Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре для детей младшего школьного возраста "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия"
методическая разработка по физкультуре (4 класс) по теме
Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре предназначена для специалистов школьных учреждений в области физической культуры. Материалы программы могут быть использованы руководителями по физическому воспитанию, методистами, врачами ЛФК, учителями школ, инструкторами по фитнесу, студентами физических, педагогических и медицинских университетов, колледжей, а так же заинтересованными родителями.
Программа направлена на всестороннее гармоническое развитие детей младшего школьного возраста (6 – 11 лет), укрепления их здоровья, профилактику нарушений осанки и плоскостопия, а так же привитию навыков к систематическим занятиям физической культурой оздоровительной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_lfk_-_novaya_-_kopiya.doc | 289 КБ |
Предварительный просмотр:
И.Г. Дивлет - Кильдеева
ПРОГРАММА
ДОПОЛНТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Санкт - Петербург
2012 г.
Рецензенты:
А.А. Потапчук, д.м.н. профессор, заведующая кафедры Теории и методики адаптированной физической культуры НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта.
Е.Г.Сайкина, д.п.м. доцент, профессор кафедры Гимнастики факультета физической культуры РГПУ им. А.И.Герцена.
Дивлет – Кильдеева И.Г.
Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре для детей младшего школьного возраста (Профилактика нарушений осанки и плоскостопия)
Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре предназначена для специалистов школьных учреждений в области физической культуры. Материалы программы могут быть использованы руководителями по физическому воспитанию, методистами, врачами ЛФК, учителями школ, инструкторами по фитнесу, студентами физических, педагогических и медицинских университетов, колледжей, а так же заинтересованными родителями.
Программа направлена на всестороннее гармоническое развитие детей младшего школьного возраста (6 – 11 лет), укрепления их здоровья, профилактику нарушений осанки и плоскостопия, а так же привитию навыков к систематическим занятиям физической культурой оздоровительной направленности.
В программе дана структура и характеристика разделов: теоретический – основы знаний; практический – упражнения общей направленности: строевые упражнения, общеразвивающие упражнения при ходьбе на месте и в передвижениях, беге, прыжках, упражнение суставной гимнастики; упражнения специальной направленности: упражнения для формирования и закрепления правильной осанки, профилактики плоскостопия, упражнения дыхательной гимнастики, самомассаж, комплексы упражнений танцевально – игровая гимнастика «СА – ФИ – ДАНСЕ», подвижные игры, коррекционно – профилактические упражнения, комплексы упражнений лечебно – профилактического танца «Фитнес – Данс», упражнения общеразвивающей и специальной направленности, выполняемые без предметов, с предметом (палкой, обручем, со скакалкой и др.) и на гимнастических снарядах (гимнастической скамейке, гимнастической стенке и др.), раскрыто их содержание, определены цели, задачи и требования к уровню подготовленности учащимся. Все комплексы упражнений проводятся под музыкальное сопровождение.
Программа является приложением к учебно - методическому пособию «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия) для детей младшего школьного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Пояснительная записка………………………………………… 4
Содержание программного материала ……………………… 6
Характеристика средств программы………………………. 8
Примерное распределение учебных часов …………………. 11
Примерное тематическое планирование программы……… 12
Литература ……………………………………………………… 19
Литература для детей…………………………………………….20
4.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
За годы учебы в школе происходит становление личности каждого школьника раскрытие и развитие их способностей, воспитание у них интереса и желания к овладению новыми знаниями, умениями, навыками. Это в полной мере относится и к педагогическому процессу в области физического воспитания, именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка.
Вместе с тем, процессы происходящие сегодня в обществе заставляют серьезно задуматься о здоровье подрастающего поколения. Многие исследования показывают, что состояние здоровья подрастающего поколения ухудшается с каждым годом. По мере обучения в школе здоровье у детей не прибавляется, а наоборот. Среди выпускников школ уже более 80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми.
Количество детей с нарушением осанки в Санкт - Петербурге за последние 30 лет увеличилось в 3 раза и составляет по данным разных исследований, от 60 до 80 %, т.е. четыре ребенка из пяти имеют деформации опорно – двигательного аппарата. Распостраненность плоскостопия составляет сегодня 40 % , это в 3 раза больше, чем в начале 60-х годов (15%). Увеличивается патология не только опорно - двигательного аппарата, но и основных органов и систем, таких как сердечно - сосудистая , мочевыделительная, дыхательная, пищеварительная и др.
В этой связи становится актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекция недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности. С целью профилактики различных заболеваний у детей и подростков и повышения их двигательной активности встала необходимость создания этой программы. Она направлена на исправление дефектов осанки, плоскостопия и развития различных функций и систем организма школьника.
