Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов
учебно-методическое пособие по окружающему миру на тему
Программа курса внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_druzya_prirody.docx | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Каслинская средняя общеобразовательная школа №27»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Каслинская средняя
общеобразовательная школа №27»
_____________ А. П. Мельникова
«____» ___________ 2012 г.
«Друзья природы»
Программа курса внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов
Автор:
Дунаева Светлана Александровна
учитель начальных классов
МОУ «Каслинская СОШ №27»
Касли, 2012
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Каслинская средняя общеобразовательная школа №27»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Каслинская средняя
общеобразовательная школа №27»
_____________ А. П. Мельникова
«____» ___________ 2013 г.
«Друзья природы»
Программа курса внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов
Автор:
Дунаева Светлана Александровна
учитель начальных классов
МОУ «Каслинская СОШ №27»
Касли, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………..3
2. Учебно-тематический план…………………………………………………..27
3. Содержание изучаемого курса ………………………………………………20
4. Мониторинг определения планируемых результатов………………………13
5. Список литературы…………………………………………………………...38
6. Приложения ……………………………………………………………………
Пояснительная записка
Программа «Друзья природы» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Целью непрерывного школьного экологического образования и воспитания определяется формирование у учащихся экологической культуры, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу планеты.
Учитывая специфику экологического образовательного и воспитательного (учебно-воспитательного) процесса в начальной школе как влияния, прежде всего, на духовную сферу личности, ценностно-деятельный компонент её структуры, в качестве интегративного критерия экологической воспитанности младшего школьника выступает нравственно-экологическая позиция, представляющая собой совокупность экологически значимых ценностно-нормативных установок, эмоциональных, поведенческих реакций и характера взаимодействия ребёнка с окружающем миром.
В течение нескольких десятилетий в сфере экологического образования младших школьников на первый план выдвигалось формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления в рамках неформатированного образования учащихся.
В дальнейшем экологическое образование определялось многими исследователями как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование не только системы знаний и умений, ценностных ориентаций, но и формирование нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социо-природной среды.
В настоящее время главной ценностью экологического образования как составной части естественнонаучного становится развитие личности через приобщение к мировой экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья.
В этих условиях возникает проблема выбора той или иной стратегии совершенствования эколого-образовательной деятельности. В этой ситуации, как никогда, нужны в образовательной практике не только адаптированные к школьной практике экологические технологии и методики, но и требуется создание новых, более адекватных, соответствующих реальному состоянию экологических проблем.
В развивающейся системе непрерывного экологического образования всё более весомую роль стала играть начальная школа. Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. Кроме того, организм ребёнка младшего школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную почву для становления и развития у него основ экологической культуры, чему способствуют природные предпосылки: познавательная направленность на изучение окружающего мира, в первую очередь, природного, а так же активное усвоение общечеловеческих ценностей и нормативов поведения.
Отправной точкой в этом процессе должна явиться цель экологического образования применительно к данной возрастной категории детей. Конкретизацию общей цели на начальном этапе обучения можно выразить следующими целевыми установками:
- воспитание у детей ценностных ориентаций в их отношениях с окружающей средой;
- становление и развитие у детей целостного мировосприятия;
- активное присвоение детьми нравственных норм, запретов и предписаний в отношениях между природой и обществом;
- формирование у детей начального опыта защиты природной среды и культуры здорового образа жизни.
В реализации этих целевых установок первостепенную роль играет экологизированное содержание учебного и дополнительного (внеклассного) образования.
Этапы реализации программы:
Класс | Название этапа | Цель | Задачи |
1 | Я и мир | Знакомство с окружающим миром, осознание себя в мире: где мы живём, и что нас окружает | 1.Познакомить с правилами поведения в природе. 2.Научить задавать вопросы и отвечать на них, находя простейшие экологические связи. |
2 | Как устроен этот мир | Раскрыть взаимосвязи в природе, роль природы в жизни людей, дать понятие бережного отношения к окружающей природе. | 1.Познакомиться с Красной книгой России и Красной книгой Челябинской области; 2. Повторять, узнавать и выполнять правила экологического поведения в природе; 3. Учиться вести наблюдения в природе; 4. Развивать готовность к практической природоохранной деятельности. |
3 | Земля наш общий дом | Формировать понятие, что Земля – наш дом: бережём дом – бережём здоровье; развивать экологическое мышление, восприятие у младших школьников. | 1. Познакомить учащихся с разнообразием природы и её классификацией. 2. Рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека. 3. Знать и выполнять основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. 4. Обучение правилам личной экологической безопасности. |
4 | Школа юного эколога | Формировать понятие об экологии как науке и её роли в сохранении нашего природного дома. |
Программа формирует универсальные учебные действия
Личностные:
У учеников будут формироваться:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание этнической принадлежности
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей
- Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения
- Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение
- Установка на здоровый образ жизни
Ученики получат возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
- установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках
Познавательные:
Ученики будут учиться:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
- устанавливать причинно-следственные связи
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов
- Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям
- Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
Ученики получат возможность научиться:
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций
Коммуникативные:
Ученики будут учиться:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
- формулировать собственное мнение
- Задавать вопросы
Ученики получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
Программа «Друзья природы» разработана на 4 года обучения. Внеурочные занятия проводятся по 1 часу в неделю и разделены на 4 блока.
Планируемые результаты
Планируется достижение трех уровней результатов:
В 1 классе планируется достижение первого уровня результатов – приобретение школьником социальных знаний об экологии, о принятых в обществе нормах отношения к природе; овладение способами самопознания, рефлексии.
Во 2-3 классе планируется достижение второго уровня результатов – развитие ценностных ориентаций, формирование нравственно – этических и эстетических отношений.
В 4 классе планируется достижение третьего уровня результатов – приобретение опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления по проблемным вопросам, опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, опыт охраны памятников природы.
Класс, название этапа | Предполагаемый результат |
1 класс
«Я и мир» | -знать и понимать правила поведения в окружающей природе; - использовать знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями и животными, для безопасного поведения в природе; - использовать знания и умения для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил экологического поведения в природе и участия в ее охране. |
2 класс «Как устроен этот мир» |
- использовать знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил экологического поведения в природе и участия в ее охране. |
3 класс «Земля наш общий дом» | -знать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); - понимать основы экологической безопасности; - уметь объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; - выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; - выполнять посильную работу по охране природы; - воспитание доброго, терпимого, ответственного человека |
4 класс «Школа юного эколога» |
Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие учебные пособия: 1.) Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещений, 2012
2)Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 2012
3)Плешаков А.А. Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.:, 2012
1 класс
«Я и мир вокруг меня»
Основное содержание: знакомство с окружающим миром, осознание себя в мире. Где мы живём и что нас окружает.
1. Мой город.
2. Моя школа.
3. Школьный двор.
4. Мой класс.
5. Живой уголок.
6. Комнатные растения.
7. Мой двор.
8. Поговорим о шуме.
9. Транспорт.
10. Моя квартира.
11. Моя кухня.
12. Моя комната.
13. Первый снег.
14. У природы нет плохой погоды.
15. Праздник - радость в моем доме.
16. Покормите птиц зимой.
17. Изготовление кормушек.
18. Что называется природой.
19. Вода вокруг нас.
20. Волшебник-невидимка (воздух).
21. Откуда берется ветер?
22. Домики для животных.
23. Мои друзья.
24. Наше Солнце.
25. Природа просыпается.
26. Весенние краски и звуки.
27. Помоги.
28. Я люблю. Я берегу.
29. В гостях у зеленого друга (экскурсия).
30. Зеленая аптека.
31. Не забудь сказать спасибо.
32. Экологический праздник.
33. Что запомнилось за прошедший год.
2 класс
«Как устроен этот мир»
Основное содержание: раскрыть взаимосвязи в природе, роль природы в жизни людей. Дать понятие бережного отношения к окружающей природе.
1. Город.
2. Когда люди научились строить дома.
3. Города на Руси.
4. Строительные материалы.
5. Мы и наш микрорайон.
6. Транспорт. Автомобильные шины.
7. Изучаем живую и неживую природу.
8. Этажи леса.
9. Деревья родного края.
10. Откуда берется дождь и снег?
11. Кто и как приготовился к зиме.
12. Все животные важны, все животные нужны.
13. Бездомные животные.
14. Вода зимой.
15. Письма на снегу.
16. Кормление птиц.
17. Бытовые отходы.
18. Бумага. Откуда пришли книги.
19. Пластмасса. Стекло.
20. Металлы.
21. Одежда. Обувь.
22. Для чего мы едим?
23. Воздух.
24. Что такое пыль? Что такое дым?
25. Здравствуй, солнце
26. Строение земли.
27. Сокровища под ногами. Почва.
28. Зеленые насаждения.
29. Травы.
30. Деревья.
31. Охрана окружающей среды.
32. Выставка «Подходы к отходам».
33. Экологический праздник.
34. Подумаем о будущем. Подведение итогов за год.
3 класс
«Земля – наш общий дом»
Основное содержание: дать понятие экологии, развивать экологическое мышление, восприятие у младших школьников.
1. Что такое экология?
2. Живая и неживая природа.
3. Живая и неживая природа. Проблемы Природного дома.
4. Воздух.
5. Воздух и его охрана.
6. Вода и жизнь.
7. Как охранять воду от загрязнения.
8. Твердые тела природы.
9. Растения Природного дома.
10. В гостях у зеленого друга.
11. Растения под нашей защитой.
12. Животные Природного дома.
13. Всё живое надо беречь. (Приложение)
14. О чем поют птицы?
15. Среда обитания.
16. Если посмотреть на природу взглядом врача.
17. Организм человека.
18. Экология души.
19. Человек в окружающем мире.
20. Как нужно жить в Природном доме.
21. Экология больших городов.
22. Обновление природы.
23. Человек на планете Земля.
24. Мы учимся у природы.
25. Мы помогаем природе.
26. Путешествие в мир красоты.
27. Невидимая сеть и невидимая пирамида.
28. Берегите почву.
29. Использование и охрана полезных ископаемых.
30. Как работает наш организм.
31. Питание и здоровье.
32. Мы юные защитники природы.
33. Экологический праздник.
34. Не уставайте удивляться. Итоги пройденного.
4 класс
«Школа юного эколога»
Основное содержание: исследовательская и проектная деятельность младших школьников.
1. Введение. Что такое экология?
2. Природа - наш дом.
3. Природа ищет защиты.
4. Растения под нашей защитой.
5. Зеленая аптека, если смотреть на природу глазами врача.
6. О чем поют птицы?
7. Нелюбимые животные, или Беседа о том, как нельзя относиться к братьям нашим меньшим.
8. Экосистема - экологические связи в природе.
9. Взаимосвязь организма и среды центральное понятие биоэкологии.
10. Мы учимся у природы.
11. Земля - наш общий дом.
12. Путешествие в мир красоты.
13. Твердые тела природы.
14. Среда обитания.
15. Экология больших городов.
16. Изучаем способы охраны природы.
17. Солнце как источник тепла и света для живых существ.
18. Роль света в жизни животных.
19. Светолюбивые и теневыносливые растения.
20. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни животных и растений.
21. Вода и жизнь.
22. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.
23. Экологическая пирамида.
24. Значение экологических пирамид для охраны природы.
25. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой.
26. Влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека.
27. Что мы едим.
28. Питание и индивидуальное здоровье.
29. Питательные вещества и их значение для роста и развития организма.
30. Заповеди юных экологов.
31. Экологические катастрофы.
32. Экологические прогнозы.
33. Экологический праздник.
34. Подведение итогов.
Литература.
При составлении программы использованы методические пособия:
1. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010);
2. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2010);
3. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа» (Е.С.Савинов. – М.: Прсвещение, 2010);
4. «Планируемые результаты начального общего образования» (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М.: Просвещение, 2010);
Литература.
При составлении программы использованы методические пособия:
1. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010);
2. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2010);
3. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа» (Е.С.Савинов. – М.: Прсвещение, 2010);
4. «Планируемые результаты начального общего образования» (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М.: Просвещение, 2010);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс
Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Школа Докторов» для обучающихся 4 класса.
В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обуч...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» для обучающихся 1-4 классов
Содержание курса предназначено для расширения и углубления знаний младших школьников по физической географии материков и океанов через призму страноведческого характера (ознакомление с историей, полит...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Шахматная школа" для обучающихся 1-4 классов
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Орлята России» для обучающихся 1-4 классов
Программа внеурочной деятельности «Орлята России» составлена в соответствии с Примерной рабочей программой учебного курса «Орлята России» / авторы-составители Волкова Н.А., Кит...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 1-4 классов
Целями изучения курса « Финансовая грамотность» выступают:• развитие основ экономического образа мышления;• воспитание ответственного и ...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральныхгосударственных образовательных стандартов начального общего образования, федеральной образовательной программы начального общего...