Программа дополнительного образования"В глубину родной культуры"
методическая разработка (2, 3, 4 класс) по теме
Программа дополнительного образования патриотического направления для 2-4 класса. Воспитание в русских народных традициях, изучение быта русского народа. Знакомство с обрядами и обычаями, праздниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dubravushka_.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка ............................................................................. 4
- Учебно – тематический план .....................................................................8
- Содержание образовательного процесса....................................................9
- Методическое обеспечение образовательного процесса ........................12
- Список литературы для педагога..............................................................14
- Список литературы для обучающихся……………………………….…14
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Дубравушка» по содержательной, тематической направленности является культурно -эстетической, по функциональному предназначению –эстетически развивающей; по форме организации – групповой; по времени реализации - годичной.
Актуальность. Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа.
Кризис ценностных ориентаций в современном обществе стимулировал процесс духовного поиска, обращение к культурному историческому наследию. Ученые, педагоги и социологи говорят о том, что подрастающее поколение все более и более удаляется от традиционной народной культуры, перестает понимать язык классики, отрывается от нравственных и эстетических норм. Традиционная народная культура - неисчерпаемый кладезь мудрости, любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её богатству, к людям. «Ведь все живое и неживое создано Творцом и дано нам в виде бесценного подарка. Так будем же, братии, беречь его» - так обращался к своей пастве Феофан Затворник, известный толкователь евангельских притч. Как же построить образовательный процесс, который способствовал бы осознанию школьниками лучших народных традиций? Как вернуть их к истокам родной культуры? Что надо сделать, чтобы они почувствовали привязанность к родной земле и гордость за неё? Поиск ответов на эти и многие другие вопросы стали содержанием работы клуба «Дубравушка ».
Педагогическая целесообразность
Патриотическое воспитание детей связано напрямую с духовным достоянием предков, оно поможет им расти не «Иванами, родства не помнящими», а личностями, сознающими свою причастность к тысячелетней богатейшей истории родного народа, а значит, и всего человечества, поможет впитать в себя высокие нравственные законы, лежащие в основе народной культуры, научить любить и ценить ум, талант и мудрость народную.
В программу включены разделы , где обучающиеся познакомятся с особенностями жизни и быта наших предков, их мировоззрения, литературным и музыкальным фольклором, праздникам и обрядами, получат представление о труде, жилище, традиционной одежде русского народа.
Кроме того, дети получат возможность попробовать свои силы в области народного декоративно – прикладного искусства, что будет способствовать развитию их творческого потенциала и творческому самовыражению.
Результатом программы «Дубравушка» станет восприятие детьми народной культуры как целостного мира, где главными являются идеи борьбы добра со злом и утверждение красоты и гармонии жизни. Приобщая ребенка с раннего возраста к культуре родного народа, мы будем способствовать возрождение «генетической» и культурной памяти поколения, утверждению в сознании ребенка места своего «я» в системе «семья» - «род»- «народ»- «человечество».
Цель программы: сформирование у младших школьников общее представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве – и через приобщение и значимости культур других народов мира.
Задачи:
Обучающие:
- через развитие исторической памяти и творческих способностей учащихся дать первоначальное представление о народной культуре во всем ее синкретическом многообразии, определяемом материальными условиями жизни и мировоззрением человека.
Развивающие:
- способствовать формированию начального представления об историческом развитии человечества в целом и родного в частности, об особенностях формирования материальной и духовной культуры в их взаимосвязи, заложив основы для дальнейшего усвоения курса отечественной и мировой истории.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию у младших школьников целостной эстетической культуры, художественных традиций и знакомство с традиционной системой «языка» народного искусства во всем его многообразии.
Отличительные особенности образовательного процесса
В программе включены разделы направленные на комплексное изучение народного художественного творчества, охватывая устное народное творчество, музыкальный фольклор, народный костюм, народные игры, традиционные обряды, праздники, приближая детей к пониманию необходимости изучать и знать историю своего народа. Максимальное приближение к патриотическому воспитанию.