В программе в качестве основного коррегирующего средства использованы различные методики лечебной физической культуры, а так же упражнения оздоровительно - развивающей программы “СА-ФИ-ДАНСЕ “ разработанной в РГПУ им. А.И.Герцена (авторы: Фирилева Ж.Е. и Сайкина Е.Г.) и практический опыт работы автора в этой области.
В содержание программы входят простые по форме упражнения, направленные на формирование правильной осанки, исправления дефектов позвоночника и стопы, укрепления дыхательной и сердечно -сосудистой систем организма ребенка, которые дают возможность тренировать как сердечную, так и дыхательную мускулатуру.
Для развития и совершенствования психомоторных способностей школьников, оптимизации роста и укрепления мелкой моторики рук в программу включены упражнения ритмопластики, игропластики и пальчиковой гимнастики.
Эти упражнения развивают ручную умелость, положительно воздействуют на процессы мышления, памяти, развивают силу, гибкость, координацию движений быстроту и выносливость.
5.
Игровой массаж и упражнения в расслаблении служат основой закаливания и оздоровления детского организма, способствуют снятию напряжения и закрепощенности различных мышечных групп.
Подвижные игры предусматривают закрепление пройденного материала в игровой форме, повышают интерес к уроку лечебной физической культуры.
В программе определены оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, установлены требования к занимающимся, даны рекомендации по упражнениям и использована специальная литература. Предполагается, что освоение данной программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем, создаст необходимый двигательный режим и хороший эмоциональный уровень занятий.
Программа предназначена для специалистов дополнительного образования, инструкторов по детскому фитнесу, а так же специалистов по физическому воспитанию в школьных общеобразовательных учреждениях для детей специальной медицинской группы.
Целью программы является содействие всестороннему гармоническому
развитию организма ребенка, морфологическому и
функциональному совершенствованию его органов и систем, профилактика
и коррекция нарушений осанки и плоскостопия.
Оздоровительно – коррекционные задачи
1. Содействие оптимизации роста и развитие опорно – двигательного
аппарата, гармоничное развитие мышечной силы;
2. Содействие формированию и закреплению правильной осанки,
развитию сердечно - сосудистой и дыхательной системы организма,
активизации обменных процессов, укреплению нервной системы и
профилактике плоскостопия;
3. Обеспечить оптимальное для данного возраста и пола развитие
двигательных качеств: силы, гибкости, выносливости, координации
движений и др.;
4. Способствовать закаливанию, повышать устойчивость организма к
неблаго приятным воздействиям внешней среды.
Образовательные задачи
- Вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в
разнообразных условиях жизни;
- Формировать у детей знания о личной и общественной гигиене и
способствовать закреплению навыков соблюдения гигиенических правил в школе, дома, в труде и во время отдыха.
- Расширить кругозор в области физической культуры, развивать интерес и потребность к занятиям физическими упражнениями, за пределами
школы - обязательный элемент режима дня при условии решения
этой задачи.
III. Воспитательные задачи.
- Формировать навыки дисциплинированного поведения в соответствии с
правилами для учащихся в школе и в спортивном зале;
2. Воспитывать ответственное отношение к выполнению учебных заданий,
согласованной работы в коллективе;
3. Формировать навыки доброго тактичного отношения друг к другу, взаимного
контроля, взаимовыручки и культурного поведения;
4. Воспитывать трудолюбие, самообладание, выдержку и настойчивость к
достижению цели.
5. Способствовать развитию интеллектуальных качеств, внимания, памяти,
повышению познавательной активности.
Для решения поставленных задач требуется соблюдение следующих правил:
- Активизация двигательного режима школьника.
- Путем контроля через родителей – за рациональным режимом.
- Создание наилучших эстетических условий дома и в школе.
- Обеспечение систем врачебного контроля, самоконтроля.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Теоретический раздел
В течении занятий давать теоретические сведения:
- Основы знаний о личной гигиене;
- Влияние занятий физическими упражнениями не системы дыхания, крово-
обращения, центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат.
- Основные приемы самоконтроля;
- Здоровый образ жизни – одна из основных ценностных ориентаций воспитания личности;
- Режим дня и двигательный режим;
- Правила и формы занятий физическими упражнениями, доступными видами спорта в свободное время;
- Полноценный сон и режим питания и т.д.
Практический отдел
1.Упражнения общего воздействия;
а) ходьба;
б) бег.
2.Общеразвивающие упражнения без предметов.
3.Общеразвивающие упражнения с предметом;
а) с гимнастической палкой;
б) с мешочками;
в) с обручем;
г) со скакалкой.
4.Общеразвивающие упражнения у гимнастической стенки и скамейке;
5. Упражнения на расслабление, дыхание, самомассаж.
6.Упражнения оздоровительно-развивающей гимнастики “ CА-ФИ-ДАНСЕ”.
