, 2006.
  4. Легенды Южного Урала (сост. И.А. Кириллова).- Челябинск: Аркаим, 2008
  5. Литература родного края: хрестоматия для учащихся 1-4 кл./ сост. Горская А.Б. – Челябинск: Взгляд, 2010
  6. Мастера изумрудного края (сост. И.А. Кириллова. – 2-е изд. – Челябинск: Аркаим, 2010

  1. Народоведение: О русском народе, его обычаях и худож. творчестве: Учеб. для общеобр. школ, гимназий. Лицеев.- Челябинск. 1997
  2. Познай свой край. Челябинская область. Краткий справочник. Челябинск: АБРИС, 2000.
  3. Челябинская область: Энциклопедия в 7 т. / Под ред. К. Н. Бочкарев. Челябинск: Каменный пояс, 2007-2008.
  4.  Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина. Топонимический словарь. Челябинск: ЮУКИ, 1989.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Творческая мастерская" для начальных классов

Занятия детей в кружке продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Важно заинтересовать ребёнка занятием после уроков, чтобы школа стала для него втор...

Программа детского творческого объединения "Акварелька"

Рабочая программа "Акварелька" для учащихся начальной школы содержит пояснительную записку, календарно-тематический план, содержание курса, список литературы....

Рабочая программа по информатике объединения "Микроша" для 1-4 классов

На основе авторской программы дополнительного образования по информатике и ИКТ "Микроша", авторы Шафиков Р.Х. и Шафикова И.Д. Программа опубликована на ЗАВУЧ,ИНФО в 2010 году....

Рабочая программа кружка "Творческая мастерская"(мягкая игрушка). 4 класс

Рабочая программа кружка "Творческая мастерская"...

Рабочая программа школьного творческого объединения "Звонкий голосок" 1-4 классов

Данная рабочая программа написана на 4 года. Можно использовать во внеурочной деятельности в начальных классах....

Рабочая программа внеурочной деятельности объединения «Юный художник» 1 классы

На занятиях в творческом объединении дети знакомятся с различными материалами, узнают их  декоративно – художественные и конструктивные возможности.На занятиях создаются условия для максим...

Рабочая программа кружка "Творческая мастерская"

Данный материал содержит рабочую программу кружка...