Условия реализации . Для проведения занятий необходим кабинет с наименьшем количеством мебели, либо парты, которые можно отодвинуть в стороны, освободив место в центре, т.к. в ряде занятий предусмотрены подвижные игры. Для работы необходимы наглядные пособия по разным темам занятий и наличие классной доски или место для их закрепления.
дополнительного образования 1 год, младший школьный возраст. Всего 72 часа. Недельная нагрузка – 1 час.
Формы и режим занятий. Наполняемость группы желательно не менее 8-10 человек , и не более 12-15 человек, так как при большом количестве эффективность занятий снижается. Организации учебных занятий – групповая. Занятия клуба проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Формой занятий являются: творческие упражнения, игра, беседа, рассказ, показ. Занятие разделено на несколько этапов: 1) мобилизующее начало , 2) повторение прошлого материала (творческое задание, теоретический материал). 3) изучение нового материала (теоретического, новое творческое занятие).
Режим занятий соответствует санитарно - эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, различные упражнения здоровье сберегающего характера и т.д.
Ожидаемые результаты и способы их определения
В результате обучения воспитанники приобретают определенные знания и умения.
Знания:
- знать праздники и обычаи, обряды русского народа.
- знать народные игры.
- знать устный народный фольклор.
- знать музыкальный фольклор.
- знать разные виды декоративно-прикладного искусства.(гжель, хохлома, матрешка)
- знать и уметь различать виды народного театра: площадной, театр Петрушки, Лубок, Раек.
- знать устройство быта русского народа.
Умения:
1. уметь разбираться в народных музыкальных инструментах.
- уметь отличить народный крестьянский костюм и костюм зажиточного человека.
- уметь отличать разные виды ДПИ.
Формы подведения итогов реализации образовательного процесса Подведение итогов по результатам освоения материала обучающимися осуществляется в формах:, викторин, игр- путишествий и т.д.
Учебно-тематический план.
№ | Название раздела | Количество часов | ||
всего | теорет | практич | ||
1. | Народная культура, что это такое. Вводное занятие. | 1 | ||
2. | Мифология в русской народной культуре. Мифы Древней Руси. | 2 | ||
Тема №1 Древнеязыческие боги Руси. | 2 | |||
3. | Традиционные календарные праздники и обряды. | 8 | ||
Тема №1 Традиционные календарные праздники. Тема № 2 Традиционные русские обряды. | 1 1 | 4 2 | ||
4. | Устное народное творчество. Частушки, патешки, пестушки, сказки и т.д. | 2 | ||
Тема №1 Младенческий возраст и средний возраст (патешки, пестушки, колыбельные) | 1 | 1 | ||
5. | Декоративно-прикладное творчество. | 9 | ||
Тема №1 Вышивка. Тема №2 Хохломская, Городецкая росписи. Тема № 3 Матрешка. Тема № 4 Дымковская игрушка. Тема № 5 Лаковые миниатюры. Гжель. | 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | ||
6. | Русский народный костюм. Быт русской семьи. | 2 | ||
Тема № 1 Русский народный костюм. Тема № 2 Быт русской семьи. | 1 1 | |||
7. | Музыкальное и танцевальное творчество. | 3 | ||
Тема № 1 Музыка и музыкальные инструменты. Танцевальное творчество. | 1 | 2 | ||
8. | Народный театр(игры, ярмарки. Театр Петрушки) | 7 | ||
Тема № 1 Народный театр. Тема № 2 Народные игры. | 1 1 | 1 4 | ||
Итоговое занятие | 2 | |||
Итого часов | 36 |
Содержание образовательного процесса
1. Введение 2ч
Тема № 1 Что такое народная художественная культура, ее значение.
Теоретический материал (1ч): Знакомство с возникновением народной культуры и её значение в жизни человека. Знакомство с различными направлениями народной художественной культуры: декоративно-прикладное творчество, устное – народное творчество, музыкальное творчество, культура быта и зодчества.
2. Мифология в русской народной культуре. Мифы Древней Руси.
Тема № 1 Что такое миф. Древние Боги Руси
Теоретический материал (2ч): Знакомство с основными Древнерусскими Богами и их значение. Боги солнца, неба, женские богини. Нечистая сила: домовые, банники, лешие, русалки.
3. Традиционные календарные праздники и обряды
Тема № 1 Традиционные календарные праздники, посты. (Рождество, Святки, Масленица, Пасха и тд), знакомство с традициями и обрядами праздников.
Теоретический материал (4ч): Что в себя включает русский календарь праздников Масленица, Пасха, Иван Купала, Святки, Рождество, Новый год. Значение каждого праздника и его традиции празднования и обряды, проводимые в эти праздники.
Практический материал (4ч): Разыгрывание праздника «Пасхи» и «Масленицы» по ролям во классном мероприятии.
4. Устное народное творчество. Частушки, патешки, пестушки, сказки.
Тема № 1 Младенческий возраст и средний возраст.(патешки, пестушки, колыбельные песни).
Теоретический материал (1ч): Знакомство с колыбельными песнями, пестушками, патешками, прибаутками, перевертышами, закличками, считалками, скороговорками, сказками. Значение их в духовном развитии ребенка.
Практический материал (1ч): Разучивание колыбельных песен, пестушек, патешек. Разыгрывание бытовых ситуаций.
5. Декоративно - прикладное творчество.
Тема № 1 Вышивка.
Теоретический материал (1ч): Стили вышивки гладь (пышечка, дырочка, цветочек, узелки, прорезная гладь), Старинные русские швы : роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появившиеся вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.
Тема №2 Хохломская, Городецкая росписи.
Теоретический материал (1ч): Знакомство с росписью посуды. Хохлома, её особенности в рисунке и цветовой гамме. Городецкая роспись, основные рисунки и цвет.
Практический материал (1ч): Роспись трафарета посуды. Роспись прялок
Тема № 3 Матрешка.
Теоретический материал (1ч): Знакомство с Семеновской, Полхово- майдайской матрёшкой. Основные стили и цвета в росписи матрёшек.
Практический материал (1ч): Роспись трафарета матрёшки.
Тема № 4 Дымковская игрушка.
Теоретический материал (1ч): Знакомство с возникновением росписи дымковской игрушки. Основные стили и цвета в росписи лошадок, петушков, барышень.
Практический материал (1ч): Расписываем игрушку трафарет.
Тема № 5 Лаковые миниатюры. Гжель. Палех.
Теоретический материал (1ч): Что из себя представляет лаковая миниатюра Палех(шкатулки). Гжельская роспись(посуда), основные рисунки растительные мотивы и цветовая гамма. История возникновения гончарного дела на Руси.
Практический материал (1ч): Расписываем узор шкатулок и посуды (трафарет).
6. Русский народный быт и уклад жизни.
Тема № 1 Русский народный костюм.
Теоретический материал (1ч): История русского костюма, знакомство с женским костюмом(сарафан, опашень, венцы, рясы) и мужским костюм(терлик, ферязь, ичетыги). Костюм крестьянина и зажиточного человека.
Тема № 2 Быт русской семьи.
Теоретический материал (1ч): Знакомство с семейными традициями в русской семье(обряд благословения, свадебный обряд), укладом жизни. Русское зодчество (деревянные дома, строения, церкви). Музей-заповедник «Кижи».
7. Музыкальное и танцевальное творчество.
Тема № 1 Музыкальное и танцевальное творчество.
Теоретический материал (1ч): Русская музыка, песни (обрядовые, и не обрядовые, лирические песни, частушки, семейные , шуточные песни). Музыкальные инструменты.(дудки, свистульки, трещотки, гусли, ложки, бубны и тд.) Танец - это самый древний и богатый вид искусства. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног – как главные составляющие русского танца. Хоровод, кадриль, пляска .
Практический материал (2ч): Изучаем частушки и шуточные песни и пробуем музыкальные инструменты (ложки, трещотки ).
8. Народный театр. Игры, ярмарки. Театр Петрушки.
Тема № 1 Народный театр.
Теоретический материал (1ч): Народный театр Петрушки, история появления, пьески с участием Петрушки и других героев. Скоморохи, русские первые актёры(осёдлые, бродячие, княжеские). Ярмарки- как один из способов народного гуляния.. Лубок. Народные драмы. Раек.
Практический материал (1ч): Разыгрываем театральные и ярмарочные пьески.
Тема № 2 Народные игры.
Теоретический материал (1ч): Ярмарочные игры, детские(салочки, «У медведя во бору», «Волк и лебеди», «Ворон и наседка», «Челнок», «Ленок», «Огородник»), молодетские потехи , медвежьи потехи.
Практический материал (4ч): учим игры и играем.
9. Итоговое занятие
Теоретический материал (2ч): Викторина
Методическое обеспечение образовательного процесса
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков начиная с древнейших времен. В организации учебно-воспитательного процесса используются следующие методы:
- Практический (роспись трафаретов посуды, матрешек)
- Игровые
- Наглядные (иллюстрация, наблюдение)
- Словесные (объяснение, рассказ)
Содержание программы обуславливает выбор методов, видов и форм в работе с воспитанниками. В процессе обучения используются различные элементы современных педагогических технологий:
- Здоровье сберегающие;
- интегрированные (игровые и проектные).
Для развития способностей и личностных качеств воспитанника на занятиях клуба «Дубравушка» применяются различные методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный;
- практический;
- проблемный;
- репродуктивный;
дискуссионный (ролевые и ситуативные игры и упражнения
Формы организации учебных занятий по программе разнообразны:
- занятия - дискуссии;
- занятия – викторины;
- занятия – игры;
Список литературы для педагогов
- Воспитание детей в русских традициях. [Текст]: / Л. Соколова М.- 2003
- Изобразительное искусство: каждый народ — художник [Текст] : /учеб. для 4 кл. нач. шк. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Йе менского. — 7-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2007
- Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией[Текст]: / Б. М. Неменского : 1—4 кл. / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева и др.; под науч. рук. и ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвеще ние, 2005
- Славянские традиционные праздники и ритуалы. [Текст] : / Ф.С. Капица, М. - 2003
- Шаклина И. Русские праздники от Святок до Святок. [Текст] : / Спб-2007
- Якубовская Е.И. Традиционные праздники в образовательных учреждениях. [Текст] : / Спб-2005г.
Список литературы для обучающихся
- Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб. для 1 кл. нач. шк. [Текст] : / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Немеиского. — 7-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 111 с.
- Изобразительное искусство: искусство вокруг нас : учеб. для 3 кл. нач. шк. [Текст] : / [Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М. Неменского. — 8-е изд. — М. : Просвещение, 2006. — 142 с.
- Изобразительное искусство : искусство и ты [Текст]: / учеб. для 2 кл. нач. шк. /Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. — 10-е изд. — М. : Просве щение, 2007. — 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Мой край родной"
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Основная цель программы:...
Программа дополнительного образования по физической культуре. Группа здоровья "Витаминка"
Одна из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, - воспитание здорового подрастающего поколения. По статистическим данным, только 10 % детей поступают в школу абсолю...
Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре для детей младшего школьного возраста "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия"
Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре предназначена для специалистов школьных учреждений в области физической культуры. Материалы программы м...
Программа дополнительного образования для обучающихся 2-4 классов "К тайнам родного языка"
Основная цель данного курса состоит в том, чтобы вызвать интерес к изучению родного языка, способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала; способствовать ра...
Программа дополнительного образования "Мой родной край"
Разработанная программа ориентирована на знакомство детей с обычаями, традициями, трудом людей, проживающих в данной местности, природой и своеобразием животного мира, знакомство с художниками, поэтам...
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Методический материал к учебным занятиям по дополнительной общеразвивающей программе "В глубину родной культуры"
В данной разработке содержитя материал по детскому фольклору, представлены тексты потешек, пестушек, загадок, скороговорок и т.д....
Программа дополнительного образования для начальной школы "Культура выпускного Бала"
Выпускной вечер – праздник окончания начальной школы. Для учащихся 4-х классов, их родителей и педагогов – это школьный праздник, поэтому всем хочется виде...