а) игропластика;
б) упражнения ритмической гимнастики;
в) пальчиковая гимнастика;
7.Подвижные игры для формирования правильной осанки
8.Коррегирующие упражнения
а) симметричные упражнения;
б) асимметричные упражнения;
в) упражнения для закрепления правильной осанки.
9. Примерные комплексы упражнений:
а) для профилактики нарушений осанки;
б) при сутулой спине;
в) при боковом искривлении;
г) упражнения для профилактики плоскостопия.
10. Лечебно – профилактический танец «ФИТНЕС – ДАНС»
Требования к учащимся
Занимающие должны знать о правилах личной гигиены, режима дня:
1. Уметь выполнять специальные комплексы упражнений для профилактики
нарушения осанки и плоскостопия;
2.Овладеть специальными упражнениями для развития дыхания и сердечно-
сосудистой системы организма;
3.Иметь определенный “ запаc” движений для развития двигательных
способностей;
4.Уметь правильно выполнять упражнения самомассажа, игропаластики,
пальчиковой гимнастики.
Рис. 1 Содержание программы «Профилактика нарушений
осанки и плоскостопия.
8.
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ПРОГРАММЫ
«ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЯ»
Основными средствами программы по ЛФК являются физические упражнения общеразвающей и специальной направленности, выполняемые без предметов, с предметами (палкой, мешочками, обручем, скакалкой) и на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка, скамейка). Исходными положениями таких упражнений могут быть: лежа на спине, животе, сидя с прямыми и согнутыми ногами, в упорах присев, упорах стоя и лёжа, в положениях стоя и в висах.
Упражнения общей направленности
Включают: строевые упражнения, общеразвивающие упражнения при ходьбе на месте и в передвижениях, беге, прыжках, упражнения суставной гимнастики, на растягивание и расслабление мышц, упражнения на дыхание и массаж. Комплексы упражнений общей направленности содействуют развитию мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решают задачи общей физической подготовки занимающихся Это так же оказывает профилактическое воздействие на опорно- двигательный аппарат ребёнка.
Строевые упражнения - являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения на площадке. Они способствуют формированию правильной осанки, формируют навыки коллективных действий.
Общеразвивающие упражнения без предметов оказывают разностороннее и избирательное воздействие на организм занимающихся, развивают двигательные способности, формируют правильную осанку, регулируют физическую нагрузку.
Общеразвивающие упражнения с предметами и на снарядах включают упражнения с гимнастическими палками, с мешочками, с обручем, со скакалкой.
Воздействуют на мышцы всего тела, способствуют развитию быстроты и выносливости.
Упражнения на расслабление мышц и самомассаж способствуют формированию свободного движения, что улучшает качество двигательного навыка. Применяются при снижении физической нагрузки, содействуют хорошему кровообращению в мышцах и их питанию, улучшают самочуствие, стабилизируют сон.
Суставная гимнастика оказывает положительное влияние не только на морфологию суставов, но и на ближайшие мышцы и связки, увеличивая их подвижность и эластичность.
Упражнения специальной направленности
Включают упражнения для формирования и закрепления правильной осанки, профилактики плоскостопия, упражнения дыхательной гимнастики. Здесь используется большинство упражнений коррекционной и лечебно – профилактической направленности.
9.
Формирование и укрепление осанки. Практически все упражнения в программе «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия» являются средствами для формирования правильной осанки. При подборе специальных комплексов упражнений определяется их направленность. Это упражнения: на создание представления и формирования правильной осанки: на укрепления мышц и формирование «мышечного корсета», закрепление и совершенствование навыков правильной осанки, коррекционные упражнения.
Профилактика плоскостопия – упражнения для укрепления сводов споты в различных исходных положениях (лёжа, сидя, стоя у опоры). Они сочетаются с общеразвивающими упражнениями и с упражнениями в расслаблении мышц.
Дыхательная гимнастика - специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Эти упражнения в разной степени связаны с общеразвивающими упражнениями.
Коррекционные упражнения - это упражнения для формирования и закрепления осанки. Симметричные упражнения, асимметричные упражнения.
Примерные комплексы при начальной стадии бокового искривления позвоночника. При сутулой спине (кифотическая осанка). Примерные комплексы упражнений для профилактики и лечения начальных форм плоскостопия.
Комплексы упражнений «СА – ФИ – ДАНСЕ»
Направлены на решение задач развития двигательных способностей детей, креативности, музыкально – ритмического развития.
Пальчиковая гимнастика в программе представлена упражнениями для развития мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения пальчиками с речитативом. Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных действиях со стихами и речитативом. Игры – соревнования.
Игропластика. Специальные упражнения для развития мышечной силы в образных и игровых действиях и заданиях, для развития гибкости, укрепления мышц живота и спины. Примерные комплексы упражнений.
Упражнения ритмической гимнастики – это «Часики», «Три поросенка», «Красная шапочка», «Трубачист», «Упражнения с гимнастическими палками» и др. (Описание комплексов ритмической гимнастики смотри в методических пособиях 1987 -2001 г.)
