Методические разработки.
материал (2 класс) по теме
Урок шахмат по теме "Ничья. Пат." с презентацией - повторение пройденного и объяснением новых понятий.
План воспитательной работы 2 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nichya._pat..docx | 127.71 КБ |
pat.notebook | 42.01 КБ |
plan__vospitatelnoy_raboty_2_klass.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Ничья. Пат.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить знания учащихся о правилах хода шахматных фигур, познакомить с понятием ничья.
Развивающие: развитие мыслительных процессов, логического мышления, творческих способностей учащихся
Воспитательные: воспитание целеустремленности, настойчивости, внимательности
Ход урока.
I. Орг.момент. Песня «Шахматная страна» слова Г.А., музыка на мотив песни «Сказочная страна».
I куплет
Есть в нашей жизни человечьей
Сказочная игра.
Эта игра будет с нами вместе
Так хороша она.
В ней все фигурки оживают
Хитренько так глядят.
И приключений ожидают
От игроков ребят.
Припев:
Сказочная игра,
Шахматная игра
Мы о тебе скоро всё узнаем
Шахматная игра. (2 раза)
II куплет
А чтоб фигурки пришли в движенье
Правила надо знать.
И по уму с соображеньем
Надо их применять.
И тогда кони вскачь поскачут,
Пешки все встанут в ряд.
Будет дебют удачно начат
Браво все закричат.
Припев:
Сказочная игра,
Шахматная игра
Мы о тебе скоро всё узнаем
Шахматная игра. (2 раза)
II. Повторение.
В некотором царстве, в шахматном государстве жил-был Король, по имени Белый.
Слайд №2 И не было у него войска. А как же Король без своего войска. Ни состязания провести, ни смотра, ни отразить нападение соседнего Короля, по имени Чёрный. И решил он набрать себе армию. Глашатаи огласили такой указ:
«Мы, Король, по имени Белый!
Приглашаем на состязание воинов, победителям гарантируюем службу в нашем войске.
Требуются Слоны, Ладьи, Кони, Ферзь, Пешки.
Приходите по адресу:
Шахматное государство, горизонталь 1, вертикаль Е. Король, по имени Белый».
На следующий день Король, по имени Белый устроил состязание. Обходя, всех присутствующих он узнал, что прибыли: Ферзь, Ладьи, Кони, Слоны и Пешки. Поприветствовав войско, Король, по имени Белый поинтересовался:
- А что вы умеете делать?
- Мы умеем ходить по определённым правилам.
Тогда Король, по имени Белый предложим, всем присутствующим показать свои умения.
Первым на поле вышли Ладьи. Они показали, как умеют двигаться по вертикали – вправо и влево и по горизонтали вверх и вниз. А останавливаться мы можем в любом замке Шахматного государства.
Слайд №3.
Следующими в состязании приняли участие Слоны. Они стали двигаться по диагонали Шахматного Королевства. А чтобы им не столкнуться они разделили свои пути: один Слон двигался только по белым диагоналям, а другой только по черным.
Слайд №4
За Слонами выступили Кони. Оказалось, что их ход особенный. Они двигались по шахматному королевству на одну клетку прямо и на одну наискосок.
Слайд №5
Маленькие пешки очень волновались перед своим выступлением, потому что особых ходов у них нет. Они могут двигаться только вперёд и на одно поле прямо, но в начале партии, каждая из них может шагнуть на два поля вперёд. Ни шагу назад.
Слайд №6.
Самым последним выступил Ферзь. Он был очень важным и предложил Королю свои знания, но в замен захотел, чтобы Король назначил его своим заместителем. Сначала Король не очень-то обрадовался такому предложению, но, узнав о том, как ходит Ферзь, он сразу же согласился. Оказывается, Ферзь может ходить во все стороны Шахматного королевства. И он самая мощная фигура.
Слайд №7
Королю, по имени Белый, очень понравились воины, и он взял их в своё войско. Своим воинам Король сказал, что целью их сражений является мат неприятельскому Королю, по имени Чёрный.
Самостоятельная работа.
Игра «Раскраска». Чёрным карандашом следует закрасить такие фигуры, чтобы на диаграмме был мат чёрному королю.
Но если выиграть сражение не удастся, мы объявляем ничью. Вот об этом мы поговорим сегодня на уроке.
Слайд №8
III. Новая тема.
Бывает, что на доске ещё много шахматных фигур, но противникам кажется, что, как ни играй, не выиграешь. Один из них предлагает другому: «Ничья?» И если второй согласится, то партия завершается вничью. А бывает, что партнёры истребят друг у друга почти всё войско, и при любой игре победы не видать. Ничья.
Работа с интерактивной доской.
Запись в тетради:
Ничья – исход партии, при котором никто из игроков не выигрывает и не проигрывает.
Слайд №1.
Здесь как ни играй, мат никогда не объявить.
- Случается ничья и из-за вечного шаха. При вечном шахе один из партнёров непрерывно объявляет шахи неприятельскому королю, которому не удаётся от них скрыться. Ничья.
Слайд №2.
Ход белых. В данном положении у чёрных лишняя ладья, и они непременно выиграли, если бы не вечный шах. Белый ферзь идёт по горизонтали направо – шах. Чёрный король отходит налево. Белый ферзь возвращается назад – шах. Чёрный король возвращается на угловое поле. Повторилось исходное положение. Белые снова объявили шах – никуда королю не убежать. Ничья.
- А самый удивительный случай ничье – пат.
Запись в тетради.
Пат – это положение, когда один из партнёров должен ходить, но ни одна из его фигур не имеет ни одного хода, и при этом королю не объявлен шах.
Слайд №3.
