Реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС
статья на тему
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК "Школа России", "Школа – 2100" с учетом опыта реализации воспитательной работы (гражданско-правового образования, патриотического воспитания, трудового воспитания, эстетического воспитания, спортивно-оздоровительного, основ проектной деятельности, взаимодействия с семьей) МБОУ СОШ № 86 им. Пескова Д.М.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: ДДТ Советского района, СДЮШОР, библиотека им. Ленина, музыкальная школа, зоопарк, ТЮЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duh-nravts_nachalka.docx | 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация программы духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК "Школа России", "Школа – 2100" с учетом опыта реализации воспитательной работы (гражданско-правового образования, патриотического воспитания, трудового воспитания, эстетического воспитания, спортивно-оздоровительного, основ проектной деятельности, взаимодействия с семьей) МБОУ СОШ № 86 им. Пескова Д.М.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: ДДТ Советского района, СДЮШОР, библиотека им. Ленина, музыкальная школа, зоопарк, ТЮЗ.
«Модель» выпускника начальной школы.
Выпускник начальной школы
- это ученик, который успешно овладел обязательным минимумом содержания образования, достиг уровня элементарной грамотности, а именно, знаний и учебных умений в области счета, письма, чтения и умения решать простейшие познавательные задачи; он готов, а главное, хочет учиться;
- это ученик, у которого есть потребность выполнять правила для обучающихся; он умеет различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдает порядок и дисциплину в школе и общественных местах;
- это ученик, у которого есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе;
- это ученик, который способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;
- это ученик, который стремится стать сильным, быстрым, ловким и закаленным
Цель и задачи
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся :
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
5) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
- в содержании и построении уроков;
- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности обучающихся;
- в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
- в личном примере ученикам.
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.
УМК «Школа России»
В содержание системы учебников «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Важнейшая задача российской школы – становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами.
Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Дети, обучающиеся по системе «Школа России» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.
Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребности к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
В-третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.
УМК «Школа 2100»
Средствами разных учебных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Учащиеся знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя гражданами великой страны.
Во всех учебниках «Школы 2100» обеспечивается поликультурность содержания образования. В каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.
Важное место в образовательных программах занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Календарь традиционных школьных дел и праздников
Время проведения | Тема мероприятия |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
( изготовление кормушек)
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
( изготовление открытки-поздравления женщинам –ветеранам);
|
Апрель |
|
Май |
|
Совместная деятельность школы, семьи и общественности
по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в следующих направлениях:
- Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год, классных часов, внеклассных мероприятий, родительских дней.
- Совершенствования межличностных отношений педагогов, обучающихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный осенний праздник "Осенины", праздник Букваря, праздник Новый год, театральные постановки к Дню учителя и Дню мамы, «Папа, мама, я» – спортивная семья, посещение музеев, театров, экскурсии и т.п.).
- Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Управляющего Совета школы, общешкольного родительского комитета активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов обучающихся, проведения совместных школьных акций в поселке Красные Ткачи.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Уровень сформированности духовно-нравственных ценностей и компетентностей также предполагается отслеживать следующими методами и приемами:
- наблюдение, демонстрирующее степень воздействия конкретной темы, проблемной ситуации, личности на класс в целом и на отдельного учащегося (сопереживание, внимание к рассказу или пассивное участие в нём, дисциплина на уроке или занятии). Данный метод целесообразно использовать в 1 классе.
- личное сочинение и собственные выводы к нему. Сочинение - это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своём отображении, высказать свое отношение к каким-то проблемам. К различным видам сочинений даются вопросы для подготовительной беседы. Основная задача этих вопросов - привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, определить отношение к тем фактам, которые составляют сюжет описания. Темы сочинений следует подбирать таким образом, чтобы раскрыть духовный мир учащегося, его интересы, проблемы, уровень воспитанности. Например: «Как нужно относиться к младшим (старшим)?», «Мои домашние питомцы», «За что я люблю своё село (свою школу)», «Мой самый любимый школьный праздник» т.д.
Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка, потому что при изложении своих мыслей он концентрирует их на объекте изучения, учится анализировать, формулировать свои идеи, делать выводы. Данный метод можно использовать с первого класса в форме мини-сочинений, а 2-4-ых классах - в форме описания и рассуждения.
Социологический опрос предполагается проводить среди учащихся 4-ых
классов. В его содержание необходимо включить проблемные вопросы. Например, такие, как: «Какие утраченные памятники культуры родного города вы бы хотели восстановить?» и т.п.
Результаты мониторинговых исследований, наблюдений, социологических опросов служат основой для составления портфолио младшего школьника («папки личных достижений») в целях определения результативности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Портфолио обеспечивает возможность рефлексии и аутентичной оценки уровня сформированности личностных компетенций, а главное, служит средством, позволяющим проектировать личностный рост ребенка, что является одним из ключевых принципов воспитания.
Выступление подготовила Хоменко Н.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ и ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ №6
Выступление на РМО...
Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...
Презентация "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального обшего образования"
Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание нравственных качеств личности. На базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана Программа духовно-нравственног...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования ,направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие с...
Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях введения ФГОС ...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель программы: Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, ...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Данная программа содержит 6 разделов и приложение, в котором помещены методики для диагностики и исследования нравственной сферы школьника....