Коррекционно-развивающая программа по самообслуживанию
рабочая программа (1 класс) по теме

 

Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а  овладение навыками обслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей.Основной задачей программы является, целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а так же формирования для каждого ребенка максимального уровня самостоятельности. Программа направлена на  удовлетворение потребностей каждого учащегося в формировании жизненно важных практических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobsluzhivanie.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт- Петербургское государственное стационарное  учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонением в умственном развитии №1»

Комитета по труду и социальной политике

Коррекционно - развивающая программа по самообслуживанию

Автор-Составитель:

Гладык Т.Р.

г.Петродворец

Содержание

1.Пояснительная записка

2.        Содержание программы

2.1        Тематический план (1 класс)

Знания и умения, которые должны сформироваться за 1 год обучения

2.2        Тематический план (2 класс)

Знания и умения, которые должны сформироваться за 2 год обучения

2.3.Тематический план (3 класс)

Знания и умения, которые должны сформироваться за 3 год обучения

3.Список рекомендуемой литературы

4.Приложение

I. Пояснительная записка

Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а  овладение навыками обслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей.

Основной задачей программы является, целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а так же формирования для каждого ребенка максимального уровня самостоятельности. Программа направлена на  удовлетворение потребностей каждого учащегося в формировании жизненно важных практических навыков.

Цель работы – достижение максимально возможных положительных результатов самообслуживании себя, для обеспечения бытовой независимости.

Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость умственно отсталого молодого человека от окружающих (одновременно облегчает их деятельность), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах. Программа составлена с учетом психофизических возможностей ребенка, его познавательной активности, уровня знаний, умений.

Программа рассчитана на три года обучения.

В программе несколько разделов:

- Личная гигиена

- Уход за одеждой и обувью

- Хозяйственно бытовой труд

И к третьему году обучения прибавляется раздел:

- Правила поведения

Первоначально дети осваивают базисные операции будущего умения, подражая образу действий педагога. Постепенно действия по образу переходят в выполнения работы по аналогии. Степень самостоятельности возрастает постепенно.

Каждый бытовой навык, которому предстоит обучить учащегося, представляет собой  сложный набор последовательно выполняемых действий. Педагогу предварительно  необходимо разложить тот или иной навык на составляющие его элементы и сначала обучить ученика выполнению каждого из них отдельно, поэтому, навыки самообслуживания развиваем «по шагам», от показа, выполнения с посторонней помощью, постепенно уменьшая помощь и увеличиваем степень самостоятельности, отличая успех и возможность продвижения.

Система метод М.Монтессори, как раз раскрывает такой подход обучения, где все дается в медленном темпе, расчлененных действиях, делая акцент на показе. Поэтому, в этой программе, используются достаточное количество упражнений данной методики:

- «Упражнение с рамками»

- «Открывание и закрывание дверей»  

- «Перенос предметов» и т.д.

Основными методами работы по формированию навыков самообслуживания, являются наглядно-образные (показ) и практико-действенные (отработка) группы методов.

Ученики с глубоким и тяжелым нарушением интеллекта нуждаются в обучении самообслуживанию. Усвоив эти навыки, они смогут приобщаться к более сложным видам трудовой деятельности. На первом этапе работа заключается в привитии ученикам и усвоении ими элементарных правил поведения среди взрослых и сверстников и формировании жизненно необходимых навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

На втором этапе, помимо самообслуживающего труда, младших школьников и подростков приобщают к более сложным видам трудовой деятельности:  хозяйственно-бытовому труду, посильному труду в природе. Кроме того, у учащихся с интеллектуальными проблемами формируется отношение к сверстнику как к партнеру, возникает способность учитывать «программу партнера», происходит развитие коммуникативных умений.

Овладение трудовыми навыками, ребенок приобретает навык предметно-орудийных действий, осваивает конкретные операции, но и существенно обогащает собственный морально-этический опыт. У учащихся возникают самые первые реальные мотивы поведения.

Важно, чтобы у учащихся возникло стремление поддерживать порядок в своем доме, по возможности улучшать за счет собственных трудовых усилий обстановку в игровой комнате, в раздевалке, в других помещениях.

Участие в посильном труде должно существенно преобразовать личностный облик ребенка с интеллектуальной недостаточностью, сформировав у него уверенность в собственных силах и избавив от чувства отгороженности от среды нормально развивающихся сверстников.

Коррекционно-развивающая работа в отделениях и группах абилитации направлена  на обучение выполнению хозяйственно-бытовых поручений в соответствии с заранее намеченным планом по образцу и по словесной просьбе взрослого; совершенствование трудовых действий учащихся; совершенствование зрительно-двигательной

координации в процессе выполнения трудовых действий.

Учить детей поддерживать чистоту и порядок в помещении, а также в одежде, обуви, личных вещах, игрушках.

Учить пользоваться санитарно-гигиеническими и постельными принадлежностями; закреплять приобретённые  навыки.

Расширять навыки применения разнообразных предметов- орудий для выполнения хозяйственно-бытовых поручений в помещении и на прогулке.

Совершенствовать умение накрывать на стол, формировать умение оказывать помощь взрослому в приготовлении пищи.

Воспитывать желание трудиться, бережно относиться к результатам человеческого труда; формировать умение распределять предстоящую работу по этапам .

Приобретённые трудовые навыки позволять воспитанникам в дальнейшем обслуживать свои нужды и помогать товарищам в учреждениях, где они проживают после достижения 18-ти летнего возраста.

2.Содержание программы:

2.1.Тематический план 1 класса.

Раздел

Тема

Уход за одеждой и обувью

---------------------------------------------------------

Личная гигиена

---------------------------------------------------------

Бытовой труд

  1. Различие одежды
  2. «Мы в зеркале»
  3. Покажи и назови одежду (на себе, в шкафу, разложенную на стульчике).
  4. Д/и «Одень куклу на прогулку»
  5. Д/и «Надеваю и снимаю»
  6. д/и «Кто что делает?»
  7. д/и «Большой - маленький»
  8. Разрезные картинки по теме одежда «Парные картинки»
  9. д/и «Покажи»
  10. Умение одевать колготки, носки, футболки. (игра «копилка», «шарик катится»).
  11. Кукла ложиться спать.
  12.  По методики Монтессори:

А) Рамка с застежкой «Молнией»

Б) Рамка с липучками

13)  Складываем одежду на стульчик

14)  Вытирание ног после прогулки

15) «Куда надо ставить обувь»

16) вешаем одежду в шкафчик

17) «Что забыла надеть Маня?»

18) Застегиваем кнопки на рубашке

19) «Заправляем штанишки»

20) «Варежки» найди пару?

21) Застегиваем большие пуговицы

22) Застегиваем одежду на кнопки или крючки

23) Надеваем рукавицы

24) Растягиваем большие пуговицы на макете на макете с пуговицами или на куртке, лежащей на столе.

----------------------------------------------------

Различать и называть:

А) Части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, живот, спина, плечи, руки, ноги,).

Б) Предметы личной гигиены: (мыло, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, полотенце, дезодорант, таз, ванна, шампунь).

1) «Чтобы щечки блестели» (Умывание лица)

2) Моем руки и лицо последовательное мытье. Голова, шея, руки.

Покажи на себе  и на кукле.

3)Вытираем нос когда напоминаем.

