Классный час " В Царстве вежливости и доброты"
классный час по теме

Тажбулатова Роза Азатовна

Классный час " В Царстве вежливости и доброты"

  

Задачи:

– познакомить с понятием “вежливость”, показать, в чем проявляется вежливость, показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;

– воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям;

– развивать познавательный интерес, расширить кругозор учащихся.

 

 

Оборудование:карта “Царства Вежливости и Доброты”, наглядный материал (солнышко, карточки с заданием, смайлики, конфеты, вырезанные из цветной бумаги, карточка с вежливыми словами).

 

 

 

Ход занятия

 

І. Орг. момент

ІІ. Вводная беседа

 

– Добрый день! Сегодня у нас будет необычный классный час. А  вот чему он будет посвящен, вы мне скажете сами.

   Добрый день!

Когда мы произносим эти слова. То искренне желаем тем, с кем встречаемся. Добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Дорогие ребята! Послушайте отрывок из стихотворения В. Суслова

Где красота- там доброта.

Их разлучить ничто не может.

Любая светлая мечта на двух подруг всегда похожа

И нам без них не обойтись

Ни светлым днем, ни днем дождливым

И если хочешь быть красивым

То добротою поделись

 

–Сегодня  мы с вами посетим необычное царство, а как оно называется и где оно находиться, вы мне должны будете сказать сами.

 

– В этом царстве люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу,

заботятся друг о друге. А еще в этом царстве люди любят делать друг другу подарки, но не простые, а волшебные.

- А вы любите получать подарки?

- А дарить? А кому? (Ответы детей)

 

– Подарки, сюрпризы приятно делать близким людям: маме, папе, друзьям,… А испытываете ли вы чувство радости, когда дарите подарки не родным людям, а может быть даже чужим?

 

– А могут ли люди делать друг другу приятное, не даря ничего?

 

– А как?

Сегодня мы с вами попытаемся узнать, как сделать приятное людям, не даря ничего.

 

ІІІ. Основная часть: “В царстве вежливости и доброты”

1. Беседа о “волшебных словах”

 

– Ребята, вспомните с какого слова я начала сегодняшнее занятие? (Добрый день.)

 

– Приятно ли вам было услышать его?

 

– Почему? Что мы хотим пожелать человеку, когда говорим ему “добрый день”?

 

– А какие еще слова вам приятно слышать от других людей? (Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь, в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи, …)

 

(Учитель вывешивает данные слова на доску.)

 

– Чувствуете, как стало теплее и уютнее от этих слов в классе?

 

– Вслушайтесь в слово “здравствуйте”, на какое другое слово оно похоже? (здравие, здоровье.)

 

– Что желаем мы другому человеку, когда говорим ему “здравствуйте”? (Здоровья.)

 

– А каждому человеку приятно, когда ему желают здоровья?

 

– А что значит слово “до свидания”? (До нового, до скорого свидания.)

 

– Что мы хотим сказать человеку, когда говорим ему “до свидания”? (Что прощаемся не надолго и рады будем увидеть вас снова)

 

– Значит, с какой целью люди говорят друг другу “здравствуйте”, “до свидания”, “извините”, “пожалуйста” и др.?

 

– А как называются все эти слова? (Вежливые.)

 

–кто из вас  догадался, как называется наше царство? (Вежливость.)

 

(Учитель открывает половину названия темы данного мероприятия.)

 

– Это лишь первая половина названия царства, а другую половину названия

вы угадаете чуть позже.

 

– Правильно вы сказали, что слова, записанные на доске, называются “вежливыми”.

 

– А как их еще по-другому называют? (Волшебными.)

 

– Почему?

 

– Послушайте стихотворение:

 

– Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть и были совсем не знакомы.

Просто “здравствуйте” больше ведь мы ничего не сказали!