Комплексы упражнений «Фитнес – Данс»
Из большого разнообразия комплексов упражнений лечебно – профилактического танца «Фитнес – Данс» были отобраны наиболее эффективные для целенаправленного корригирующего воздействия на различные органы и системы организма, в первую очередь – опорно – двигательный аппарат. При этом используются упражнения общеразвивающей и специальной направленности, выполняемые без предметов, с предметами (палкой, обручем, со скакалкой и др.) и на гимнастических снарядах (гимнастической скамейке, гимнастической стенке и другие). Все комплексы упражнений проводятся под музыкальное сопровождение.
10.
Подвижные игры для формирования правильной осанки.
Большое разнообразие игр развивают лидерство, инициативу, раскрепощённость, активность. В них используются приёмы имитации, подражания, образного сравнения, ролевые ситуации, соревнования.
Структурную основу программы «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия « составляют: основы знаний, практический материл (умения, навыки и развитие двигательных способностей) и требования к занимающимся.
Программа имеет гибкий характер, позволяющий, в зависимости от условий материальной базы, уровня физического развития и подготовленности занимающихся рационально варьировать содержание программы и творчески обеспечить её выполнение.
Изучение учебного материала осуществляется в логической последовательности в сочетании взаимосвязанных занятий, которые проводятся два раза в неделю, из расчета 68 часов в год. (Таблица 1)
Педагогу необходимо правильно спланировать и определить преемственность тем, объём и нагрузку учебного материала на каждое занятие, учитывая этапы обучения двигательным действиям, уровень физической подготовленности и физического развития занимающихся.
Произвольное изменение количества упражнений и их последовательности в комплексах приведёт к нарушению дозировки физической нагрузки, соответственно, повлияет на решение поставленных педагогических задач всей программы.
Примерные планы – графики планирования
учебного материала
В приложении даны примерные планы – графики планирования учебного материала программы «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия», которые имеют форму таблиц, в них используются следующие условные обозначения:
( + ) – использование данного материала на уроке;
( Р ) – разучивание двигательного действия под непосредственным контролем
учителя;
( З ) – закрепление двигательного действия;
( С ) – совершенствование двигательного действия до уровня навыков и умений;
( П ) - повторение данного материала;
( 1,2,3,4) – в графе «Ходьба и бег» означает время (в минутах.)
11.
Примерное распределение учебных часов
на основании учебного материала программы
«Профилактика нарушений осанки и плоскостопия»
(сетка часов при двухразовых занятий в неделю)
|
|
1.Правила техники безопасности на занятиях. 2.Ходьба, бег. 3. О.Р.У. без предметов 4.О.Р.У. с предметами
7.СА – ФИ – ДАНС 8.Подвижные игры 9.Коррегирующие упражнения 10.Комплексы упражнений 11. Лечебно – профилактический танец «Фитнес – Данс» | В течении года В течении занятий 10 часов 12 часов 8 часа В течении занятий 10 часов В течении занятий 10 часов 8часов 10 часов
|
ВСЕГО 68 часов |
12.
Примерное планирование материала.
Учебный материал Основы знаний. Правила поведения в спортзале. О.Р.У. О.Р.У. без предметов: -упражнения для мышц плечевого пояса и рук. -упражнения для мышц спины. О.Р.У. с предметами: - упражнения с палкой. - упражнения у гим. стенки. Дыхательные упражнения. Упражнения на расслабление. Самомассаж. Ходьба и бег. Примерные комплексы: -для профилактики наруш. осанки -упражнения при плоскостопии Пальчиковая гимнастика Коррегирующие упражнения: - симметричные; - асимметричные; - упражнения для формирования и закрепления осанки. Подвижные игры: -“ Чья лошадка быстрее? “ - “ Барабан “ - “ Cидя по-турецки. “ - “ Где ноги? “ - “ Сидячий футбол “ - “ Переложи мяч “ - “ Ходим в шляпах“ - “ Море волнуется “ - “ Между булавами“ - “ Ловкие ноги” | Номера уроков | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
+ Р Р Р Р Р 3 Р Р Р + | + З З З З З 3 Р З + + | С С С С С 3 З З С + + | С С С С С 3 З С + + | Р Р + + + 4 С С + + + | З З + + + 4 С + + | С С + + + 4 С С Р + + | С С + + + 4 С З + + | + + + + + + 2 + + С + + | + + + + + + С + | + + + + + + + | + + + + + + | + + + + + + + | + + + + 3 + + + | + + + + + 3 + + + | + + + + + 3 + + |
13.
ПРИМЕРНЫЕ ПОУРОЧНЫЕ ЗАДАЧИ
1-17 УРОК.
Урок 1. Правила поведения на уроках по лечебной физкультуре. Ходьба и бег.
