ПРОГРАММА ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА
рабочая программа на тему
Преемственность детского сада и начальной школы – одна из приоритетных задач дошкольных образовательных учреждений направленная на непрерывное обучение и развитие детей при введении новых федеральных государственных общеобразовательных стандартов. Дошкольное образование является неотъемлемой частью всей образовательной вертикали и необходимость тесного сотрудничества детского сада и начальной школы очевидна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preems_nach_i_dou_moya-.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Согласовано | Согласовано | Утверждаю |
Зам. директора по УМР _________ Чемпосова Н.И. «_____»__________2013 г. | Рук. МО по начальным классам ________ Л. А. Акишева «_____»__________2013 г. | Директор МБОУ «СОШ №2» _____________ Скрынникова А.В. «___» ______________ 2013 г. |
ПРОГРАММА
ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА
Участники: МБОУ СОШ №2 , МБДОУ «Ёлочка», МБДОУ ЦРР «Алёнка» г. Олёкминска
Год реализации: 2013-2014 учебный год
Разработана: в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (ФГОС второго поколения) и Концепции духовного и художественного развития.
г. Олекминск – 2013 г.
Программа по преемственности дошкольного и начального звена
Преемственность детского сада и начальной школы – одна из приоритетных задач дошкольных образовательных учреждений направленная на непрерывное обучение и развитие детей при введении новых федеральных государственных общеобразовательных стандартов.
Дошкольное образование является неотъемлемой частью всей образовательной вертикали и необходимость тесного сотрудничества детского сада и начальной школы очевидна.
Работа школы и дошкольного учреждения ,предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ , взаимный обмен опытом, формирования у детей интереса к занятиям и учебной деятельности. Виды преемственности дошкольного образования и начальной школы:
- целевая – согласование целей и задач воспитания и обучения на разных ступенях развития;
- содержательная – преемственность содержания учебных программ и курсов в начальной школе и детском саду;
- технологическая – преемственность средств, форм, приемов и методов воспитания и обучения;
- управленческая - наличие общего руководства.
Для налаживания работы по преемственности прежде всего, необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур , дошкольного и начального образования.
Проблемы | Пути решения |
| 1) Постепенное знакомство со школой и учителем: - проведение ряда пробных уроков учителем начальной школы с детьми дошкольниками; - посещение учителем в течение года различных режимных моментов образовательного процесса; - наблюдение учителя за детьми, общение с ними в свободной самостоятельной деятельности, во время организованных занятий, досуговой деятельности; - проведение учителем индивидуальных бесед с детьми; - психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей |
|
|
| Организация и проведение: 1) совместных праздников, спортивных соревнований, а также выставок продуктивной деятельности учеников начальной школы и дошкольников – будущих первоклассников 2) экскурсии в школу; |
4) Отсутствие у ребенка при поступлении в школу опоры на предшествующий (знаниевый, социальный и проч.) в силу формального отношения к индивидуальным характеристикам выпускника ДОУ, как со стороны педагогов детского сада, так и со стороны учителей начальных классов | 1) подготовка воспитателями индивидуальных карт развития дошкольников; 2) на основе изучения данных карт подготовка учителем общей сводной таблицы, отражающей умения, возможности и особенности каждого ученика с целью дальнейшего осуществления индивидуального подхода к каждому из них; 3) совместное со школой проведение диагностики по определению готовности детей к школе; 4) проведение родительских собраний по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе; 5) совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и ознакомление с передовым опытом работы дошкольных учреждений и школ по совместной подготовке детей к обучению в школе |
5) Резкая перемена основного вида деятельности – игровой – на учебную) | 1) «Учимся, играя» – девиз учителя первоклассников. 2) Организация в школе среды, разделенной на зоны, для отдыха и игр детей |
6) Отсутствие реального взаимодействия педагогов ДОУ и начальной школы в адаптационный период первоклассников | 1) проведение в начале учебного года совместного МО (учителя начальных классов и воспитателей детского сада); 2) Утверждение плана работы на год между детским садом и школой |
Меры по обеспечению преемственности дошкольного и начального образования, направленные на создание организационных, методических и кадровых условий обеспечения преемственности дошкольного и начального образования.
1. Организационные условия
Включают в себя интеграцию образовательного процесса детского сада и внеурочной деятельности начальной школы:
- совместные проекты детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
- совместная досуговая деятельность детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: совместные праздники, спортивные мероприятия, концерты и т.п;
- совместная социально значимая деятельность: субботники, акции;
- посещение старшими дошкольниками уроков в школе.
Обеспечение такой деятельности требует тесного взаимодействия учителей начальной школы и педагогов детского сада, заинтересованности и взаимопонимания со стороны административного корпуса образовательных учреждений, а также соблюдения определенных гигиенических требований.
2. Методические условия
Относятся, прежде всего, к преемственности программного обеспечения и технологиям организации образовательного процесса. Для этого педагогам при выборе учебно-методического комплекса следует руководствоваться следующими критериями:
- ориентированность содержания программы на формирование предпосылок универсальных учебных действий;
- обеспеченность программы диагностическим инструментарием, позволяющим отследить формирование и развитие интегративных качеств личности и сделать выводы о сформированности предпосылок универсальных учебных действий;
- универсальность программы в контексте преемственности ее содержания, технологий и образовательных результатов с программами начального образования, по которым будут обучаться выпускники детского сада.
В связи с этим в детском саду необходимо обеспечить методические и административные условия, позволяющие педагогам производить осознанный выбор программно-методического материала в соответствии с указанными критериями и на основе индивидуальных образовательных потребностей детей предшкольных групп. Среди выбираемых технологий приоритет, как в детском саду, так и в школе, должен быть отдан технологиям, основанным на принципах развивающего образования.
3. Кадровые условия
Пути решения намеченных проблем лежат, прежде всего, в повышении профессиональной компетентности педагогов в части методических, технологических, личностных компетенций и охватывают следующие направления работы с кадрами:
- подготовка педагогов к реализации развивающего образования;
- методическое сопровождение деятельности педагога в условиях реализации ФГТ и ФГОС НОО;
- обеспечение конструктивного профессионального взаимодействия педагогов дошкольных и общеобразовательных учреждений.
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования: описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию зависит от социально-педагогических характеристик первоклассников, приступающих к обучению в ОУ. Стартовая диагностика может отразить основные проблемы, характерные для большинства первоклассников, и в соответствии с приоритетами данного класса на определенный период выстроится система работы по преемственности. На ступени предшкольного образования предпосылки для формирования универсальных учебных действий определяются, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению, которая может быть исследована как психологом, так и учителем начальной школы по методикам, предложенным в психологических пособиях.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между подготовительной группой ДОУ и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целенаправленное взаимодействие возможно только при разработке и реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Преемственность с точки зрения ДОУ – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Задачи программы:
1. Создать на территории школы единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка в соответствии с новыми федеральными требованиями.
2. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса ОУ.
3.Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
4.Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
5.Способствовать преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования в рамках новых федеральных требований.
6. Создать единую стратегию в работе с родителями.
7. Обеспечить профессиональный рост педагогов.
Организационно- методическая деятельность:
- Установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов.
- Взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно-воспитательной работы в начальной школе.
- Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
- Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей дошкольных групп по подготовке детей к обучению в школе.
- Семинары-практикумы.
- Взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением).
- Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
- Разработка и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.
- Организацию адаптационных занятий с детьми дошкольной группы
- Совместную работу педагогов по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.
- Проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольной группы, направленные на изучение интегративных качеств личности.
- Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Консультативная деятельность:
- Совместное проведение родительских собраний.
- Проведение дней открытых дверей.
- Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
- Открытые занятия
- Консультации воспитателя, учителя начальных классов
- Организация экскурсий по школе.
- Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Данное направление осуществляется через разнообразные формы работы с родителями:
1.Консультации родителей воспитателями, педагогами, учителями «Как подготовить ребенка к школе» (о значении УУД для обучения в школе), «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников».
2. Лекторий в рамках школы будущего первоклассника .
3. Родительские собрания: «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе с позиции формирования УУД»; «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи» и т п.
Аналитическая работа.
- Проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольной группы, направленные на изучение интегративных качеств личности.
- Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приемов в работе учителей и воспитателей.
- Анализ форм, методов и планирование учебно-воспитательного процесса в адаптационный период и период дальнейшей работы.
Программа мероприятий по организации преемственности - подготовительный этап( дошкольное звено):
Мероприятия | Сроки проведения | Цель | Планируемый результат | Ответственные |
1.Организация работы по преемственности детского сада и школы | Сентябрь | Организация обязательной двухгодичной подготовки к школе Координирование цели, задач, содержания, методов, средств и форм организации образовательных процессов детского сада и школы. | Введение программы подготовки к школе дошкольной группы | Директор, Завуч по УВР Зав. ДОУ |
2.Психолого-педагогичес. экспресс-диагностика уровня готовности к школе. | Сентябрь- октябрь Апрель- май | Диагностика особенностей психических процессов и социальных навыков детей подготовительной к школе группы детского сада | Справка | Педагог –психолог ОУ |
3.Мониторинг стартовых возможностей детей дошкольной группы | Сентябрь - октябрь | Выявление уровня состояния мыслительных процессов, кругозора | Справка | Педагог –психолог ОУ |
4.Посещение занятий в дошкольной группе учителем, набирающим 1 класс. | Октябрь- декабрь, март - апрель | Наблюдение за детьми | Ведение дневника наблюдения за детьми | Учитель |
5.Мониторинг на конец года | Апрель- май | Определить изменения на конец года | Справка | Воспитатель группы, учитель |
6. Родительское собрание в дошкольной группе | Ноябрь Май | Организация подготовки к школе Итоги мониторинга на конец года Организация обучения в дошкольном классе | Организация дальнейшей подготовки к школе | Воспитатель, учитель, руководитель МО |
7. Стартовый контроль в дошкольной группе | Сентябрь | Выявление уровня состояния мыслительных процессов, кругозора | Выявление интеллектуальных возможностей будущих учащихся | Воспитатель дошкольной группы |
8.Посещение занятий воспитателем уроков в дошкольной группе, проводимых учителем. | Октябрь- декабрь, март – апрель( не реже 2-3 раз в четверть) | Наблюдение за детьми | Ведение дневника наблюдения за детьми | Воспитатель, учитель |
9.Мониторинг качества подготовки | Апрель - май | Выявление уровня состояния мыслительных процессов, кругозора | Справка по итогам мониторинга | Педагог –психолог ОУ, воспитатель дошкольной группы |
10.Проведение родительского собрания в дошкольной группе «Итоги работы за год, переход в школу» | Май | Доведение до родителей результатов мониторинга. Итоги стартовой диагностики | Планирование дальнейшего обучения каждого ребенка, выявление детей, подлежащих прохождению МППК. Планирование дальнейших действий по подготовке к школе | Воспитатель, учитель, рук. МО |
11.Посещение уроков в дошкольной группе учителем, набирающим 1 класс | Январь- май ( не реже 2-3 раз в четверть) | Наблюдение за детьми | Продолжение ведения дневника наблюдения за детьми | Учитель 1 класса |
12.Заседание круглого стола «Итоги предшкольной подготовки» | Май | Выявление учащихся подлежащих прохождению МППК, планирование дальнейшей работы с детьми. | Завуч, руководитель МО, учителя, воспитатели |
Программа мероприятий по организации преемственности - начальный этап: 1-3 классы
Мероприятия | Сроки проведения | Цель | Планируемый результат | Ответственные |
12. Мониторинг стартовых возможностей учащихся 1 класса | сентябрь | Выявление уровня | Справка по итогам мониторинга | Завуч |
