"Формирование универсальных учебных действий при изучении курса ОРКСЭ и дисциплин духовно- нравственной направленности".
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Соловьева Ирина Владимировна

Цель, задачи курса, формирование УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon formirovanie_uud_na_urokakh_orkse.ppt2.66 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Формирование универсальных учебных действий при изучении ОРКСЭ и внеурочной деятельности духовно- нравственной направленности.« МБОУ НОШ г. Покров 2014 г. Руководитель ШМО МБОУ НОШ г. Покров, учитель высшей квалификационной категории Соловьева И. В.

Слайд 2

ОРКСЭ Курс культурологический («культуроведческий»), т. е. светский, а не вероучительный. Модули — варианты курса ОРКСЭ для добровольного выбора: 5 религиоведческих (ОПК, ОИслК, ОИудК, ОБК, ОМРК) 1 философский, не связанный с религией (ОСЭ)

Слайд 3

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи: 1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; 2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; 4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Слайд 4

лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; Универсальный характер УУД

Слайд 5

Виды УУД

Слайд 6

внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка. Личностные УУД

Слайд 7

Личностные УУД - самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями художественных текстов посредством эмоционально-действенной идентификации; - смыслообразование через ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; - формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с культурными и религиозными традициями России и переживания эмоциональной сопричастности достижениям ее граждан; - формирование эстетических ценностей на основе эстетических критериев; - формирование действия нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей произведений; - эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание курса; умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока; - умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать.

Слайд 8

целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Регулятивные УУД

Слайд 9

Регулятивные УУД - определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; - самостоятельное формулирование темы и цели урока; - овладение навыком работы по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану; - составление плана решения действий на уроке; - умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия; - корректирование своей деятельности; - в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Слайд 10

Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем

Слайд 11

Выделение познавательной цели Структурирование знаний Поиск информации Выбор способов решения задач Контроль и оценка процесса Смысловое чтение Речевое развитие Решение проблем знаково-символические действия Общеучебные универсальные действия моделирование преобразование модели

Слайд 12

формулирование проблемы самостоятельное создание способов решения проблем Постановка и решение проблем

Слайд 13

Познавательные УУД - ориентирование в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре; - нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях; - умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной (система взглядов, мыслей, чувств автора); - владение и использование разных видов чтения : изучающего, ознакомительного, просмотрового, поискового; - извлечение информации , представленной в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст, иллюстрация, таблица, схема); - переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, пересказ, иллюстрирование, переконструирование , таблица, схема и др.); - использование словарей, справочников; - осуществление анализа объекта с выделением существенных и несущественных признаков. - прогнозирование содержания урока по его названию и с опорой на предыдущий опыт - установление причинно-следственных связей. - осуществление синтеза (составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов) для понимания смысла и целостного восприятия текста; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. - сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по теме; - подведение под понятия, выведение следствий. - построение логической цепи рассуждения. - выдвижение гипотез , их обоснование. - доказательство . - постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Слайд 14

УУД 5 2 4 3 1 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД

Слайд 15

Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -овладение умением работать в паре, группе ; -умение выполнять различные роли (лидера, исполнителя); -умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми; - оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации; -восприятие и понимание речи других; - адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; -владение монологической и диалогической формами речи; -развитие умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины исторических событий и поступков реальных людей и литературных персонажей; -развитие умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя -коммуникативно оправданное высказывание и обоснование своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета; -умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения.

Слайд 17

Примеры из программного материала Моделировать объекты культурного наследия… Группировать слова по смыслу… Оценивать уместность употребления высказываний… Трансформировать текст… Обосновывать целесообразность выбора языковых средств … Характеризовать текст… Конструировать монологическое высказывание… Сравнивать художественный и научно – популярный тексты…

Слайд 18

Примеры из программного материала Моделировать ситуации, иллюстрирующие человеческие действие… Прогнозировать результат поведения человека… Объяснять (обосновывать ) Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. Исследовать связи жизнедеятельности поколений Группировать (классифицировать) объекты по отличительным признакам… Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий. Характеризовать поступки людей

Слайд 19

Проблемы, возникающие при безотменочной системе Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности?

Слайд 21

Оценка на уроках ОРКСЭ оценка защита проекта самооценка бальная шкала наблюдение

Слайд 22

Оцениваться должны не столько знания, умения и навыки учащихся, сколько их творчество, активность и инициатива. Учитель должен фиксировать индивидуальные продвижения каждого ребёнка; Учитель не должен сравнивать детей между собой. Необходимо учитывать

Слайд 23

Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных. Он развивался в рамках личносто-ориентированного принципа образования и получил большое распространение в трудах И.С. Якиманской. Педагогическое наблюдение

Слайд 24

Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке – на уроке. Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме. Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки. Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю. Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации . Этапы педагогического наблюдения

Слайд 25

Возможности педагогического наблюдения Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика , устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны ученика позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям .

Слайд 26

Самооценка учащихся по результатам урока или внеурочного мероприятия Лист самооценки учащихся Я хорошо выполнил свою работу на уроке Да/Нет Я мог выполнить работу значительно лучше Да/Нет Я плохо работал на уроке Да/Нет

Слайд 27

Лист самооценки урока или группового мероприятия В ходе проекта я всегда иногда никогда Предлагал новые идеи и направления Определял цели, ставил задачи Ждал помощи от участников группы Принимал участие в совместной работе Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения Помогал группе в выборе правильных решений Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы Находил и исправлял ошибки Оказывал помощь, откликался на работу других Преодолевал трудности, добивался достижения результата Осознавал ответственность за общее дело Стимулировал дискуссию, предлагая различные т.з.

Слайд 28

Лист самооценки урока Тема урока или внеклассного мероприятия 1. На уроке мне больше всего понравилось … ______________________________________ ____________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2 . На уроке мне не понравилось … _____________________ _______________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Из урока мне запомнилось … __________________________________________________ ________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 4. Мне захотелось узнать больше о… ____________________________________________ ______________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Слайд 29

Рабочий лист участника экскурсии Меня зовут______________________________________________ Я посетил__________________________________________________ Я работал в группе с _____________________________________ У меня хорошо получилось ________________________________ Мне понравилось__________________________________________ Мне не понравилось________________________________________ Главные идеи экскурсии____________________________________ Я увидел__________________________________________________ Я узнал__________________________________________________ Я услышал_________________________________________________ Меня удивило, что________________________________________ Мне нужно больше узнать о________________________________ Мои вопросы_____________________________________________

Слайд 30

Портфолио учащихся Портфель достижений - способ, наиболее адекватный для определения личностного развития . В «папку» собираются лучшие, наиболее значимые работы по предмету или группе предметов. Сравнение однотипных работ, выполненных в разное время, и являются оценкой.

Слайд 31

Творческие работы учащихся Для обобщения и систематизации знаний по каждой теме давать ученикам задание изготовить по этой теме плакаты, буклеты, афиши, рисунки, открытки, фото, описать свои впечатления в сочинениях различных жанров. Собирая их в течение года, мы получим наилучшие достижения.

Слайд 32

Оценивание в ходе проектной деятельности Критерии оценивания : · глубина понимания вопроса; · полнота освещения; · логичность изложения; · оригинальность изложения; · интересные художественные решения; · оформление текстовой информации; · культура речи.

Слайд 33

Памятка для учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий Любые действия должны быть осмысленными. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.

Слайд 34

ДЛЯ обучающегося НЕОБХОДИМО: Создать атмосферу успеха Помогать ребёнку учиться легко Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях Не скупиться на поощрения и похвалу

Слайд 35

Портрет выпускника начальной школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "СУРГУТСКИЕ ЗАДАЧИ"

В условиях модернизации общего образования особое внимание уделяется процессу развития личности, востребованной современным обществом. Школа — это не место подготовки будущих взрослых, а место, ...

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Метод проектов как эффективное средство формирования универсальных учебных действий (на примере курса "Окружающий мир")

Статья по применению метода проектов на уроках окружающего мира, духовно-нравственного развития школьников....

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...