Рабочая программа кружка "Творческая мастерская"(мягкая игрушка). 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Творческая мастерская"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка "Творческая мастерская"(мягкая игрушка). 4 класс | 36.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 36»
Ленинского района г. Саратова
«Согласовано» «Утверждаю»
Директор МАОУ «Лицей №36»
____________(Лобанова О.В.)
Рабочая программа
кружка «Творческая мастерская»
(мягкая игрушка)
для учащихся 4 классов
срок реализации 1 год
Учитель начальных классов
высшей категории
Деркова Е.В.
2014 – 2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самые дорогие и близкие ребенку предметы искусства – игрушки. Создание игрушки – это искусство. Первое знакомство ребенка с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного, эстетического воспитания.
Поэтому цель программы – развитие художественно-творческих способностей каждого ребёнка в процессе постижения мастерства традиционного русского рукоделия, воспитание творческой, активной, свободно мыслящей личности, проявляющей интерес к техническому художественному творчеству и желание учиться.
Мягкая игрушка – один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Увлечение пошивом мягких игрушек поможет развить ребенку воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие. Мягкие игрушки изготавливаются и шьются руками. Ручные умения и владение технологиями – это средства, а не цель обучения. Изготовление игрушек своими руками - средство развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, то есть общего развития ребенка.
Детство – время, когда закладываются основа духовности личности ребенка, время, когда благодаря подвижности, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира происходит постоянно, изо дня в день, легко и непринужденно. Педагог не строит свою работу с «нуля», а «подхватывает» достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал.
Дополнительное образование по пошиву игрушек знакомит детей с историей развития игрушки, с народными промыслами, через игрушку приобщает ребят к культуре народа.
Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины.
Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.
Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.
Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами. Цель настоящей программы – нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком. В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Образовательные:
- познакомить с историей и развитием художественного творчества;
- обучить разным видам шва, правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
- познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
- научить чётко выполнять основные приёмы вязания; вышивания
- обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;
- научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
- Воспитательные:
- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
- привить основы культуры труда.
- Развивающие:
- развить образное мышление;
- развить внимание;
- развить моторные навыки;
- развить творческие способности;
- развить фантазию;
- выработать эстетический и художественный вкус.
Программа «Творческая мастерская» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами шитья и техникой вязания крючком. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Программа разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология». Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества.
В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая тему «Основы материаловедения» учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, биологии, физики, химии. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, математики.
Средний возраст учащихся - 10-12 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.
Так как в 5 классе на уроках технологии на материаловедение отводится значительное количество часов и дети должны хорошо владеть навыками работы с тканью, а в 4 классе на работу с тканью отводится всего 10 часов, то данный кружок актуален.
В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Формы работы - коллективная, групповая, индивидуальная.
Содержание курса выстроено в определенной последовательности с нарастанием сложности технологического процесса. Обучаться шитью игрушек по этой программе могут ребята младшего школьного возраста.
Программа рассчитана на 70 часов (35 недель по два часа в неделю).
Важно организовать занятия таким образом, чтобы дети принимали активное участие в анализе, планировании предстоящей работы, организации рабочего места, проводили необходимые расчеты, пользовались готовыми выкройками, знакомились с различными видами швов, экономно расходовали материал, рационально использовали инструменты, самостоятельно контролировали свои действия.
Особое внимание уделяется воспитанию культуры труда детей, а также коллективной организации их труда. При проведении занятий педагогу необходимо хорошо знать и строго выполнять правила безопасности и гигиены труда и требовать неукоснительного выполнения этих правил всеми учащимися.
В программе определены требования к знаниям, умениям и навыкам пошивочной деятельности к концу года обучения.
Основные направления содержания деятельности
Формы организации детей на занятии различны: коллективная, групповая или индивидуальна.
Порой научить шить, вышивать или вязать значительно труднее, чем решать алгебраические задачи. Поэтому необходимо систематически и терпеливо приучать школьников координировать свои движения, работая двумя руками; организовывать свое рабочее место так, чтобы совершать лишних движений; учить рациональным приемам выполнения различных операций. Помня, что переучивать сложнее, нужно сразу обучать правильно держать инструменты, неукоснительно соблюдать правила безопасности труда и санитарно - гигиенических требований.
