Лингвистические утренники и вечера- форма учебно- воспитательной работы
методическая разработка (4 класс) по теме
Статья напечатана в журнале "Начальная школа" №11 2011г.
Цели и задачи:
1) систематическое повторение в занимательной форме изученного раздела курса;
2) знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, чья активная жизненная позиция- пример для подражания, воспитание толерантности учащихся;
3) глубокое изучение истории языка вместе с историей народа;
4) развитие эстетического вкуса (декламация, пение, хореография);
5) совершенствование культуры речи, навыков общения с аудиторией;
6) пробуждение самостоятельности, общественной активности, организаторских качеств личности;
7) воспитание интереса к поискам в мире науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnaya_rabota_po_russkomu_yazyku_kak_forma_uchebno.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассная работа по русскому языку как форма учебно-воспитательной работы в школе. Лингвистические утренники и вечера.
Л. Н. Ковалева. Учитель начальных классов, ГОУ ЦО № 1948, «Лингвист- М», г. Москва |
В настоящее время российский язык связывает воедино народы, проживающие в России:
на российском языке происходит общение носителей различных государственных языков.
В связи с этим одной из важнейших проблем в условиях национально- русского двуязычия является неувязка координации содержания и системы обучения родному и русскому языкам.
Придавая огромное значение вопросам функционирования родного языка и обучения ему, нельзя допускать недооценки российского языка как средства общения.
В совершенствовании преподавания российского языка в государственной школе, вооружении нерусских учащихся прочными знаниями по русскому языку, привитии им прочных речевых умений и навыков (практической российской речи) наряду с уроками огромное значение имеет внеклассная работа по русскому языку. Отлично организованная и систематическая внеклассная работа даёт возможность, с одной стороны, закреплять навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - раскрывать богатства российского языка, знакомить учащихся с таковыми фактами языка, которые не изучаются на уроках, но знание которых нужно в речевой практике. Она создаёт благоприятные условия для речевой практики: ученик упражняется в российской речи по мере собственных сил и возможностей при активной помощи учителя и товарищей.
Урок не может вместить всё то, что интересует учащихся, и всё то, что нужно для практического овладения российским языком. Благоприятные условия для ублажения личных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создаёт многосторонняя внеклассная работа.
Среди многочисленных и разнообразных форм внеклассной работы по русскому языку особое место занимают утренники и вечера.
Лингвистические утренники чаще всего устраиваются для учащихся IV – VI классов. В них может участвовать и небольшое количество ребят (например, класс или любители русского языка из параллельных классов). Учитель составляет сценарий по теме, подбирает участников, после нескольких репетиций утренник можно проводить. Как правило, утренники непродолжительны по времени (45-60 мин), их проводят в дневное время.
Цели утренников: систематическое повторение в занимательной форме изученного раздела курса (например, в 4 классе: «Занимательная фонетика», «В мире корней и приставок», «Нежные и ласковые, строгие и сильные» (о суффиксах), «Прощание с существительными и прилагательными» и т.п.); развитие навыков самостоятельного приобретения знаний, повышение интереса к углублённому изучению предмета («Почему мы так говорим?», «Крылатые слова и выражения - золотой фонд русской речи», «Объясни их значение», «Многозначность слова», «Неологизмы и архаизмы» и т. п.); повышение культуры устной речи, усиление практической направленности изучения русского языка.
Проходить такие утренники должны живо, интересно. Сообщение научных сведений сопровождается номерами художественного чтения, инсценировками, занимательными упражнениями, викторинами, фрагментами из забавных уроков «Радио - няни».
Покажем, как можно провести утренник на тему «Грамоте учиться всегда пригодится».
План. I часть. 1. Что такое грамота. 2. Как учились грамоте на Руси. 3. Прослушивание отрывка из повести М. Горького «Детство». Почему мы так говорим. 5. В мире мудрых мыслей. II часть. «Весёлая олимпиада».
Для повышения интереса к утреннику вводятся различные формы активизации его участников. Например, у входа в зал каждому школьнику вручается открытка, на которой написана часть пословицы. Чтобы войти в зал, надо отгадать всю пословицу и объяснить её смысл. Для затрудняющихся есть «Стол справок». Там лежат словари, сборники пословиц, справочники. Они пригодятся и в ходе утренника для выполнения заданий, которые тут же даются входящему.
Вторая часть утренника посвящается «Весёлой олимпиаде». Материал можно взять из книг Л. Т. Григорян «Язык мой - друг мой». М. 1989; Е. П. Преображенской «Кружок русского языка в школе». М, 1990; из « Уголка русского языка» в журнале « Русский язык в школе» и др.
Примерные задания для отгадывания:
- Мой первый слог на дереве,
Второй мой слог- союз,
А в целом я материя
И на пальто гожусь. ( Сук - но)
2. Первая цифра стоит в середине.
Буква сначала и буква с конца.
В целом - леса, города и равнины,
Целым полны сердца. ( Р- один -а.)
Включается в программу инсценировка «Знаки препинания», а затем - весёлое повторение правил. Например, рассказ о том, как жили в стране «Морфология» приставки при- и пре.
В конце утренника подводится итог. Активные участники награждаются книгами по лингвистике, сборниками стихотворений.
Во многих школах лингвистические утренники посвящаются более глубокому знакомству с художественными средствами языка, работой над словом, помогают увидеть в нём образ, сочетают эту работу с анализом художественного произведения.
Например, интересен рассказ о том, как «работают» местоимения в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино». Главный герой произведения - народ, рассказ ведет от имени участников сражения старый солдат. Чтобы нарисовать картину патриотического подъёма простых русских людей, давших клятву «постоять головою за родину свою», Лермонтов использует местоимения мы, наш, весь, кто-то. Местоимения мы, неоднократно употребляемое в тексте, помогает ярче представить сплочённость русских воинов:
…Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!...
…И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Если проводить такие внеклассные занятия систематически, значительно повышается понимание учащимися своеобразия художественного произведения, обогащается речь как устная, так и письменная, воспитывается внимание к слову.
Лингвистические вечера могут быть посвящены знаменательной дате в жизни страны (например, к 65-летию победы в Великой Отечественной войне), какому - либо юбилею (например, «В. И. Даль и его словарь» - к 2010 годовщине со дня рождения великого собирателя русских слов), какой – либо лингвистической теме или обсуждению научно- популярной литературы о русском языке («Словари - сокровищницы языка», «История имени дома твоего», «Что такое язык? Как он возник?») и т. п.
Цели подобных вечеров обширны: 1) знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, чья активная жизненная позиция - пример для подражания, воспитание толерантности; 2) глубокое изучение истории языка вместе с историей народа; 3) развитие эстетического вкуса (декламация, пение, хореография); 4) совершенствование культуры речи, навыков общения с аудиторией; 5) пробуждение самостоятельности, общественной активности, организаторских качеств личности; 6) воспитание постоянного интереса к поискам в мире науки.
Работа начинается с выбора темы вечера, создания сценария, тщательной подготовки к его проведению. Нужно использовать все возможные формы агитации, чтобы увлечь вечером большинство учащихся. На общешкольной линейке или по радио объявляется тема вечера, сроки подготовки и проведения, раздаются задания.
Командиры отрядов организовывают работу в звеньях по теме «Час занимательной грамматики», готовят плакаты с ребусами, кроссвордами, викторинами, бюллетени и т. д. Юные художники оформляют зал для вечера; хоровой кружок вокалисты готовят исполнение песен по программе вечера, чтецы – номера художественного чтения. Юные географы работают над картой «Мир изучает русский» и.д.
На вечер могут быть приглашены студенты из зарубежных стран, обучающиеся в наших вузах. Они расскажут об изучении русского языка в их странах, о своём собственном желании овладеть им в совершенстве, прочтут любимые стихи русских поэтов.
Предлагаем описание юбилейного вечера, посвящённого В.И.Далю и его словарю. При подготовке был частично использован материал статьи Т. П. Крестинской и К. П. Щепиной «Вечер русского языка для учащихся 7- 8 классов «В. И. Даль и его словарь», помещённой в журнале «Русский язык в школе», № 1, 1995, книги М, Булатова и В, Порудоминского «Собирал человек слова…», М, Бессараба «Владимир Даль», З. Н. Люстрова, Л.И.Скворцова, В.Я. Дерягина «Беседы о русском слове».
Помещение должно быть оформлено выставочным стендом, на котором помещены четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», книги о В. И, Дале, плакатами с высказываниями В. И. Даля и его современников о Словаре»:
«Я полезу на нож за правду, за Отечество, за Русское слово, язык». (В.И. Даль.)
«Собранье ваше – не просто затея, не увлечение, дело на всю всю жизнь. Вам можно позавидовать – у вас есть цель. Годами копить сокровища – и вдруг открыть сундук перед изумленными современниками и потомками». (А. С. Пушкин.)
«Словарь Даля – книга не полезная и нужная, это – книга замечательная;
всякий любитель отечественного слова может читать её или хоть перелистывать её с удовольствием. Сколько он найдёт в ней знакомого, родного, любезного и сколько нового, любопытного, назидательного!» (Я.К.Грот.)
Первое отделение вечера посвящается рассказу о судьбе В.И. Даля по книге М.Булатова и В. Порудоминского «Собирал человек слова». Начинается вечер чтением наизусть главы этой книги «Замолаживает? Что это?». Далее следует ряд выступлений, раскрывающих деятельность В.И.Даля, примечательность личности этого человека. Ниже приводим план и высказывания из названной книги, которые могут быть использованы рассказчиками.
1. Судьба мичмана В.Даля.
«В морской корпус попасть было нелегко, среди двенадцати лучших были Павел Нахимов, Дмитрий Завалишин, Владимир Даль.
- Дерпт. Путь в медицину. Рядом с Пироговым.
«У Даля ясная голова, хорошие руки. Профессора пророчат ему надёжное будущее. Пирогову пророчат будущее великое».
- В. Дале сидел незаурядный инженер.
«В июле 1831 года доктор Даль построил мост через Вислу…»
- Автор сказок.
«Люди, близкие ко двору, нашли в сказках Луганского какой- то страшный умысел против верховной власти».
- Рядом с Пушкиным. Дружба двух великих людей.
«Какое счастье, страшное, горькое,- и всё - таки счастье – быть с Пушкиным в последних его грёзах».
- Собирал человек слова…
«А народ умельцев любит и говорит о них с доброй улыбкой».
«Собранье ваше - не простая затея, не увлеченье, а дело на всю жизнь».
- Чиновник особых поручений.
«Его встречали радостно: «Здравствуй, правдивый Даль!»
8. А как же словарь?
«Оренбургские годы были золотым временем для «заготовки слов».
Уместно чтение отрывка из главы «Одни в уме» (от слов «Теперь откроем слово сеть»…и закончить словами «Далю жизнь подарила слова»).
9. Сборник народной мудрости.
«Больше 30 тысяч пословиц скопилось в Далевых тетрадках…, сто восемьдесят тем».
10. Дело всей жизни.
«Если случится пожар, вы не кидайтесь спасать имущество, а возьмите из письменного стола материалы словаря и несите в сад, на лужайку».
Во втором отделении ведущие подробно характеризуют Словарь, ведут разговор о важной для каждого человека книге, читают из неё фрагменты.
Например, 8 колонок большого тома посвящены слову рука и производным от него. Ведущий сообщает, что в Словаре приведено много устойчивых словосочетаний с этим словом, и ребятам предлагается игра.
«Кто больше знает?». Они называют примеры, а ведущие дополняют ответы материалов из Словаря. Например, рука руку моет, руки не доходят, рук не хватает, отбился от рук, с левой руки, правая рука, на скорую руку, дело из рук валится, рука об руку, нагреть руки, умыть руки и т. д.
Ребята выполняют задания по составлению синонимических рядов, создают гнёзда родственных слов, анализируют пословицы и поговорки.
Победители награждаются орфографическими словарями, словарями синонимов. В заключение вечера читается стихотворение С.Я.Маршака «Словарь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Продленный день - особая форма организации учебно - воспитательной работы школы.
Продленный день - особая форма воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно - воспитательных и оздоровительных задач.Продленный день в школе способствует формиро...
Материал по теме: "Реализация ФГОС НОО средствами учебно -методического комплекта "Школа России": проблемы, пути решения,перспективы". Анализ своей методической учебно - воспитательной работы учителя БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковской Светланы Михайловны
Материал подготовлен на основе личного опыта работы (с 2011 по 2013 г. г.) в первом, втором классах по программе "Школа России". ФГОС....
Материал по теме: "Пути решения проблем реализации ФГОС НОО средствами учебно - методического комплекта "Школа России". Анализ своей методической учебно - воспитательной работы учителя БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковской Светланы Михайловны.
Из личного опыта работы, с 2011 по 2013 г г., в первом, втором классах по программе "Школа России"....
План учебно-воспитательной работы на 2014-2015 учебный год
План учебно воспитательной работы в 4 классе....
Анализ учебно-воспитательной работы в 1 классе за 2015-2016 учебный год
Работа содержит полный анализ проделанной работы за истекший период....
Методическая разработка. Внеучебная деятельность в группах продлённого дня как форма учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС
В методической разработке описана организация внеучебной деятельности в группах продлённого дня как форма учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС....
План по учебно-воспитательной работы на 2020-2021 учебный год 3 класс
ЦЕЛЬ: Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе принципов самоуправления.ЗАДАЧИ:...