Разучить упражнения для мышц шеи, плечевого пояса и рук. Разучить О.Р.У.
с палкой. Упражнения у гимнастической стенки. Выполнить упражнения на расслабление. Пальчиковая гимнастика. Коррегирующие упражнения (симметричные) Примерный комплекс для профилактики осанки. Подвижная игра: « Чья лошадка быстрее»
Урок 2. Повторить правила поведения на уроках по ЛФК. Ходьба и бег.
Повторить О.Р.У. с гимнастической палкой. Закрепить упражнения для мышц шеи, плечевого пояса и рук. Повторить упражнения у гимнастической стенки. Упражнения на расслабление. Упражнения на плоскостопие. Пальчиковая гимнастика, коррегирующие упражнения. Подвижная игра: “ Барабан “
Урок 3. Ходьба, бег. Совершенствовать О.Р.У. с гимнастической палкой, упражнения для мышц шеи, плечевого пояса и рук. Закрепить упражнения у гимнастической стенки. Самомассаж. Примерный комплекс для профилактики нарушения осанки. Коррегирующие упражнения. Подвижная игра: “ Сидя по-турецки “
Урок 4. Построение, ходьба и бег. Закрепить О.Р.У. с гимнастической палкой.
Совершенствовать упр. для мышц шеи, плечевого пояса и рук. Совершенствовать
упражнения на плоскостопие. Коррегирующие упражнения. Подвижная игра: « Где ноги» Дыхательные упражнения.
Урок 5. Построение, ходьба, бег. Разучить упр. у гимнастической стенки. Разучить упражнения для мышц спины. Дыхательные упражнения. Самомассаж. Примерный комплекс для профилактики нарушения осанки. Коррегирующие упражнения. Подвижная игра:“ Cидячий футбол “
Урок 6. Построение, ходьба, бег. Повторить упражнения у гимнастической
стенки, повторить упр. для мышц спины. Дыхательные упражнения. Самомассаж. Примерный комплекс на плоскостопие. Подвижная игра:
“ Переложи мяч”
Урок 7. Построение, ходьба и бег. Упражнения на дыхание. Примерный
Комплекс для профилактики нарушения осанки. Упражнения на мышцы спины.
Совершенствовать упражнения у гимнастической стенки. Подвижная игра: «Ходим в шляпах».
Урок 8. Повторить содержание урока № 7.
Урок 9. Повторить содержание урока № 1.
Урок 10. Повторить содержание урока № 2.
Урок11. Повторить содержание урока № 3.
Урок 12. Повторить содержание урока № 4.
Урок13. Повторить содержание урока № 5.
Урок 14. Повторить содержание урока № 6.
Урок 15. Повторить содержание урока № 7.
Урок 16. Повторить содержание урока № 8.
14.
Примерное планирование материала.
Учебный материал | Номера уроков | |||||||||||||||
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | |
Основы знаний. Правила поведения на ЛФК. О.Р.У. О.Р.У. без предметов: - упражнения для мышц брюшного пресса - упражнения для боковых мышц туловища. О.Р.У. с предметами: - упражнения с обручами - упражнения на гим. скамейке Дыхательные упражнения Упражнения на расслабление Игропластика Ходьба и бег Примерные комплексы: - при боковом искривлении - при плоскостопии Коррегирующие упражнения Подвижные игры: - “ Контроль осанки” - “ Перенеси булаву- не уронив” - “ Мяч не теряй” - “ Школа мяча “ - “ Послушный мяч “ - “ Кто устойчевее “ - “ Гуси “ - “ Не урони “ - “ Не урони кольцо “ - “ Ходьба и бег по гимнастич. cкамейке “ | + Р + | З + | С + + | С + + | Р + + + | З + + + | С | С + | + + + | + | + + | + +
| + + + | + + + + + | + + + + | + + + |
15.
ПРИМЕРНЫЕ ПОУРОЧНЫЕ ЗАДАЧИ
17 – 32 УРОК.
Урок 17. Правила техники безопасности на уроках по лечебной физкультуре.
Построение, ходьба, бег. Разучить О.Р.У. с обручем. Упражнения на дыхание,
на расслабление. Игропластика. Разучить примерный комплекс при боковом
искривлении. Коррегирующие упражнения. Подвижная игра: « Контроль осанки».
Урок 18. Построение, ходьба, бег. Повторить упр. с обручем. Упражнения на
дыхание, упр. на расслабление. Повторить комплекс упражнения при боковом искривлении. Коррегирующие упражнения. Игропластика. Подвижная игра:
“ Перенеси булаву, не уронив ”
Урок 19. Построение, ходьба, бег. Совершенствовать упр. с обручем. Упр. на
расслабление и дыхательные упражнения. Совершенствовать примерный комплекс упражнений при боковом искривлении. Коррегирующие упражнения. Игропластика. Подвижная игра: “ Мяч не теряй“
Урок 20. Построение, ходьба и бег. Закрепить упражнения с обручем. Упражнения для мышц брюшного пресса. Упражнения на расслабление и дыхание. Разучить примерный комплекс упражнения при плоскостопии. Игропластика. Коррегирующие упражнения. Подвижная игра – “ Школа мяча. Послушный мяч”
Урок 21. Построение, ходьба, бег. Разучить О.Р.У. на гимнастической скамейке Упражнение на дыхание и расслабление. Совершенствовать комплекс упражнений при плоскостопии. Упражнения на дыхание и расслабление. Коррегирующие упражнения. Разучить упражнения для боковых мышц туловища. Подвижная игра: “ Послушный мяч”
Урок 22. Построение, ходьба и бег. Повторить упражнения на гимнастической скамейке. Упражнения на дыхание, расслабление. Повторить комплекс упражнений на плоскостопие. Коррегирующие упражнения. Повторить упражнения для мышц боковых мышц туловища. Подвижная игра: «Кто устойчивее»
Урок 23. Построение, ходьба, бег. Совершенствовать упражнения на скамейке. Примерный комплекс упражнений при плоскостопии. Упражнения на расслабление и дыхание. Совершенствовать упражнения для боковых мышц туловища. Подвижная игра: “Гуси. Послушный мяч“
Урок 24. Построение. Ходьба, бег. Закрепить упражнения на гимнастической скамейке. Закрепить упражнения для боковых мышц туловища. Упражнения на дыхание и расслабление. Закрепить примерный комплекс упражнений при плоскостопии. Коррегирующие упражнения. Подвижная игра: “ Не урони”
Урок 25. Повторить содержание урока № 17.
Урок 26. Повторение содержание урока № 18.
Урок 27. Повторить содержание урока № 19.
Урок 28. Повторение содержание урока № 20.
Урок 29. Повторение содержания урока № 21.
Урок 30. Повторить содержание урока № 22.
Урок 31. Повторение содержания урока № 23.
Урок 32. Повторение содержание урока № 24.
16.
Примерное планирование материала.
Учебный материал | Номера уроков | ||||||||||||||||
33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | ||
Основные знания Значение занятий по ЛФК О.Р.У. О.Р.У. без предметов: - упражнения для мышц ног - упражнения для мышц шеи, плечевого пояса и рук О.Р.У. с предметами: - упражнания со скакалкой Дыхательные упражнения Упражнения на расслабление Самомассаж Упражнения ритм. гимнастики Ходьба и бег Примерные комплексы: - при сутулой спине - при плоскостопии Коррегирующие упражнения: - упражнения на формирование и закрепление осанки Подвижные игры: - “ Длинная скакалка “ - “ Свободное место “ - “ Серсо “ - “ Перелет птиц “ - “ Мороз и кролики “ - “ Мы такие футболисты “ - “ Катание мячей “ - “ Мяч в ворота “ - “ Кто подует сильнее “ - “ Кто быстрее “ | + Р Р + | З З + + | С С С + + | Р + | З + + + З С + + | С + + + + 3 С + + | Р + + + + 3 + С + + | З + + + + 3 + + + | С + + + + + 4 + + + + | + + + + + + + 4 + + + | + + + + + + 4 + + + | + + + + + + 4 + + | + + + + + 3 + + | + + + + + 3 + + | + + + + + 3 + + + + + + + + | + + + + + 3+ + + |
17.
ПРИМЕРНЫЕ ПОУРОЧНЫЕ ЗАДАЧИ.