4) «Носовые платочки»

5) Самостоятельное открывание крана и намыливание рук

6) «Вытираемся полотенцем»

7) «Мыльные пузыри»

8) «Расческа»

9) «Что нужно в баню?»(Моющие средства)

10) «Купание кукол» «Девочка чумазая»

----------------------------------------------------

  1. Помогаем накрывать на стол, правильно расставляя тарелки, раскладываем  салфетки.
  2. Сметание со стола. Переноска стула и действия со столом.
  3.  «Открывание и закрывание двери»
  4. Правила поведения за столом.
  5.  «Я- дежурный»
  6. Правила поведения в спальне
  7. «нахожу свою кроватку, стульчик»
  8. Дежурим по классу, раскладываем учебные пособия с учителем.
  9. «Угощаем куклу чаем (сервировка стола)

Знания и умения которые должны быть сформированы:

- Обращать внимание на свой внешний вид, замечать непорядок в одежде, устранять его с помощью учителя; Учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке, аккуратно складывать ее или вешать в свой шкафчик; правильно, в нужной последовательности мыть лицо и руки, пользуясь мылом; перед мытьем рук и умыванием подворачивать рукава рубашки или платья, не обливаться водой при умывании, пользоваться личным полотенцем для вытирания лица и рук, правильно идо суха вытираться; пользоваться индивидуальной расческой, носовым платком. Своевременно и аккуратно совершать свой туалет, пользоваться туалетной бумагу, мыть руки после посещения туалета; Воспитывать умение культурно вести себя во время еды: правильно держать ложку, есть аккуратно, в случаи необходимости пользоваться салфеткой, выходить из-за стола только после окончания еды, благодарить взрослых; воспитывать готовность оказывать взрослым посильную помощь по поддержанию порядка в групповой комнате «принести нужную вещь, поднять, поднять разбросанные игрушки, положить куклу на место и т.п.»; воспитывать привычку убирать на место игрушки после игры, складывать в коробку кубики, ставить в «гараж» машины, класть на полку книги; включать детей в посильный труд на участке: собирать опавшие листья, сгребать снег, посыпать дорожки песком, поливать из лейки цветы.

Обувание и снимание обуви (расстегнуть и застегнуть обувь на липучках, молниях, с помощью учителя, зашнуровать батники. Смотреть в зеркало, друг на друга. Называть и показывать одежду на себе, в шкафчике, разложенную на стуле и т.д.) Идентифицировать одежду (Шорты, трусы, майка и т.п.)

Полоскать рот после еды.

2.2. Тематический план 2 класс.

Раздел

Тема

Уход за одеждой и обувью

--------------------------------------------------------

Личная гигиена

--------------------------------------------------------

Хозяйственно бытовой труд

  1. Виды одежды
  2. Складывание одежды в шкафчик
  3. Вешаем одежду – рубашку , куртку на плечики.
  4. Вытирание ног после прогулки.
  5. Стирка мелких вещей: носовых платков.
  6. Различать «левый – правый ботинок» д/и «Чей это ботинок?» Завязываем первый узел
  7. Завязывание ботинок на шнурках.
  8. Застегивание сандалий
  9. Застегивание и расстегивание липучек.
  10. Застегиваем молнию
  11. Застегивание и расстегивание кнопки на рубашке
  12. Обувание и снимание обуви а) липучках, б) пряжках, в)молниях
  13. Последовательность одевания на прогулку , определение, что надо снять, что надо одеть?
  14. Сравнение, кто правильно сложил одежду на свой стульчик
  15. «Сушим белье»: по методике Мантессори
  16. Складывание салфеток.
  17. Рамки с крючочками.
  18. Рамки с застежками и молнией.
  19. Посмотри на себя в зеркало
  20. «Во что одет твой товарищ»
  21. Соотнесение одежды по различным признакам (для прогулки, обувь для группы, для улицы и т.п.)
  22. Надеваем с небольшой помощью свитера, одежду с застежками.
  23. Шнуруем ботинки, завязываем тесемки капюшона.

-------------------------------------------------------

  1. Называть и показывать правую и левую руку, правую и левую ногу, части тела; лоб, подбородок, затылок, щеки и губы.
  2. Действие, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесывать.
  3. Моем руки не брызгая водой, сухо вытираем.
  4. Использование мочалки при мытье
  5. Пользуемся туалетной бумагой.
  6. «Умеешь ли ты чистить зубы»
  7. Порядок мытья лица, рук,.
  8. Пользуемся салфеткой после еды
  9. Моемся в ванной, моем только спину, шею, уши.
  10. Учимся мыть ноги

--------------------------------------------------------

1)Я – дежурный  в группе, помочь другому дежурному.

2) Я – дежурный по классу , помогаю учителю.

3) Правила поведения в туалетной комнате

4) Правила поведения в спальне

5)Разбираю свою кровать с посторонней помощью.

6) Поведение и посадка во время приёма пищи

7) Название мебели и её назначение

8)Игра «Кто забыл убрать игрушки на полу?»

9)Стирать кукольное бельё.

10) Протираем столы

11) «Вытираем доску»  

Знания и умения которые должны сформироваться:1)Совершенствовать сформированные ранее навыки самообслуживания, содействовать их превращению в стойкие положительные привычки. Ученики своевременно, без напоминания, мыли лицо и руки мылом, чистили утром и на ночь зубы, причесывались, пользовались носовым платком.

2)Навыки правильного поведения за столом: Культурно вести себя за столом. Выходить из-за стола тихо, задвигать под стол свой стул, благодарить. Во время еды пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой, ножом с широким и тупым лезвием ), есть с закрытым ртом, разламывать пищу на мелкие части с помощью ножа и вилки, не крошить хлеб, пользоваться по мере необходимости салфеткой; после еды полоскать рот. Продолжать приучать выполнять определенные трудовые поручения ,помимо дежурства по столовой ввести дежурство по урокам. Дежурный по столовой сервируют столы по указаниям учителя;  убирают посуду после еды, подметают пол. Дежурные под руководством  педагога раздают дидактические материалы на уроки , после их окончания убирают в коробки и ящики. Руководя работой дежурных, учитель формирует у них умение работать согласованно и дружно, справедливо распределять обязанности.

3)Продолжать привлекать детей к участию хозяйственно-бытовом труде: учить стирать пыль с мебели, подоконников влажной тряпкой,  мыть и протирать игрушечный строительный материал, стирать кукольную одежду, затем переодевать куклу в чистую одежду: следить за порядком в уголке природы, ухаживать за растениями, поливать помогать учителю в пересадке растений.

Соотносить одежду по различным признакам(обувь для дома, для прогулки и т .д.)

Расшнурование шнурков с частичной помощью взрослого и самостоятельно. Устранять непорядок в одежде, аккуратно складывать или вешать на «плечики»свои вещи, соблюдать порядок в шкафчике.

Пользоваться носовым платком, специальными салфетками, вытирать рот после еды. Открывать и закрывать тюбик с зубной пастой. Полоскать рот после еды.

Приучать поддерживать порядок в спальне и групповой комнате. Дежурить по классу. Привлекать к совместным работам по поддерживанию порядка на  участке.

2.3. Тематический план 3 класса

Раздел

Тема

Уход за одеждой и обувью.

--------------------------------------------------------

Личная гигиена.

--------------------------------------------------------

Хозяйственно – бытовой труд

------------------------------------------------------

Правила поведения

  1. Виды одежды и головные уборы.
  2. Вешаем одежду на плечики.
  3. Растягиваем ремень.
  4. Развешивание вещей после стирки, сушим используя прищепки
  5. Застегивание молний .
  6. Виды обуви и их значения.
  7. Стирка мелких вещей (носков, носовых платков)
  8. На какой полочке по счету лежит(шапка, куртка, штанишки, ботинки)
  9. Различать «Правый- левый ботинок»
  10. Шнуровать обувь – шнуровать обувь и помогать другим.
  11. Чистка обуви и протирание её тряпочкой.
  12. Последовательность одевания на прогулку, что надо снять, что надо одеть и куда положить.
  13. (Летняя, зимняя, осенняя одежда). Подбираем одежду в зависимости от погоды.
  14. Просим пришить пуговицу.
  15. Правильно ставить обувь в отведенное место.
  16. Сравнение, кто правильно сложил одежду на своем стульчике, исправлять ошибку.
  17. Пользоваться щеткой для одежды.
  18. «Обувь взрослая – обувь детская»
  19.  По  методики Монтессори «Складываем салфетки»1)Рамки с крючками и петлями.2)Рамки с ремнями 3)Рамки с бантиками 4) Чистка ботинок.
  20. Раздевание и одевание одежды по пиктограммам.
  21. Надеваем пальто на плечики помещаем плечики на нижнюю вешалку по указанию.
  22. Чистим загрязнения на одежде.
  23. Вставляем нижний край молнии в замок.
  24. Выбираем соответствующую одежду, по сезону и случаю.

----------------------------------------------------

  1. Уход за руками.
  2. Уход за зубами.(Самостоятельное выдавливание пасты)
  3. Умение в разных ситуациях использовать носовой платок.
  4. Пользование туалетом.(Использование унитазного кружка)
  5. Вода – Где находиться горячая и холодная.
  6. «Уход за волосами»
  7. Мытьё головы под душем.
  8. Периодичность и правило мытья рук в течении дня.
  9. Намыливание мочалки: использование мочалки при мытье.
  10. Вытирание банным полотенцем.
  11. Гигиена интимных мест.
  12. Использование крема для ухода за кожей.
  13. Умение откладывать(сдерживать) оправление нужды.
  14. Смывание унитаза
  15. Мытье рук после оправления нужды.
  16. Моем ноги.
  17. «Зарядка по утрам»
  18. Идём во время в туалет, раздеваемся, подтираемся, спускаем воду  и одеваемся самостоятельно.

---------------------------------------------------------

  1. Я могу научить дежурить.
  2. Готовлю класс к уроку. Дежурство в классе.
  3. Отвечаем за одну ежедневную работу по группе (вынос мусора, вытирание пыли и т.п.)
  4. Соблюдение порядка в спальне.
  5. Разбираю свою кровать и укладываюсь спать пожелав «Спокойной ночи».
  6. Стряхиваем простынь
  7. Складывание одеяла в пододеяльник. Заправляю свою постель (стряхиваю и разглаживаю простынь, расправляю одеяло)
  8. Соблюдаю порядок в группе. Игра «Кто забыл убрать группу?»
  9. Проведение влажной уборки группы.
  10. Начинаем мыть посуду

Подметаем пол

Убираем мусор с прогулочной площадки.

------------------------------------------------

  1. Правила поведения за столом; эстетика приема пищи.
  2. Правила поведения в транспорте.
  3. Правила поведения на общественных мероприятиях: концерты, поездки т. п.
  4. Правила поведения в туалетной комнате.
  5. Поведение в группе. «Группа наш дом.»

Самообслуживание: раздеваться и одеваться, расстегивать и застегивать пуговицы, расшнуровывать и зашнуровывать ботинки, застёгивать молнии, следить за своим внешним видом, быть подтянутым и аккуратными устранять непорядок в одежде, аккуратно складывать или вешать свои вещи, соблюдать порядок в своём шкафчике. Знать и различать виды одежды, обуви, головных уборов, элементарные правила ухода за одеждой, обувью. Правило стирки хлопчатобумажных изделий(носовых платков).Должны иметь представления о тот для чего нужно содержать в чистоте  и порядке одежду и обувь. Своевременно пользоваться туалетом. Пользоваться носовым платком ,складывать его. Чистить зубы самостоятельно с нанесением зубной пасту на щетку. Поведение за столом ,в спальне , в транспорте.

Знание и умение ,которые надо формировать:1) Различать ложку (большая - столовая, маленькая - чайная),вилка, нож; 2)пользоваться столовыми приборами и посудой по назначению (есть ложкой, вилкой, пользоваться ножом при разрезании, намазывании пищи на хлеб; пить из кружки или чашки); 3)выполнять при еде правило её потребления(есть маленькими порциями, тщательно пережевывать пищу, не разбрасывать пищу по тарелке, к столу; не облизывать ложку и тарелку  и т. д.); 4)пользоваться тканевой или бумажной салфеткой.5) Накрывать на стол; убирать со стола.

Поддерживать порядок в групповой комнате. Убирать постель. Уход за растениями(полив и опрыскивание цветов).Самостоятельно наводить порядок на участке подметать и очищать дорожки от мусора и т. п.

Добросовестно выполнять обязанности дежурного.

3. Список литературы:

  1. Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. – «Социально-бытовая ориентировка в специальных коррекционных образовательных учреждениях 1 и 2 вида»  Пособие для учителя. Москва – центр Владос 2003г.

  1. Бгажнокова И М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушением интеллекта //дифектология, 1997г. №1

  1. Мастюкова, Моковнина А.П. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии (под редакцией Селеверстова В.И.)Москва гуманит издательский центр Владос 2003г.

  1. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь «особому» ребенку»Книга для педагогов и родителей СПб: институт спец педагогики и психологии 1998г.

  1. Деменьтьева Н.Ф. и др Роль семьи в воспитании и обучении детей с «особыми нуждами» М., 1996г.

  1. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями М., 1996г.

  1. Обучение детей бытовым навыком из кн.: Бейкера Б.И. Братмана А. «Путь к независимости» / Пер. и ред. Биттова А., Обнинск 1999г.

  1. Специальная школа. Направление и указание для занятий с детьми и подростками, имеющими тяжелую степень умственной ограниченности. Пер. с нем., ред. Левина А., Власкевич Н. Минск 1996г.

  1. Человек и общество. Программа по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта. Вып.2./ под ред. Шипицинной Л.Н., Хилько А.А., Асикритов В.П. СПб., 1996

  1. Человек и природа. Программа по обучению здоровому образу жизни детей с глубоким нарушением интеллекта. Вып.2/ под ред. . Шипицинной Л.Н., Хилько А.А., Асикритов В.П. СПб., 1996

  1. Диагностика информирование навыков самообслуживания, хозяйственно бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей. Методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителям. Минск 1997г.

4. Приложение: практические задания по разделам

ТЕМА: надевает сам, с небольшой  помощью, свитер и одежду с застёжками.

Задание:

  1. Оденьте свитер на голову ребенка, придерживая рукава, пусть сам оденет на себя свитер.

  1. Положите пальто (куртку)на пол, воротом к ребенку. Он наклоняется, засовывает руки в рукава и перекидывает пальто через голову. Хвалите ребёнка , когда он способен сделать это самостоятельно. Поощряйте за успех. Показывайте, как застёгиваются пуговицы или другие застёжки.

  1. Кладите небольшие призы для ребенка в такие вещи, которые надо расстёгивать (кошельки, карманы с застёжками и т. д.)

  1. Даже если самостоятельное одевание занимает у ребенка больше времени, разрешайте ему делать это. Пусть он знает, чего вы от него ждёте. Планируйте своё расписание так , чтобы было дополнительное время, которое одевание может отнять по утрам, и чтобы не делать этого за ребёнка из-за недостатка времени.

ТЕМА: Вытирает нос когда ему напоминают.

Задание:        

  1. Кладите носовой платок туда, откуда ребенок его может его легко достать. Говорите ребенку, когда надо пользоваться платком. Хвалите ребенка, за то, что он вытирает себе нос и выбрасывает использованный бумажный платок в корзину для мусора.

  1. Показывайте ребенку, как вытереть нос. Пусть он старается подражать вам. Хвалите ребенка за то, что он вытирает нос, когда вы напоминаете ему об этом.

  1. Имейте специальный носовой платок для ребенка, которым тот может воспользоваться.

  1. Пусть ребенок носит небольшой пакетик бумажных салфеток (платков) в кармане, особенно когда холодно.

ТЕМА: Начинает и заканчивает одевание и раздевание, кроме вещей с застежками, в трех из четырех случаев.

Задание:

  1. Ребенок должен проявлять инициативу при одевании. Поощряйте его за инициативу.

  1. Приучайте ребенка одеваться самостоятельно, даже если это потребует много времени. Хвалите его за достижения.

ТЕМА: Застегивает одежду на кнопки или на крючки.

Задания:

  1. Пришейте кнопки и крючки к одежде. Помогайте ребенку, направляя его пальцы при застегивании кнопки или крючка.  Постепенно уменьшайте помощь.

  1. Пусть ребенок наблюдает за вашими действиями, когда вы застегиваете кнопку или крючок, в то время как вы рассказываете, что вы делаете. Попросите его делать то же самое, одновременно давайте словесные указания.

  1. Укрепите кн6опки или крючки на обратной стороне веселой физиономии ил игрушечного животного. Продолжайте упражняться в застегивании крючков и кнопок сзади.
  2. Начинайте с того, что держите нижнюю часть кнопки, ребенка же заставляйте протолкнуть верхнюю часть кнопки в нижнюю, разрешите ребенку самому держать нижнюю.

  1. Держите петлю от крючка, и пусть ребенок зацепляет ее крючком. По мере приобретения навыка пусть он сам следит, как  крючок залепляется за петлю.

  1. Начинайте с того, что используйте крючки и кнопки большого размера и постепенно уменьшайте их величину.

  1. Упражняйтесь на одежде расположенной на столе или  на ком-нибудь, когда ребенок этому научился, пусть он упражняется на одежде, которую носит. Изготовьте пояски из матерчатых полосок и прикрепите на них крючки и кнопки. Пусть ребенок надевает их на себя и застегивает крючки и кнопки.

 

ТЕМА: высмаркивает нос после напоминания

Задания:

  1. Научите ребенка правильно сморкаться. Покажите ему , как это делается, и одновременно описывайте эти действия.
  2. Помогайте ребенку, поначалу вместе направляя его руки и подсказывая ему, когда сморкаться.

  1. Если ребенку нужно вытереть нос, предложите ему высморкаться. Хвалите, когда он это делает.

  1. Пусть ребенок носит одежду с кармашком. Положите ему в кармашек салфетку или носовой платок. Хвалите, когда он пользуется этим самостоятельно или  напоминайте ему при необходимости.

 

Тема: Надевает пальто на плечики  и помещает плечики на нижнюю вешалку по указанию.

Задание:

  1. Помещайте плечики в доступном для ребенка месте на уровне его роста.

  1. Напоминайте каждый раз ребенку о необходимости вешать своё пальто на место.

  1. хвалите ребенка, когда он вешает свое пальто. Если он забудет и бросит своё пальто на пол или на кровать, велите ему надеть пальто снова и выйти за дверь, сразу после этого зайти в дом и повесить своё пальто на место.

  1. покажите ребенку, как плечики соответствуют рукавам и плечам.

  1. Если можно, используйте пластмассовые или деревянные плечики, соответствующие пальто по размеру.

       

ТЕМА: Чистит зубы когда получает указания.

Задания;

  1. используйте небольшую зубную щетку и позвольте ребенку держать под струёй вод. Он может сначала чистить зубы без пасты. Затем положите небольшое количество пасты.

  1. Пусть ребенок чистит зубы в тоже время, когда кто-то из родителей делает тоже самое пусть он вам подражает. Пусть он наблюдает себя и родителя в зеркале, которое должно быть расположено на высоте роста ребенка так, чтобы он мог себя видеть.
  2. Будьте настойчивы в своих действиях, а так же побуждайте и помогайте ребенку чистить зубы два раза в день, примерно в одно и тоже время.

  1. Храните зубную щетку и собственную зубную пасту ребенка в специальном месте, где он может их каждый день найти.

       

ТЕМА: Надевает рукавицы

Задание:

  1. Покажите ребенку, как рука соответствует рукавице, а специальное место предназначенное для большого пальца.

  1. Используйте для ребенка рукавицы нужного размера. Лучше не пользоваться маленькими или очень большими рукавицами.

  1. Чтобы ребенку было интересно, пользуйтесь рукавицами,  которые выглядят как голова животного (пуговки для глаз, красная полоска между большим пальцем и ладонью для рта.).

  1. Сначала помогайте ребенку одевать  рукавицу. По мере того как ребенок начинает справляться, меньше помогайте ему.

  1. Пусть ребенок потренируется и достигнет умения надевать рукавицу голой рукой, прежде чем обучать одевать его вторую рукавицу рукой,  которая уже в рукавице.

ТЕМА: Расстегивать большие пуговицы на макете с пуговицами или на куртке, лежащие на столе.

Задание:
  1. Возьмите кусок ткани шириной в два сантиметра с петлёй на одной половине. К другой половине пришейте пуговицу. Покажите ребенку, руководя его руками, как застёгивать пуговицу. Протолкните  пуговицу  частично через отверстие и пусть ребенок завершит это. Всё меньше и меньше помогайте ребенку до тех пор, пока он не будет расстегивать пуговицу самостоятельною.

  1. Положите пальто или другую одежду с пуговицами на стол или на пол так, чтобы ребенку было проще обращаться с пуговицами и материалом.

  1. Пусть он расстегивает вам  платье или рубаху позволяете ему также расстегивать собственную одежду. Хвалите его, если у него хорошо получается.

ТЕМА: Надевает ботинки

Задание:

  1. Покажите, как натягивать ботинки (сапожки). Помогайте ребенку, когда он пытается натягивать ботинки сам. Поощряйте его усилия. Помогайте, если трудно. По мере того как у ребенка начинает получаться, постепенно уменьшайте свою помощь.

  1. Потренируйтесь надевать ботинки, которые имеют немного большой размер. Когда ребенок обучиться надевать их, дайте ему поупражняться на ботинках его размера.

  1. Потренируйте ребенка сначала надеть носок, а затем просунуть ногу в ботинок вместе с надетым носком.

ТЕМА: Чистит загрязнения на одежде.

Задания:

  1. Отведите специальное место для тряпки или губки, которыми нужно чистить загрязнения на одежде.

  1. Пусть члены семьи показывают пример и чистят свою одежду, показывая малышу, как это делать.

  1. Не наказывайте ребенка, если он случайно запачкал одежду.

  1. Хвалите ребенка, когда он приемлемо чистит грязные пятна.

ТЕМА: Расстегивает свою одежду.

Задания:

  1. Используйте одежду, застегивающуюся спереди. Хвалите ребенка за то, что он смог ее расстегнуть.

  1. Надевайте ребенку одежду с большими пуговицами и тренируйте его расстегивать эти вещи. Постепенно уменьшайте размеры пуговиц. Помогайте ребенку словом и делом, когда это необходимо.

  1. С начало расстегивайте все пуговицы, кроме одной, а с ней пусть справляется ребенок сам. Постепенно увеличивайте количество пуговиц, которые должны быть расстегнуты им в очередной раз.

  1.  Частично расстегните каждую пуговицу, и пусть ребенок завершит это действие. Давайте словесные указания, когда он это делает. Все меньше и меньше помогайте расстегивать пуговицы: ребенок будет постепенно расстегивать пуговицы самостоятельно.

  1.  Когда ребенок сам может расстегивать свою одежду, сделайте это его обязанностью при раздевании. При это м не забывайте похвалить ребенка за самостоятельность.

ТЕМА: Застегивает большие пуговицы на макете с пуговицами или на куртке, лежащей на столе.

Задание:

  1. Возьмите пуговицу размером около 1-2 см сделайте петлю в 1,8 см. Для простаты действия работайте с материалом на столе или на полу.

  1. Научите ребенка действовать так, что бы он держал рубашку большим и указательным пальцем, помещая кончик указательного пальца в петлю. Большим и указательным пальцами другой руки он должен держать пуговицу, помещая край пуговицы напротив кончика большого пальца в отверстие  петли. Ребенок теперь может протолкнуть пуговицу так, чтобы она касалась указательного пальца и оказалась над петлей. Когда пуговица уже почти прошла отверстие, помогите ребенку удержать пуговицу рукой, и пусть ребенок тянет пуговицу через отверстие. Хвалите его, когда он старается.

  1. Начинайте с последних этапов действия, когда пуговица уже почти прошла через отверстие, и пусть ребенок завершит действие. Постепенно позволяйте ему проявлять все больше и больше самостоятельности, оставляя все большую часть пуговицы вне петли. Постоянно хвалите малыша.

  1. Используйте куски фетра с петлями и большую пуговицу на веревочке, прикрепленную к крышке пластиковой банке из-под кофе.

ТЕМА: Убирать стол

Задания:

  1. Покажите ребенку, куда поставить его обеденный прибор. Постарайтесь, чтобы все члены семьи ставили себе приборы и ребенок мог подражать им.

  1. Пусть это будет ежедневное задание ребенку по дому. Хвалите его за выполненное задание.

  1. Пусть он убирает стол, прежде чем ставить приборы. Используйте небьющуюся посуду.

ТЕМА: Вставляем нижний край молнии в замок.

Задание:

  1. Покажите ребенку, как нижний край молнии входит в замок.

  1. Придерживайте замок, когда ребенок вставляет туда нижний край молнии и застегивает ее.

  1. Удостоверьтесь, что замок работает легко.

  1. Потренируйтесь сначала с предметами туалета на столе, затем перейдите к одежде, которая на ребенке.

  1. Хвалите малыша, когда ему удается вставить молнию в замок и застегнуть ее самостоятельно.

  1. По началу используйте крупную молнию и постепенно уменьшайте ее размер. Начинайте учить застегивать молнии на столе, потом и ребенок будет работать с молнией на вещах, которые на нем надеты.

  1. Возьмите большую разъемную молнию, пришитую на полосках сложенной в двое грубой ткани. Ребенок может тренироваться с этими двумя ровными кусочками ткани.

ТЕМА: Моет руки и лицо.

Задания:

  1. Ребенку ежедневно необходимо напоминать когда следует мыть руки и лицо.

  1. Хвалите ребенка каждый раз, когда он успешно справляется с этой задачей.

  1. пусть у ребенка будет собственный кусочек мыла, полотенце и мочалка в доступном для него месте.

  1. Приготовьте подставку или табуретку, чтобы ребенок использовал их, когда ему надо достать кран, чтобы помыться.

  1. Постепенно уменьшайте свою помощь, по мере того как ребенок не станет нуждаться только в словесных указаниях и сможет умывать лицо и руки самостоятельно.

  1. Повесь те табличку в ванной комнате и пусть ребенок наклеивает в нее улыбающееся чистое личико, когда он успешно вымылся. Сначала покажите ребенку как использовать мочалку (губку для мытья лица и рук). Для необходимости помогайте выполнить эту процедуру. Пусть ребенок закроет кран и повесит полотенце, прежде чем вы наградите его.

ТЕМА: Использует соответствующие принадлежности для еды.

Задание:

  1. Будьте образцом для ребенка, за столом и правильно пользуйтесь соответствующими столовыми приборами. Рассказывайте, какие приборы вы используете и почему.

  1. Перед приемом пищи проверьте, какие приборы и принадлежности должны быть использованы для каждого блюда. Пусть ребенок сам скажет вам, если знает.

  1. Хвалите ребенка после приема пищи, если он пользовался соответствующими приборами.

ТЕМА: Моется сам, не моет только спину, шею, уши.

Задания:

  1. Используйте резиновый коврик в ванной или в кабинке душа.

  1. Напоминайте ребенку, что бы он умыл все части тела.

  1. Ребенок может играть не большой игрушечной лодочкой или другой плавающей игрушкой, если это помогает ему мыть себя.

  1. Давайте ребенку губки виде животных.

  1. Предоставите ребенку выбор между двумя цветными полотенцами, если он хорошо моется.
  2. Если вы оставляете ребенка в ванне, скажите ему, как долго он может купаться. Если необходимо заведите будильник. Скажите ему, что он должен быть чистым к тому времени, когда прозвенит будильник. Проконтролируйте и похвалите его если он приемлемо вымылся в отведенное ему время.

  1. Пусть он принимает ванну за 10 – 1ё5 минут до его любимой передачи, тогда он будет заинтересован закончить купание и вымыться вовремя, чтобы посмотреть передачу.

ТЕМА: Одевается сам, справляясь со всеми передними застежками за исключении завязок.

Задание:

  1. Выложите перед ребенком одежду в том порядке, в котором он должен ее одевать и окажите ему помощь в выборе одежды, которая соответствует погоде.

  1. Пусть он одеваться самостоятельно, хвалите и подбадривайте его. Сделайте одевание его ежедневной обязанностью и предоставьте ребенку достаточно времени для этого.

ТЕМА: Помогает накрывать на стол, правильно расставляя тарелки , раскладывая тарелки.

Задания:

  1. Поместите столовые приборы в выдвигающийся ящик стола с отделениями для вилок, ножей, ложек.

  1. Помогите ребенку сосчитать, сколько необходимо приборов, считайте вместе с ним.

  1. Храните тарелки в нижней части серванта, чтобы ребенок мог помогать вам, или поставьте их так, чтобы он мог доставать их.

  1. Накрывайте на стол вместе с ребенком только первые несколько раз, после этого постепенно прекращайте помощь.
  2. Похвалите ребенка за помощь. Расскажите семье , как ребенок помогал накрывать на стол.

  1. Накройте одно место за столом, которое будет служить образцом для ребенка. Позвольте ему накрыть стол дальше самостоятельно.

  1. Нарисуйте целиком место сервировки на  бумажной салфетки и начните с того, что ребенок поместит соответствующие приборы прямо на их изображения.

  1. сервируйте места за столом, исключая  из наборов, например,  тарелки. Посмотрите, может ли ребенок определить и положить отсутствующий предмет. Либо разложите всё, кроме ложек, и пусть ребенок закончит сервировку.

ТЕМА: Чистит зубы.

Задания:

  1. Помогите ребенку выработать эту привычку, беря его с собой в одно и тоже время каждый день, когда вы чистите зубы. Пусть он чисти зубы каждый день в одно и тоже время.

  1. Повесьте таблицу и каждый раз, когда ребенок чистит зубы, он получает звездочку или веселое личико на картинки в качестве награды.
  2. Используйте зубную щетку детского размера. Если ребенку нужна новая щетка, народите его за то, что он хорошо чистит зубы, позволив ему выбрать себе щетку в магазине.

ТЕМА: Идёт вовремя в туалет, раздевается, подтирается, спускает воду и одевается самостоятельно.

Задания:

  1. Покажите ребенку, как подтираться и спускать воду в туалете. Пусть ребенок делает это самостоятельно постепенно прекращайте свою помощь и указания, пусть ребенок производит все эти действия самостоятельно.

  1. Хвалите ребенка, говоря, что он большой, когда он научиться и будет вспоминать, что нужно самостоятельно подтираться и спускать воду.

  1. Дарите ребенку веселое личико на картинке или наклейку, чтобы он помещал ее в таблицу всякий раз, когда он не забывает выполнять все действия.

  1. Поместите на стену в ванной комнате серию картинок с изображением того, что он должен делать (вытирать, спускать воду, выкл. свет.) Это поможет ему вспомнить, когда и что  необходимо сделать.

