1. Сказка о ледяном чуде города Новосибирска. 2. Проект "Курс ОРКСЭ как условие духовно-нравственного здоровья младших школьников". 3. Портфолио.
материал по теме
Для занятий по внеурочной деятельности была придумана сказка о ледяных фигурах, которые на Набережной города Новосибирска мастерят ежегодно к Новому Году.
Проект "Курс ОРКСЭ как условие становления духовно-нравственного здоровья младших школьников"
Авторы проекта Афонасова Ольга Владимировна, Кравец Татьяна Николаевназнакомят читателей с тем, что в МБОУ гимназии №13 созданы условия для развития личности ребенка - это процесс создания системы отношений, помогающей ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. И реализовать эти компоненты можно только в тесном единстве. Изучение курса ОРКСЭ способствует формированию у детей социальной и гражданской зрелости. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.
В документе представлено мое личное портфолио за 2011-2013 учебный год.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сказка о ледяном чуде Новосибирска
Афонасова Ольга Владимировна,
Кравец Татьяна Николаевна
В некотором царстве, в Российском государстве, в Сибирской земле жила красавица Сибирёна. В самые лютые морозы согревала она жителей Сибири своей доброй улыбкой. А главным богатством Сибирёны была ее волшебная коса. Бывало, налетит злая Стужа на город или деревню и морозит людей, животных и птиц.
Сибирёна распустит свою косу, и дарит людям и животным свои волшебные волоски, которые быстро дают тепло и греют города и деревни. Все сибиряки любили Сибирёну. Ведь в самые трудные и холодные минуты всем было тепло и уютно. Позавидовали ей холодные сёстры Метель, Вьюга, да Пурга. Решили они погубить красавицу. Говорит Метель сестрам:
- Я, старшая сестра, я самая сильная и могучая. Только я могу одолеть Сибирёну. Тогда Темнота, Страх и Холод будут вечно летать над сибирской землёй. Подкралась ночью Метель к Сибирёне спящей, хотела отрезать волшебную косу. Только дотронулась до косы, как ее рука стала быстро таять. Испугалась Метель, что останется без руки и улетела, засыпая города и сёла своим колючим снегом.
Говорит тогда сестра Вьюга:
- Я, средняя сестра, я самая сообразительная и ловкая. Только я могу одолеть Сибирёну. Только я могу помочь Темноте, Страху и Холоду вечно летать над сибирской землёй. Превратилась Вьюга в огромную горку, и стала ждать Сибирёну. А тут Сибирёна и дети вышли гулять на улицу. Увидели дети горку – и, ну, кататься на ней на санках, на лыжах. Терпела, терпела Вьюга санки и лыжи, не вытерпела, улетела домой.
Говорит младшая сестра Пурга:
- Я, младшая сестра, я самая хитрая и умная. Только я могу одолеть Сибирёну. Я помогу Темноте, Страху и Холоду вечно летать над сибирской землей. Позвала Пурга колючие холодные снежинки, приказала спутать Сибирёнины волосы. Да не тут-то было. Прилетели снегири, синицы, воробьи, голуби, расправили свои крылья, закрыли Сибирёну. Вернулась Пурга домой ни с чем.
Позвали сестры на помощь своего грозного брата Бурана. Налетел Буран на город, в котором жила Сибирёна, увидел ее, накинул на косу черную сеть и превратились волшебные волоски в ледяные сосульки. А сама Сибирёна стала невидимой.
Каждый год, в декабре месяце, появляется Сибирёна на набережной города Новосибирска. Никто ее не может увидеть. Но когда выпадают ее ледяные волоски из волшебной косы то сразу превращаются в ледяных зверюшек, дракончиков, волшебных человечков. Становятся ледяными беседки и горки, крепости.
С тех пор каждый год жители города Новосибирска любуются ледяными фигурками. А дети катаются с горки и радуются зимним забавам.
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Курс ОРКСЭ как условие становления духовно-нравственного здоровья младших школьников.»