УРОК 33 –48
Урок 33. Значение занятий по лечебной физкультуре. Разучить О.Р.У. со
скакалкой. Упражнение на дыхание и расслабление. Упражнения ритмической гимнастики. Разучить комплекс упражнений при сутулой спине. Коррегирующие упражнения. Упражнения на формирование и закрепление правильной осанки. Подвижная игра: “ Длинная скакалка”
Урок 34. Построение, ходьба и бег. Повторить упражнения со скакалкой. Упражнения на дыхание и расслабление. Упражнения ритмической гимнастики. Повторить примерный комплекс упр. при сутулой спине. Коррегирующие упражнения. Упражнения на формирование и закрепление правильной осанки. Подвижная игра: “ Cвободное место”
Урок 35. Построение, ходьба, бег. Совершенствовать упражнения со скакалкой. Упражнения на расслабление и дыхание. Упражнения ритмической гимнастики. Коррегирующие упражнения. Совершенствовать комплекс упражнений при сутулой спине. Упражнения на формирование и закрепление правильной осанки. Подвижная игра “ Серсо”
Урок 36. Построение, ходьба, бег. Закрепить упражнения со скакалкой. Разучить упражнения для мышц ног. Упражнения на дыхание и расслабление. Закрепить упражнения ритмической гимнастики. Разучить примерный комплекс упражнений при плоскостопии. Коррегирующие упражнения на формирование и закрепление правильной осанки. Подвижная игра: “ Перелет птиц”
Урок 37. Построение, ходьба, бег. Повторить упражнения для мышц ног. Упражнения на дыхание и расслабление. Повторить комплекс упражнений при плоскостопии. Коррегирующие упражнения на формирование и закрепление правильной осанки. Подвижная игра: “ Мороз и кролики”
Урок 38. Построение, ходьба и бег. Совершенствовать упражнения для мышц ног. Дыхательные упражнения и на расслабление. Коррегирующие упражнения на формирование и закрепление правильной осанки. Закрепить примерный комплекс упражнений при плоскостопии. Подвижная игра: “ Мы такие футболисты”
Урок 39. Построение, ходьба, бег. Разучить упражнения для мышц шеи,
плечевого пояса и рук. Упражнения на дыхание и на расслабление. Разучить комплекс при сутулой спине. Коррегирующие упражнения на формирование и закрепление правильной осанки. Подвижная игра: “ Катание мячей”
Урок 40. Построение, ходьба, бег. Повторить упражнения для мышц шеи, плечевого пояса и рук. Упражнения на дыхание и расслабление. Повторить комплекс упражнений при сутулой спине. Коррегирующие упражнения на формирование и закрепление правильной осанки. Подвижная игра: “ Мяч в ворота “
Урок 41. Повторить содержание урока № 39. Подвижная игра¨” Кто быстрее”
Урок 42. Повторить содержание урока № 40. Урок 43. Повтор урока № 33.
Урок 44. Повторить содержание урока № 34 Урок 45. Повтор урока № 36.
Урок 46. Повторить содержание урока № 34. Урок 47. Повтор урока № 37.
Урок 48. Повторить содержание урока № 36.
18.
Примерное планирование материала
Учебный материал | Номер урока | ||||||||||||||||||||
48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 598 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | |
предметов
гимнастических снарядах.
дыхания, расслабление, самомассаж.
упражнения | П П П П П П П П | + + + + + + + + | + + + + + + + + | + + + + + + + + | + + + + + + + + | + + + + + + + + | С С С С С С С С | + + + + + + + + | + + + + + + + + | + + + + + + + + | + + + + + + + + | + + + + + + + + | С С С С С С С С | + + + + + + + + | + + + + + + + + | + + + + + + + + | + + + + + + + + | + + + + + + + + | + + + +
| + | + |
ПРИМЕРНЫЕ ПОУРОЧНЫЕ ЗАДАЧИ.
Урок 48 –68. Повторение и совершенствование пройденного материала
на усмотрение учителя, в зависимости от количества часов
и степени подготовки учеников.
19.
ЛИТЕРАТУРА.
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – М., 1993.
- Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф., Каневская Л.Я. и др.
Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. – М., 1987.
- Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной. – М., ФкиС. 1990.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей
младшего школьного возраста. – М.“ Просвещение “ 1991.
- Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей.
М., “ Советский спорт. “ 1986.
- Велитченко В.К., Волкова С.С., Рипа М.Д. Занятия физической
культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской
группе. – М., “ Просвещение “. 1988.
- Иванов С.М. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском
возрасте. – М., Медицина. 1983.
- Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. – М., 1978.
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить: пальчиковый
игротренинг. – СПб., 1998.
10.Коротков И.М. Подвижные игры детей. – М., 1987.
11.ЛовейкоИ.Д., Фонарев М.И. Лечебная физкультура при заболеваниях
позвоночника у детей. – М. 1988.
12.Морфо-функциональное созревание основных физиологических систем
организма детей дошкольного возраста.
/ Под ред. Антроповой М.В., Кольцовой М.М./ - М., 1983.
13.Пономарев С.А.Растите малышей здоровыми. – М.,“ Советский спорт “ 1989.
14.Пензулаева Л.И. Физическое развитие детей 5 – 6 лет. – М., 1988.
15.Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей.
Программы диагностики и коррекции нарушений. – СПб. Речь. 2001.
16.Страковская В.Л Подвижные игры в терапии больных и ослабленных
детей. – М., Медицина. 1987.
17.Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 до 14 лет.
М. 1994.
18.Тюрин Аверкий. Самомассаж. – СПб., Москва., Минск., Харьков. 1997.
19.Толстых А.В. Познай себя. – Искуство. 1990.
20.Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду.
М. 1974.
21.Фонарев М.И. Лечебная физкультура при детских заболеваниях.
Ленинград. “ Медицина “ Ленинградское отделение. 1981.
22.Фонарев М.И. Развитие функций мышечной системы ребенка. Афтореферат
докт. Диссиртации. – М. 1969.
23.Фонарев А.М. Развитие ориентировочных реакций у детей. – М. 1977.
