Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мир на ладони»
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Мы живем в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества все более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно—нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм культурно—исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_na_ladoni_programma_vneurochnogo_kursa_dlya_5ogo_klassa.docx | 49.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 191
с углубленным изучением иностранных языков
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Рабочая Программа
по курсу внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Мир на ладони»
5 класс
Срок реализации программы: 1 год
Автор программы:
Мещанова Виктория Игоревна,
педагог-организатор
Санкт-Петербург
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Мы живем в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества все более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно—нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм культурно—исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России.
Актуальность Программы внеурочного курса «Мир на ладони» заключается в важности духовно—нравственного развития и воспитания любого человека посредствам знания этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению. Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Программа внеурочного курса «Мир на ладони» расширит знания обучающихся о традициях и истории нашей страны.
Целью внеурочной программы «Мир на ладони» является приобщение обучающихся к традиционной культуре русского народа, воспитание национального сознания и развитие навыков нравственного поведения, через усвоение обучающимися знаний о традициях и основных достижениях русской культуры.
Данная цель предполагает выполнение следующих задач:
1. Обучающие задачи:
— Познакомить обучающихся с историей, содержанием и смыслом православных праздников, приобщить к изучению житийной литературы.
— Обучить навыкам научно—поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих и этнических материалов.
2. Воспитательные задачи:
— Сформировать активную жизненную и гражданскую позиции.
— Воспитать чувство любви и привязанности к своему краю, его истории и культуре.
— Сформировать умение общаться, слушать других, понимать интересы коллектива.
Развивающие задачи:
— Развить личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность.
— Сформировать потребность в самопознании и саморазвитии.
— Реализовать творческие возможности обучающихся посредством включения в творческую и проектную деятельности.
Занятия по внеурочной программе «Мир на ладони» ведется в историко—культурной и художественно—эстетической направленностях.
Двигательная активность на занятиях по внеурочной программе «Мир на ладони» составляет более 60 %.
Формы подведения итогов занятий по внеурочной программе «Мир на ладони»:
— Изготовление творческих работ в различных техниках русского народного промысла, с последующим оформлением выставки.
— Разработка сценариев традиционных праздников, с их последующим проведением.
—Создание мультимедийных презентаций, с последующей защитой исследовательских работ и проектов.
— Участие в районных, областных и всероссийских конкурсах, проектах и играх по духовно—нравственному направлению.
— Создание мультимедийных игр (викторины, кроссворды, пазлы и др.) в программе LearningApps.org, с дальнейшей презентацией работ обучающимся более младшего возраста.
Рабочая Программа внеурочного курса «Мир на ладони» рассчитана на 1год (34 часа - 1 час в неделю, 34) в 5 классах, что соответствует учебному плану школы.
Занятия по внеурочной программе «Мир на ладони» у обучающихся 5 классов проводится во второй половине дня.
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров—умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа.
Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врожденное чувство прекрасного, стремление к гармонии — все это являют нам творения народных умельцев. Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее ее тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину—мать, у которой особая стать, особая, светлая душа. Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на ее долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства.
Мужественная, закаленная, благородная и прекрасная страна. И сердце ее великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно—эстетического, патриотического воспитания.
У России великая, светлая душа. Она отразилась в ее природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове. Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства — творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции — святая обязанность учителей, деятелей искусства. Народные танцы, песня, как и другие жары фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, с его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету. А это то, что живет, но скрыто в глубине души: тонкость восприятия мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.
Программа внеурочной деятельности «Мир на ладони» подчиняется следующим принципам:
— Личностно—ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребенка; создание условий для реализации творческих возможностей обучающихся).
— Природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей среднего школьного возраста).
— Педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого—возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для обучающихся в 5 и 6 классах; необходимость социализации ребенка).
— Культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьников).
Описание ценностных ориентиров содержания программы по
внеурочной деятельности
Одним из результатов освоения внеурочного курса «Мир на Ладони» является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра — осознание себя как части мира; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения — понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность красоты и гармонии — осознание красоты и гармоничности традиций родного края.