Самостоятельная деятельность совершенствует навыки самоконтроля. Чем он полнее, тем меньше должен быть контроль со стороны педагога. Если педагог во всем направляет ребенка, помогая ему в том, с чем он справился бы сам, то такое управление подавляет самодеятельность ребенка, тормозит его развитие. Через подражание, качественное копирование нужно неуклонно вести ребенка к творчеству. Известный психолог В.А.Дружинин считает, что именно подражание является главным механизмом формирования креативности. Но в то же время даже при выполнении заданий по инструкционно-технологическим картам или образцам не следует ограничивать детей жесткими рамками: «Делай так и не иначе!». Нужно предлагать им найти другой способ выполнения поставленной задачи, заставить задуматься.
Большое место в процессе обучения занимает развитие воображения. Благодаря игровым приемам на занятиях не бывает однообразия, скуки, дети чувствуют свою значимость, и уже нет необходимости привлекать их внимание.
Занятия в кружке по пошиву мягкой игрушки способствуют возникновению сюжетно - ролевой игры во взаимодействии между детьми. Однако уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от формирования мелких мышц пальцев рук (моторных способностей) и их взаимодействия, что положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Замечу, что только при полноценном развитии речи учащихся возможно развитие их мышления воображения, воспитание эмоций. Весь окружающий мир отражается в словарном составе языка. Программа позволяет использовать на занятиях сказки и притчи, стихи, пословицы и поговорки, загадывать загадки.
В работе с детьми применяются дидактические таблицы, объясняющие порядок выполнения поделки. Постепенно дети учатся планировать процесс создания образа игрушки. Практика показывает: увлечение ребят поначалу лишь непосредственным изготовлением мягкой игрушки постепенно перерастает в стремление самим придумывать и создавать образ, а затем воплощать его в материал.
Условия реализации программы
Наглядные пособия.
Применения наглядных пособий играет большую роль в усвоении детьми нового материала Средства наглядности позволяют дать детям разностороннее понятие о каком - либо образце или выполнении определенного задания, способствует более прочному усвоению материала Они необходимы при объяснении задания или в процессе беседы. Это красочные таблицы графического изображения игрушек и чертежи к ним. Их используют в качестве иллюстраций при объяснении материала и как инструкции при выполнении игрушек.
На занятиях широко применяют образцы игрушек. Они дают точное представление о размере, форме, объеме изделия. Они служат и наглядным материалом для показа конструктивного соединения деталей, выполнения различных видов швов, оформления.
Материалы, инструменты, приспособления.
Ткани желательно подбирать различные по цвету, фактуре, видам. Для изготовления игрушки рекомендуется использовать коротковорсовый мех, а длинноворсовый для отделки как игрушек из ткани, так и из искусственного меха.
Для пошива игрушек нужны крепкие нитки различных расцветок. Для соединения частей игрушек и оформления изделий тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы. Картон необходим для изготовления выкроек - лекал и каркасов некоторых видов игрушек.
Поролон, проволока, вата, синтепон тоже необходимы для работы. Поролон и проволоку используют для каркасов плоских и объемных игрушек. Ватой и синтепоном набивают сшитые формы игрушек. Необходимы ножницы, иголки, наперстки.
Знания и умения учащихся
К концу учебного года можно говорить о сформированности у учащихся творческой активности:
- творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе создания игрушек;
- творчески использовать средства художественного выражения, прилагать максимум творческих усилий для общего успешного выполнения коллективных работ;
- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
- проявлять творческий интерес к обсуждению выставок собственных игрушек.
Каждый ученик должен знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены;
- название, назначение, правила пользования ручными инструментами;
- приемы работы с выкройками;
- способы контроля деталей кроя;
- правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки;
- различные материалы, используемые в изготовлении мягких игрушек;
- виды швов;
- правила набивки.
Уметь:
- раскраивать, шить и оформлять модель,
- работать с иглой, ножницами,
- соблюдать правила ТБ
- художественно конструировать игрушку (дизайн)
Примерное содержание занятий.
- Материалы и инструменты:
- Образцы мягких игрушек, сделанные руками учителя.
- Лоскутки ткани, меха, кожи, кожзаменителя; поролон, вата, тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы.
- Катушечные нитки №30, №40 разного цвета.
- Карандаши, картон, папка для хранения лекал и выкроек.
- Таблицы графического изображения игрушек и чертежей к ним.
- Электрический утюг.
Порядок работы:
- Вводный инструктаж к началу работы.
- Особенности выполнения модели.
- Беседа.
- Заготовка выкроек – лекал.
- Подбор тканей, меха.
- Практическое выполнение модели. Оформление.
- Презентация модели.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Часы | Дата |
1 | Вводное занятие. Подготовка рабочего места. Гигиена труда. Правила техники безопасности. Инструменты и материалы. | 1 | |
2-3 | Технология выполнения швов. Конструирование и оформление игрушки. Шов "строчка", шов "через край", шов "вперед иголку", шов "петельный" | 2 | |
4-5 | Знакомство с выкройками. Правила работы с выкройками. | 2 | |
6-7 | Увеличение и уменьшение выкроек | 2 | |
8 | Цветовое решение игрушек | 1 | |
9-10 | Соединение деталей, крепление конечностей игрушки, набивка деталей. | 2 |
II. Простые модели.
№ | Тема занятия | Часы | Дата |
11-14 | Украшения из ниток и лент | 4 | |
15-17 | Игрушки из ниток | 3 | |
18-20 | Игрушки из помпонов | 3 | |
21-24 | Куклы - сувениры | 4 |
III. Бескаркасные игрушки (объёмные)
№ | Тема занятия | Часы | Дата | Формы и методы |
25-26 | Технология изготовления носиков из натуральной кожи, глаз. | 2 | Беседа, практическая работа | |
27-29 | Мышонок | 3 | Беседа, практическая работа | |
30-32 | Кролик | 3 | Беседа, практическая работа | |
33-35 | Слон | 3 | Беседа, практическая работа | |
36-39 | Дракончик | 4 | Беседа, практическая работа | |
40-43 | Тигрёнок | 4 | Беседа, практическая работа |
IV. Полезные игрушки
№ | Тема занятия | Часы | Дата | Формы и методы |
44-45 | Сапожок для подарков | 2 | Беседа, практическая работа | |
46-47 | Прихватка для кастрюль | 2 | Беседа, практическая работа | |
48-49 | Варежка-прихватка | 2 | Беседа, практическая работа |
V. Каркасные игрушки (объёмные)
№ | Тема занятия | Часы | Дата | Формы и методы |
50-51 | Каркас. Его назначение. Технология изготовления каркаса. | 2 | Беседа, практическая работа | |
52-55 | Грибная полянка | 4 | Беседа, практическая работа | |
56-58 | Жираф | 3 | Беседа, практическая работа | |
59-61 | Ослик | 3 | Беседа, практическая работа | |
62-65 | Мартышка | 4 | Беседа, практическая работа | |
66-69 | Кот в сапогах | 4 | Беседа, практическая работа | |
70-73 | Куклы на руках для самодеятельного театра | 4 | Беседа, практическая работа | |
74-77 | Сумочка - клоун | 4 | Беседа, практическая работа | |
78-81 | Лиса Алиса | 4 | Беседа, практическая работа | |
82-84 | Игрушка приносит радость. Свободная тема. | 3 | Беседа, практическая работа | |
85. | Итоговое занятие – выставка игрушек. | 1 | Презентация |
Список использованной литературы
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками. - М: Рольф, 2001.
2. Дайн Г. Л. Игрушечных дел мастера - М.: 1993.
3. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. Из опыта работы. – М., Просвещение, 1978.
4. С.С.Лежнева, И.И.Булатова Сказка своими руками: Для дошк. и мл.шк. возраста. – Мн.: Полымя, 1994.
5. Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек - сувениров: Пособие для руководителя кружков. - М.: Просвещение, 1983.
6. Орехова Н.Д Для уроков и внеклассных занятий по трудовому обучению: пословицы, поговорки и загадки об инструментах // Начальная школа - 1994 - №3.
7. Петухова В.И. Ширшикова К.П. Мягкая игрушка Издатель И.В. Балабанов. - М. 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа " Творческая мастерская " Юный математик" 1 класс
Это рабочая программа внеурочной деятельности для работы в 1 классе по ФГОС: актуальность данной темы, педагогические принципы, планируемые результаты, календарный план, формы работы и т.д....
Рабочая программа внеурочных занятий "Мягкая игрушка"
Рабочая программа внеурочной деятельности в 4 классах "Мягкая игрушка", рассчитанная на 1 час в неделю, 34 часа в учебном году....
Рабочая программа внеурочной деятельности Мягкая игрушка 4 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...
Рабочая программа Театральная мастерская 4 класс
Данная рабочая программа составлена для учащихся 4 класса в рамках внеурочной деятельности...
Рабочая программа кружка «Творческая мастерская» (мягкая игрушка)
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей каждого ребёнка в процессе постижения мастерства традиционного русского рукоделия, воспитание творческой, активной, свободно ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «МЯГКАЯ ИГРУШКА»
Обучающиеся научатся шить плоских игрушки, в виде шариков, увеличенные объёмные игрушки, предметы быта и интерьера....
Рабочая программа "Творческая мастерская" 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности объединения «Творческая мастерская» 2 класс...