В данной позиции ход белых. Их король заперт своими фигурами – не имеет ни одного хода (при этом шах ему не объявлен). Короля закрывают три фигуры, но и они не могут никуда пойти. Ведь если они сделают какой-нибудь ход, то белый король окажется под боем, а это по правилам недопустимо. Пат. Ничья.
Слайд №4.
Ход белых, но этого хода они сделать не могут, так как по правилам король не имеет права идти под бой.
Иногда путают пат и мат. При мате королю объявлен шах, а при пате – нет. Пат – ничья. Мат – победа одного из партнёров.
Игра «Пат или не пат». Необходимо определить, пат ли при ходе белых.
Слайд №5 - белым пат.
Слайд №6 – белые сыграют пешкой (не пат).
Игра «Мат или пат».
Слайд №7 – мат.
Слайд №8 – пат
IY. Итог.
Что такое ничья?
Как вы понимаете слово пат?
Заканчивая урок я хочу прочитать стихотворение ученика 2 класса:
Пешки ходят здесь по клетке,
Слон диагонально.
Хитрый ферзь снуёт заметно,
Профессионально.
Кони буквой Г резвятся,
А ладья – линейно,
К королю они стремятся,
Окружают, злятся,
А рубить не смеют.
На друг друга зубы точат
И переживают.
В шахматных баталиях
Люди ум свой развивают!
Предварительный просмотр:
Цели и задачи.
Цель: создание воспитательной системы класса, которая способствует всесторонниму развитию личности ребёнка.
Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:
- формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
- вовлечение родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребёнке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;
- формирование классного коллектива.
Воспитательная работа включает:
- проектную и иследовательскую деятельность;
- праздники, викторины, конкурсы;
- кружки и секции.
Принципы реализации плана воспитательной работы:
- воспитание – это жизнь рядом и вместе;
- человеку нужно быть нужным;
- умей выслушать и услышать каждого;
- в воспитании мелочей не бывает;
- сначала «включай» сердце ребёнка, потом голову, потом руки;
- умей всё видеть, но кое-что не замечать;
- всё слышать, но кое-что не слышать.
Планируемые результаты:
Повысить социальную активность школьников, воспитать позитивное отношение обучающихся и их родителей к воспитательной работе; развить способности к оригинальному мышлению и стремление к творчеству.
Анализ воспитательной работы за 2010/2011 учебный год.
В 2010/2011 учебном году все заплонированные мероприятия были проведены.
Ребята класса приняли активное участие в школьной выставке «Осенний листопад», за что были поощрены сертификатами участника. Это Кухтина Яна, Перегоедов Дима, Ильдецкая Лена
Всем классом совершили поход «Золотая осень».
С инсценоровкой «Лиса и волк» приняли участие участие в фестивале школьных талантов.
Ребята приняли активное участие в школьной выставке «Светофор», Кухтина Яна заняла I место и Перязева Даша II место. Девочки были награждены грамотами и призами.
Были проведены вместе с родителями «Дни именинника». В октябре поздоавляли тех, кто ролся в осеннее время года, в январе – зимних именинников, в апреле – «Я родился в день весенний» и в мае, кто родился летом.
В марте ребята приготовили праздник для мам «Мамин день – 8 Марта».
Во время предметной недели начальной школы приняли участие в выставке поделок и рисунков. Выступили в общешкольном концерте с потешками.
За время обучения в первом классе активными были следующие ребята: Фриц Юля, Кухтина Яна, Ильдецкая Лена, Перегоедов Дима, Яргутова Соня.
План работы.
Знания | Здоровье | Творчество | Дружба | Семья |
I четверть | ||||
Подготовка к конкурсу «Русский медвежонок». | Разговор о правильном питании. Проведение физкультминуток. Поход «Золотая осень». | Посещение кружков, хора. Участие в выставке «Осенний букет» и «Поделки из овощей» | Выбор актива класса. Классные часы «Правила поведения в школе», «В дружбе сила», «За чем мы ходим в школу», «Как выполнять домашние задания», «Правила поведения на осенних каникулах». | Индивидуальные беседы с родителями. Общешкольное родительское собрание «Мотивы плохого поведения младших школьников». |
II четверть | ||||
Участие в конкурсе «Русский медвежонок» и «КИТ». Участие в научно-практической конференции «Знаю, умею, расскажу и покажу». | Разговор о правильном питании. Проведение физкультминуток. | Посещение кружков, хора. Фестиваль школьных талантов. Изготовление открыток к Дню матери. Конкурс «Зимние забавы». Украшение кабинета к Новому году. Выпуск поздравительных газет. | Классные часы «Правила поведения в школе», «От чего зависит настроение», «Спешите делать добро», «Правила поведения на зимних каникулах». Праздник первой оценки. День именинника. | Индивидуальные беседы с родителями. Родительское собрание «Первые отметки». |
III четверть | ||||
Участие в конкурсе «Кенгуру». | Разговор о правильном питании. Проведение физкультминуток. | Посещение кружков, хора. Выставка рисунков посвящённых 23 февраля и 8 марта. | Классные часы «Правила поведения в школе», «Как чудесен этот мир - посмотри», «Правила поведения на весенних каникулах». Конкурсы «А ну-ка, мальчики», «А ну-ка, девочки». День именинника. | Индивидуальные беседы с родителями. Родительское собрание «Учимся быть внимательными» |
IV четверть | ||||
Разговор о правильном питании. Проведение физкультминуток. | Посещение кружков, хора. «Чему мы научились» праздник по окончанию второго класса. | Классные часы: «Правила поведения в школе», «Правила гигиены», «Умеем ли мы решать конфликты», «Правила поведения на летних каникулах». День именинника. | Индивидуальные беседы с родителями. Родительское собрание . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик
Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...