Экскурсионная деятельность в начальной школе
презентация к уроку на тему
Проблемы формирования практических умений младших школьников обусловлена тем, что в педагогике недостаточно разработана огромная роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников.
Формирование практических умений у учащихся начальных классов выступает перед школой как задача первостепенной важности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursionnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.ppt | 486 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: «Обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт
Экскурсия как вид деятельности Деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны - передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными. Деятельность экскурсантов: наблюдение, изучение, исследование объектов. Деятельность экскурсовода: состоит из ряда действий, главные из них - подготовка и проведение экскурсий. Экскурсия - специфический вид деятельности специалиста-экскурсовода. Нельзя признать правильным утверждение некоторых методистов, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Практически участие в экскурсионном процессе - работа сложная, а поэтому трудная для обеих сторон - экскурсовода и экскурсантов.
Актуальность Проблемы формирования практических умений младших школьников обусловлена тем, что в педагогике недостаточно разработана огромная роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников. Формирование практических умений у учащихся начальных классов выступает перед школой как задача первостепенной важности. Обучение не может быть успешным, если не ставится задача вооружить младших школьников системой умений и навыков учебного труда. От сформированности этих умений в значительной мере зависят обучаемость детей, темпы переработки и усвоения ими учебной информации и в конечном итоге качество знаний учащихся.
Цели, задачи и формы проведения экскурсий № п/п Цели Задачи Формы проведения 1 Отдых Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов Прогулка 2 Учебная Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории) Урок вне классного помещения 3 Научная Выявление экспонатов для краеведческого музея Экспедиция 4 Общеобразовательная Расширение общего культурного кругозора Беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии 5 Культурно- просветительная Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям Обзорная многоплановая экскурсия 6 Культурно- воспитательная Усвоение знаний в сочетании с воспитанием Тематическая экскурсия
Противоречия Между необходимостью привлечения всех возможных средств, и в первую очередь экскурсий, для повышения эффективности формирования практических умений у младших школьников и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ решения данной задачи.
Цель исследования: Определить роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников.
Объект исследования: Процесс формирования практических умений младших школьников.
Предмет исследования : Влияние экскурсий на выработку практических умений младших школьников
Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу. 2. Определить сущность формирования практических умений младших школьников. 3. Выявить критерии, показатели и уровни сформированности практических умений младших школьников. 4. Проследить влияние экскурсий на формирование практических умений младших школьников.
Методы исследования: - анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; - анализ практики работы педагогов в данном направлении.
Формирование у детей практических умений Предполагает решение двух проблем: Научить младших школьников самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; 2. Научить применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Направления экскурсионной деятельности: Учебно – тематические (гуманитарный цикл, естественно - научный цикл, инженерно – технический цикл); Воспитательные (духовного цикла, художественно – эстетического цикла, экологического цикла, военно – спортивного цикла, гражданско – патриотического цикла); Экскурс (встречи, знакомства с людьми разных профессий, знакомство с ремеслами, производством).
Структура экскурсии: 1. Вводная беседа; 2. Коллективное наблюдение; 3. Индивидуальное самостоятельное наблюдение детей; 4. Сбор материала; 5. Игры детей с собранным материалом; 6. Заключительная часть, во время которой учитель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.
Метапредметные связи: Регулятивные УУД: 1. Учатся контролировать и оценивать свои действия. 2. Учатся учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем. 3. Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, используют предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. 4. Выполняют учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме. Личностные УУД: 1. Формируют внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентируются на моральные нормы и их выполнение. 2. Учатся замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями
Метапредметные связи: Познавательные УУД: 1. Устанавливают причинно-следственные связи между объектами. 2. Осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза, проводят сравнение, классификацию объектов по заданным критериям. 3. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях Коммуникативные УУД: 1. Адекватно используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строят монологическое высказывание, овладевают диалогической формой коммуникации. 2. Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации. 3. Приобретают умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа экскурсионной деятельности в начальной школе.
Обобщение опыта работы по теме "Экскурсионная деятельность как средство активного взаимодействия семьи и школы". Программа экскурсионной деятельности в начальной школе....
Экскурсионная деятельность в начальной школе.
Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения поступающего материала. Пластичность природного механизма усвоения, имитационные способности, пр...
«Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе»
Программа факультатива «Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовк...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование для 1 класса по факультативному курсу «Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе»
Программа факультативного курса "Музейная и экскурсионная деятельность в начальной школе" определяет направления и методы работы по данному курсу для учащихся первых классов города Москвы. В программе...
Проведение экскурсионных дней в начальной школе (из опыта работы)
Как распланировать проведение экскурсионных дней в начальной школе. Куда лучше съездить? Как провести?...
Статья "Оздоровительно-воспитательная направленность экскурсионных занятий внеурочной деятельности в начальной школе"
В данной статье рассматривается экскурсия как необходимое условие сохранения здоровья младших школьников во внеурочной деятельности. Экскурсионные занятия призваны содействовать восстановлению с...
Экскурсионная деятельность в начальной школе нового поколения
Экскурсии - это наиболее ёмкий, наиболее синкретический вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте. Основная цель школьных образовательных экскур...