Программа по преемственности «Дорога в 5 класс»
методическая разработка (4 класс) по теме
Переход из начальной школы в среднее звено - интересный и сложный период в жизни школьника. Чтобы облегчить адаптационный перид будущих пятиклассников была создана эта программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_preemstvennosti_doroga_v_5_klass.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ларионова Е.П., учитель начальных классов
МОУ – СОШ № 18 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия)
Программа по преемственности «Дорога в 5 класс»
Переход из начальной школы в среднее звено - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: кабинеты, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклассники. И, как показывает практика, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижаются успеваемость, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д.
Чтобы облегчить адаптационный период будущих пятиклассников работу по преемственности начали со второго полугодия 4 класса.
Актуальность программы обусловлена тем, что учащиеся начальной школы испытывают трудности при переходе в основную школу. Младшим школьникам сложен переход к новой предметно-пространственной среде школы, в частности - к кабинетной системе. Непривычно общение с различными учителями-предметниками, разным уровнем и характером их требований.
Идея проекта:
Преодоление трудностей в адаптационный период перехода из начальной школы в основную школу. Формирование у обучающихся общих ориентиров и ценностей в образовательных областях, познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования.
Цель проекта:
Облегчить естественный процесс адаптации выпускников начальной школы, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя.
Задачи:
- Создать атмосферу сотрудничества учитель начальных классов – учителя-предметники – родители.
- Формировать различные знания по образовательным областям.
- Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развивать его положительное самоощущение.
- Актуализировать мотивацию обучения, постепенно вырабатывать способность обучающегося брать на себя ответственность за успешность своего обучения.
Объект исследования - психоэмоциональное состояние школьников.
Предмет исследования – процесс адаптации выпускников начальной школы к условиям обучения в среднем звене школы.
Гипотеза:
Процесс адаптации пятиклассников к обучению в средней школе произойдет быстрее, если работу по преемственности начать в четвертом классе. Я думаю, что по итогам моей работы уменьшится внутренняя и внешняя напряженность обучающихся, появится интерес к учебе, снизится уровень тревожности, повысится мотивация к обучению.
В процессе реализации данного проекта использовались следующие методы исследования:
- теоретические (изучение литературы);
- экспериментальные (анкетирование, тестирование, наблюдение).
База исследования: МОУ-СОШ № 18 г. Нерюнгри
Сроки реализации проекта: декабрь 2011 года - май 2012 года
Этапы проведения проекта:
1 этап
Подготовительный: декабрь 2011г.
- Подбор и изучение литературы.
- Разработка программы проекта «Дорога в 5 класс»
- Разработка системы диагностики и методики эффективности образовательного процесса в начальных классах.
2 этап
Практический: январь-апрель 2012г.
- Работа психолога школы с детьми.
- Экскурсия по кабинетам школы.
- Знакомство с учителями – предметниками.
- Проведение пресс-конференции с учениками 5 класса.
- Проведение психологических игр, интеллектуального марафона.
- Часы общения.
- Родительское собрание.
3 этап
Заключительный: май 2012г.
- Адаптация выпускника начальной школы в основной школе.
- Мониторинг обученности учащихся в течение учебного года.