№ п\п | Ф. И. О., должность, категория | Тема работы | ОУ | Контактный телефон |
1. | Афонасова Ольга Владимировна, учитель начальных классов второй квалификационной категории. | Курс ОРКСЭ как условие становления духовно-нравственного здоровья младших школьников. | МБОУ гимназия № 13 | 2112516 8-9139254537 2248377 |
3. | Кравец Татьяна Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории. | Курс ОРКСЭ как условие становления духовно-нравственного здоровья младших школьников. | МБОУ гимназия № 13 | 3011108 8-9232513650 2248377 |
Исполнители проекта | Афонасова Ольга Владимировна, Кравец Татьяна Николаевна, учителя начальных классов МБОУ гимназии № 13 города Новосибирска |
Цель проекта | Разработать и внедрить систему работы по теме: «Курс ОРКСЭ как условие становления духовно-нравственного здоровья младших школьников». |
Задачи проекта |
|
Почему и кому нужен проект? | Учителям, родителям (законным представителям) и обучающимся. Участие детей носит добровольный характер, определяется их интересами. Проект предполагает большую вариативность форм занятий, интерактивных технологий и свободу учителя в их выборе. Также проект предполагает совершенствование условий и организации духовно-нравственного воспитания младших школьников, взаимодействия родителей, учителей и учащихся. Социальным партнерам: проект позволяет совершенствовать условия социального партнерства, разрабатывать культурные маршруты с местными музеями, библиотеками. Новизна проекта заключается в создании целостной модели становления духовно-нравственного здоровья младших школьников в гимназии. |
Сроки и этапы реализации | Диагностико-прогностический этап и проектировочный этап (2009-2010) учебный год Организационно-практический этап (2009-2010, 2010-2011, 2011-2012 учебный год) Обобщающий этап (2012-2013 учебный год). |
Финансирование проекта | Финансирование за счет благотворительных взносов физических и юридических лиц, целевых средств, грантодателей. |
Описание учреждения
Миссия педагогического коллектива МБОУ гимназии № 13 направлена на создание условий осуществления целенаправленной социализации личности, введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности, на саморазвитие каждого ребенка и его духовно-нравственное здоровье.
Основными направлениями инновационной деятельности начальной школы (прогимназические классы) являются:
- гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса;
- развитие творческих способностей младших школьников;
- эколого-краеведческое образование;
- толерантное воспитание обучающихся;
- работа с одаренными детьми;
- патриотическое воспитание через организацию краеведческой работы.
В начальной школе открыты три экспериментальные площадки:
1. «Создание педагогической системы патриотического воспитания учащихся через организацию краеведческой работы в условиях начальной школы» (областная)
2. «Преемственность между дошкольным и начальным образованием» (городская)
3. «Психолого-педагогические условия воспитания толерантности как основы социальной компетентности выпускника гимназии № 13» (городская)
В формате инновационной деятельности ведется работа над созданием учебного пособия для обучающихся 1-х классов «Здравствуй, Новосибирск!» (городской проект).
Учебная, воспитательная и методическая работа по организации духовно-нравственного воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов. На первой ступени школы (начальное общее образование) согласно федеральным стандартам второго поколения закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
В МБОУ гимназии № 13 задачи апробации курса решаются последовательно. Внедряются интерактивные технологии, проектно-исследовательское и проблемное обучение, формы и способы взаимодействия с родителями. Нам важно с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и их родителями жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи. А самое главное разработать и внедрить систему работы по теме: «Курс ОРКСЭ как условие становления духовно-нравственного здоровья младших школьников».
Постановка проблемы
Только внутренняя, духовная, животворящая сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья. К. Д. Ушинский |
Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный стандарт начального общего образования раскрывает содержание приведенного в Законе «Об образовании» понятия «духовно-нравственное развитие обучающегося». Оно понимается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству.
Создание в гимназии пространства духовно-нравственного здоровья – сложный управленческий и технологический процесс.
Важной стороной организации духовно-нравственного воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную. Воспитание и социализация должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную. Они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни.
Преподавание курса ОРКСЭ носит пропедевтический, культурологический характер. Курс ОРКСЭ важнейший компонент становления духовно-нравственного здоровья младших школьников. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций средствами интерактивных технологий, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Технологии предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Таким образом, это есть здоровьесберегающая педагогическая деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.
Организация социально- педагогических условий обучения в гимназии учитывает преемственность психологовозрастных особенностей учащихся и взаимодействие Взрослый-ребенок:
Таким образом, создание в МБОУ гимназии №13 условий для развития личности ребенка - это процесс создания системы отношений, помогающей ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. И реализовать эти компоненты можно только в тесном единстве. Изучение курса ОРКСЭ способствует формированию у детей социальной и гражданской зрелости. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.
Цель и задачи проекта:
Цель проекта: Разработать и внедрить систему работы по теме: «Курс ОРКСЭ как условие становления духовно-нравственного здоровья младших школьников».
Задачи проекта:
- Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике.
- Разработать модель и систему работы, способствующую становлению духовно-нравственного здоровья младших школьников.
- Разработать условия повышения эффективности становления духовно-нравственного здоровья младших школьников.
- Расширить возможности духовно-нравственного воспитания в условиях обновления содержания средствами курса ОРКСЭ и внедрения интерактивных технологий.
- Внедрять ИКТ как условие общественно-полезной социальной и культурной практики - создание журнала «Я живу в России».
- Создать систему мониторинга духовно-нравственного здоровья младших школьников.