ТЕМА: Причесывается или расчесывает волосы.

Задания:

  1. Позвольте ребенку понаблюдать, как вы расчесываетесь. Направляйте его руки и давайте ему указания по мере того, как он смотрится в зеркало и наблюдает за собой.

  1. Дайте ребенку его собственную расческу и щетку.

  1. Хвалите его за то, что он так хорошо причесался.

  1. Помогите ему распутать спутанные волосы, прежде чем он начнет причесываться.

  1. Тренируйте его расчесывать волосы у кукол игрушечной  расческой.

  1. Если малыш хорошо расчесывает волосы, позволяйте ему носить выбранный ин яркий бант или берет.

ТЕМА: Вешает одежду на плечики

 Задание:
  1. Сделайте одно из ежедневных обязанностей ребенка, чтобы он вешал свою одежду на место.

  1. Хвалите его, когда он вешает одежду без напоминания.

  1. Приспособите перекладину в стенном шкафу так, чтобы ребенок мог достать ее.

  1. Предоставьте ребенку маленькие плечики, которые соответствуют его одежде.

  1. Покажите ему как вешать вещи на плечики и оказывайте ему словесную и физическую помощь столько , сколько необходимо.

  1. Используйте набитые ватой или покрытые пенопластом плечики чтобы одежда не скользила по ним.

ТЕМА: Шнурует ботинки.

Задание:

  1. Используйте шнуровочную доску с четырьмя глазками. Покажите, как шнуровать и попросите ребенка повторить движение при шнуровке. По мере того как у ребенка появляется навык, переходите к шнуровочной доске с небольшим количеством глазков. Затем пусть малыш зашнуровывает собственные ботинка.

  1. Тренируйтесь на ботинке взрослого или большом башмаке  со шнуровкой.

  1. Свяжите белый шнурок с черным вместе и используйте как один большой шнурок для большого башмака. Это поможет ребенку запомнить, с какой стороны продевать и вытаскивать шнурок, когда он шнурует. Если малышу нужна помощь, давайте ему словесные указания, используя цвет виде подсказке.

ТЕМА: Завязывать шнурки на ботинках.

Задание:

  1. Покажите ребенку, как завязывать узел, позволяя ему наблюдать, как вы это делаете. Дайте ему одну петлю, а вторую частично пропустите через узел. Он держит законченную петлю большим и указательным пальцем другой руки и тянет. Вы делаете первую петлю. Пусть он держит петлю, если это необходимо. Покажите малышу, как протолкнуть другую петлю через эту свободную петлю и крепко затянуть. Вы перекрещиваете тесемки и крепко затягиваете, он делает обе петли, подворачивает одну через другую и затягивает.

  1. Хвалите и награждайте ребенка, если он проделывает все эти действия и позволяйте ему завязать ваши батники или батники папы в качестве дополнительной награды.

  1. Используйте плоские легкие для захвата шнурки (круглые шнурки скользят и более трудны для завязывания).

  1. Пусть ребенок подражает вам в следующем: перекрестите завязки сделайте первый узел.

  1. Возьмите большие цветные ленточки(для завязывания волос у девочек). Оберните ленточку вокруг ноги сидящего ребенка повыше колена. Упражняйтесь в завязывании узла. Сделайте петлю и держите ее большим и указательным пальцами. Пронесите ленточку вокруг указательного и большого пальцев. Проденьте ленточку и просуньте большой палец через петлю с помощью указательного пальца другой руки. Освободите и затените петли.

ТЕМА: отвечает за одну из еженедельных работ по дому и делает ее  по просьбе.

Задания:

  1. Выберите задание, которое ребенок может выполнить (например, подмести, вытереть пыль, поправить книги, привести в порядок игровую комнату).
  2. Поместите экран (табличку) домашних дел на стену в спальне или на холодильник. Пусть ребенок рисует там радостное личико каждую неделю после того как выполнил работу.
  3. Хвалите ребенка за проявление ответственности.
  4. Давайте ребенку выбор, какое из 2-х дел он хотел бы делать на неделе.

Тема: выбирает соответствующую одежду, по сезону и случаю

Задания:

  1. Пусть ребенок выбирает одежду каждый день. Хвалите его, когда он делает правильный выбор.
  2. Просматривайте раздел одежды по каталогу и разговаривайте о том, когда и где следует носить определенные вещи (пальто, плащи, купальные костюмы/, платья ).
  3. Используйте бумажных кукол. Описывайте особенности дня, и пусть ребенок подбирает одежду.
  4. По началу дайте ребенку выбирать из 2-3 предметов одежды 1. По мере приобретения навыков, предоставьте ему возможность выбора одежды самостоятельно. Если его выбор не правильный, объясните, почему эта одежда не подходит.

ТЕМА: отвечает за одну ежедневную работу по дому (например, накрывать на стол, выносит мусор)

Задания:

  1. Помечайте в таблице, какие задания выполняются каждый день. Держите таблицу на видном месте.
  2. Хвалите ребенка, когда он вспоминает, что нужно выполнить задание.
  3. Повести плакат с картинками, на которых ребенок выполняет домашнюю работу, чтобы напоминать ему об этом. Пусть он делает отметку на плакате каждый день, когда он делает эту работу.
  4. Чтобы ребенок не завывал делать домашнюю работу, придумайте еженедельное поощрение. Ребенок должен выполнить задание определенное число раз, чтобы заслужить это поощрение. Это число следует постепенно увеличивать, пока он не будет выполнять работу ежедневно.
  5. Дайте ребенку 7 картинок – эмблем, на которых нарисованы ложки или мусорные ящики, или что-нибудь другое, пусть он хранит картинки у себя. Каждый день, когда ребенок выполняет свою работу, разрешайте ему наклеивать одну из эмблем на дверцу холодильника или дверь его комнаты.

ТЕМА: Делает себе бутерброд.

Задания:

  1. Храните продукты, которые понадобятся ребенку в легкодоступных местах.
  2. Используйте нож с зазубренным лезвием.
  3. Пусть ребенок сначала повторяет ваши действия, затем делает бутерброд сам.
  4. Пусть ребенок делает бутерброд при помощи формочек для домашнего печенья, вырезая соответствующий друг другу по форме кусочки хлеба, полоски сыра или отварного мяса.

ТЕМА: Режет мягкую пищу ножом (например, сосиски, бананы, печеный картофель)

Задания:

  1. Используйте столовый нож с зазубренным лезвием.
  2. Покажите ребенку как резать. Направляйте движение рук ребенка, когда он режет. Уменьшайте помощь по мере того, как ребенок приобретает навык.
  3. Пусть ребенок нарезает бананы, желе и пр. и делает это для всех членов семьи. Хвалите ребенка.
  4. Наблюдайте за тем, как он разрезает песок в песочнице, делая куличики из песка.
  5. Сделайте толстую лепешку из пластилина. Помогите ребенку пользоваться пластмассовым ножом, чтобы разрезать пластилин на куски. Постепенно уменьшайте помощь.

ТЕМА: Поднимает, несет, ставит под нос.

Задания:

  1. По началу используйте поднос без еды. Пусть ребенок его поднимет, пронесет и поставит. Когда окажется, что малыш уже освоился с этой деятельностью, поставьте предметы или пищу на поднос и продолжайте тренироваться. Похвалите ребенка, говоря ему, что он «большой» мальчик (девочка).
  2. Сначала пусть ребенок несет поднос на короткие расстояния. Постепенно увеличивайте как расстояние, так и препятствия, которые ребенку нужно преодолеть.

ТЕМА: Завязывает тесемки капюшона.

Задания:

  1. Тренируйте ребенка завязывать тесемки капюшона, лежащего на столе или надетого на кого-то другого .
  2. Добивайтесь, чтобы он завязывал тесемки капюшона, когда тот надет .
  3. Тренируйте завязывание любых тесемок (шнурков) с закрытыми глазами.

Монтессори упражнения по самообслуживанию.

ТЕМА: Переноска стула и действия со столом.

Материал: стул, стол.

Цели: Прямая – ребёнок учиться носить стул; косвенная – контроль и координация движений, развитие самостоятельности. Формирование навыков социального поведения.

Презентация:

  1. Стул стоит отдельно от других предметов. Учитель говорит ребёнку: «Я покажу тебе, как правильно носить стул».
  2. Учитель подходит к стулу так, чтобы спинка последнего находилась справа, а сиденье – прямо перед учителем. Правой рукой он берется за спинку стула, а левой за край сидения.
  3. Учитель медленно наклоняет стул вправо, так чтобы он касался земли только двумя ножками. Примечание : стул удобно наклонить в право и поставить на ножки, находящиеся под спинкой, так как его центр тяжести смещен к спинке. Можно также наклонить его к себе , как это часто делают маленькие дети, для которых стул – не очень лёгкая ноша.
  4. Учитель наклоняет стул к себе, так чтобы тот оказался на одной ножке, медленно поднимает его и аккуратно, не наталкиваясь на мебель, несёт по комнате.
  5. Он бесшумно ставит стул начало на ближайшую ему ножку справа, а потом на вторую ножку под спинкой стула. Стул должен принять положение, описанное в п.3.
  6. Учитель медленно опускает стул на оставшиеся две ножки и предлагает ребенку повторить упражнение.

Особый интерес: наклонить стул так, чтобы тот стал сначала на две, а затем на одну ножку: опустить скачало стул на одну ножку; пройти со стулом по комнате, не наталкиваясь при этом на мебель.

Контроль ошибок: шум; ребенок наталкивается на мебель или других детей.

Упражнение:

  1. Переноска стульев различной формы, размера, веса.
  2. Другие способы переноски стула, например, приподнимая его за спинку.
  3. Переноска стола.

Примечания: это упражнение очень важное, так как в Монтессори  - группе во время занятий столы не обязательно занимают строго определенное место. Дети могут их передвинуть, например, для того, чтобы вымыть, переставить на них комнатные цветы или просто для того, чтобы сесть рядом со своими друзьями во время работы. По окончании занятий первоначальный порядок в помещении восстанавливается.

Переноска стола в одиночку. Учитель берется за крышку стола справа и с лева обеими руками и наклоняет стол к себе , так чтобы тот встал на две ближайшие к учителю ножки. Он приподнимает стол и переносит его в другое место, обходя мебель и детей. Ножки стола опущены вниз.

 Учитель осторожно ставит стол сначала на одну из ближайших к себе ножек, затем на другую, и, наконец, медленно опускает его на две оставшиеся ножки. Ребенок повторяет действия учителя.

Переноска стола  вдвоем. Учитель просит ребенка помочь ему перенести стол. Учитель берется справа и слева обеими руками за крышку стола с одного конца, ребенок – с другого. Стол наклоняют в одну сторону (например, налево по отношению к ребенку), так чтобы  тот встал на две боковые ножки. Учитель поднимает свой край стола (стол касается пола одной ножкой), ребенок – свой край. Они осторожно переносят его на другое место.

Учитель бесшумно ставит на пол одну ножку стола, ребенок опускает ножку стола с той же стороны, так чтобы стол касался пола двумя боковыми ножками. Затем учитель и ребенок одновременно опускают две оставшиеся ножки стола. Учитель благодарит ребенка за помощь. По окончании занятия стол относиться на место.

  1. как садиться за стол. Стул задвинут под стол. Учитель говорит ребенку: «Я покажу тебе, как садятся за стол». Учитель подходит к спинке стула. Обеими руками он берется за спинку так, что бы большие пальцы рук находились со стороны сиденья, а остальные 4 пальца были прижаты к задней стороне спинки.

 Правую ногу учитель ставит под стул. Он приподнимает задние ножки стула так, чтобы         передние ножки касались земли. Стул оказывается слегка наклоненным вперед. Учитель приподнимает стул и аккуратно отодвигает его назад, так чтобы тот оказался на некотором расстоянии от стола. Он бесшумно ставит стул, сначала на обе передние, затем  - на обе задние ножки. Он аккуратно садиться на стул, заходя при этом с края, а не  с середины стола. Обеими руками учитель аккуратно  приподнимает стул и бесшумно подвигает его к столу, так чтобы удобно было сидеть.

Учитель: «А теперь, я покажу тебе, как встают из-за стола». Он встает из-за стола, выполняя все действия в обратном порядке, затем он предлагает ребенку повторить упражнения. Ребенок может так же выполнять упражнение одновременно с учителем.

Примечание: Умение бесшумно садиться и вставать из-за стола – одно из важных умений, не обходимых каждому человеку в повседневной жизни. Именно по этому на данное упражнение следует обратить особое внимание.

Расширение словарного запаса: название всех предметов, которые мы переносим, а так же действий, например: «принести», «перенесите», «приподнять», «отодвинуть», «задвинуть», и т.д.

Возраст: с 2-2,5 лет

ТЕМА: Переноска, раскатывание и скатывание коврика.

Как известно, коврики бывают самые разные: фабричные и самодельные, с ворсом и без него, мягкие и на жесткой основе и т.д., поэтому такой, казалось бы, простой вопрос о переноске коврика в действительности представляет большой интерес. Учителю предлагается его хорошо обдумать.

Приведем лишь некоторые соображения.

В зависимости от качеств ковриков существуют различные способы их переноски и хранения. Так, например, мягкие коврики лучше хранить на полке  в горизонтальном положении, а жесткие – вертикально на подставке с отделениями для каждого коврика. Кроме того, их можно скатывать лицевой стороной внутрь или наружу, применяя самые разные способы.

Жесткий коврик удобно носить, взявшись руками за его концы и прижимая край большими пальцами, что бы коврик не разворачивался, Маленькие дети часто носят такой коврик вертикально, обхватив его в середине двумя руками. Мягкий коврик носить за концы не удобно, поскольку он прогибается, поэтому его можно взять за середину, так что бы оба конца свешивались вниз. Мы приводим здесь пример обращения с жестким ковриком.

Материал: коврик размером 120 – 70 см, скатанный в рулон лицевой стороной внутрь, подставка для ковриков.

Цели: прямая – ребенок учится носить, раскатывать и скатывать коврик; косвенная – контроль и координация движений, развитие самостоятельности, в зависимости от других людей, формирование навыков социального

Презентация:

1.  Коврик стоит на подставке для ковриков. Учитель говорит ребенку «Мы будем учиться правильно, носить коврик. Сначала покажу я, а затем попробуешь ты».

2. Учитель подходит к подставке и смотрит на коврик сверху. Если он видит, что коврик скатан в направлении по часовой стрелки, то встает правым боком к подставке (если против часовой стрелки – то левым).

3. Учитель приседает, берется правой рукой  за верхний конец  коврика, а  левой – за нижний его конец, так чтобы большие пальцы обеих рук прижимали край коврика. Он аккуратно вынимает коврик из подставки.

4. Учитель берет коврик и несет его на свободное место, продолжая прижимать большими пальцами край коврика. Он кладет коврик на пол, опускает его край и встает на него коленками .

5. Обеими руками он медленно раскатывает коврик переползая при этом вперед.

6. Коврик лежит на полу. Учитель отползает назад на край коврика и встает с него. Он говорит ребенку; «А теперь давай попробуем обойти коврик!» Он вместе с ребенком обходит один раз вокруг коврика.