План работы:
Мероприятия | Сроки | Ответственные | |
1 | Экскурсия по кабинетам школы | 13.01.2012 | Ларионова Е.П. |
2 | Диагностика познавательного интереса выпускников начальной школы. | 20.01. 2012 | Ларионова Е.П. Флусова Н.А. |
3 | Час общения ««Впереди у нас — пятый класс» | 27.01.2012 | Ларионова Е.П. |
4 | Знакомство с учителем математики Герок Н.Г. | 03.02.2012 | Ларионова Е.П. Герок Н.Г. |
5 | Пресс-конференция с учениками 5б класса | 10.02.2012 | Ларионова Е.П. Плотникова М.Е. |
6 | Знакомство с учителем русского языка Ликсаковой Г.Н. | 17.02.2012 | Ларионова Е.П. Ликсакова Г.Н. |
7 | Экскурсия в кабинет рисования и черчения. Знакомство с учителем рисования Колесниковой С.В. | 24.02.2012 | Ларионова Е.П. |
8 | Знакомство с учителем природоведения Чернявской Т.В. | 02.03.2012 | Ларионова Е.П. Чернявская Т.В. |
9 | Библиотечный урок. Беседа с библиотекарем школы Мурашкиной Т.Ю. | 09.03.2012 | Ларионова Е.П. |
1 | Урок мужества | 16.03.2012 | Ларионова Е.П. |
1 | Психологическая игра-викторина «Наши чувства и эмоции» | 23.03.2012 | Ларионова Е.П. |
1 | Знакомство с учителем истории с Катунцевой В.И. | 06.04.2012 | Ларионова Е.П. |
1 | Посещение уроков в 4-а классе учителями-предметниками | 13.04.2012 | Ларионова Е.П. |
1 | Посещение уроков в 4-а классе учителями-предметниками | 20.04.2012 | Ларионова Е.П. |
1 | Сочинение на тему «Я иду в пятый класс» | 28.04 2012 | Ларионова Е.П. |
1 | Итоговое родительское собрание | май | Ларионова Е.П. |
На первом этапе работы была подобрана специальная литература. После изучения данной литературы разработана программа по преемственности «Дорога в 5 класс».
На втором этапе были проведены следующие работы:
- Диагностика познавательного интереса выпускников начальной школы
Цель: установить характер и силу познавательного интереса учащихся.
- Диагностика школьной тревожности Филипса и определение школьной мотивации (психолог школы)
Цель: изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации наряду с педагогическими наблюдениями. На этом этапе обследуются уровни школьной тревожности, мотивации, их самооценки.
Сравнительный анализ диагностики школьной тревожности и определения школьной мотивации выпускников 2010-2011 учебного года и 2011-2012 учебного года на конец четвертого класса.
№ № | Синдром (фактор) школьной тревожности | Выпускники 4а класса 2011 г. | Выпускники 4 а класса 2012 г. |
1 | Общая тревожность в школе | 3 уч. - 15% | 1 уч. – 4% |
2 | Переживания социального стресса | 2 уч. - 10% | 0 |
3 | Фрустрация потребности в достижении успеха | 9 уч. - 45% | 0 |
4 | Страх самовыражения | 5 уч. - 25% | 1 уч. – 4% |
5 | Страх ситуации проверки знаний | 7 уч.- 35% | 0 |
6 | Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 2 уч. - 10% | 1 уч. – 4% |
7 | Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 1 уч. - 5% | 2 уч. – 9% |
8 | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 7 уч.- 35% | 1 уч. – 4% |
Итого: общая тревожность | 12 уч.- 60% | 3 уч. – 13% |
№ № | Уровень школьной мотивации | Выпускники 4а класса 2011 г. | Выпускники 4 а класса 2012 г. |
1 | Высокий | 2 уч. – 10% | 7 уч. – 30% |
2 | Хорошая мотивация | 3 уч. – 15% | 6 уч. – 26% |
3 | Положительное отношение к школе | 8 уч. – 40% | 9 уч. – 40% |
4 | Низкий | 3 уч. – 15% | 1 уч. – 4% |
5 | Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация | 4 уч. – 20% | 0 |
6 | Итого с низким уровнем мотивации и негативным отношением к школе | 7 уч. – 35% |
|
- Час общения ««Впереди у нас — пятый класс»
Урок мужества
Психологическая игра-викторина «Наши чувства и эмоции»
Библиотечный урок. Беседа с библиотекарем школы Мурашкиной Т.Ю.
Цель: снижение личностной тревожности и повышение самооценки, формирование у учащихся уверенности в себе, сплочение классного коллектива, способствование повышению значимости каждого учащегося в классном коллективе.
- Знакомство с учителями-предметниками
Цель: знакомство с будущими учителями- предметниками; создание ситуаций, вызывающих положительные эмоции у детей и желание достичь высокого результата; снижение общей учебной тревожности.
- Пресс-конференция с учащимися 5 классов
Цель: формирование у учащихся уверенности в себе; умение общаться со сверстниками.
