"Росток"
рабочая программа по теме

Демина Светлана Михайловна

Программа внеурочной деятельности "Росток" для учащихся 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rostok.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 34»

 

«РАССМОТРЕНО»

 Руководитель МО

___________/ Н.Е. Гаврюшкина

Протокол  № ___от_____2013г.

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель МС

__________ / Т.В. Новикова

 

Протокол  № ___от_____2013г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «СОШ № 34»

____________/Т.И. Никитина

Приказ № ____от _______2013г.

                                                                                                        

Программа

 внеурочной деятельности

«Росток»

учителя начальных классов

Деминой Светланы Михайловны,

высшей  квалификационной категории

1 – 4  класс

                   

г. Бийск

2013 - 2014 учебный год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Росток» составлена на основе примерной учебной программы "Краеведение" для начальной общеобразовательной школы (автор-составитель Рымарь Т. И.) работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.   Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях, участии в конкурсах, олимпиадах, фестивалях школьного, городского уровня.  Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково - исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с селом.

Программа обучения рассчитана  на школьников 1-4 классов.                      В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края, села, района.

Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории города Бийска, Алтайского края.

Задачи программы:

образовательные: создать условия  для знакомства ребят с многонациональным составом населения Алтайского края, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;

развивающие: создать условия для развития в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу, способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: создать условия для воспитания таких качеств личности как  доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; создать условия для воспитания бережного отношения к природе, родному краю.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе,  накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Росток» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, улица, дом,  учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо - туристические технологии, проектные технологии.

Результаты изучения курса

Личностные результаты.

 оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

 самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения;

 в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

Регулятивные результаты.

 определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

 учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

 учиться планировать учебную деятельность на уроке;

 высказывать свою версию, пытаясь предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);

 работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);

 определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные результаты.

 ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг;

 делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

 добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

 добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текс, таблица, схема, иллюстрация и др.);

 перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные результаты.

 донести свою позицию до других: оформлять свою речь в устной и письменной речи;

 слушать и понимать речь других;

 выразительно читать и пересказывать текст;

 вступать в беседу на уроке и в жизни.

Предметные результаты.

Ученик узнает:

– человек – часть живой природы и член общества, условия, обеспечивающие его здоровье и эмоциональное благополучие, значение труда и творчества в его развитии, качества, определяющие его физическую и духовную красоту; профессии людей, связанные с природой и с работой с людьми, наиболее распространённые профессии в родном крае;

– правила безопасного поведения в природе и социальной среде (водоём, лес, горы, ядовитые растения и грибы, опасные животные; улица, двор, подъезд, лифт, квартира, незнакомые люди), в чрезвычайных ситуациях;

– основные нормы морали, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье, правила вежливого общения с окружающими людьми, элементарные приёмы управления своим эмоциональным состоянием;

– правила личной гигиены, способы сохранения и укрепления своего здоровья; приёмы оказания первой помощи при лёгких травмах, простудных заболеваниях;

- особенности поверхности и водоёмов родного края (города, села, пригорода) на основе наблюдений; – взаимоотношения в обществе, семья – ячейка общества, родственные и семейные отношения; Родина, государство, его столица, государственные символы; основные права и обязанности российских граждан, права ребёнка;

– названия наиболее многочисленных народов, населяющих территорию края, названия крупных городов.

– 2–4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов своей местности, их достопримечательности;

– экологические проблемы современного города и пути их решения, меры по сохранению чистоты и красоты природы;

– люди не должны загрязнять землю и водоёмы промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами; надо стараться решать возникающие экологические проблемы;

– все профессии важны и нужны в обществе, деятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять её;

– край, где они живут, – их малая родина, которую надо беречь и любить; в городах и поселках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей;

Ученик научится.

– осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы, диаграммы, карты;

– оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.

Ученик получит возможность научиться:

– представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, аппликация, условный знак, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану, схема, таблица);

– формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, нравственного поведения в быту и обществе;

– формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, нравственного поведения в быту и обществе;

– создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сообщения), участвовать в проектной деятельности.

Программа предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Распределение нагрузки

Класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Количество часов

33 часа

34 часа

17 часов

34 часа

Содержание курса

I.  Алтайский край как часть единой России, единого мира земли.

Мой мир: планете Земля, материк Евразия, государство Россия, географическое место Алтая, Алтайский край, район, город (село). Города Алтайского края.

Изображение территории Алтайского края на глобусе и карте. Достопримечательности Алтайского края и своей местности: памятники культуры, музеи, парки.

Наш дом. Домашний адрес. Родословная своей семьи. Члены семьи. Труд, отдых в современной семье. Хозяйство в семье, бюджет, деньги. Твое участие в жизни семьи. Взаимоотношение членов семьи.

