Программа экскурсионной деятельности в начальной школе.
рабочая программа (1 класс) на тему

Обобщение опыта работы по теме "Экскурсионная деятельность как средство активного взаимодействия семьи и школы". Программа экскурсионной деятельности в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_eksk_deyatelnosti.docx52.19 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсионная             деятельность  как  средство  активного                                                 взаимодействия  образовательного  учреждения  и  семьи                      


Экскурсионная  деятельность

как  средство  активного  взаимодействия  

образовательного  учреждения  и  семьи.

        Программа  духовно-нравственного  развития  и  воспитания  обучающихся  на  ступени  начального  образования  ставит  перед  школой  ряд    целей  и  задач,  среди  которых  воспитание  нравственных  чувств  и  эстетического  сознания,  творческого  отношения  к  учёбе,  труду,  жизни,  воспитание  ценностного  отношения  к  истории и  культуре  своей  страны  и  других народов, к природе и окружающей среде.                                                                                                        В  осуществлении  поставленных  целей  и  в  процессе  решения  данных  задач  важную  роль  играет  формирование  положительного  отношения  к  школе  не  только  детей,  но  и  родителей,  которые  вскоре  становятся  активными   участниками  воспитательного  и  образовательного  процесса.  И  поможет  в  этом  экскурсионная  деятельность.

       Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка»

Экскурсия - это  часть  образовательного  процесса.

Экскурсия - это  реальная  возможность  решения  многих  воспитательных  задач:  

воспитание  гражданственности;  

нравственных  чувств  и  эстетического  сознания;  

трудолюбия, развитие   творческого  потенциала  и  детей,  и  родителей;  

воспитание  ценностного  отношения  к  истории,  к  окружающей  среде;

воспитание  уважения  к  родителям,  к  семье,  а  это  одно  из  важных  направлений  в  нашей  работе.  А  путешествия,  экскурсии,  различные  поездки  укрепляют   взаимоотношения  в  семье,  способствуют  появлению  общих  интересов,  а  также  созданию  дружного  коллектива   ребят  и  родителей  в  классе.

       Так  как  экскурсионная  программа  преследует  целый  ряд  учебных  и  воспитательных  задач, экскурсии можно разделить на несколько групп:  

учебная;  цель – усвоение детьми знаний по учебному предмету

краеведческие /знакомство  с  историей  и  культурой  родного  края  и   народов  мира/;

общеобразовательная;  цель – расширение общего культурного кругозора

культурновоспитательная;  цель – усвоение знаний в сочетании с воспитанием

          С  каждым  новым  классом  экскурсионная  деятельность  начинается  с  изучения  родного  города.  Мы  живём  в  городе  Колпино,  в  котором  своя  история,  свои  традиции,  памятные  места.  Поэтому  за  четыре  года  можно  познакомить  детей  и  с  революционным  прошлым,  и    с  героями  Великой  отечественной  войны,  и  с  ветеранами  труда  Ижорских  заводов.  А  начать  это  изучение  можно  с  экскурсии  в  пожарную  часть  г.Колпина,  на  хлебозавод  / 1 класс/  По  местам  Великой  отечественной  войны – это  2 класс.  Для  3-4  класса  можно  провести  экскурсию  в  музей  Ижорского  батальона.

        Изучение  некоторых  тем  я  провожу  по  отдельным  экскурсионным блокам.  Это позволяет  изучить  материал  более  тщательно,  да  и  доступность  материала  для  детей  рассчитана  на  соответствующий  возраст.  Например:

Изучая   «Жизнь  и  творчество  А.С.Пушкина»    за  четыре  года,  можно посетить следующие  экскурсии:  Пушкин – лицеист,  Вырский  тракт,  домик  няни  Арины  Родионовны,  музей-квартира  Пушкина  на  Мойке  12,  в  4  классе  в  сентябре – экскурсия  в  Пушкинские  Горы  /усадьбы  Тригорское, Петровское,  Михайловское/,  где  программы  разработаны   для  детей  разного  возраста.

 Или  блок  по  теме  «Великие  корабли»: посещение  Крейсера  «Аврора»,  ледокола  «Красин»,  подводной  лодки Д-2  «Народоволец».

 Очень  интересно  проходят  экскурсии, посвящённые  Пётру  I:  музей  «Домик  Петра I»,  Заячий  остров – Петропавловская  крепость - Петропавловский  собор,   интерактивная  экскурсия  «История  Санкт-Петербурга»  в  помещении  Океанариума.

Интересен  блок  экскурсий,  посвящённый  Павлу I.  Это  посещение  Павловского  дворца  в  городе  Павловске,  Гатчинского  дворца,  Приоратского  дворца,  Инженерного  замка.

Изучая  историю  Великой  Отечественной  войны,   музей  Диорама,  военно-исторический  музей  Артиллерии,  монумент  Героическим  Защитникам  Ленинграда  на  площади  Победы, экскурсия  на  Пулковские  высоты,   музей  Дороги  Жизни.

Нельзя  забывать  и  о  профориентационном  направлении. Ребятам  очень  нравятся  все  музеи,  игровые  центры,  связанные  с  этим  направлением:  музей  железнодорожного  транспорта,  детский  город  профессий  КидБург,  Музей  хлеба,  мастер-классы  в  Музее  Антропологии  и  Этнографии.

         Экскурсии  в  Зоологический  музей,  Эрмитаж,  Русский  музей,  Музей  Этнографии  проводятся  часто  в  порядке  абонементного  посещения.

Со  следующего  года  в  школе  вводится  новый  предмет  Основы  религиозных  культур  и  светской  этики.  В этом  направлении  хочется  порекомендовать  музей  истории  религии.  А  к  празднику  Великой  Пасхи – прекрасный  мастер-класс  в  музее  антропологии  и  этнографии.  Если  вы  поедете  в  Пушгоры,  то  попадёте  в  Святогорский  монастырь,  где  побываете  и  на  могиле  А.С.Пушкина.  Незабываема  экскурсия  в  Свято-Успенский  Псково-Печёрский  монастырь.  Однодневная  поездка  в  Тихвинский  Богородичный  Успенский  мужской  монастырь  тоже  не  оставит никого  равнодушным.  

      Длительные /2-3 дневные/ экскурсии  организуются  с  целью  более  углублённого  изучения  материала.  Они проходят только  с  участием  родителей,  чаще  всего  ездят  целыми  семьями.  

       Родители – это  не  только  хорошая  моральная  и  духовная  поддержка,  но  и  благодарные  слушатели,  замечательные  организаторы.

       В организаций  каждой  экскурсииможно выделить три этапа:  

подготовительный период,

проведение самой экскурсии,

послеэкскурсионную работу, закрепляющую экскурсионный материал.

       Подготовительный этап - это  сбор  и  отработка  материала  через  уроки  внеклассного  чтения, окружающего мира, литературы; организация  выставок рисунков, макетов, различных поделок;  выпуск  и  обсуждение  литературных  листков, тематических газет; проведение мастер-классов; детские  сообщения.

       Послеэкскурсионная  работа предполагает закрепление материала. Ребята  делятся  своими  впечатлениями  с  помощью  фоторепортажей,  стенгазет,  своих  стихов  и  сочинений,  подключаются  родители  - выпускают  свои  фото-  и  видеосюжеты, обмен мнениями, впечатлениями, планирование следующих путешествий и экскурсий.  

    Очень  интересными  были  путешествия  и  в  другие  страны: 

В  Швеции  посещение  музея  Астрид  Линдгрен  и  одного  из  старейших  университетов  г.Упсула.

В  Польше  познакомились  с  прекрасными  городами  Варшава,  Вроцлав.  А  Чехия  покоряет  всех  такими  городами,  как  Прага,  Чески  Крумлов,  Табор,  Величка,  Тельч,  в  которых  мы  поднимаемся  на  скалы  Артшпаха,  спускаемся  к  подземным  озёрам  через  соляные  копи,  любуемся  сталактитами  и  сталагмитами  Маравского  Краса.

Красивое  путешествие  по Франции: Париж  и  Гент,  Живерни  и  Этрета,  Онфлёр  и  Фекан – знакомство  с  великими  музеями,  с  творчеством  импрессионистов,  с  национальными  обычаями  и  кухней. «Франция  в  миниатюре» - настоящий  подарок  для  изучения  детьми  географии  и  истории  Франции.  Сейчас  есть  и  у  нас  в  Петербурге  подобные  музеи.

       Таким  образом,  можно  спланировать  экскурсии  и  путешествия,  распределив  их  по  годам  обучения.

             

Программа экскурсионной деятельности

для  учащихся  начальной  школы

                                   1  класс

Экскурсия  по  школе. /1-2 сентября/

Музей  леса  и  конеферма.  Лисино-Корпус /с  родителями/     т.(812)492-94-35

Государственный  комплекс  «Дворец  конгрессов» /Константиновский  дворец/  /экскурсия  только  для  родителей/       

        Адрес: пос. Стрельна,  Берёзовая  аллея,  3          т.(812)438-53-60                                        

Посещение  Дельфинария /с  родителями/

      Константиновский  пр.,  19           т.+7(812)610-55-15,   642-02-03      

Музей  хлеба.

     Лиговский  пр.,73                 т. +7(812)764-11-10

Экскурсия  в  школьный  музей  педагогической  славы  «Знакомимся  с  историей  г.Колпино»

Павловский  дворец  в  г.Павловске /с  родителями/

     г.Павловск,  ул.Садовая,  20            т.(812)452-15-36,   452-12-14

Музей  железнодорожного  транспорта /с  родителями/

     ул.Садовая,  50            т.(812)315-14-76

Экскурсия  в  пожарную  часть  г.Колпино.

Экскурсия  на  подводную  лодку  «Народоволец»

     ВО,  Шкиперский  проток,  10              т.(812)356-52-77

Планетарий  «Первые  шаги  в  мир  астрономии»,  «Азбука  Земли»

      Александровский  парк,  4      т.(812)233-26-53,  233-49-59,  233-53-12

Ботанический  сад /с  родителями/

      ул.Профессора  Попова,  2          т.(812)234-17-64

Путешествие  в  Финляндию - Швецию:  Хельсинки – Турку – Стокгольм  /с  родителями/  =  3  дня

Музей  Юнибакен /музей  сказок  Астрид  Линдгрен/

Музей  Васса

Зоопарк  под  открытым  небом  «Скансен»

Миллесгорден.  Музей – поместье  шведского скульптора  Миллеса

Дом  бабочек  «Сад  Хага»

                                  2  класс

Заповедник  зубробизонов  в  Токсово /с  родителями/

      Пос. Токсово,  ул.  Гагарина,  д.22

      т.  +7-921-994-04-30,  +7-921-598-97-99,  +7-964-331-00-30

Зоологический  музей.

      Университетская  наб.,  1      т.(812)328-01-12

Государственный  музей  истории  Санкт-Петербурга

/Заячий  остров. Петропавловская  крепость. Петропавловский  собор/

Петропавловская  крепость,  3      т.(812)498-05-11,  231-64-31,  230-03-29

Российский  этнографический  музей.  Школа  ремёсел.

      Инженерная  ул.,  4/1        т.(812)570-56-62

Русская  деревня  «Шуваловка»  Мастерские  Гончарная  и  Кузница

/с  родителями/

Г.Петродворец,  Санкт-Петербургское  шоссе,   111   т.(812)450-53-93

Лицей  в  г.Пушкине.

        г.Пушкин,  ул.Садовая,  2         т.(812)476-64-11

Планетарий  «Солнце  и  его  семья»,  «От  осени  до  осени»

         Александровский  парк,  4       т.233-26-53,  233-49-56

Крейсер  «Аврора» /с  родителями/

         Петроградская  наб.,  крейсер  « Аврора»

Гатчинский  дворец /с  родителями/

          г.Гатчина,  Красноармейский  пр.,  1          т.(81371)215-09

Океанариум.  Обзорная  экскурсия.

         ул.  Марата,  86        т.(812)448-00-77

Музей  Домик  Петра I

        Петровская  наб.,6          т.(812)232-45-56,  232-45-76

Кидбург,  город  профессий,  образовательно-развлекательный  центр.

     Пр.Энгельса,  154  /ТРК  «Гранд  Каньон»,  3  этаж/

     т.(812)677-33-07,    +7-911-924-60-30

Музей – диорама.  Прорыв  блокады  Ленинграда.

     Ленинградская  обл.,  Кировский  р-он,  д.Марьино

     т.(812)207-82

3  класс

Тихвинский  Богородичный  Успенский  мужской  монастырь/только с  родителями/

Русский  музей – абонемент/ с  родителями/

   Инженерная ул., 4         т.(812)595-42-48,  314-34-48,   314-83-68  

Александрия,  дача  Александра I   в  Петергофе /только  родители/

   г.Петродворец, парк Александрия       т.+7(812)450-69-53

Вырский  тракт.  Дом  станционного  смотрителя.  Домик  няни  А.С.Пушкина  Арины  Родионовны /с  родителями/

Гатчинский р-он, д. Выра, Большой пр., д.32 а       т.(81371)62-338

Экскурсия  в  Приоратский  дворец  г.Гатчины /с  родителями/

г.Гатчина, ул. Чкалова        т.(81371)764-67

Музей  Арктики  и  Антарктики.

ул. Марата, 24 а          т.(812)571-25-49

Экскурсия  на  ледокол  «Красин» /с  родителями/

наб. Лейтенанта Шмидта, 23 линия         т.(812)325-35-47

Планетарий  «Земля  во  Вселенной»,  «Миллионы  лет  до нашей  эры»

Александровский парк, 4    т.233-26-53,  233-49-56

Экскурсия  по  улицам  г.Колпина  «Чьи  имена  носят  улицы  моего  города»

Океанариум.  Интерактивная  игра  по  истории  города «Рождение  Санкт-Петербурга»

ул.  Марата,  86        т.(812)448-00-77

Путешествие по Польше, Чехии /с родителями/

                                4  класс

Пушкинские  Горы.  Святогорский  монастырь.  Усадьбы  Михайловское,  Петровское,  Тригорское  /только с  родителями/ = 2 дня

Эрмитаж  - абонемент - /с родителями/

Государственный  музей  истории  религии.

Почтамтская ул.,14     т.(812)314-58-38

Музей «Мир воды Санкт-Петербурга»

   Шпалерная, 56     т.(812)438-43-75,  275-43-25

Музей  занимательной  науки  «ЛабиринтУм»

ул. Льва Толстого, 9 а          т.(812)921-36-91,  328-00-08

Экскурсия  в  Инженерный  замок /с родителями/

Садовая ул., 2       т.(812)570-51-12

Музей – квартира  Пушкина  на  Мойке 12 /с родителями/

т.(812)570-65-11,      314-00-06 

Фермерский дворец в Стрельне/только  родители/

г.Петродворец, ул. Разводная, 2 /парк Александрия/     т.(812)450-52-87

Пулковская  обсерватория.

      Пулковское шоссе, д.65 к.1         т.(812)363-72-98,  946-59-15

Интерактивные  занятия  в  «Академии  Талантов»

    пр. Энгельса, 154 /ТРК «Гранд Каньон», 3 этаж/         т.(812)318-44-33

Планетарий  «Занимательная  астрономия»,  «Природа  нашей  страны»

Александровский парк, 4    т.233-26-53,  233-49-56

Экскурсия  в  Новгород /только с родителями/

Путешествие: Дания – Голландия -  Германия - Франция /только с родителями/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсионная деятельность в начальной школе.

   Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения поступающего материала. Пластичность природного механизма усвоения, имитационные способности, пр...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы "Занимательная школа"

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Экскурсионная деятельность в начальной школе

        Проблемы формирования практических умений младших школьников обусловлена тем, что в педагогике недостаточно разработана огромная роль экскурсий в формировании практи...

«Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе»

Программа факультатива «Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовк...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование для 1 класса по факультативному курсу «Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе»

Программа факультативного курса "Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе" определяет направления и методы работы по данному курсу для учащихся первых классов города Москвы. В программе...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельность"

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельностьк"...

Экскурсионная деятельность в начальной школе нового поколения

Экскурсии  - это наиболее ёмкий, наиболее синкретический  вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте. Основная цель школьных образовательных экскур...