Методы реализации проекта
Эмпирические:
- анализ литературы по теме;
- изучение передового педагогического опыта по теме;
- изучение массовой практики образования;
- изучение документов системы образования.
Социолого-педагогические:
- социологические методы-опросы, беседы, интервьюирование;
- целенаправленное наблюдение за учебным процессом;
- изучение опыта преподавателей;
- анкетирование детей, родителей, педагогов;
- обработка данных и анализ полученных результатов;
- изучение и обобщение опыта.
Теоретические:
- анализ понятийно-терминологической системы;
- мыслительные процессы;
- прогнозирование, проектирование моделирование.
Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта | Задачи | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Подготовительный | Организационное, научное и методическое обеспечение начала опытно-экспериментальной работы | Разработка научно-обоснованной программы; формирование группы педагогов-единомышленников; ознакомление с программой родителей и детей. | 2009-2010 г. |
Практический | Выявление и апробация условий эффективного функционирования модели и системы | Изучение динамики эффективного функционирования модели и системы начальной школы по духовно-нравственному здоровью учащихся. Создание единого воспитательного пространства школы. | 2009-2011 г. |
Обобщающий | Внедрение в практику работы апробированных условий, анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы. | Обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы и модели в соответствии с результатами. Обобщение результатов, создание ресурсного центра по реализации программы духовно-нравственного воспитания в условиях начальной школы. | 2011-2012 г. |
Реализация проекта
Реализация проекта была начата в 2009-2010учебном году.
Проведенные мероприятия в 2009-2010учебном году:
1. Телерепортаж телекомпании ОТС по теме «Курс ОМРК и СЭ» 23.03.2010г.
2. Репортаж телекомпании РБК по теме: «Воспитание культуры толерантности
в гимназии №13» 7 декабря 2009г. Участники: директорМБОУ гимназии №13 Денисова С.А., учитель начальных классов Бобинова С.В.
3. Интеллектуальная игра для обучающихся 4-х классов «Священные сооружения», апрель 2010 г.
4. Региональный семинар «промежуточные результаты апробации курса ОРКСЭ в Новосибирской области: первые итоги и перспективы» Денисова с . А.
5. Статьи в сборнике НИПКиПРО Всероссийской научно-практической конференции «Здоровьсберегающие технологии в образовании».
статья «Курс ОМРК и СЭ как условие сохранения духовно-нравственного здоровья». Кравец Т. Н.
статья: «Духовно-нравственное здоровье в национально-культурном опыте» Бобинова С. В.
6. Выступление: «Курс ОМРК и СЭ как условие сохранения духовно-нравственного здоровья». Кравец Т. Н.
Выступление: «Духовно-нравственное здоровье в национально-культурном опыте» Бобинова С. В.
План мероприятий по реализации проекта
в 2010-2012 учебном году 4 - 5 классы:
1. Организация семинаров и конкурсов.
Будут организованы следующие семинары:
- Городской семинар «Курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики»: проблемы и пути их решения». Декабрь 2010 г.
- Областной семинар «Особенности преподавания курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Март 2011г.
- Районный семинар «Особенности преподавания курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Январь 2011г.
2.Издания.
В ходе проекта будут изданы:
- Учебно-методическое пособие «Курс ОРКСЭ как условие становления духовно-нравственного здоровья младших школьников».
- Информационные рубрики в школьных газетах «Тринашка» и «Бригантина» по данной теме.
- Журнал «Я живу в России» 2010-2012 г. (8 номеров).
- Маршрутная карта экскурсий по теме ОРКСЭ.
- Опыт работы будет напечатан в городской электронной газете «Интерактивное образование» 2011 г.
- Методическая разработка: Портфолио учителя и учащегося в курсе ОРКСЭ.
3. Съемка фильма:
Мультипликационные фильмы, видеоклипы по теме: «Курс ОРКСЭ как условие становления духовно-нравственного здоровья младших школьников»
4. Проведение мониторинга.
- Проведение мониторинга и социологического исследования по теме проекта и доведение его результатов до педагогической общественности.
Ожидаемые конечные результаты проекта
- Создана целостная модель становления духовно-нравственного здоровья младших школьников в гимназии.
- Разработана модель и система работы, способствующую становлению духовно-нравственного здоровья младших школьников.
- Разработаны условия повышения эффективности становления духовно-нравственного здоровья младших школьников.
- Расширены возможности духовно-нравственного воспитания в условиях обновления содержания средствами курса ОРКСЭ и внедрения интерактивных технологий.
- Созданы условия для использования ИКТ как условия общественно-полезной социальной и культурной практики- создание газеты «Я живу в России».
- Создана система мониторинга духовно-нравственного здоровья младших школьников.
- Разработаны методических рекомендаций для учителей по организации духовно-нравственной работы с младшими школьниками.
- Повышение уровня профессиональной компетентности учителей по проблеме проекта.