 

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

 

– Что же такого особенного произошло между чужими людьми, что у них на капельку солнца, радости счастья стало больше? (Они простым словом “здравствуйте” пожелали друг другу здоровья, и от этого пожелания им стало радостнее, теплее на душе.)

 

– А если вот таких маленьких капелек – слов люди мы будем больше дарить друг другу, то какими будут люди на земле?

 

– С помощью чего можно сделать людям приятное, не даря ничего?

 

– Кто понял, о каких волшебных подарках шла речь в самом начале занятия?

 

2. Знакомство со значением слова “вежливый”, “вежливый человек”

 

– Скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи? (Вежливым.)

 

– Но всегда ли частое употребление “вежливых” слов, является показателем вежливости человека?

 

– А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене:

 

На перемене

На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:

– Что нужно сказать?

– Здрасьте! – ответил Игорь.

После этих слов ребята рассмеялись.

 

– Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря?

 

– Можно Игоря назвать вежливым, ведь он употребляет в речи вежливые слова? (нет.)

 

– Почему?

 

– Значит для того, чтобы быть вежливым, достаточно ли употреблять в своей речи “вежливые слова”?

 

– Как их нужно употреблять? (Правильно.)

 

–– Сейчас у нас XXI век, а вот в XVI веке вежливого человека называли по-другому. Может кто-то из вас знает как?

 

– В XVI веке вежливого человека называли “вежа”, что означает: как себя

вести в той или иной ситуации. Именно от слова “вежа” произошло наше слово “Вежливость” .Вежливость было и есть очень важное качество и обязательное для всех людей, поэтому в XVI веке вежливости учили в школе, так как сейчас учат математике или русскому языку.

 

– Значит, какого человека можно назвать вежливым? (Который знает и умеет себя вести в той или иной ситуации.)

 

– А вот послушайте, что случилось однажды в одном дворе:

 

Попал я в дедушку мячом

И закричал: – А я причем?

Но, досчитав, до тридцати,

Сказал: – Ну, дедушка, прости!

 

– Можно назвать этого мальчика вежливым? (Нет.)

 

– Почему, ведь он попросил у дедушки прощения?

 

– А как бы вы в данной ситуации на месте мальчика попросили прощения?

 

– Правильно, даже если вы случайно обидели другого человека или случайно причинили ему боль, надо обязательно извиниться, и извиниться так, чтобы человеку стало легче от ваших слов.

Игра : «Это я, это я, это все мои друзья»

1.     Кто из вас, проснувшись рано, «с добрым утром»- скажет бодро?

2.     кто из вас , скажите братцы, забывает умываться?

3.     у кого всегда в порядке сумка, книжки и тетрадки?

4.     кто из вас молчит как рыба, вместо доброго «спасибо»?

5.     кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

– А вот послушайте, какая история произошла с другим мальчиком .

Гусь

Ко мне бежит огромный Гусь.

Я говорю себе:

“Не трусь!

Быть может,

Этот Гусь – ручной,

Бежит знакомиться со мной”.

Но у Гуся свирепый вид –

Он угрожающе шипит.

Щипаться будет?

Но и пусть!

Я улыбнулся:

– Здравствуй, Гусь!

Он головой кивнул в ответ.

И мне послышалось:

“Привет!”

 

– Что хотел сделать Гусь? (Ущипнуть мальчика.)

 

– Почему он мальчика не тронул? (Мальчик с ним поздоровался.)

 

– Разве могут птицы и звери понять человеческую речь? (Нет.)

 

– Так как же Гусь понял, что мальчик с ним поздоровался? (По приветливому взгляду, доброй улыбке)

 

– Значит, если мы произносим вежливые слова с улыбкой, добрым взглядом,

 то их понимают даже кто? (Животные.)

Как нужно произносить вежливые слова, чтобы их понимали не только люди , но и животные? (Искренне,с улыбкой, теплотой.)

 

-«Доброе  слово приятно даже кошке»- есть такая пословица.

- Ребята, а вы любите секреты?

 

-Я вам сегодня хочу открыть еще один маленький секрет. Вы знаете. Что

 нашу землю освещает большое солнце. Оно где? (На небе.)

(Звучит лирическая музыка)

 

Рисунок солнышка.

 

– Правильно, оно на небе. Это солнце светит каждый день, согревая нас

 своим теплом. Оно дарит нам радостное настроение, дарит жизнь всему живому.

 

– Но оказывается, что бывает и маленькое солнышко. Вы знали об этом?

(Нет)

 

– Может быть, вы можете предположить, где оно находиться?

 

– Оно, ребята, светит в каждом из нас. Это маленькое солнце своим теплом согревает людей, которые находятся вокруг нас, делает их добрее. Это солнышко вызывает у нас стремление помогать больным, несчастным,

жалеть того, кого обидели. И если человек смог зажечь внутри себя это

солнце, то он никогда не причинит зло другому человеку. Он будет любить

и людей, и птиц, и все живое, что есть на нашей планете Земля. Что же

это за солнышко, которое есть в каждом из нас?

 

– Правильно, это ДОБРОТА!

Вежливый человек он всегда какой? Послушайте отрывок из песни самого доброго героя мультфильмов.

Узнали его, ребята?

 

– Так как называется полностью царство?

 

(Царство Вежливости и Доброты.)

 

(Учитель открывает полностью название темы).

-А теперь нам осталось ответить только на один вопрос, где находиться это царство. Мы должны отправится в небольшое путешествие по этому царству, и когда мы дойдем до конца, то узнаем, где же оно находиться. Готовы? Тогда в путь!

 

-Путешествовать вы будете по командам(«Вежливость», «Доброта») Каждой команде я предложу задание, которое вы должны выполнить за определенное время. За правильно выполненное задание, вы получите, по цветку  . Полученные предметы, вы должны наклеить на лист с корзиной, так чтобы получилась красивая аппликация. Выигрывает та команда, у которой получиться пышный букет, и будет наклеено больше полученных предметов. Вам все понятно?

 

Игра “Волшебные слова”.

 

Учитель: А сейчас давайте поиграем.

 

Игра “Не ошибись, пожалуйста”

 

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову

“волшебное слово”.

 

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Руки вперед.

Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.

Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь, … /здравствуйте/.

Когда нас бранят за шалости, говорим, … /прости, пожалуйста/.

 

 

Игра  “Внимательные ребята”.

 

Учитель: Чтобы проявлять заботу, внимание к людям нужно понимать эмоциональное состояние людей: грустит человек или радуется, гневается или испытывает страх. А ведь человек и одевается в соответствии с настроением.

Сейчас мы потренируемся в определении настроения людей.

 

Посмотрите, пожалуйста, на эти лица. Что они выражают?

 

image

Творческое задание «Доброе дело»

Командам предлагаются карточки с рисунками  любых предметов или явлений окружающего мира, например: дом, дождь, ветер, вода, земля, деревья,  мебель, посуда и т.д.). Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему  достался на карточке. Дети должны угадать, о ком  рассказывали из друзья. Например: поит, умывает (вода), укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом)и т.д.

 

Ученик:

Лучами земля опоясана

Цветами земля опоясана

Ходите законами ясными

Летайте высокими трассами

Орбитой любви и привета

Пусть мчится вся наша планета

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом

 

Конкурс  «Приветствия». Разыграть сценки.

       С давних времен идет обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки.

      1. Когда-то давным-давно люди воевали и враждовали. Рыцарь, приветствуя, снимал перчатку с правой руки, показывая, что в ладони не спрятано оружии.

      2.  В Японии при встрече кланяются друг другу, сложив руки ладонями друг к другу и держа их перед грудью.

     3.   В Тунисе – кланяются, поднося правую руку ко лбу, затем к губам, затем к сердцу.

