Презентация по учебно -воспитательной работе на тему: "Виды УУД в воспитательном процессе на уроке"
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)
Любой урок как звено системы обучения обладает определённым воспитательным потенциалом – совокупностью имеющихся возможностей для воспитания учащихся.
Обучение обязательно воспитывает, формирует у школьников определённые взгляды, убеждения, качества личности. Однако воспитательный процесс на уроке необходимо организовывать и направлять исходя из целей и задач воспитания; только в этом случае результат воспитания будет соответствовать его цели.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Системно - деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_uud_v_vospitatelnom_protsesse_na_uroke.pptx | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Любой урок как звено системы обучения обладает определённым воспитательным потенциалом – совокупностью имеющихся возможностей для воспитания учащихся. Обучение обязательно воспитывает, формирует у школьников определённые взгляды, убеждения, качества личности. Однако воспитательный процесс на уроке необходимо организовывать и направлять исходя из целей и задач воспитания; только в этом случае результат воспитания будет соответствовать его цели .
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий , которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Системно - деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Личностные универсальные учебные действия Личностные УУД (нравственно-оценочные умения) - оценка своих и чужих поступков Выражаются формулами: «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).
Личностное определение - это самопознание , представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное, – что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), – что я хочу (какие цели я ставлю) – что я могу (представление о своих возможностях ) – что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую), – что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты, наиболее заметные достижения)
Самооценка отражает степень развития у ребенка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Учитель должен научить ребенка адекватно выражать свои изменения. Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям . Сравнение своих достижений вчера и сегодня и выработка конкретной самооценки. Одной из составляющих Личностных УУД является развитие самооценки (рефлексии) , которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу . .
Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием Самоопределения личности. Это представление о том, к какой гендерной группе ты относишься, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности, формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей страны; Внутренняя позиция ученика одно из проявлений самоопределения, принятие роли ученика, понятие о хорошем и плохом ученике, положительное отношение к школе, к своему новому статусу ученика . Это и профессиональное самоопределение .
Нравственно-эстетическая оценка Отношения нравственности и морали пронизывают всю нашу жизнь, в том числе и учебную деятельность, отношения с учителями, со сверстниками . Нравственно-эстетическая оценка ученика это: способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни;
Эмоциональная отзывчивость ребенка воплощается в положительном отношении к миру, в желании помочь окружающим людям ,в сопереживании в распознавании эмоциональных состояний других людей, в интересе к внутреннему миру другого человека. Эмоционально –отзывчивые дети умеют заглянуть в себя фиксировать свои ощущения, ставить себя на место другого человека, деятельно отзываются на просьбы о помощи, проявляют заботу, сочувствие.
Регулятивные УУД (организация умения)-организация своих дел . Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Несомненно, овладение этими действиями является огромным преимуществом для школьника, поскольку он: 1. Может поставить учебную или воспитательную задачу . 2. Может составить план и последовательность действий. 3. Составить прогноз деятельности. 4. Контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности . 5. Вносит необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия. 6. Способен преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки.
К оррекция –Ученик вносит необходимые дополнения и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; -Ученик ориентируется, на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений.
Не менее важные компоненты учебно -воспитательной деятельности – контроль и оценка . Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Наша задача — научить учеников самостоятельно оценивать свой труд. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Преимущество оценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои сильные и слабые стороны. Рефлексивный контроль сформирован если :Ученик самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные не соответствием усвоенного способа действия и условий задачи, вносит коррективы и контролирует соответствие действий способу.
Саморегуляция Способность к саморегуляции играет важную роль в организации сложных форм произвольной деятельности, к которым в первую очередь относится учение.
Критериями сформированности у учащегося произвольной саморегуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения: выбирать средства для организации своего поведения; помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать , контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу ; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.
Коммуникативные УУД это действия , обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем , строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
. Сотрудничество – это один из параметров социального окружения, который является источником развития в школьном возрасте. Благодаря сотрудничеству ученик приобретает уверенность в своих знаниях и умениях Развитие высших психических функций, согласно Л. С. Выготскому, происходит во время совместной деятельности, из формы коллективных взаимоотношений и взаимодействий.
Главными показателями развития у ребенка сотрудничества на уроке, можно считать : умение договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах; умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснить недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Построение речевых высказываний как коммуникативное действие предполагает умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка .
- с достаточной полнотой и точностью может выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; - представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; - формулировать собственное мнение и позицию; - использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое контекстное высказывание, владеть диалогической формой речи; - отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Главными показателями развития Построения речевых высказываний на уроке, можно считать , когда ученик:
С точки зрения психологии «Слушать» и «слышать» - два близких, но по сути разных умения. Распространенная проблема в воспитании детей — они вас вроде бы слушают, но не слышат. Ведь слушать и слышать — это разные вещи. Умение слушать связано с концентрацией внимания и зависит от работы мозга, а умение слышать является функцией ушей. Именно умение слушать — один из основных коммуникативных навыков. Умение слушать и слышать
Ученик-полностью вовлечен и реагирует на идеи, представленные учителем. Двусторонняя связь-это диалог между учителем и учеником. Ученик реагирует невербальными сигналами, комментариями и вопросами. Ученик анализирует, оценивает и резюмирует . Схватывает полностью все сообщение — факты и эмоции, вербальные и невербальные компоненты. Главными показателями развития Умения слушать и слышать на уроке, можно считать :
Коммуникативные действия учащегося, направленные на согласование действий с партнером по достижению общей цели; на организацию и осуществление совместной деятельности. • Умение договариваться, находить общее решение. • Умение аргументировать, убеждать и уступать. • Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. • Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Доказательство и обоснованность собственного мнения В правах учащегося прописано: Каждый учащийся имеет - Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме, не унижающей прав других людей. Взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. - Право быть выслушанным.
Иметь собственное мнение и уметь выражать его , доказывать является важным качеством. Без этого, не возможно, считать человека личностью. Выражение ребенком собственного мнения неразрывно связано с его умением , аргументировано, это мнение, отстаивать . Формируя у детей навык аргументации и выражения своего мнения полезно прививать - уважительное отношение к чужой точке зрения. -Уметь выслушать собеседника, понять, что чужая точка зрения тоже имеет право на существование. Работа по формированию у учеников в воспитательном и учебном процессе. навыков выражения собственного мнения и его аргументации. нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир.
вывод
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"
В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....
Презентация к научно-исследовательской работе по теме: "Развитие внимания младших школьников в учебно-воспитательном процессе".
Презентация поясняет исследовательскую работу ....
Самостоятельная работа по теме " Виды предложений"
Самостоятельная работа по теме " Виды предложений"...
«Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе - залог успешной воспитательной работы с учащимися»
Инновационность-важный признак современного качественного образования....
Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок
Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников....
Работа с семьей - один из аспектов воспитательной работы
Опыт работы с семьей обучающегося в гимназии "Альма-Матер"...