24.Фирилева Ж.Е. Методическая разработка и материалы к проведению занятий
по ритмической гимнастике в школе. – Л. 1987, 1988.
20.
25.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. “ СА – ФИ – ДАНСЕ “. Танцевально – игровая
гимнастика для детей: Учебно - методическое пособие для педагогов
дошкольных и школьных учреждений. СПб. “ Детство – пресс “, 2000.
26. Хамзин Х. Сохранить осанку – сберечь здоровье. - М., “Знание” 1980
27. Шмелева М.И., Элькина К.Н. Лечебная физкультура для детей перенесших
костно – суставной туберкулез. – М., “ Медицина” 1966.
28. Шитикова Г.Ф. Если хочешь быть здоровым. – Лениздат. 1978.
29. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. 1996.
30. Юрко Г.П., Фролов В.Т. Физкультурные занятия на воздухе с детьми
дошкольного возраста. – М. 1983.
31. Яковлев В.Г. Игры для детей. – М., Физкультура и спорт. 1985.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ.
1.Аленький Б.Ф. Массаж и движение. – Екатеринбург; Средне – Уральское
книжное издательство, 1992
2. Дубровкий В.И. Лечебная физкультура. – М.: Владос, 1999
3. Зайцев А.А., Конева Е.В., Полищук Н.К., Сологуб С.А. Физическое
воспитание школьников. – Калининград, 1997
4. Как вырастить здорового ребенка. Под редакцией Асферова В.П. –
Л.:Медицина, 1991
5. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый
игротренинг. – СПБ.: МИМ, 1998
- Котешева И.А. Лечение и профилактика нарушений осанки. – М.: Эксмо,
2002
7.Красикова И.С. осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение
нарушений осанки. – СПБ: Корона принт, 2001
8. Каралашвили Е.Л. Физкультурные минутки. – М., Творческий центр, 2002
9. Кеменев Ю.Я. Дыхательная гимнастика. – Издательская группа «Весь»,2004
10. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте./Под ред.
Иванов С.М. – М.: Медицина, 1988
- Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физкультура при заболеваниях
позвоночника у детей. –Л.: Медицина, 1988
- Матвеев С.В. Херодинрв Б.И. Здоровый ребенок. Физическое воспитание
и врачебный контроль. – СПБ.: Сотис, 1999
- Михайлов М.К., Акберов Р.Ф. К проблеме шейного остеохондроза у
детей. – Вертебрология. 1995
14.Овчинникова Т.С. Потапчук А.А. Двигательный тренинг для
дошкольников. – СПБ.: Речь. 2002
15.Полеся Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушении осанки и
сколеозе у детей. – Киев.: Здоровье, 1980
16. Рубинова А.Д. Лечебная физкультура при расстройствах осанки и
сколеозах у школьников. – М.: Медицина, 1995
17. Сайкина Е.Г.,Фирилева Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! –
СПБ. Издательство: Детство ПРЕСС, 2004
21.
18. Спешнев Ф.Ф. Спортивно – вспомогательная гимнастика. – М.: ФиС,1957
19. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж,Е. Лечебно – профилактический танец
«Фитнес – данс» - СПБ, Детство – Пресс, 2007
20. Узорова О.В. Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.АСТ- Астраль,
2002
21. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально – игровая гимнастика для
детей «СА-ФИ-ДАНСЕ». – СПБ: Детство – Пресс, 2006
22. Фирилева Ж.Е. Танец как средство оздоровления детей школьного и
дошкольного возраста. – СПБ.: Изд – во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006
23. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПБ, ИЧП
«Хардроу», 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профилактика нарушений осанки средствами оздоровительной физической культуры у детей младшего школьного возраста».
«Как ни печально это признать, но наука указывает, что 86 процентов наших детей нуждаются в коррекции позвоночника, они страдают нарушением опорно-двигательного аппарата в той или иной степени. А это ...
ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ КОРРЕКЦИИ СОСТОЯНИЯ УТОМЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Аннотация. В статье рассмотрена динамика формирования состояния утомления младших школьников. Представлен теоретический анализ возможности коррекции состояния утомления средствами физической культуры ...
Развитие координационных способностей на уроках физической культуры у детей младшего школьного возраста
Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем шко...
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современное общество стремится к тому, чтобы каждый ребёнок, начиная с самого раннего возраста, рос здоровым, крепким, сильным и гармонически развитым. Физическая культура представляет собой важнейший...
Конспект занятия по лечебной физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья
Представлен конспект занятия по ЛФК для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе...
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья о влиянии Адаптивной физической культуоы нв детей с ОВЗ...
Исследовательская работа. Тема: «Мотивация к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста посредством физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня»
Исследовательская работа Тема: «Мотивация к занятиям физической культурой у детей младшего школьного возраста посредством физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня» ...