- Родительское собрание
Цель: психологическое просвещение родителей, анализ основных трудностей, возникающих при переходе учащихся в среднее звено, выяснение ожидания родителей от обучения их ребенка в школе и ознакомление их с итогами психологического обследования.
- Дополнительные занятия по математике и русскому языку
Цель: развитие интереса к данным предметам, познавательной активности младших школьников; подготовка к контрольным работам; снижение школьной тревожности.
Результаты административных контрольных работ по математике и русскому языку в тестовой форме
Предметы | Обученность | Качество |
Математика | 100% | 81% |
Русский язык | 96% | 77% |
Контрольный словарный диктант | 100% | 81% |
Заключение:
Результаты обучения в 4 классе показали:
Обученность – 100%
Качество- 56%
По психологической диагностике уровень общей тревожности – 13%
Низкий уровень школьной мотивации – 4%
Проанализировав все этапы работы по преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено общеобразовательной школы можно сделать вывод, что обучающиеся 4-а класса полностью готовы продолжить обучение в 5 классе.
Отрывки из сочинений «Я иду в 5-ый класс»
Стрибуль Анна
«Я заканчиваю четвёртый класс и иду в пятый. Меня там ожидают новые учителя, но некоторые мне уже знакомы. С учителями русского языка, математики, природоведения, изобразительного искусства мы уже встречались, благодаря нашей учительнице Евдокии Прокопьевне. Меня также ожидают новые предметы, учителя, кабинеты. Мне охота в 5 класс, но не хочется уходить от нашей учительницы. Ведь все четыре года нас учила Евдокия Прокопьевна. А в 5 классе будет другой классный руководитель, но мы полюбим и этого учителя»
Ширипова Эльвира
«В 5 классе я хочу узнать много интересного. Мне кажется, что в 5 классе не так уж сложно, просто надо всё понимать, внимательно слушать учителя, выполнять домашнюю работу. Я знаю, что в среднем звене учителя будут строгие. Буду вспоминать нашу учительницу. Мне нравится школа, хоть строгая, но справедливая и хорошая».
Головин Кирилл
«Я иду в 5 класс. Очень жду этого момента, потому что в 5 классе уроки проходят не в одном кабинете, а по разным. Ещё мне нравится, что появятся новые уроки, новые учителя. Я горжусь тем, что у меня такой хороший учитель Ларионова Евдокия Прокопьевна. Она научила меня очень многому и это мне пригодится в среднем и старшем звеньях».
Паничкина Ксения
«Когда я пойду в 5 класс, то у меня будет гора впечатлений. 1 сентября я увижу уже другого учителя – это будет волнующий момент. И вот прозвенел звонок – иду на первый урок, например, математики. С учителем математики мы знакомились в 4 классе. Нам она понравилась, потому что с ней нам было весело»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по ПДД (1-4 класс) Азбука юного пешехода. Добрая дорога
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила доро...
Программа воспитательной работы "Дорогою добра" (4-5 классы)
Програма разработана на 2 года. (4-5 классы).Цель данной программы:Формирование и развитие у школьников стереотипа толерантности как непреходящей ценности современного общества....
Рабочая программа к модифицированной программе курса "По дороге к азбуке" (подготовка дошкольников к обучению письму).
Пояснительная записка к модифицированной программе курса «По дороге к Азбуке» (подготовка к обучению письму) Модифицированная дополнительная образовательная программа подготовки к обучению п...
Занятие по программе «Истоки» . Тема: «Путь-дорога. 1 класс
Занятие по программе «Истоки» . Тема: «Путь-дорога. 1 класс...
Горница.Интегрированная программа по преемственности школы и детского сада. Методический паспорт.
Современная российская школа, система образования находятся в переходном состоянии. Разрабатываются новые концепции, меняются некоторые принципиальные позиции, переписываются учебники истории. Однако ...
ПРОГРАММА ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА
Преемственность детского сада и начальной школы – одна из приоритетных задач дошкольных образовательных учреждений направленная ...
Программа «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту»
В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) существенно расширяются представления об образовательном результате. Целью и смыслом образования признается развитие личнос...