Ценность истины — осознание ценности научного познания как части культуры человечества, приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи — понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально—позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества — осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом.
Ценность гражданственности и патриотизма — осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; интерес к своей стране: ее истории, культуре, ее жизни и ее народу.
Ценность человечества — осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Уровни развития | Уровни результата воспитания |
Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность. Это порог социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни через взаимодействие со своими учителями, как носителями положительного социального знания и повседневного опыта | 1 уровень результата |
Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать. | 2 уровень результата |
Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия — за пределами среды школы, в открытом социуме, часто среди незнакомых людей | 3 уровень результата |
Личностные результаты:
— Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
— Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
— Формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов.
— Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
— Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
— Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
— Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
— Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
— Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные:
— Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления.
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
— Формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
2. Познавательные:
— Формирование знаний , понимание и принятие личностью ценностей, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
3. Коммуникативные:
— Способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информациюи отображать предметное содержание и условия деятельности.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
— Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС), задачами и содержанием программы внеурочной деятельности разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся. Используется безотметочная накопительная система оценивания (портфолио), характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.
Результативность внеурочной деятельности отражается по следующим критериям:
— рост социальной активности обучающихся;
— рост мотивации к активной познавательной деятельности;
— уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
— качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистических основ отношения к окружающему миру
Практическими результатами реализации Программы внеурочного курса «Мир на ладони» в 5 классе будут являться:
- Сюжетно-ролевая игра «Уклад жизни русского народа» - 3 часа.
- Викторина «Уклад жизни русского народа» - 1 час.
- Проектная работа «Традиции моей семьи» - 3 часа.
- Творческая работа «Русский костюм в красках» - 3 часа.
- Викторина «История русского народного костюма» - 1 час.
- Проектная работа «Создание орнаментов с использованием символов русской народной одежды» - 3 часа.
- Творческая работа «Изготовление куклю, стилизованной под русскую народную» - 3 часа.
- Творческая работа к районному конкурсу-выставке «Пасхальное яйцо» - 2 часа
Итоговым занятием внеурочного курса будет большой семейный фольклорный праздник «Во горнице, во светлице»
Основным инструментарием для оценивания результатов являются так же анкетирование обучающихся и родителей, творческие отчеты (презентации, конкурсы, выставки творческих работ), проекты, практические работы, самоанализ, самооценка и наблюдения.
Содержание внеурочной программы для 5 класса
1. ВВЕДЕНИЕ
Теория: Знакомство с программой курса, его содержанием, формами работы, практическими работами. Тестирование учащихся по русской народной культуре.
2. УКЛАД ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА
Теория: Семья, дом, церковный приход. Семейные традиции. Уважение к старшим. Дети и старики.
Практика: Театрализованные представления, исследовательская работа «Традиции моей семьи».
3. ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ…
Теория: История русского народного костюма. Символы в русской народной одежде.
Практика: Творческий проект «Создание орнаментов с использованием символов русского народного костюма». Викторина по истории русского народного костюма.
4. РОЖДЕНИЕ КУКОЛ, КАК РОЖДЕНИЕ ЦЕЛОГО МИРА
Теория: Русская народная кукла, куклы-обереги, игровые куклы, обрядовые куклы.
Практика: Изготовление русских народных кукол, творческая работа «Изготовление куклы, стилизованной под русскую народную куклу», выставка-презентация «Куклы наших прабабушек».
5. СДЕЛАЛ ДЕЛО. ГУЛЯЙ СМЕЛО
Теория: Русские народные праздники, русские народные песни и танцы.
Практика: Творческий проект «Светлый праздник Пасха». Конкурс «Лучший знаток русских традиций».