Труд людей родного города, профессии, характерные для вашей местности.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки в своей местности. Игровой и потешный семейный фольклор. Народный архив: народные приметы, народные обряды. Современное искусство. Творчество архитекторов, художников, поэтов, композиторов современного Алтая.

Красота природы нашей в художественных произведениях писателей и поэтов, художников, исследователей, путешественников, промышленников.

Знаменитые люди: Демидов А.Н., Ползунов И.И., Титов Г.С., Шукшин  В.М.

Наиболее важные исторические события и факты региона и связанные с ним переселения (освоение целинных земель, репрессии, эвакуация в годы ВОВ) .

Экскурсии: в краеведческий (исторический) музей, по городу.

II. Я и мир неживой природы Алтайского края

Основные формы земной поверхности Алтайского края, своей местности.

Полезные ископаемые Алтайского края, их разнообразие, значение для человека.

Почвы Алтайского края, их значение для жизни человека. Источники загрязнения почв Алтайского края.

Погода и ее явления в условиях умеренно-континентального климата. Изменчивость погоды. Наблюдение за погодой своей местности. Фенологические наблюдения. Народные приметы.

Роль родной природы в жизни людей. Родная природа в музыке, живописи, поэзии, прозе алтайских писателей, поэтов, художников, музыкантов. Природа и фантазия. Правила поведения в природе. Труд человека в природе, сезонный труд в разные эпохи на территории Алтая. Миф древних алтайцев о сотворении мира. Алтайские сказки о стихиях, реках, озерах, горах.

III. Я и живая природа Алтайского края

Знакомство с различными растениями, грибами и животными Алтайского края. Лесные пожары. Условия жизни грибов и лишайников. Значение грибов и лишайников в жизни человека.

Дикорастущие и культурные растения Алтайского края. Сорные растения Алтайского края. Разнообразие растений  Алтайского края. Ядовитые и  лекарственные растения Алтайского края. Растения дендрария, парка. Комнатные растения. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы Алтайского края. Правила сбора грибов. Предупреждения отравлений грибами.

Домашние и дикие животные Алтайского края. Цепи питания.  Разнообразие обитателей водоемов Алтайского края. Промысловые рыбы Алтайского края. Разнообразие птиц Алтайского края. Разнообразие насекомых, земноводных, пресмыкающихся Алтайского края.

Красная книга растений и животных Алтайского края.

Сказки алтайцев о животных и растениях. Мир живой природы Алтая в поэзии, прозе, изобразительном искусстве.

IV. Я среди людей.

Население Алтайского края: обычаи, характерные особенности быта. Мое отношение к «малой» Родине.

Закаливание организма в условиях местного климата. Болезни, связанные с особенностями местной окружающей среды.

V. Я в окружающем мире.

Связи между явлениями неживой и живой природы своей местности. Сезонные изменения в природе. Сезонные изменения в жизни растений своей местности. Сезонные изменения в жизни животных своей местности. Наблюдения за изменением высоты солнца над горизонтом.

Взаимосвязь живых организмов своей местности со средой обитания.

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

Природные зоны Алтайского края.   Памятники природы. Что нужно сделать сегодня, чтобы сохранить природу родного края. Каким бы хотелось видеть Алтайский край в будущем.

Правила поведения в природе.

Примерное тематическое планирование

 1 класс

№ урока

Тема занятия

Количество часов


1,2

Мой мир: планете Земля, материк Евразия, государство Россия, географическое место Алтая, Алтайский край, район, город Бийск.


2

3

Достопримечательности города, района (экскурсия около школы)

1

4,5

Растения дендрария, парка (экскурсия в осенний парк)

2


6

Знакомство с различными растениями, грибами и животными Алтайского края.


1

7,8

Наш дом. Домашний адрес (экскурсия по городу)

2

9

Моя семья: родословная, члены моей семьи. Проектное занятие

1

10,11

Народное творчество: игрушки в своей местности (экскурсия в  исторический отдел музея)

2

12,13

Игровой и потешный семейный фольклор. Подвижные  народные игры.

2

14,15

Сказки алтайцев о животных и растениях (экскурсия в школьную библиотеку)

2

16,17

Мир живой природы Алтая в поэзии, прозе, изобразительном искусстве (экскурсия в выставочный зал)

2

18

Сезонные изменения в жизни растений и животных  своей местности. Занятие-игра

1

19-20

Сезонные изменения в природе (экскурсия в зимний лес). Правила поведения в природе.

2

21

Комнатные растения. Правила ухода за ними.

1

22-23

Красная книга растений и животных Алтайского края.

2

24

Роль родной природы в жизни людей.

1


25-26

Народное творчество: пение, танцы, сказки (экскурсия в  исторический отдел музея)


2

27-28

Разнообразие обитателей водоемов Алтайского края. (Экскурсия к водоему)

2

29

Промысловые рыбы Алтайского края.

1

30-31

Разнообразие насекомых, земноводных, пресмыкающихся Алтайского края. Занятие - КВН

2


32-33

Сезонные изменения в природе (экскурсия в весенний парк). Правила поведения в природе.

2

Примерное тематическое планирование

2 класс

№ урока


Тема занятия

Количество часов


1,2

Сезонные изменения в природе (осенняя экскурсия). Правила поведения в природе.


2

3

Изображение территории Алтайского края на глобусе и карте.

1

4,5

Природа и фантазия. Выставка поделок  из природного материала.

2


6

Дикорастущие и культурные растения Алтайского края. Сорные растения Алтайского края.


1

7,8

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы Алтайского края. Правила сбора грибов. Предупреждения отравлений грибами.

2

9

Ядовитые и  лекарственные растения Алтайского края. Занятие – викторина.

1

10,11

Закаливание организма в условиях местного климата. Болезни, связанные с особенностями местной окружающей среды. (Экскурсия в медпункт)

2

12

Территория Алтайского края на глобусе и карте.

1

13,14

Изменения в живой и неживой природе. Экскурсия.

2

15

Взаимосвязь живых организмов своей местности со средой обитания.

2

16,17

Мой Бийск. Экскурсия в краеведческий музей

2


18-19

Достопримечательности г.Бийска: памятники культуры, музеи, парки.


2


20

Знаменитые люди: Демидов А.Н., Ползунов И.И., Титов Г.С., Шукшин  В.М.


1


21-22

Народный архив:  народные приметы, народные обряды. (экскурсия в исторический музей)


2


23-24

Мои родные и близкие. Как моя семья оказалась в Бийске. Занятие-проект


2

25-26

Путешествие по улицам города. Экскурсия .

2


27-28

Миф древних алтайцев о сотворении мира. Алтайские сказки о стихиях, реках, озерах, горах.


2

29-30

Труд человека в природе, сезонный труд в разные эпохи на территории Алтая.

2

31-32

Сезонные изменения в природе (экскурсия в весенний парк). Правила поведения в природе.

2

33-34

Занятие-КВН «Природа Алтая»

2

Примерное тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

«Малая» Родина. Мое отношение к «малой» Родине. Экскурсия

1

Изменения в живой и неживой природе. Экскурсия

1

Население Алтайского края: обычаи, характерные особенности быта. Виртуальная экскурсия

1

Территория Алтайского края на глобусе и карте. Заочная экскурсия

1

Мой Бийск. Экскурсия в краеведческий музей

1

Достопримечательности г.Бийска: памятники культуры, музеи, парки.

1

Символика города.

1

Моя семья: родословная, члены моей семьи. Проектное занятие

1

Мои родные и близкие. Как моя семья оказалась в Бийске.

1

Путешествие по улицам города. Экскурсия .

1

Народное творчество жителей Алтайского края: песни, танцы, игрушки, народные обряды. Виртуальная экскурсия

1

Экскурсия в музей исторический отдел.

1

Бийск – город будущего. Занятие – фантазия

1

Моя школа. Традиции, история. Занятие- проект

1

Выпускники –гордость нашей школы.

1

Родители – выпускники нашей школы.

1

Экскурсия в школьный музей.

1

Примерное тематическое планирование

4 класс

№ п/п

Тема

Количество

часов

Наш край – Алтай.

1

Основные формы земной поверхности Алтайского края.

1

Водоемы нашего края.

1

Водоемы нашего края. Экскурсия в природную зону (озеро, родник, лесной массив)

1

Полезные ископаемые Алтайского края, разнообразие и значение для человека.

1

Почвы Алтайского края, их значение для жизни человека, охрана.

1

Сельское хозяйство Алтайского края.

1

Сельское хозяйство Алтайского края. Экскурсия в Зверосовхоз

1

Города Алтайского края. (Бийск, Заринск)

1

Города Алтайского края.(Барнаул, Новоалтайск)

1

Города Алтайского края. (Змеиногорск, Белокуриха)

1

Города Алтайского края. (Камень-на-Оби, Славгород, Рубцовск)

1

Промышленность  Алтайского края.

1

Заводы и фабрики нашего города.

1

Профессии родителей. Экскурсия в пожарную и воинскую части

1

Особенности климата Алтайского края, народные приметы.

1

Растительность  края, ее роль  и значения для человека.

1

Лекарственные растения нашего края.

1

Человек – главный виновник лесных пожаров. Правила поведения в природе. Экскурсия в природу.

1

Животный мир Алтайского края. Экскурсия в краеведческий музей (отдел природы)

1

Природные сообщества Алтайского края. Цепи  питания.

1

Домашние животные Алтайского края

1

Дикие животные Алтайского края

1

Красная книга растений Алтайского края.

1

Красная книга животных Алтайского края.

1

Родная природа в поэзии, прозе алтайских писателей, поэтов.

1

Родная природа в музыке, живописи, алтайских художников, музыкантов.

1

Население Алтайского края: обычаи, особенности быта.

1

Сказки алтайцев о животных.

1

Сказки алтайцев о растениях.

1

Каким бы хотелось видеть Алтайский край в будущем.

1

Экскурсия к памятнику, посвященному 9 мая

1

Мой край в годы Великой Отечественной войны

1

КВН – «Мы защитники природы»

1

Учебно-методическое обеспечение:

Литература:

  1. Дмитриев Ю.Д. Солнцеворот - М.,"Молодая гвардия", 1975
  2. Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей.-Ярославль: "Академия развития" - 1997
  3. Осипов  Н.Ф. Кто  живет и что растет в воде и у воды. – Смоленск: Русич, 2001.
  4. Плешаков А.А.  От земли до неба: атлас-определитель для учащихся нач. шк. - 9изд. -М.: - Просвещение, 2008.
  5. Плешаков А.А. Зеленые страницы. – М., Просвещение, 1995.
  6. Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир: Кн. для учащихся. -М.: Просвещение, - 1996.
  7. Смирнов Ю.И.  Мир животных. - Санкт-Петербург. "МиМ-Экспресс", 1995.

Интернет-ресурсы

1. http://www.altlib.ru/ob-altajskom-krae.html -Краеведческий портал Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова

2. http://www.museum.ru/asrsm/altai/index.htm -Алтайский государственный краеведческий музей

Наглядный материал:

1. Физическая карта России и Алтайского края

2. Глобус

3. Карта природных зон, полезных ископаемых России

4. Гербарий растений

5. Муляжи грибов

Календарно – тематическое планирование в 3  «А» классе

 на 2013 – 2014 учебный год

        

№ п/п

Тема

Дата

Территория Алтайского края на глобусе и карте. Заочная экскурсия

09.09

Население Алтайского края: обычаи, характерные особенности быта. Виртуальная экскурсия

23.09

Изменения в живой и неживой природе. Экскурсия

11.10

«Малая» Родина. Мое отношение к «малой» Родине. Экскурсия в Сростки

11.10

Мой Бийск. Экскурсия в краеведческий музей

18.11

Достопримечательности г.Бийска: памятники культуры, музеи, парки.

18.11

Символика города.

02.12

Моя семья: родословная, члены моей семьи. Проектное занятие

16.12

Мои родные и близкие. Как моя семья оказалась в Бийске.

13.01

Путешествие по улицам города. Экскурсия .

27.01

Народное творчество жителей Алтайского края: песни, танцы, игрушки, народные обряды. Виртуальная экскурсия

10.02

Экскурсия в музей исторический отдел.

10.02

Бийск – город будущего. Занятие – фантазия

10.03

Моя школа. Традиции, история. Занятие- проект

31.03

Выпускники – гордость нашей школы.

14.04

Родители – выпускники нашей школы.

28.04

Экскурсия в школьный музей.

19.05

Листок корректировки программы

Тема урока

Дата

Причина

план

факт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация детского самоуправления РОСТОК

В презентации отражены устав, принципы,структура самоуправления, права и обязанности членов самоуправления,  главные ценности и идеалы, программа развития ученического самоуправления на 2010-2011...

росток

рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс...

Программ классного самоуправления "Росток"

Программ классного самоуправления "Росток"...

Программа воспитательной работы "РОСТОК"

Данная программа может быть использована классными руководителями 1-4 классов для организации воспитательной работы. Программа рассчитана на 4 года - на период обучения в начальной школе....

Программа внеурочной деятельности "Росток"(театр)

Программа  внеурочной работы(театр) , 1 - 4 класс....

Рабочая программа по курсу"Введение в математику"для занятий "Рассчитайка" в школе будущего первоклассника" Росток"

Рабочая программа составлена по программе  Л.Г. Петерсон  Программа дошкольной подготовки детей 3-7 лет «Ступеньки» по  образовательной системе деятельностного метода обучен...

Рабочая программа ФГОС Внеурочная деятельность 1-2 класс филологический факультатив "Читающий росток"

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТАТИВ«ЧИТАЮЩИЙ РОСТОК» ДЛЯ 1 и 2 КЛАССА на 2013 – 2014 учебный год...