4.       На острова Танго  - останавливаются на расстоянии, покачивают головой, топают ногой и пощелкивают пальцами.

       У нас в России приветствуют по-разному. При встрече говорят друг другу слова «здравствуй». Близкие и друзья могут сказать друг другу «привет». Молодежь при встрече иногда вместо слова «привет» употребляет слово «салют». Используются для приветствия и другие слова. Если люди находятся на некотором расстоянии, то они здороваются кивком головы, а водители при встрече поднимают руку.

 

 

Игра «Да, нет»

Дружба начинается, если…

1.     улыбнешься кому-то

2.     защитишь кого-то

3.     если рвешь яблоки с чужого огорода

4.     делишься игрушками с кем-то

5.     подставишь ножку кому-то

6.     помогаешь сделать сломанную игрушку

7.     если толкаешься

8.     дерешься

9.     обзываешься

10.говоришь вежливые слова

 

 

 

 

V. Итог

 

– А теперь подведем итоги нашего конкурса.

 

– Ребята, посмотрите, какие у вас получились полные корзинки и цветы на них яркие , разные

 

– А что еще нужно человеку для счастья?

 

–ласка, любовь, нежность, доброе слово, доброе сердце – это цветы человеческой души. Так не будем же скупиться, давайте будем щедро каждый день дарить их окружающим! И давайте начнем прямо сегодня?

 

– Посмотрите, что лежит у вас в корзине? (Сердце.) Возьмите ножницы и разрежьте лист по желтой линии.

               

(Дети из корзины, которая наклеена на лист бумаги достают сердце. Это сердце учитель положил туда заранее и дети не догадывались до самого конца урока о том, что оно там лежит.)

 

– А какое оно?

 

– Подумайте, ребята, где находиться “Царство Вежливости и Доброты”? (В нашем сердце.)

 

 

– Я думаю, ребята, что всех людей с добрым сердцем можно назвать волшебниками.

Стань добрым волшебником,

Ну-ка, попробуй!

Тут хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желанья другого –

Одно удовольствие, честное слово!

 

– Давайте станем добрыми волшебниками для окружающих людей, подарим

 им немного радости, счастья и тепла и мы сами станем от этого счастливее!

VІ. Рефлексия  (Включается минусовка «Дорогою добра»)

 

– А сейчас, ребята, я хочу, чтобы вы дали оценку нашему занятию. Перед вами три рожицы - смайлика:

 

1 – я все понял, доволен, готов продолжить дальше;

2 – доволен, но не понял, хочется узнать еще;

3 – я ничего не понял, не доволен.

 

– Прикрепите бумажные сердечки к той рожице, которая соответствует вашему настроению и вашим знаниям.

 

– Сегодня я хочу  подарить частичку своего доброго сердца. Пусть оно напоминает о сегодняшнем путешествии. Я надеюсь, что ваши сердца будут наполнены добротой, нежностью, любовью к окружающим вам людям

 

– Спасибо, занятие окончено.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В царстве вежливости и доброты.

Театрализованная  игра....

в царстве вежливости и доброты

классный час. В ём выработаны законы дружбы...

В царстве вежливости и доброты

Классный час, целью которого является: прививать навыки вежливого общения с окружающими; помогать учащимся постигать понятия добра и зла; обучать детей вежливому поведению....

Классный час "Путешествие в Царство Вежливости и Доброты"

Классный час для учащихся 2 класса проводится в форме путешествия в Царство Вежливости и Доброты. Дети пройдут через Ворота вежливости, побывают в Городе Вежливых слов, Сказочной долине, окажутся у Ре...

Классный час "В царстве вежливости и доброты"

Методическая разработка классного часа...

Классный час "В царстве вежливости и доброты", 2 класс

Уважаемые коллеги! Данный классный час можно использовать во внеклассное время....

Тема классного часа : Царство вежливости и доброты.

Классный час.Внеурочная занятость.Конспект урока....