Тематическое планирование занятий по программе внеурочной
деятельности «Мир на ладони» для 5 класса
№ | Тема занятия | Теория (количество часов) | Практика (количество часов) |
1 | Введение. Семья и дом | 1 | |
2 | Семейные традиции. Уважение к старшим. Дети и старики | 1 | |
3-4 | Подготовка сюжетно – ролевой игры «Уклад жизни русского народа» | 1 | 1 |
5 | Сюжетно - ролевая игра «Уклад жизни русского народа» | 1 | |
6 | Викторина «Уклад жизни русского народа» | 1 | |
7-8 | Подготовка проектов «Традиции моей семьи» | 2 | |
9 | Презентация проектов «Традиции моей семьи» | 1 | |
10 | История русского костюма. Традиционные цвета | 1 | |
11-12 | Подготовка творческих работ «Русский костюм в красках» | 2 | |
13 | Презентация творческих работ «Русский костюм в красках» | 1 | |
14 | Викторина по истории русского народного костюма | 1 | |
15 | Символы в русской народной одежде | 1 | |
16 | Распознавание символов в русской народной одежде | 1 | |
17-18 | Подготовка проектов «Создание орнаментов с использованием символов русской народной одежды» | 2 | |
19 | Презентация проектов «Создание орнаментов с использованием символов русской народной одежды» | 1 | |
20 | Русская народная кукла. | 1 | |
21 | Куклы-обереги . Изготовление куклы-оберега | 1 | |
22 | Игровые куклы. Изготовление игровой куклы | 1 | |
23 | Обрядовые куклы. Изготовление обрядовой куклы | 1 | |
24-25 | Подготовка творческих работ «Изготовление куклы, стилизованной под русскую народную куклу» | 2 | |
26 | Презентация творческих работ «Изготовление куклы, стилизованной под русскую народную куклу» | 1 | |
27 | Русские народные праздники: Масленица | 1 | |
28 | Русские народные праздники: Пасха | 1 | |
29-30 | Подготовка творческих работ к районному конкурсу-выставке «Пасхальное яйцо» | 2 | |
31 | Русские народные песни | 1 | |
32 | Русские народные танцы | 1 | |
33 | Песни и танцы как основа русского фольклора | 1 | |
34 | Итоговое занятие: Фольклорный праздник «Во горнице, во светлице» | 1 | |
Итого: 34 часа | 15 часов | 19 часов |
Список литературы
Источники информации для учителя:
1. Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. М.: Академия, 2000.
2. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ю. Нравственное воспитание школьников на
народных традициях. М.: Народное образование, 2002.
3. Кудрявцева Т.С., Михайлова С.Ю. Рассказы о русской культуре. - М.: ЮНВЕС, 1997.
4. Примерные программы внеурочной деятельности основного образования под редакцией В.А. Горского, М.: Просвещение, 2011г.
5. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1990.
6. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1995.
7. Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989.
8. Пособие для учителя «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010г.
9. Н.Ф. Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011
Интернет ресурсы программы
1. http://www.webartplus.narod.ru/folk105.html
2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/russian_history/
3. http://www.shazina.com/ru/pressa.aspx?
4. http://kata-log.ru/nauka/psihologia-filosofia-magia/kukly-oberegi.html
5. http://otherreferats.allbest.ru/religion/00007573_0.html
6. http://druidgor.narod.ru/slavtrad/Ribakov/Ribakov13.html
7. http://www.history-ryazan.ru/node/1171
8. http://www.family-history.ru/material/history/kostum/kostum_3.html
9. http://lib.ru/KSP/narodnye.txt
10.. http://perunica.ru/tradicii/
11. http://www.art.oryol.ru/rites_main.htm
Источники информации для учащихся:
- Г.Науменко «Чудесный короб», издательство «Детская литература», Москва, 1998 г.
- «Праздник — ожидаемое чудо», издательство «Вако», Москва, 2006 г.
- «Мы и наша культура», издательство «Экзамен», 2010 год
- «Мир вокруг и внутри нас», издательство «Экзамен», 2010 г.
- «Калейдоскоп праздников», издательство «Экзамен», Москва, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности (духовно – нравственное направление) «В гостях у сказки» 2 класс
Пояснительная записка Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развити...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению: «Умники и Умницы» в 3 классе
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-разви...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: «Школа докторов природы» в 3 классе
Пояснительная запискаОбучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства- актуальная задача современного образования.Предлагаемый курс занятий «Школа докторов природы»...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Подвижные игры»
программа...