Программа дополнительного образования для начальной школы "Культура выпускного Бала"
рабочая программа (4 класс)
Выпускной вечер – праздник окончания начальной школы. Для учащихся 4-х классов, их родителей и педагогов – это школьный праздник, поэтому всем хочется видеть его каким-то особым, незабываемым.
Выпускной вечер в форме бала рассматривается в настоящей программе как часть воспитательной системы школы и является формой культурной самореализации выпускников, родителей, учителей школы и педагогов дополнительного образования, а также результатом их совместной созидательной деятельности.
Выпускной бал-это не просто хорошо подготовленное мероприятие, это некая целостность – культура, разработанная система, которая предполагает свои цели и ценности, свои средства достижения результатов – отличные от существующих в современной культуре. Сама форма праздника – бала – отличается от проводимых в школах выпускных вечеров тем, что в центре внимания на празднике не только выпускники, но и в равной степени их родители, педагоги. Все участники бала – дамы и кавалеры, уже не ученики и учителя, не просто родители и дети, а самостоятельные личности, умеющие уважительно относиться друг к другу и культурно вести себя в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_vypusknogo_bala_gotovaya.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Выпускной вечер – праздник окончания начальной школы. Для учащихся 4-х классов, их родителей и педагогов – это школьный праздник, поэтому всем хочется видеть его каким-то особым, незабываемым.
Выпускной вечер в форме бала рассматривается в настоящей программе как часть воспитательной системы школы и является формой культурной самореализации выпускников, родителей, учителей школы и педагогов дополнительного образования, а также результатом их совместной созидательной деятельности.
Выпускной бал-это не просто хорошо подготовленное мероприятие, это некая целостность – культура, разработанная система, которая предполагает свои цели и ценности, свои средства достижения результатов – отличные от существующих в современной культуре. Сама форма праздника – бала – отличается от проводимых в школах выпускных вечеров тем, что в центре внимания на празднике не только выпускники, но и в равной степени их родители, педагоги. Все участники бала – дамы и кавалеры, уже не ученики и учителя, не просто родители и дети, а самостоятельные личности, умеющие уважительно относиться друг к другу и культурно вести себя в обществе.
Программа «Культура выпускного бала» реализуется с 2011 года. Последние изменения внесены в соответствии с Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 01.03.2017 № 617-р «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга , находящихся в ведении Санкт-Петербурга».
Направленность программы – художественная
Уровень освоения программы - общекультурный
Актуальность
Дети школьного возраста вынуждены много времени проводить за учебниками, компьютерами, возникают интеллектуальные, эмоциональные перегрузки, которые отражаются на ухудшении их здоровья. А танцы положительно сказываются на здоровье. Уроки танцев помогают решать психологические проблемы, оказывают психотерапевтическое действие. Танцевальные занятия – это физическая нагрузка, которая необходима каждому человеку. Систематические танцевальные занятия дают лёгкую красивую походку, правильную осанку, которая остаётся на всю жизнь, развивают коммуникативные навыки, способствуют реализации творческих способностей детей.
Новизна
данной образовательной программы в том, что в отличии от многих уже существующих программ она является интегрированной, органично соединяющая искусство танца, организаторскую деятельность и культуру общения. Это практический образовательный курс, основанный на решении конкретных жизненных проблем в сфере культуры и образования, где обучение культуре общения осуществляется посредством танцевального искусства и который нацелен на созидание конкретного культурного продукта – Выпускного Бала.
Адресат программы:
Адресована мальчикам и девочкам 10-11 лет.
В этом возрасте продолжается процесс развития самосознания и личного самоопределения. Это время социальной адаптации молодых людей к культуре. Она предусматривает обучение девушек и юношей основам продуктивного общения и делает это средствами искусства, потому что искусство исторически наработало многообразие технологических приёмов и способов работы, в искусстве человек черпает духовную силу, у искусства учится изяществу, при помощи искусства человек обретает гармонию. Искусство продлевает жизнь человека за пределами физического существования, чтобы вновь стать источником духовных сил уже для новых поколений.
Программа представляет собой интегрированный курс, объединяющий в себе разные области знаний. Это – философия культуры, педагогика, этика, эстетика, искусство танца, музыка, дизайн и др. Такое построение программы отвечает запросам современной жизни и развивает в человеке его природную универсальность.
Программа состоит из трёх взаимопроникающих друг в друга блоков: «Культура общения», «Танцевальная школа», «Культура организации праздника».
Каждое занятие предполагает синтез музыкальной культуры, художественной, культуры общения и движения.
Цель:
Создание культурной среды, как условия развития самостоятельности личности, совершенствования культуры взаимоотношений девушек и юношей, в практике созидательной деятельности средствами танца, музыки и художественного творчества.
Задачи:
Образовательные:
- научить танцевать историко-бытовые танцы;
- познакомить с историей возникновения и развития историко-бытового, бального танца;
- научить основам бального танца;
- подготовить и провести Выпускной бал, включая все его составляющие;
- участие в школьных районных и городских балах.
Развивающие:
- способствовать развитию и реализации творческих способностей воспитанников;
- развивать навыки культурного общения и танцевального взаимодействия;
- развивать чувство стиля (понимание взаимосвязи танца, музыки, бального костюма, и оформление бального зала).
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения;
- создавать условия для равноправных, демократических отношений.
Условия реализации образовательной программы.
Срок реализации данной образовательной программы 1 год.
Группы для занятий танцами формируются по принципу добровольности. Обязательное условие – равное количество девушек и юношей, чтобы составить танцевальные пары. Составление пар важный психологический момент, который необходимо осуществлять с тактом и деликатностью.
Занятия проходят два раза в неделю по 2 часа.
В мае, июне занятия проходят в форме сводных репетиций.
Год обучения | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
I | 4 | 144 |
Формы и методы проведения занятий.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- Словесные методы обучения:
- беседа;
- обсуждение;
- урок-лекция;
- Наглядные методы обучения:
- показ видеоматериалов;
- показ, исполнение педагогами, учащимися4
- наблюдение;
- работа по образу.
- Практические методы обучения:
- уроки танцев;
- тренинг;
- сводные репетиции;
- участие в балах.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
- Групповая;
- индивидуальная;
- индивидуально-групповая;
- по звеньям.
Формы проведения занятий:
- Лекция;
- творческая мастерская;
- репетиция;
- концерт;
- открытое занятие;
- творческий лагерь;
- Бал
Формы отслеживания результатов:
- репетиция;
- беседа;
- контрольные занятия;
- Выпускной бал.
Планируемые результаты:
Результатами к образовательной программе «Культура выпускного бала» можно считать знания и социальный опыт, приобретённые учащимися в процессе подготовки и проведения бала.
Личностные: повышение уровня собственной культуры
Метапредметные:
- Формирование представлений о своих способностях, задатках, личностных особенностях.
- Развитие интереса у учащихся к русским традициям и культуре, бережное отношение к культурным ценностям.
Предметные:
- Усвоение и следование общепринятым культурным нормам.
- Приобщение к танцевальной, музыкальной культуре.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема. Наименование разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Комплектование групп | 4 | 4 | |
2. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
3. | Бал – как социокультурное явление. | 6 | 3 | 3 |
4. | Из истории бальной культуры | 8 | 8 | |
5. | Культура общения | 6 | 2 | 4 |
6 | Бал – синтез культур | 6 | 6 | |
7. | «Бал у императрице Марии Фёдоровны» | 16 | 4 | 12 |
8. | Разучивание историко-бытовых танцев | 24 | 4 | 20 |
9. | Разучивание современных бальных танцев | 30 | 6 | 24 |
10 | Танцевальные игры | 6 | 2 | 4 |
11 | Проектирование выпускного Бала | 36 | 10 | 26 |
ВСЕГО: | 144 | 51 | 93 |
3. Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.09 | 25.05 | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа |
4.Рабочая программа
Содержание программы
- Комплектование групп
- Вводное занятие, где учащимся рассказывается о целях и задачам всего курса. Правила техники безопасности.
- Тема: Бал - как социально-культурное явление.
Теория:
- Бал – праздник общения и сотворчества людей разных поколений.
- Этикет современного бала
- Практические занятия. Этикет современного Бала.
- Некоторые правила хорошего тона. Приглашение на Бал
- Тема: Из истории бальной культуры.
Теория:
- Зарождение балов.
- Зарождение бальной культуры в России. Петровские балы.
- Современная бальная культура.
- Балы во дворцах Санкт-Петербурга.
- Тема: Культура общения
Теория:
- Доброжелательность и приветливость в танцевальном общении.
Внимательное отношение друг к другу: умение видеть, слышать, понимать, сочувствовать. Умение договариваться.
Практика:
- Поиск приемлемых этикетных норм и нравственных ориентиров в отношениях «дама-кавалер» на примере Полонеза.
- Комплимент – проявление моральной и эмоциональной поддержки в общении на примере Полонеза.
- Тема: Бал-синтез культур
Теория:
- Язык танца - язык культуры. Роль историко-бытового танца в развитии танцевального искусства. Историко-бытовые танцы – отражение особенностей художественной культуры определённой эпохи и среды.
- Танец – синтез музыки и движения. Влияние музыки на создание танцев.
- Костюм – неотъемлемый элемент танца. Умение носить костюм.
Взаимосвязь внешнего вида танцующего и манеры исполнения танца. Язык веера
- Тема: «Бал у Марии Фёдоровны»
Теория:
- Елагиноостровские балы в СПб
Практика:
- Поездка в Елагиноостровский дворец на Бал
- Тема: Разучивание историко-бытовых и современных бальных танцев.
Теория:
- Знакомство с историко – бытовыми танцами.
- Современное видение бытовых бальных танцев.
Практика:
- историко-бытовые: менуэт, падеграс, полька, вальс-мазурка, мазурка, гросс-фатер, вальс -миньён.
- Тема: Разучивание современных бальных танцев
Практика:
- вальс, венский вальс, Танго, Фокстрот, Квикстеп.
- Тема: Танцевальные игры.
Теория:
- Каково назначение танцевальных игр на балу?
Практика:
- Разучивание танцевальных игр: «Вальс знакомств», «Убегающая шляпа», «Лишний кавалер», «Дама с цветком».
- Тема: Проектирование выпускного Бала
Теория:
- Индивидуально-групповые собеседования с учащимися и учителями 4-классов по принятию и развитию идеи Выпускного Бала
- Разработка эскизов приглашений на Бал
- Написание сценария Выпускного Бала
Проведение родительских собраний. Создание оргкомитета по подготовке бала
- Подготовка программки бала
- Подбор музыкального материала и фонограмм.
Практика:
- Культура общения с гостями на Балу
- Сводные репетиции
- Выпускной бал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Цель: программа предусматривает теоретические, практические задания с применением индивидуальной и групповой форм работы....
Программа дополнительного образования по начальной школе"ЛФК"
Программа для учителей физической культуры, которые ведут ЛФК....
Проблемы эффективного взаимодействия с родителями в рамках программ дополнительного образования в начальной школе
Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, соц...
Программа дополнительного образования в начальной школе "Арт-терапия"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАКружка «Арттерапия и нетрадиционные техники рисования»«ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»...
Программа дополнительного образования "Баскетбол-начальный этап"
Целесообразность настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать соде...
Общеобразовательная программа дополнительного образования для начальной школы изо-студии "Клякса"
Программа «Краски» для детей 7-11 лет составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1. Распоряжение №1676-р Критерии оценк...
Общеобразовательная программа дополнительного образования для начальной школы изо-студии "Клякса"
Программа «Краски» для детей 7-11 лет составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1. Распоряжение №1676-р Критерии оценк...