13.Посещение уроков в 1 классе | Октябрь - ноябрь 1 класс- 2-3 раза в четверть | Наблюдение | Продолжение ведения дневника наблюдения , справки | Администрация, учитель предшкольго класса |
Стартовые контрольные работы по математике, русскому языку, проверка техники чтения -2-4 классы | сентябрь | Определение остаточных знаний и стартовых возможностей | Анализы входных проверочных работ, справки по проверке техники чтения | Учителя начальных классов, руководитель МО |
Четвертные проверочные работы по математике, русскому языку, проверка техники чтения | В конце каждой четверти | Проверить уровень усвоения знаний по итогам четверти. | Анализы четвертных проверочных работ, справки по проверке техники чтения | Завуч, руководитель МО. |
Тестовые проверочные работы по русскому языку, математике, литературному чтению | В течение года | Проверить уровень усвоения знаний по итогам четверти, умения работать с работами тестового характера. | Анализ | Учителя начальных классов |
Итоговые метапредметные работы по математике, русскому языку, проверка техники чтения за год | апрель | Проверить сформированность знаний за курс каждого класса начальной школы, изучить готовность – выпускни ков 4-х классов к дальнейшему обучению в средней школе | Анализы итоговых проверочных работ, справки по проверке техники чтения | Завуч, руководитель МО. |
Межпредметные работы | Апрель – май ( 1-4 классы) | Проверка уровня сформированности УУД | Анализ | Завуч, руководитель МО |
Посещение уроков в 1-3 классах учителями предметниками | В течение года 1 класс- 2-3 раза в четверть 2 класс- 3 раза в четверть 3 класс- 4 раза в четверть 4 класс- не менее 5 раз в четверть 5 класс- не менее 4 – раз в четверть | Ознакомление с особенностями коллектива, организацией учебной деятельности учащихся, наблюдение . Изучение программ начальных классов, ознакомление с особенностями выпускников начальной школы. | Ознакомление с особенностями коллективов, организацией учебной деятельности учащихся. Контроль соответствия уровня требований учителей возрастным особенностям учащихся и единства требований, предъявляемых учителями к учащимся Продолжение ведения тетрадей наблюдения за детьми и классом в целом | Учителя предметники |
Анализ проверочных работ, посещенных уроков в соответствии требованиям ФГОС. | Январь май | Руководитель МО, учителя |
Приложение: График взаимопосещения уроков в начальной школе.
1 класс- 2-3 раза в четверть
2 класс- 3 раза в четверть
3 класс- 4 раза в четверть
4 класс- не менее 5 раз в четверть
Руководитель МО начальных классов: _________/Акишева Л.А./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность: дошкольное учреждение - начальная школа - среднее звено
Выступление на заседании "Круглого "стола, посвященного "Дню открытых дверей для воспитателей ДОУ...
Выступление на районном семинаре воспитателей дошкольных учреждений Предгорного муниципального района по теме: «Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС»
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях введения ФГОС. Сравнительный анализ ФГОС и ФГТ....
Преемственность дошкольного и начального образования по программе «Предшкольная пора»
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познав...
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....
План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год
Участие в работе "Круглого стола" на семинаре "Реализация ФГОС дошкольного образования "МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №90" в рамках преемственности дошкольног...
Преемственность дошкольного и начального уровня обучения . Развитие когнитивных навыков. Проведение ситуативных дней в дошкольных группах
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связ...
«О реализации приоритетного комплексного проекта муниципальной системы образования «преемственность дошкольного и начального общего образования» налажена и разработан план мероприятий по преемственности с МБДОУ №20 «Югорка»
В соответствии с приказом Департамента образования Администрации города Сургута №12-03-802/2 от 06.10.2022 «О реализации приоритетного комплексного проекта муниципальной системы образования &laq...