7. Учитель показывает, как скатывают коврик. Он садиться на корточки, берется за ближайший край коврика и скатывает коврик, плотно прижимая его. При этом он либо подвигается вперёд по мере скатывания, либо постепенно подтягивает коврик к себе.

8. Когда коврик скатан, учитель уносит его на подставку и приглашает ребенка повторить упражнение.

Особый интерес: Правильно подойти к коврику; не наступить на коврик при обходе; заметить, что коврик имеет лицо и изнанку.

Контроль ошибок: Коврик разворачивается, когда его несут: коврик скатан криво; скатанный коврик не умещается на подставку.

Упражнения

  1. Переноска, раскатывание и скатывание ковриков имеющие другие свойства и размеры.
  2. Скатывание коврика лицевой стороной на верх. Можно либо перевернуть коврик, либо скатывать его, взявшись обеими руками за край коврика и подгибая его вниз. При этом кисти рук совершают вращательные движения.
  3. Переноска, раскатывание и скатывание ковра вдвоем.

Расширение словарного запаса: «Коврик», «лицо», «изнанка», «подставка», «скатать», «раскатать».

Возраст: с 2,5 лет

ТЕМА: Открывание и закрывание двери.

Материал: Дверь, ручка двери, замок с язычком.

Цели: Прямая – ребенок учиться открывать и закрывать дверь, знакомиться с работой замка; косвенная – контроль и координация движений, развитие самостоятельности, независимости от других людей, формирование навыков социального поведения.

Презентация:

  1. Учитель говорит ребенку: «Я покажу тебе, как открывают и закрывают дверь».
  2. Учитель становиться у двери правым боком, он кладет правую руку ладонью на ручку двери и плотно обхватывает ручку.
  3. Учитель нажимает на ручку, затем тянет на себя дверь. Дверь открывается, учитель отпускает ручку, не убирая с нее руку.
  4. Учитель нажимает и отпускает ручку двери еще 2-3 раза, показывая ребенку пальцем левой руки язычке замка. Он говорит: «Смотри, это язычок замка!»
  5. Учитель и ребенок выходят из комнаты. Учитель встает левым боком к двери, кладет левую руку ладонью на ручку, плотно обхватив ее. Он надавливает на ручку, затем медленно тянет к себе дверь, пока та не будет до конца закрыта.
  6. Учитель осторожно отпускает ручку. Слышен легкий щелчок замка.

Ребенок пробует сам открыть и закрыть дверь

Особый интерес: Знакомство с замком, язычком замка, щелчком замка.

Контроль ошибок: Дверь громко хлопает и открывается.

Упражнение:

  1. Открывать и закрывать двери с различными замками, а так же двухстворчатые двери.
  2. Учиться пользоваться ключом.

Расширение словарного запаса: «дверь», «замок», «язычок замка», «ручка», «хлопок», «щелчок», «открыть», «закрыть», «войти», «выйти».

Возраст: с 2,5 – 3 лет.

Тема: Вытирание пыли.

Материал: коробочка с махровой тряпкой для вытирания пыли, кисточкой (возможно, подставка с разными кисточками для сметания пыли), матерчатый фартук.

Цели: прямая – ребенок учится вытирать и обметать пыль; косвенное – анализ сложных движений, запоминание последовательности действий ,контроль координация движений , развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястий.

Презентация:

  1. Учитель говорит ребенку «Ты тоже хочешь вытирать пыль? Я покажу тебе, как это делают, потом можешь попробовать сам». Учитель берет коробочку со всеми необходимыми предметами и ставит ее на стол, с которого намерен вытирать пыль. Он надевает фартук.
  2. Учитель берет сложенную в четверо тряпку для пыли и вставляет в нее правую руку, как в варежку, прижимая нижние слои тряпки большим пальцем. Под ладонью оказывается три слоя тряпки.
  3. Учитель вытирает пыль со стола. Он выполняет движения слева на право, начиная с верхнего края стола. Учитель предлагает ребенку наклониться к столу так, чтобы глаза находились на уровне крышки стола. Он обращает внимание ребенка на разницу между чистотой и пылью, поверхностью стола.
  4. Выполнив одно движение с лева на право, учитель завершает его коротким кругообразным движением тряпки к себе.
  5. Учитель кладет пыльную тряпку в корзину для грязного белья и приносит чистую.
  6. Учитель моет руки под краном и снимает фартук. Он предлагает ребенку вытереть другой стол самостоятельно.

Особый интерес: пыль на тряпке, сравнение чистой и пыльной поверхности стола.

Контроль ошибок: пыль на столе, пыльные рукава одежды.

Упражнения:

  1. Вытирание пыли со шкафа, зеркала, Монтессори-материалов, с других предметов.
  2. Использование кисточек для сметания пыли с предметов сложной формы, имеющих желобки и углубления. Ребенок может сам выбрать подходящую кисточку.

Расширение словарного запаса: «пыль», «кисточка», «обметать», «тряпка», «пыльный», «чистый».

Возраст: с 3-х лет.

ТЕМА: Сметание со стола (подметание)

Материал: матерчатый фартук, коробка или корзина, совок со щеткой, коробочка с несколькими маленькими кружочками с клейкой обратной стороной, баночка или небольшая плоская коробочка с зернами или сухими корками.

Цели: Прямая – ребенок учиться подметать; косвенная – анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястий.

Презентация:

  1. Учитель: «Сейчас я покажу тебе, как подметают со стола. Ты можешь взять эту корзину и поставить ее на стол».
  2. Учитель говорит ребенку: «Сначала покажу я, а затем попробуешь ты».  Он надевает фартук встает перед столом и ставит корзинку со всеми предметами в левый верхний угол стола. Работа выполняется стоя.
  3. Учитель ставит коробочку с зернами на стол перед корзиной, а коробочку с тряпкой и клейкими кружочками – перед коробочкой с зерном. Савок со щеткой оставляют в корзине.
  4. Учитель берет коробочку с зернами обеими руками, рассыпает часть зерен по столу, затем ставит коробочку с оставшимися зернами на место. Учитель говорит: «Это мусор; мы сметем его».
  5. Учитель берет клейкий кружок  и приклеивает его примерно в середину того места, где рассыпано зерно.
  6. Учитель берет левой рукой савок и медленно заметает зерна на савок, при этом он слегка сдвигает совок.
  7. Учитель берет совок и щетку высыпает зерна в ведро; при этом он аккуратно сметает зерна сначала в угол совка, а уж затем высыпает их.
  8. Учитель поворачивает щетку щетиной вверх и смотрит, есть ли отдельные зерна на щетки. Если да, то он проводит несколько раз щеткой по краю совка, счищая таким образом зерна на совок, а затем высыпает их в ведро.
  9. Учитель кладет совок и щетку обратно в корзину.
  10. Если клейкий кружок остался на столе, учитель отклеивает его и кладет обратно в коробочку. Все предметы складывают в корзину. Учитель снимает фартук.
  11. Ребенку предлагается повторить все самостоятельно. По окончанию работы он относит корзину обратно на полку.

Особый интерес: Клейкий кружок, подметать так чтобы зерна не падали на пол, зернышки на щетке.

Контроль ошибок: Зерна на столе и на полу, вокруг ведра.

Упражнения:

  1. Подметать пол веником.
  2. Подметать пол щеткой.

Расширение словарного запаса: «совок», «щетка», «мусор», «ведро», «подметать», «сметать».

Возраст: с 3-х лет.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

Коррекционно – развивающая программа ученика 3 специального коррекционного класса VII вида П. А.

Программа коррекционной работы  обеспечивает выявление особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ( ограниченными возможностями здоровья) и осуществлениеиндивидуально ориентированной психол...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.

• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса Вариант 6.2

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ НОДА...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класса Вариант 5.2

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ ТНР 1 класс...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 1

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями....