Рабочая программа ФГОС Внеурочная деятельность 1-2 класс филологический факультатив "Читающий росток"
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме

Савельева Наталья Леонидовна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТАТИВ

«ЧИТАЮЩИЙ РОСТОК»

ДЛЯ 1 и 2 КЛАССА

 

на 2013 – 2014 учебный год

 

 

 

 

                                                Разработчик программы:

 

Учитель МОУ «Янинская СОШ»

Всеволожского района Ленинградской обл.

Савельева Наталья Леонидовна

 

 

 

 

2013г

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Читающий росток» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
  • Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс/под ред. Т. Г. Галактионовой. -М.: Просвещение, 2012г.
  • инструктивно – методического  письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».

 

Концептуальная необходимость введения филологического факультатива «Читающий росток»

Насущной потребностью   современного языкового образования является  не столько усвоение детьми грамматического знания и овладение правописными навыками, сколько  овладение школьниками литературно - нормированной речью (как устной, так и письменной), формирование у них умения целесообразно и эффективно пользоваться богатейшими возможностями родного языка в целях общения, воспитание  у школьников языкового чутья и языкового вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_rab_pr_vneur_kursa_chitayushchiy_rostok.docx71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Янинская средняя общеобразовательная школа»

Всеволожского района Ленинградской области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________ _____________

Протокол № ____ от

«____»____________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР МОУ« Янинская СОШ»

________________ ____________

 «_____»____________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Янинская СОШ»

_________________Зюзин А.Б.

Приказ №______ от __.08.2013г

                             

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТАТИВ

«ЧИТАЮЩИЙ РОСТОК»

ДЛЯ 1 и 2 КЛАССА

на 2013 – 2014 учебный год

                                                Разработчик программы:

Учитель МОУ «Янинская СОШ»

Всеволожского района Ленинградской обл.

Савельева Наталья Леонидовна

2013г

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Читающий росток» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
  • Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс/под ред. Т. Г. Галактионовой. -М.: Просвещение, 2012г.
  • инструктивно – методического  письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».

Концептуальная необходимость введения филологического факультатива «Читающий росток»

Насущной потребностью   современного языкового образования является  не столько усвоение детьми грамматического знания и овладение правописными навыками, сколько  овладение школьниками литературно - нормированной речью (как устной, так и письменной), формирование у них умения целесообразно и эффективно пользоваться богатейшими возможностями родного языка в целях общения, воспитание  у школьников языкового чутья и языкового вкуса.

  • Изменились    и продолжают изменяться процессы, которые характеризуют высшие психологические функции. У нынешних детей другие характеристики внимания, мышления, речи.

Школа сталкивается с такими проблемами:

  1. снижение детской интеллектуальной мотивации на 20-25%;
  2. наличие детей VII вида и детей с ОВР 12-15%;
  3. рост детей не посещавших д/сад на 5-7%;
  4. увеличение заболеваемости на 10-15%;
  5. рост социально-неблагополучных семей на 5-7%;
  6. увеличение доли обучающихся не русскоязычных детей и детей иммигрантов.
  • Иными становятся процессы, связанные  с работой головного мозга (структуры мозга растут и формируются до 21 года).
  • И с этой точки зрения современный ребенок  с психологией и психическим развитием  значительно отличаются от своих сверстников даже десятилетней давности.
  • Причины таких метаморфоз – не только тектонические сдвиги в обществе и сознании людей, но и   глобальные изменения системы информационных потоков, с которыми сталкиваются наши дети.

Мир стал другим:

  1. В 2009г было создано новой информации больше, чем за предыдущие 5000 лет;
  2. Объём новой технической информации удваивается каждые 2 года;
  • Запросы общества к выпускникам стали другими, а, следовательно, изменения должны произойти на всех ступенях школьного образования, и прежде всего на начальной ступени.
  1. За 4 года обучения бакалавров их знания устаревают дважды;
  2. 10 наиболее востребованных профессий в 2010 году ещё не существовали 2004 году.

В  последнее два десятилетия, начиная с периода 1990-х и по сегодняшние дни, мы находимся в беспрецедентной ситуации кардинального изменения чтения в России, и особенно значительно меняется чтение детей и юношества.

Ключ к успешному обучению, к жизни в информационном обществе – чтение.

  • Созданная человечеством книжная культура и феномен чтения относятся к фундаментальным достижениям человеческого разума.
  • Книжная  культура и ее носитель – « Homo legens» - «Человек читающий » внес неоспоримый  вклад в развитие цивилизации.
  •  Чтение и «читательская» грамотность (или читательская культура личности), сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом: 2003 – 2012 годы объявлены ООН десятилетием грамотности.
  • В России  в настоящее время - 34% взрослых россиян уже не читает.  

 «Филология – это искусство чтения, она велит знать и понимать все, и в этом её великое значение в истории человеческой культуры» Г. О. Винокур

  «Филология – наука о понимании» М. Л. Гаспаров

 « В основе филологии лежит человеческая культура и понимание в широком смысле этого слова С. С. Аверенцев

В чем отличие «читателей» от «нечитателей»

  • Читатели отличаются от «нечитателей»  уровнем развития интеллекта.
  • Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью.
  • Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.  Чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещенного, культурного и социально ценного человека. ( С. Н. Плотников, социолог культуры и чтения)

      «Если формальная грамотность – это владение навыками и   умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это   способность человека свободно использовать эти навыки для    извлечения информации из реального текста – для его   понимания, сжатия, трансформации». А. А. Леонтьев

С точки зрения лингвистики ( теория И. Р Гальперина) понимание текста – это  вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

«Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров» — обязательный компонент метапредметных результатов Федерального государственного стандарта начального и основного общего образования.  

Итог работы «Идеального Читателя» - нечто личностно новое: обогащение опыта, рождение нового взгляда на мир и на себя.

Общая характеристика факультатива.

Факультатив «Читающий росток» способствует расширению читательского пространства, актуализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели факультатива:

  • создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
  • расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения  позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Задачи факультатива «Читающий росток»

  • Формировать приёмы функциональной грамотности;
  • Формировать детскую читательскую биографию: «Читаю-значит расту…»
  • Воспитывать «Идеального читателя»- свободного, творчески продуктивного культурного человека

Педагогические и психологические приёмы  используемые в практике занятий

  • развитие внимания к сигналам текста, прежде всего к слову (непонятному, ключевому, образному) и связи слов;
  • формирование умения активно воспринимать текстовую информацию (видеть непонятное, задавать вопросы, прогнозировать содержание, проверять свои соображения, соотнося их с текстом);
  • стимулирование читательского воображения для воссоздания образов, созданных автором;
  • нацеливание на поиск существенного, главного и выражение смысла текста во внешней речи;
  • побуждение к размышлению над текстовыми смыслами с целью определения собственной нравственной позиции
  • интонирование произведения или отрывка (выразительное чтение, позволяющее передать личную точку зрения исполнителя);
  • устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, сообщение, рецензия и т.п.);
  • создание текста (сочинения) «по следам» прочитанного;
  •  «раскадровка» текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету художественного произведения;
  • чтение по ролям;
  • драматизация произведения, иллюстрирование произведений, создание индивидуального образа  героя, события и т.д. 
  • сочинение предыстории или продолжения описанного события;
  • творческий пересказ от лица разных героев;
  • превращение текста в произведение другого жанра (например, рассказа в сказку, прибаутки в дразнилку);
  • сочинение истории с  заданными героями, но с изменением основного тона;
  • рассказ о личных впечатлениях, связанных с текстом.

Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Место факультатива в учебном плане. 

С 1 по 2 класс факультативные занятия проводятся один раз в неделю. В 1 классе планируется 32, а в 2-4 классах по 33 занятия.

Ценностные ориентиры содержания факультатива. 

Содержание программы факультатива «Читающий росток» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа факультатива  - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (Аппарат книги - совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основ ной текст: титульный лист, введение, предисловие и пр.), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. 

В результате освоения программы факультатива «Читающий росток» у школьников формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действии;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
  • знать права читателя.

Права читателя

  •  Право не читать.
  •  Право перескакивать и пропускать скучные места.
  •  Право не дочитывать книгу до конца, если она тебе не нравится. Брось и возьми другую!
  •  Право перечитывать одну и ту же книгу столько раз, сколько захочешь.
  • Право читать что попало.
  • Право читать запоем.
  •  Право читать где попало.
  •  Право читать вслух.
  •  Право начинать с любого места (ты можешь сразу прочитать конец книги).
  •  Право молчать о прочитанном.
  •  Право делиться своими мыслями и впечатлениями.

Главное — получить удовольствие от чтения!!!

Содержание программы филологического факультатива

«Читающий росток»

1 класс (32 ч)

Здравствуй, книга (2 ч)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе (2 ч)

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели детям (3 ч)

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

По страницам книг В. Сутеева (3 ч)

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В. Сутеев — автор и художник-оформитель.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира (3 ч)

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги русских писателей-сказочников (3 ч)

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Детские писатели (3 ч)

Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.

Сказки зарубежных писателей (3 ч)

Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.

Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.

Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)

Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Литературная игра «Послушай и назови».

Дети — герои книг (3 ч)

Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».

Парад героев сказок.

Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».

Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.

Книги о животных (3 ч)

Книги-сборники о животных.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание. Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).

Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.

Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу изучения в первом классе факультативного курса «Читающий росток» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый базовый (у отдельных учащихся – повышенный) уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития и сформированы следующие универсальные учебные действия:

Универсальные учебные действия:

  •  находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  •  выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  •  сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  •  формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
  •  характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
  •  сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  •  слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  •  пользоваться аппаратом книги;
  •  овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  • систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

2 класс (33 ч)

Книга, здравствуй! (3 ч)

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.

Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.

Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль.

Правила работы с книгой.

Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Книгочей — любитель чтения (2 ч)

Библиотека. Библиотечный формуляр.

Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог.

Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.

Викторина «Что вы знаете о книге?».

Игра «Я — библиотекарь».

Я читаю-значит расту… Книги о твоих ровесниках (4 ч)

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.

Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.

Читальный зал.

Чтение и рассматривание книги В. Железняков «Таня и Юсник» или

В. Крапивина «Брат, которому семь лет».

Конкурс- кроссворд «Имена героев детских книг».

Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов.

Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).

Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).

Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отельных эпизодов из рассказов о детях).

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.

Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».

Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».

Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

Писатели-сказочники (4 ч)

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.

Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде.

Чтение выбранной книги.

Герои сказок. Викторина.

Творческая работа «Лукошко сказок».

Книги о детях (4 ч)

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).

Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, Михалков, А. Барто).

Старые добрые сказки (4 ч)

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.

Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран.

Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.

Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок.. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Д. Родари «Приключения Чиполлино», Р. Киплинг «Рики-Тики-Тави»

Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Книги о семье (3 ч)

Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни.  Э. Успенский «Трое из Простоквашино».

Защитникам Отечества посвящается (3 ч)

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.

Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.

Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

По страницам любимых книг (2 ч)

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу изучения во втором классе факультативного курса «Читающий росток» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый базовый (у отдельных учащихся – повышенный) уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития и сформированы следующие универсальные учебные действия:

  •  знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
  • ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
  •  пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
  • пользоваться «Правами читателя»
  •  заполнять каталожную карточку;
  •  систематизировать книги по авторской принадлежности;
  •  составлять список прочитанных книг;
  •  выделять особенности книги;
  •  работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
  •  аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
  • классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру;
  • получать удовольствие от чтения.

Тематическое планирование

1 класс

Занятие 1. Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

Занятие 2. Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

Занятие 3. Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

Занятие 4. Книги о Родине и природе.

Занятие 5. Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

Занятие 6. Книги-сборники писателей-классиков о детях.

Занятие 7. Книги современных писателей о детях.

Занятие 8. Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки».

Занятие 9. Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».

Занятие 10. Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Занятие 11. По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги- произведения ).

Занятие 12. В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей.

Занятие 13. Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Занятие 14. Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.

Занятие 15. Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением.

Занятие 16. Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.

Занятие 17. Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

Занятие 18. По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй.

Занятие 19. Книги С. Маршака. Выставка книг.

Занятие 20. Книги-сборники произведений К. Чуковского.

Занятие 21. Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг.

Занятие 22. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

Занятие 23. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».

Занятие 24. В гостях у сказки.

Занятие 25. Стихотворения для детей. Книги-сборники.

Занятие 26. Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

Занятие 27. Дети — герои книг детских писателей.

Занятие 28. Литературная игра «Вопросы и ответы».

Занятие 29. Книги В. Бианки, Г. Скребицкого.

Занятие 30. Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Занятие 31. Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Занятие 32. По страницам любимых книг. Выставка книг. Рекомендации к летнему чтению.

2 класс

Занятие 1. Роль книги в жизни человека. «Как бы жили мы без книг». Хорошее время читать. «Читаю - значит расту…»

Занятие 2. Мой читательский паспорт. Моя «читательская биография».

Знакомство с экраном чтения.

Занятие 3. История создания книги. Первая печатная книга на Руси. Структура книги (элементы книги).

Занятие 4. Экскурсия в библиотеку. Права читателя.

Занятие 5. Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.

Занятие 6. Выставка книг о детях. Структура книги.

Занятие 7. Книги В. Осеевой. Книга-сборник.

Занятие 8. Книги Е. Пермяка. Титульный лист.

Занятие 9. Книги Н. Носова. Типы книг.

Занятие 10. Книги В. Драгунского. Аппарат книги.

Занятие 11. Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат).

Занятие 12. Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

Занятие 13. Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».

Занятие 14. Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».

Занятие 15. Скороговорки и чистоговорки.

Занятие 16. Книги с литературными (авторскими) сказками.

Занятие 17. Писатели-сказочники.

Занятие 18. Герои сказок. Викторина.

Занятие 19. По страницам сказок Х.К. Андерсена.

Занятие 20. Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок».

Занятие 21. Книги о детях. Выставка книг. Копилка читательских открытий.

Занятие 22. Герои книг В. Осеевой.

Занятие 23. Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях.

Занятие 24. Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.

Занятие 25. Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители.

Занятие 26. Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.

Занятие 27. Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Занятие 28. Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. Д. Родари «Приключения Чиполлино», Р. Киплинг «Рики-Тики-Тави»

Занятие 29. Народные сказки на страницах детских журналов.

Занятие 30. Книги о семье. Э. Успенский «Трое из Простоквашино».

Занятие 31. Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».

Занятие 32. Итоговое задание: «Кулинарная книга» для любимого героя. «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.

Занятие 33. Твои достижения. Летнее чтение. «Много книжек хороших и важных…»

Методическая Литература.

  1. Н. Ф Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности. М: «Вентана-Граф. 2013г
  2. Т.Г. Галактионова, С.О. Саввинова, Я.Г. Назарова, С.Г. Жук. Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1, 2 класс М: Просвещение, 2012г
  3. И.Ф. Яценко. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 1 класс. М.: «Вако» 2008
  4. Авторские книги-произведения, книги-сборники, книги народных и фольклорных жанров, детская литература и периодика согласно тематике занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе ФГОС клуб"Почемучки"

Программа клуба «Почемучки» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир»  для 1-4 класса, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в обл...