- Создание системы научно-методического, информационного обеспечения работы по курсу ОРКСЭ.
Критерии | Средства оценивания |
1.Наличие информационно-методических материалов, обеспечивающих внедрение и реализацию курса ОРКСЭ | Информационно-методический банк |
3.Уровень сформированности общественно-полезной социальной и культурной практики в системе воспитательной работы гимназии. 4.Уровень сформированности духовно-нравственного здоровья школьников выпускника начальных классов | Тесты внешней оценки уровня сформированности социальной компетенции (И.С.Фишман) |
5. Значимость опыта работы школы по данной проблеме среди профессионального педагогического сообщества | Количество откликов на школьном сайте. Количество проведенных семинаров. |
6.Качество психолого-педагогических условий для духовно-нравственного воспитания младших школьников. | Сравнительный анализ классного педагогического коллектива до и после проведения проектной деятельности |
Прогноз возможных негативных последствий и способов их устранения
№ п/п | Негативные последствия | Способы предупреждения и устранения |
1. | Неприятие вводимых инноваций субъектами образовательной политики в силу отсутствия мотивации. | Формирование мотивации через стимулирование и повышение профессиональной компетенции учителей. |
Оценка качества реализации проекта
Социально-образовательный проект поможет в создании оптимальных условий для обеспечения повышения эффективности занятий по духовно-нравственному здоровью детей. Вовлечение наибольшего числа обучающихся в изучение курса, создание информационного, организационного и программно-методического обеспечения по вопросам духовно-нравственного воспитания и обучения учеников.
Этапы решения проблем, обозначенных в проекте:
- Повышение уровня обеспеченности обучающихся учебными пособиями, наглядными пособиями, оборудованием.
- Систематический и непрерывный характер обучения, принципы его организации: гуманизации и интеграции, а также методическая система нравственного образования.
- Реализация проекта позволит уделять внимание общественно-полезной социальной и культурной практики как практическим работам, позволяющим решать духовно-нравственные задачи воспитания.
- Реализация проекта позволит провести необходимую информационно-образовательную работу по формированию привлекательного имиджа культуры.
- В рамках реализации проекта будет создана система мониторинга.
- Страница школьного сайта по данной проблеме.
Ресурсы: (бюджет проекта)
Для организации работы по формированию и становлению духовно-нравственного здоровья гимназистов в гимназии должна быть создана необходимая материальная база воспитательно-образовательного пространства. С этой целью необходимо:
Оборудовать кабинет «Основы мировых религиозных культур и светской этики», в котором проводятся занятия.
1. Оборудование кабинета составляют:
- наборы фильмов, плакатов по системе воспитания духовно-нравственного здоровья средствами курса ОРКСЭ;
- комплекты раздаточных материалов;
- ноутбук с программным обеспечением по духовно-нравственному воспитанию;
- телевизор, DVD-плеер, mp 3 -магнитофон;
мультимедиа проектор.
2. Приобрести оргтехнику, необходимую для выпуска газеты: «Я живу в России».
3. Приобрести программное обеспечение мониторинга духовно-нравственного развития гимназистов.
Дальнейшее развитие проекта:
Реализация проекта позволит создать в гимназии:
- пространство духовно-нравственного здоровья обучающихся гимназии;
- совершенствовать обновление содержания, гуманистическую и духовно-нравственную направленность обучения и воспитания;
- расширить возможности внедрения курса в воспитательном пространстве гимназии на всех ступенях образования;
- обеспечить внедрение интерактивных технологий обучения и ИКТ.
Практическая значимость результатов.
Проект уже реализуется в условиях апробации. Результатом является создание условий и здоровьесберегающего пространства для самореализации младших школьников, информационные листки, журнал «Я живу в России»; проекты и презентации обучающихся по темам курса.
Развитие навыков исследовательской деятельности средствами интерактивных технологий.
- Внедрение ИКТ на уровне начального общего образования.
Кроме того, должны быть созданы условия для реализации аксиологического компонента здоровьесберегающих технологий проявляющийся в осознании учащимися:
- высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности;
- формированием мировоззрения, внутренних убеждений обучающихся, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста;
- познанием законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром;
формированием ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.
ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Родитель
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ
Родитель, Учитель -
Значимый другой
ЗОНА СВОБОДНОГО РАЗВИТИЯ
Общество.
Социокультурное творчество –
Самостоятельное, продуктивное творчество.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС
Учителя начального звена нашей гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
Духовно-нравственное становление личности младших школьников
формирование патриотизма через знакомство с народным фольклором, народными традициями, обычаями, приобщение детей к истокам русского народного творчества, воспитание любви к родному краю на основе эле...
Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника на краеведческом материале
Из опыта работы учителя начальных классов...
«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"
В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовном...