росток
методическая разработка (1 класс) на тему
рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fak_rostok.doc | 108 КБ |
kopiya_titulnyy.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Программа курса по общественно-полезной деятельности «Росток»
Пояснительная записка
Цель программы состоит в формировании у детей первоначальных навыков трудового воспитания, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, умения организовать своё рабочее место, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию; удовлетворении потребностей детей в познании природы, воспитании гуманной, социально-активной, творческой личности, способной к сознательной природоохранной практике своей местности и родного края; способствовать формированию экологического сознания, заложить основы природоохранного поведения.
Задачи курса:
- воспитание любви к своей школе, к своему селу, к своей Родине;
- формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого
- бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;
- развитие творческого мышления внимания, воображения, памяти;
- экологизация быта и семейных традиций.
Программа первого года обучения, разработана для детей 7-8 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю (продолжительность занятий 25 минут).
Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, о труде людей, о сезонных изменениях в природе и в жизни людей. При реализации программы предусматривается тесное взаимодействие педагога с родителями детей.
В конце учебного года с целью проверки усвоения детьми программного материала проводится тестирование на итоговом занятии. Программа составлена на 4 года обучения. Тематика модулей во 2- 4 классах меняться не будет, но материал будет расширяться и углубляться.
Программа рассчитана на 33 часа, с проведением занятий 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Росток» включает в себя разнообразный набор содержания и форм подготовки младших школьников к труду и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интегра ция различных видов деятельности, необходимых для достиже ния учащимися целей обучения.
Модуль — это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе.
Программы «Росток» может включать раз личные модули в соответствии с местными условиями каждого региона.
Модуль I. Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание. (11 ч.)
Модуль 2. Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений (8 ч.)
Модуль 3. Работа с природным материалом (7 ч.)
Модуль 4. Обработка бумаги и картона (7 ч.)
Календарно - тематическое планирование составлено с учётом сезонных изменений и практические занятия идут соответственно им. Поэтому модули идут не последовательно друг за другом, параллельно.
Модуль I. Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание. (11 ч.)
Данный модуль направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить первоклассников жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива. Необходимо прививать навыки поведения за столом. Соблюдение личной гигиены. Занятия в этом модуле проходят первыми, поэтому к ним необходимо готовиться очень тщательно. Модуль очень важен в период адаптации первоклассников к школе.
Дата | Тема | Теоретические сведения | Практические | |
Умения | Работы | |||
1. Вводное занятие. Режим дня школьника. | Значение здорового образа жизни. Необходимость соблюдать ре жим дня. | Соблюдение режима труда и отдыха. Выполнение распорядка дня. | Составление распорядка дня. | |
2. Личная гигиена. | Чистота тела — основное тре бование гигиены. Правила личной гигиены. Влияние за каливания на здоровье чело века. Виды закаливания. | Соблюдение правил личной гигиены. Закаливание (хожде ние босиком, игры на воздухе). | Выполнение приемов личной гигиены. Игры на воздухе. | |
3. Гигиена классной комнаты. Организация дежурства в классе. | Санитарно-гигиенические тре бования к классу. Особенно сти строения классной комнаты. Деление учащихся на группы. Распределение обязанностей дежурных в группах. Необходимость проветривания помещения. | Содержание в чистоте и по рядке класса, рабочего места. Сухая уборка. Работа дежурных по классу в группах. | Сухая уборка классной комнаты. Проветривания помещения. Подготовка класса к уроку. | |
4. Правила пове дения за столом. | Правила поведения за столом. Пользование салфеткой. (Ролевые игры). | Приготовление к приему пи ши. Пользование салфеткой. Общение за столом. Прием пищи. Окончание приема пищи. | Упражнения в выполнении правил поведения за столом. | |
5. Правила поль зования столовы ми приборами. | О назначении столовых при боров Правила пользования ими. | Пользование ложкой, вилкой, ножом. | Упражнения в пользовании столовыми приборами. | |
6. Сервировка стола. | Расположение посуды и при боров на столе. Их назначение. | Простейшая сервировка стола. | Сервировка стола перед принятием пищи. | |
7. Гигиена одежды и обуви. | О необходимости бережного отношения и ухода за одеж дой. Чистка одежды, обуви. | Чистка одежды и обуви. Стирка мелких предметов одежды. Общие и сезонные требования к одежде. | Чистка одежды, обуви. Упражнение в соблюдении правил гигиены труда. | |
8. Гигиена труда. | Организация рабочего места. Влияние освещения на зрение. | Содержание в чистоте и по рядке рабочего места. Пра вильное освещение. | Сухая уборка рабочего места. | |
9. Уборка территории школьного двора. | О необходимости содержать в чистоте прилегающую к школе территорию. Правила поведения в школьном дворе. | Пользование необходимым инвентарем | Уборка территории | |
10. Содержание в порядке своих книг и тетрадок. | О необходимости бережного отношения и ухода за своими тетрадями и учебниками. | Общие требования к ведению ученических тетрадей, содержание в чистоте учебников. | Оборачивание ученических тетрадей и учебников. Подклеивание. | |
11. Мелкий ремонт книг в классной библиотеке. | Свойства бумаги. Приемы работы по шабло ну, резание ножни цами. | Вклеивание выпав ших листов в кни гу. | Мелкий ремонт книг |
Модуль 2. Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений ( 8 ч.)
Основная задача модуля «Растения в доме» состоит в том, чтобы ученикам 1-го класса дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах (2-4 кл.) расширить представления детей о комнатных и цветочно-декоративных растений растениях.
В первом классе основной задачей этого модуля является привитие интереса к выращиванию растений и дать для этого необходимые знания. Модуль также направлен на развитие чувств учащихся: чувства прекрасного, любви к живому растению, к своей школе, к своей малой Родине. В рамках модуля необходимо дать учащимся теоретические и практические навыки о частях растений, их размножении путём черенкования, листом, делением куста и т. д. Данный модуль также даёт практические умения в данной области. Изучение этого раздела предполагает экскурсии в природу.
Дата | Тема | Теоретические сведения | Практические | |
Умения | Работы | |||
1. Комнатные растения в доме. | Значение комнатных растений для здоровья человека, украшения жилища. Многообра зие комнатных растений. | Распознавание комнатных растений. | Определение названия комнат ных растений. | |
2. Строение рас тений. Условия жизнедеятельно сти. | Части растения (наземные, подземные). Влиянии света, тепла и влаги на жизнедеятельность расте ний. Правила ухода. | Уход за комнатными растени ями: полив, опрыскивание во дой, рыхление почвы, удале ние засохших листьев. | Наблюдение за влиянием све та, тепла и влаги на жизнедея тельность растений. | |
3. Сбор семян декоративных растений (календулы, петуньи) и размещение их на хранение. | Представление о семе ни. Отличительные при знаки семян выращен ных растений. Приёмы заготовки семян и их хранение. | Осуществление сбора семян растений, очистка, просушка сортировка, упаковка в пакетики семян, маркировка. | Сбор семян растений и их хранение. | |
4. Выращивание растения из его частей (черенков). | Понятие о стеблевом и листо вом черенке. Приемы заготов ки черенков, посадки и ухода за ними. | Черенкование растений. По садка черенков. Уход за рас тениями. | Наблюдение за ростом расте ний. Черенкование. | |
5. Выращивание растения из его подземных час тей. (На примере хризантем). | Понятие о размножении рас тений корневыми отпрысками и делением куста. | Деление куста, выкапывание корневых отпрысков. | Размножение растений делени ем куста. Наблюдение за их ростом. | |
6. Выращивание растений луковицами. Выгонки зелёных культур (лук, чеснок). | Приемы посадки луковиц и клубней. Уход за растениями. | Выполнение приемов посадки луковиц и клубней. Уход за растениями. | Выращивание растений из лу ковиц и клубней. | |
7. Пересадка комнатных рас тений. | Понятие о пересадке, о ее влиянии на рост и развитие растений. Приемы пересадки. | Осуществление пересадки. | Пересадка комнатных расте ний. Наблюдение за растениями. | |
8. Выращивание декоративных растений из семян на клумбе школьного двора. | Представление о раз множении растений се менами. Правила и основные приемы ухода за растениями. Назва ния растений. | Разметка делянок, посев семян. Уход за растениями. Засушивание цветков, расте ний. Составление букетов и композиций. | Разметка делянок для посева семян. Посев семян. Уход за растениями (полив, рыхление). |
Модуль 3. Работа с природным материалом ( 7 ч.)
В изучение этого модуля вводятся сведения о природном материале, способов его хранения и обработки. Основной задачей модуля является развитие творческих способностей учащихся, фантазии. Необходимо дать учащимся теоретические и практические умения и навыки, которые помогут выполнить изделия из природного материала. В рам ках этого модуля предполагается изучение приемов вырезания, склеивания, закрепление материала при помощи ниток, пластилина. Модуль развивает внимание учащихся, наблюдательность и аккуратность в работе.
Дата | Тема | Теоретические сведения | Практические | |
Умения | Работы | |||
1. Сбор природного материала. Экскурсия. | Правила сбора, хра нения природного материала. | Заготовка, обработка материала. | Подготовка материала к работе. Правильное хранение природного материала. Засушивание растений. | |
2-3. Аппликационные работы (листья, цветы) Составление панно, картины. | Композиция, соче тание цветов. Прие мы работы ножни цами, клеем. Спо собы подготовки материала к работе. | Свободное вырезывание и размет ка по шаблону. Составление композиции Ре зание ножницами. При клеивание деталей. | Работа по шаблону, вырезание, приклеивание. | |
4 – 5 . Аппликационные и мозаичные работы (сережки клена, ясеня, семена растений, листья и цветы, солома и яичная скорлупа) | Приемы обработки. Способы крепления материала на бумажной осно ве | Составление композиции. Закрепление материала на основе с помощью ниток и клея. Высушивание растений | Составление букетов и композиций. Закрепление материала. | |
6 – 7 . Изделия из шишек, желудей каштанов, скорлупы орехов, корней, веток, мха, ракушек камешков | Инструменты. Спо собы соединения деталей | Составление композиций. Соединение деталей пластилином, клеем. | Выполнение изделия. |
Модуль 4. Обработка бумаги и картона ( 7 ч.)
Модуль направлен на развитие у детей таких качеств как аккуратность, внимательность, умение чётко следовать инструкции при выполнению работы. Также модуль призван развивать у учащихся творческие качества. В изучение этого модуля вводятся сведения о бумаге и картоне, приёмы их разметки по шаблону. Необходимо дать учащимся теоретические знания, практические умения и навыки, которые помогут выполнить изделия из бумаги и картона. В рам ках этого модуля предполагается изучение приемов вырезания, склеивания, закрепление материала при помощи ниток, пластилина.
Дата | Тема | Теоретические сведения | Практические | |
Умения | Работы | |||
1. Изготовление изде лий из заготовок прямоугольной формы сги банием. Изготовление коробочек для семян по группам. | Виды бумаги: Писчая бумага (белая), тетрад ная– ее использование. Свойства бумаги; плас тичность, упругость, проч ность. Приемы сгибания бумаги. | Сгибание прямоугольника в разных направлениях. Разрыв бумаги. Резание бумаги ножница ми. | Деление прямоугольника на равные и неравные части. Получение одинаковых дета лей сгибанием. Изготовление коробочек. | |
2-4. Изготовление аппли каций из деталей раз ной формы. Украшение коробочек для семян аппликаций. Изготовление поздравительных открыток для бабушки и дедушки ко Дню пожилого человека. Изготовление открыток к празднику Победы ветеранам войны. | Бумага цветная, бар хатная, ее использова ние. Свойство бумаги – отношение к влаге. Прие мы разметки по шабло ну, резание бумаги нож ницами, склеивание. | Разметка деталей по шабло ну. Резание бумаги ножница ми. Склеивание деталей | Деление геометрических форм па части. Экономное расходо вание материала. Оформле ние изделий (по образцу, с внесением отдельных изменений, по замыслу, по условиям). | |
5 - 7. Изготовление плоских изделий из деталей пра вильной геометрической формы Изготовление ёлочных игрушек: фонарик, снежинка, гирлянда. Изготовление кормушек для птиц. Изготовление сувениров. | Бумага рисовальная, чертежная – ее использование. Свойства бумаги: плотность, прочность. Картон, его свойства: ломкость, плотность, от ношение к влаге. Приемы резания тонкого картона ножницами. | Разметка деталей по шабло ну. Реза ние бумаги и картона ножницами. Склеи вание. | Изготовление ёлочных игрушек, кормушек для птиц, игрушек для игры «Больница». Экономное расходо вание материала. Оформле ние изделий (по образцу, с внесением отдельных изменений, по замыслу, по условиям). |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Модуль I Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание.
Формы занятий: практическое выполнение изделий, беседа, ролевая игра, подвижная игра, экскурсии в библиотеку, по школе, просмотр компьютерных презентаций «Мойдодыр»;
Основные методы - по источникам получения знаний: практические, словесные, наглядные;
в зависимости от основных дидактических задач - методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, по организации учебно-воспитательного про цесса: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися.
Им соответствуют такие приемы, как поэтапный показ выполнения работ учителем, рассказ, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Одним из видов деятельности учащихся также является поисково-исследовательский.
Большое внимание в этом модуле уделяется практическим работам.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Раздаточный материал на занятия: салфетки, столовые приборы, цветная бумага, книги и т.д.
Форм подведения итогов: конкурс рисунков, тестирование по теме.
Модуль 2 Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений.
Формы занятий: практические работы, объяснения учителя, экскурсии по школьному двору, в теплицу школы, конкурсы;
Основные методы организации учебно-воспитательного про цесса демонстрация и иллюстрация, в этом блоке удачно сочетаются с практическими методами обучения.
Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: уход за комнатными растениями, черенкование, посадка луковиц и т.д.
Задача учителя состоит в том, чтобы приучать первоклассников к самостоятельному выполнению отдельных элементов практического задания.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Комнатные растения, черенки растений, луковицы тюльпанов, гиацинтов и т.д., цветочные горшки, садовый инвентарь;
Формы подведения итогов: выращивание растений из черенков, семян, луковиц, выставки работ учащихся, проверка знаний учащихся по теме, соревнования.
Модуль 3 Работа с природным материалом
Формы занятий: практические работы, конкурсы, рассказ учителя, экскурсия по школьному двору, в теплицу школы.
Основные методы организации учебно-воспитательного про цесса: методы демонстрации и иллюстрации сочетаются с практическими методами обучения.
Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: работа по шаблону, вырезание, приклеивание, составление букетов;
Задача учителя состоит в том, чтобы приучать первоклассников к самостоятельному выполнению отдельных элементов практического задания.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Природный материал, ножницы, клей, бумага и т.д.
Формы подведения итогов: правильное выполнение заданий по образцу, выставки работ уч-ся.
Модуль 4 Обработка бумаги и картона
Формы занятий: практические выполнение изделия из бумаги, беседа и объяснение учителя.
Основные методы организации учебно-воспитательного про цесса связаны с практическими методами обучения. Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: работа по шаблону, вырезание, приклеивание, составление композиций;
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Ножницы, клей, бумага, картон и т.д.
Формы подведения итогов: правильное выполнение заданий по образцу, инструкционной карте, выставка работ учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Программа по Технологии 1—4 классы Науч. рук. Ю. Л. Хотунцев – докт. физ. - мат. наук, проф. МПГУ; В. Д. Симоменко — член-корр. РАО, докт. пед. наук, проф. Брянского ГПИ, 2006.
2. Н.Я. Дмитриева Мы и окружающий мир - М.: Учебная литература, 2004.
3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду под ред. П.Г. Саморуковой, М.: Просвещение, 1998.
4. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры-занятия с детьми. Под ред. Греховой Л.И., Ставрополь, 1998.
5. Малые формы работы С. Афанасьев, А Тимонин, Л. Тимонина – М.: «Вариант», 2000.
6. . Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми - Минск, 1996.
7. Т.А.Маркова Воспитание трудолюбия у дошкольников - Москва: Просвещение, 1998.
8. С. Стейнберг Смастерим из бумаги – Таллин: «Валгус», 1998.
9. Журнал «Начальная школа» №10 1995 г.
10. Газета «Начальная школа» 3 36 2005 г.
11. Природоведение. 5 кл. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) – Волгоград, – Изд. Учитель, 2008.
12. Экологические сказки. Пособие для учителей. 1–6 кл. – Волгоград, Изд. Учитель, 2007.
13. Экскурсии в природу по югу России. Осень 1-4 кл. – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
14. Экскурсия в природу по югу России. Весна. 1–4 кл. – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
15. Как человек исследует, изучает природу. 2–3 кл. (для проведения уроков, внеклассной и кружковой работы) – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
16. Энциклопедия комнатных растений авт. сост. С.Л. Быховец – М.: АСТ,2000.
17. Комнатные растения мини-энциклопедия: пер. с итал. - М.: АСТ, 2006.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данному спецкурсу:
1. Хоровод- круглый год (инсценировки, песни, танцы; для д. /садов) – Волгоград, Изд. Учитель, 2006.
2. От осени до лета (стихи, загадки, пословицы, православные праздники, народные обычаи и поверья для д. /садов) - М.: Просвещение, 1998.
3. В гости праздник к нам пришел - М.: Просвещение, 2000.
4. Иванова С. Н. Всё о цветах - Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено на заседании МО
Директор МОУ лицея № 8 зам. директора по УВР протокол № ……..
М.А.Герман Л.В.Сиденко от « » ………………… 2011г.
………………………… …………………………… зав. МО Е.В. Пчёлова
« » …………………..2011г. « » …………………..2011г. ………………………………
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Росток»
1 класс
Рассмотрена
на заседании
педаггического совета
ротокол №
от « » ……………..2011г.
Составитель:
учитель начальных классов
МОУ Лицея №8 г. Будённовска
Конова А.Н.
2011 – 2012 уч. год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация детского самоуправления РОСТОК
В презентации отражены устав, принципы,структура самоуправления, права и обязанности членов самоуправления, главные ценности и идеалы, программа развития ученического самоуправления на 2010-2011...
Программ классного самоуправления "Росток"
Программ классного самоуправления "Росток"...
Программа воспитательной работы "РОСТОК"
Данная программа может быть использована классными руководителями 1-4 классов для организации воспитательной работы. Программа рассчитана на 4 года - на период обучения в начальной школе....
Программа внеурочной деятельности "Росток"(театр)
Программа внеурочной работы(театр) , 1 - 4 класс....
Рабочая программа по курсу"Введение в математику"для занятий "Рассчитайка" в школе будущего первоклассника" Росток"
Рабочая программа составлена по программе Л.Г. Петерсон Программа дошкольной подготовки детей 3-7 лет «Ступеньки» по образовательной системе деятельностного метода обучен...
"Росток"
Программа внеурочной деятельности "Росток" для учащихся 1-4 классов...
Рабочая программа ФГОС Внеурочная деятельность 1-2 класс филологический факультатив "Читающий росток"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТАТИВ«ЧИТАЮЩИЙ РОСТОК» ДЛЯ 1 и 2 КЛАССА на 2013 – 2014 учебный год...