Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд. "Игра - важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста".
опыты и эксперименты на тему
В игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_-_vazhnoe_sredstvo_vospitaniya.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №10» д. Березняки
Выступление на ШМО
«Игра – важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста».
Воспитателя гпд
Ужастовой И.М.
март 2018
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка – не просто интересное времяпровождение, а способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
Игра – одно из самых сильных воспитательных средств в руках педагога и воспитателя. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Задача воспитателя – подобрать такие игры, чтобы они не только увлекали ребенка, но и давали ему здоровую пищу для ума. Умелое педагогическое руководство игрой способствует формированию у младших школьников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности.
Она позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает
лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность.
Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому роль игры в воспитании несет социальный характер.
Задачи игры:
- подготовка детей к жизни;
- способствовать адаптации ребенка к условиям социальной
жизни в дальнейшем;
- организация учебно-познавательной деятельности;
- создание и укрепление детского коллектива.
Классификация игр
Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы – дети познают форму, цвет объем, материал, мир животных, мир людей и т.д. Учащиеся 1-3 классов любят игры с куклами и игрушками; в 4 классе дети уже реже увлекаются подобными играми.
Игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Например: младшие школьники часто играют в школу (они учат кукол, обучают друг друга). В нашем классе споров с распределением ролей практически не бывает. Есть несколько заводил которым не перечат, а четко следуют их указаниям. (Это касается не только сюжетных игр). Воспитательное значение сюжетных игр заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формируют волевые чувства личности.
Дидактические игры. Они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Такие игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся начальных классов.
Спортивные игры. Дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Детям нравятся подвижные игры: «футбол», «прятки»; игры на внимание типа «замри». Особенно сейчас, когда они постоянно заняты: учебная деятельность, внеурочная, затем выполнение домашнего задания, то им просто иногда хочется покружиться, сделать колесо или просто поноситься.
Интеллектуальные игры – игры-упражнения, «Что?Где?Когда?», викторины; настольные игры (шашки, домино, пазлы).
Игры могут классифицироваться :
- по форме (танцы, интеллектуальные, эстафеты);
- по месту проведения ( на воздухе, в помещении);
- по скорости и времени проведения
(сезонные, игры-минутки, кратковременные, длительные);
- по уровню организации (спонтанные, управляемые, стихийные);
- по количеству участников (индивидуальные, командные) ;
- по степени активности (малоподвижные, подвижные, «сидячие»);
- по содержанию поставленных задач (на знакомство, на сплочение, розыгрыши, познавательные)
Условия эффективности игры
Свободное и добровольное включение детей в игру.
Игра не должна грозить опасностью для жизни и здоровья.
Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.
Игра должна заканчиваться раньше, чем надоест.
Игры должны проходить под наблюдением взрослого.
Педагогические требования к игре
Дети должны хорошо понимать смысл игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях.
В игре дети должны руководствоваться приятыми в обществе нормами.
В игре не должно унижаться достоинство ее участников.
Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и физической сфер ее участников.
При планировании игровой деятельности нужно учитывать следующие особенности:
- не дублировать деятельность первой половины дня
(если на уроках была высокая умственная нагрузка, лучше давать игры на развитие коммуникативных навыков или сюжетно-ролевые);
- игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка;
- играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил подготовку уроков;
- использовать можно только педагогические игры (психологические тренинги может проводить только специалист)
Роль игры в воспитании личности
В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно также, как через другого начинает понимать себя. Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.
Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины. Игра выступает как подготовительный этап развития ребенка. Поэтому использование игр в воспитательном процессе в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое.
В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «…без игры нет, не может быть полноценного развития и воспитания. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация кружка «Всестороннее развитие детей младшего школьного возраста в процессе работы с природным материалом»
p { margin-bottom: 0.21cm; } Данный творческий проект предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческо...
РЕФЕРАТ Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста
Большую роль в процессе становления личности занимает работа по развитию у учащихся коммуникативных умений и навыков. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; то...
Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей ГПД. "Воспитание культуры поведения младшего школьника".
Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям....
Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей ГПД."Развитие творческих способностей младших школьников в условиях ГПД".
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа №10д. Березняки Выступление на ШМО. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТ...
Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд "Педагогическая диагностика успешности младших школьников как средство повышения эффективности образовательного процесса".
В соответствии с ФГОС НОО основное внимание я направила на формирование у детей основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Я поставила перед собой задачу учить детей целепола...
Статья на тему: "Игра, как важное средство воспитания и всестороннего развития детей младшего школьного возраста"
Материал может быть использован при подготовке выступления на педагогическом совете или на методическом объединении....
Анализ работы учителей начальных классов МОУ «Гимназия № 34» города Саратова в просветительской медиапрограмме экологического просвещения детей младшего школьного возраста «Мои зелёные сказки», в рамках федерального проекта «Экологическое просвещение дошк
Цель проекта – экологическое просвещение, развитие творческой, познавательной и исследо¬вательской деятельности детей в области экологической безопасности, ресурсосбережения, охраны окружающей среды и...