Реализация курса ОРКСЭ как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся
статья по теме
Воспитательный процесс в рамках комплексного курса ОРКСЭ направлен на знакомство учащихся с духовными традициями народа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizaciya_kursa_orkse.docx | 15.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Пинчук Татьяна Ивановна
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МКОУ Коченёвская средняя общеобразовательная школа №2
Новосибирская область
Реализация курса ОРКСЭ как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся
Воспитательный процесс в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на знакомство учащихся с духовными традициями народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также с основами светской этики. Все это преследует общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье.
В современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества. Содержание курса позволяет укреплять связи родителей со школой, влиять на взаимоотношение детей и родителей в семье посредством совместного выполнения домашних заданий, предусмотренных программой. Родителям предоставлена возможность обсуждать нравственные вопросы с опорой на те культурные особенности и традиции, которые дает их детям новый учебный курс и вызывает интерес в их семьях. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала с целью получения информации дети обращаются к членам своей семьи. Много интересного о прошлом они узнают не только у родителей, но и у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы, приобщают детей к истокам народного творчества, учат родному языку. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.
Обратимся к темам уроков (модуль «Основы светской этики»): «Мораль и культура», «Добродетели и пороки», «Справедливость», «Дружба», «Альтруизм и эгоизм», «Золотое правило нравственности», «Что значит быть моральным?», «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества». Сами темы говорят о высоком воспитательном значении. Высказывая своё отношение к предмету, одна из моих учениц написала так: «Эти уроки учат делать моральный выбор – выбор между добром и злом; помогают осознавать своё поведение и объясняют поступки других людей, а значит, учат тому, как сделать лучше свою жизнь и жизнь окружающих людей».
Приведу примеры выводов и открытий ребят на уроках ОРКСЭ: «Как, оказывается, важно уметь правильно слушать и понимать, тогда все по-другому»; «У каждого человека есть духовный мир!»; «Как трудно быть справедливым, но людям это нужно»; «Уроки меня учат, что надо выбирать свой путь в жизни»; «Личность всегда уникальна, всегда незаменима, ценна»; «Я понял, кто такой эгоист и постараюсь им не быть»..
Нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку закладываются именно на уроках ОРКСЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. Сказка о ледяном чуде города Новосибирска. 2. Проект "Курс ОРКСЭ как условие духовно-нравственного здоровья младших школьников". 3. Портфолио.
Для занятий по внеурочной деятельности была придумана сказка о ледяных фигурах, которые на Набережной города Новосибирска мастерят ежегодно к Новому Году. Проект "Курс ОРКСЭ как условие ста...
Реализация курса ОРКСЭ на основе духовно- нравственного воспитания обучающихся
Курс ОРКСЭ формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся. Он разделен на шесть независимых, но единых по целям и задачам модулей, им...
"Формирование универсальных учебных действий при изучении курса ОРКСЭ и дисциплин духовно- нравственной направленности".
Цель, задачи курса, формирование УУД....
Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов
Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов...
Реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального...
ОРКСЭ Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся...