Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 5.1
рабочая программа по логопедии (2 класс)
Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающегося с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)
Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr._5.1.docx | 73.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано»__________________________ Приказ от _______ № _______ | «Утверждаю»__________________________ Приказ от _______ № _______ |
Адаптированная коррекционно-развивающая программа логопедического сопровождения для детей с ОВЗ
Учитель-логопед:
Назначение программы: адаптированная коррекционно-развивающая
логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса
Вариант 5.1
________________
Содержание:
Пояснительная записка
1. Целевой раздел программы
1.1. Цели и задачи
1.2. Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы
1.3. Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей
1.4. Психолого-педагогическая (индивидуальная) характеристика обучающегося
1.5. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
1.6. Этапы реализации коррекционной логопедической программы
1.7. Планируемые результаты освоения адаптированной программы
2. Содержательный раздел
2.1. Диагностическая работа
2.2. Перспективный (индивидуальный) план коррекционной работы учителя–логопеда с обучающимся
2.3. Тематическое планирование
2.4. Календарно-тематическое планирование
2.5. Дидактические материалы и учебные наглядные пособия
2.6. Методическая работа учителя-логопеда
2.7. Планирование работы с педагогами
2.8. Планирование работы учителя-логопеда с семьей ребенка с ОВЗ. Взаимодействие со специалистами
3. Организационный раздел
3.1. Материально-технические условия: оснащение кабинета и документационное обеспечение
3.2. График организации образовательного процесса
3.3. Направления коррекционной работы учителя-логопеда. Планирование деятельности по направлениям
3.4. Циклограмма работы учителя-логопеда
3.5. Описание форм, методов и средств реализации рабочей логопедической программы
3.6. Общие и специальные методы и технологии организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда
3.7. Мониторинг речевого развития, обучающегося с ОВЗ (сводная таблица)
3.8. Методическое обеспечение рабочей программы
Пояснительная записка
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями на фоне первичного дефекта в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.
Нормативно-правовое обеспечение:
Работа логопедического пункта организуется на основании:
- Инструктивно-методическое письмо «О работе логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. №2.
- Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ».
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Положение о логопедическом пункте общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающегося с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)
Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности учителя-логопеда.
1. Целевой раздел программы
1.1. Цель и задачи
Рабочая программа содержит цель, а также общие и специфические задачи.
Программа коррекционной работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель - реализация системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, а также на коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся и их социальную адаптацию. Программа обеспечивает сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте.
1.2. Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы
1.3. Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звуко-слоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звуко-слоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуковой наполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незаконченного процесса фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
1.4. Психолого-педагогическая характеристика
Ф.И.О. ребенка:
Дата рождения:
Школа:
Класс:
Вариант обучения: АООП (вариант 5.1).
1.5. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
Общие принципы представлены в ФГОС НОО ОВЗ, в Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 5.1),а также в вариативных коррекционных логопедических программах:
При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей с ОВЗ школьного возраста.
1.6. Этапы реализации коррекционной логопедической программы
Этапы | Результаты | Сроки |
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). | ||
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). | 15.09-25.05 текущего учебного года | |
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). | Определение соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым образовательным потребностям ребёнка. | Январь Май |
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). | Внесение необходимых изменений в процесс сопровождения детей с речевым недоразвитием, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы. | В течение года |
1.7. Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной логопедической программы
Освоение обучающимся коррекционно-развивающей логопедической программы, которая создана на основе ФГОС для детей с ОВЗ, предполагает достижение ими трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами коррекционной работы являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами коррекционной работы в начальной школе являются: овладение начальными представлениями нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Планируемые результаты
2. Содержательный раздел
2.1. Диагностическая работа
Обучающийся с ОВЗ, в отношении которого реализуется данная коррекционно-развивающая логопедическая программа, находится на школьном логопедическом пункте
На момент разработки рабочей программы (начало учебного года)
Мониторинг речевого развития детей с ОВЗ
Уровень речевого развития определяется по следующим показателям:
- Звукопроизношение
- Фонематическое восприятие
- Слоговая структура слова
- Лексика
- Грамматический строй речи
- Связная речь
Определение уровня сформированности речевых навыков
Диагностические показатели | Результативность |
I. Звукопроизношение | |
II. Фонематическое восприятие | |
III. Слоговая структура слова | |
IV. Лексика | |
V. Грамматический строй речи | |
VI. Связная речь | |
Общий показатель речевого развития |
0-5 баллов – низкий уровень речевого развития
Определение уровня сформированности устной речи
Результативность:
2 балла – норма (нарушений нет), ребенок выполняет задание самостоятельно
1 балл – незначительные отклонения от нормы (негрубое нарушение), ребенок выполняет задание с помощью взрослого
0 баллов – значительные отклонения от нормы (грубое нарушение), ребенок не может выполнить задание
Диагностические показатели | Результативность |
I. Строение и функционирование артикуляционного аппарата | |
II. Темпо-ритмическая организация речи | |
III. Произнесение звуков | |
IV. Фонематические процессы | |
V. Слоговая структура, звуко-слоговой анализ и синтез слов | |
VI. Словарный запас | |
VII. Грамматический строй речи | |
VIII. Связная речь | |
Общий показатель речевого развития |
0-6 баллов – низкий уровень сформированности устной речи
Модульный принцип коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в школе
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
- На фонетическом уровне.
- На лексико - грамматическом уровне.
- На синтаксическом уровне.
Коррекционная работа на фонетическом уровне
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
2.2. Перспективный (индивидуальный) план коррекционной работы учителя – логопеда с обучающимся
3. Работа над произносительной стороной речи:
- Коррекция звукопроизношения.
- Постановка и автоматизация звуков:
Содержание коррекционно-развивающей работы
2.3. Тематическое планирование
№ недели | Тема | Лексический материал |
I четверть | ||
1 неделя | Обследование обучающегося: определение уровня развития устной речи | |
2 неделя | Обследование обучающегося: определение уровня развития письменной речи | |
3 неделя | ||
4 неделя | ||
5 неделя | ||
6 неделя | ||
7 неделя | ||
II четверть | ||
8 неделя | ||
9 неделя | ||
10 неделя | ||
11 неделя | ||
12 неделя | ||
13 неделя | ||
14 неделя | ||
15 неделя | ||
III четверть | ||
16 неделя | ||
17 неделя | ||
18 неделя | ||
19 неделя | ||
20 неделя | ||
21 неделя | ||
22 неделя | ||
23 неделя | ||
24 неделя | ||
25 неделя | ||
IV четверть | ||
26 неделя | ||
27 неделя | ||
28 неделя | ||
29 неделя | ||
30 неделя | ||
31 неделя | ||
32 неделя | ||
33 неделя | Обследование обучающегося: определение уровня развития устной речи | |
34 неделя | Обследование обучающегося: определение уровня развития письменной речи |
2.4. Календарно-тематическое планирование
Недели | Дата | Тема занятия | Содержание работы | |
Коррекционные задачи | Виды работ, игры и упражнения | |||
I четверть | ||||
1 неделя | Диагностика устной речи. | Обследование звуковых навыков, фонематического слуха Обследование умения выделять звук в слове, речевых навыков | Индивидуальная диагностика | |
Диагностика устной речи. | Выявление недостатков в формировании устной речи | |||
2 неделя | Диагностика письменной речи. | Смена времен года. Период – ранняя, золотая, поздняя осень. Приметы осени – похолодание, дожди, прохладный ветер, окраска листьев на деревьях, травы. Словарь. Множественное число сущ. в И.п. и Р.п.. | Индивидуальная диагностика | |
Диагностика письменной речи. | Выявление недостатков в формировании письменной речи | |||
Подготовительный этап | ||||
3 неделя | ||||
Слово |
|
| ||
4 неделя | ||||
Значение слова. | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Формирование умения находить значение слова в толковом словаре. Формирование понятия «слово», знания о роли слов в речи. Формирование умения составлять из букв (слогов) слова, соотносить слово с предметной картинкой. | «Маша и медведь», «Теремок» (озвучь героев). «Определи с какой интонацией сказана фраза (. ? !)» «Звуки комнаты» «Звуки улицы» и т.п.. | ||
5 неделя | ||||
Образование существительных при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. |
|
| ||
6 неделя | ||||
Согласование. Согласование слов в роде и числе. |
| «Подуй в окошко (на язычок») - Язык чуть выдвинут вперед и широкий лежит на нижней губе. Посередине образуется желобок. Воздух идет через желобок, прикрытый верхней губой. | ||
7 неделя | ||||
Звуки и буквы. Алфавит. Диктант. |
| Закрепление пройденного материала. Проверка владением полученными навы. | ||
II четверть | ||||
8 неделя | ||||
Словосочетание. Согласование имени существительного с глаголом. |
| Силовая гимнастика: а) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух в ротовой полости; б) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании воздух проходит по обоим углам рта - сразу или поочередно. | ||
9 неделя | ||||
Словосочетание. Согласование имени существительного с прилагательным. |
|
| ||
10 неделя | ||||
Словосочетание. Согласование существительного с числительным. |
|
| ||
11 неделя | ||||
Предложение. |
|
| ||
12 неделя | ||||
Предложение. |
|
| ||
13 неделя | ||||
Предложение. Составление предложений по сюжетной картинке. |
|
| ||
14 неделя | ||||
Предложение. Выделение границ предложения. |
|
| ||
15 неделя | ||||
Проверочный диктант. |
|
| ||
III четверть | ||||
16 неделя | ||||
Предложение. Работа с деформированными текстами. |
|
| ||
17 неделя | ||||
Предложение. Соединение частей разорванных предложений. |
| Упражнение в выделении слов в предложении. | ||
18 неделя | ||||
Предложение. Соединение частей разорванных предложений. |
| Упражнение в выделении слов в предложении, предложений в тексте. | ||
19 неделя | ||||
Предложение. Выделение слов в слитном тексте. |
| Упражнение в выделении слов в предложении. Упражнение в выделении предложений в тексте. | ||
20 неделя | ||||
Проверка знаний и умений по теме «Предложение». Диктант. |
| Закрепление имеющихся понятий. Проверка знаний. | ||
21 неделя | ||||
Предложение. Промежуточный мониторинг. |
| Упражнение в выделении слов в предложении, предложений в тексте. | ||
22 неделя | ||||
Предложение. Составление предложений с использованием предлогов. |
| Упражнение в выделении слов в предложении, правильном использовании предлогов. | ||
23 неделя | ||||
Предложение. Составление предложений с использованием предлогов. |
| Упражнение в выделении слов в предложении, правильном использовании предлогов. | ||
24 неделя | ||||
Составление рассказа-описания. |
| Упражнение в составлении рассказа-описания. | ||
25 неделя | ||||
Составление рассказа-описания. Проверочный диктант. |
| Упражнения в составлении рассказа-описания. | ||
IV четверть | ||||
26 неделя | ||||
Составление рассказа-описания предметов. |
| Упражнения в составлении рассказа-описания предметов. | ||
27 неделя | ||||
Составление рассказа-описания предметов. |
| Упражнения в составлении рассказа-описания предметов. | ||
28 неделя | ||||
Составление рассказа-описания по заданной тематике. |
| Упражнения в составлении рассказа-описания по заданной тематике. | ||
29 неделя | ||||
Составление рассказа-описания по заданной тематике. |
| Упражнения в составлении рассказа-описания по заданной тематике. | ||
30 неделя | ||||
Составление рассказа по картинке. |
| Упражнения в применении на практике полученных знаний. | ||
31 неделя | ||||
Обобщение знаний по теме «Предложение. Составление описательного рассказа, рассказа по картине, серии картин». | Закрепление знаний. | Упражнения в применении на практике полученных знаний. | ||
32 неделя | ||||
Итоговая проверочная работа. | Оценить усвоение пройденных тем | Проверочный диктант | ||
Диагностический этап (с 15 по 30 мая) | ||||
33 неделя | Обследование устной речи. | Обследование произносительных навыков, навыков чтения, уровня развития связной речи. | Фиксирование результатов обследования | |
Диагностика устной речи. Уровень подготовки к школе | Обследование произносительных навыков, навыков чтения, уровня развития связной речи. | Индивидуальная диагностика | ||
34 неделя | Обследование письменной речи. | Обследование навыков письменной речи | Фиксирование результатов обследования | |
Диагностика устной и письменной речи. Уровень подготовки к школе | Выявление недостатков в формировании устной и письменной речи | Индивидуальная диагностика |
2.5 Дидактические материалы и учебные наглядные пособия
Развитие речевого дыхания
- Мыльные пузыри
- Дудочка, свистулька
- Перья, листочки, ленточки, султанчики и т.д.
- Игра «Храбрый пилот»
- Игра «Остров сокровищ»
- Игра «Летний луг»
- Игра «Птичья столовая»
Развитие фонематического слуха и восприятия, сенсорики, физического слуха, зрения
- Игра «На что это похоже?»
- Шумелки, музыкальные инструменты
- Игра «Чем отличаются слова»
- Игра «Чудесный мешочек»
Развитие ориентировки во времени и пространстве
- Развивающая игра «Времена года и праздники»
- Развивающая игра лото «Направо-налево»
- Календарь природы
Развитие мелкой и крупной моторик
- Массажные мячики (грецкие орехи)
- Мозаика
- Счётные палочки
- Шнуровки
- Трафареты
- Мяч большой и средний
- Игра «Ленты»
- Игра «Смотай клубочек»
- Игра «Лесенка»
- Игра «Теннис» (поймай шарик)
Развитие навыков звукового анализа и синтеза, обучение грамоте
- Звуковые линейки
- Магнитные фишки
- Бумажный алфавит
- Наборное полотно
- Фонетическое лото «Звонкий-глухой»
- Обучение грамоте (набор карт и карточек по развитию речи)
- Тренажер «Логопед и я»
- Тренажер «Для развития памяти»
- Настольная развивающая игра «Слова, слова, фигуры»
- Развивающая игра «По дорожке слов»
- Развивающая игра «Читаем и составляем предложения»
- Игра-лото «Слоговое чтение»
- Игра «Продолжи слово»
- Игра «Расшифруй слова
- Игра «Прочитай по первым буквам»
- Игра «Логопедическое лото» (место звука и буквы в слове)
- «Занимательная азбука» (разрезные дидактические карточки с картинками)
- Игра по обучению грамоте (набор карт и карточек)
- Игра «Звуковой букварь»
Развитие лексико-грамматического строя речи
- Игра для детей «Большие и маленькие»
- Познавательная игра –лото «Большие и маленькие»
- Развивающая игра – лото «Кто где живет»
- Познавательная игра –лото «Подбери по смыслу»
- Развивающая игра «Большие и маленькие»
- Развивающая игра (омонимы) «Разные картинки, одинаковые слова»
- Развивающая игра для детей «Говорящие слова»
- Развивающая игра для детей «Картинки, слова, схемы»
- Дидактический материал «Логопедическое лото»
- Развивающая игра «Противоположности»
- Муляжи «Овощи»
- Муляжи «Фрукты»
- Демонстрационные картинки по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Профессии», «Мебель», «Ягоды», «Хлеб всему голова», «Карта мира», «Дикие животные и их детёныши», «Животные средней полосы», «Дикие животные», «Животные Арктики и Антарктики», «Животные Африки», «Посуда», «Транспорт», «Деревья. Кустарники»,» Домашние животные», «Мамы и детки. Домашние животные», «Перелётные птицы», «Космос», «Насекомые», «Продукты питания», «Цветы», «Морские животные», «Музыкальные инструменты»
Развитие связной речи
- Развивающая игра «В мире слов» (первый рассказ)
- Развивающая игра «В мире слов» (предлоги)
- Шаг за шагом «Веселые истории»
- Наглядное пособие «Опорные схемы для составления описательных рассказов. Развитие речи» (4-6 лет)
- Тренинги по сказкам для формирования связной речи три выпуска
Коррекция звукопроизношения
- Пособие «Отработка звука Л-Ль»
- Пособие «Отработка звука Р-Рь»
- Пособие «Отработка звука С-Сь»
- Пособие «Отработка звука Ц»
- Карточки для индивидуальных занятий. Звук (С)
- Карточки для индивидуальных занятий. Звук (Сь)
- Карточки для индивидуальных занятий. Звук (З)
- Карточки для индивидуальных занятий. Звук (Зь)
- Карточки для индивидуальных занятий. Звук (Ш)
- Карточки для индивидуальных занятий. Звук (Ж)
- Карточки для индивидуальных занятий. Звук (Ч)
- Карточки для индивидуальных занятий. Звук (Л)
- Карточки для индивидуальных занятий. Звук (Ль)
- Карточки для индивидуальных занятий. Звук (Р)
- Карточки для индивидуальных занятий. Звук (Рь)
- Карточки с артикуляционной гимнастикой для коррекции звука(С)
- Карточки с артикуляционной гимнастикой для коррекции звука(Л)
- Карточки с артикуляционной гимнастикой для коррекции звука(Р)
Игры на развитие слухового восприятия
Название игры | Описание |
«Солнце или дождик?» | Предложить ребёнку слушать бубен: если он звенит – погода хорошая и ребёнок должен поднять картинку, где дети гуляют, а если стучит – поднять картинку, где дети бегут от дождя. Менять звук бубна 3-4 раза. |
«Угадай, кто кричит?» | Расставить игрушки в ряд перед малышом и попросить отгадать, кто из животных сейчас будет говорить. Логопед произносит «Мяу!» – ребенок в зависимости от своих речевых возможностей может или показать игрушку (взять ее в руки), или назвать ее словом. Если ребёнок успешно справился с заданием, в следующий раз количество игрушек увеличивается на одну. Например, добавить корову (му-у-у). Прибавляя каждый раз по одной игрушке, довести их количество до 5–6. Вместо игрушек можно использовать картинки с изображениями животных. |
«Угадай, что делать?» | У ребёнка два флажка. Если логопед громко звенит бубном, то ребёнок поднимает флажки и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. |
«Угадай, кто идёт» | Логопед показывает картинку с цаплей и говорит, что у неё длинные ноги, она ходит важно, медленно, так как сейчас звучит бубен. Логопед медленно стучит в бубен, а ребёнок ходит, как цапля. Потом логопед показывает картинку с изображением воробья, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как стучит сейчас бубен. Ребёнок изображает воробья. Логопед стучит в бубен, меняя темп. |
«Угадай, как надо делать?» | Логопед произносит фразу: «Мелет мельница зерно» в разном темпе. Ребёнок, подражая работе мельницы, совершает круговые движения, в том же темпе, в котором говорит логопед. Др. фразы: «Наши ноги ходили по дороге», «Дети плавали в реке». |
«Угадай, близко или далеко поезд» | Используя картинку или игрушку имитировать гудок поезда. Логопед говорит: «Поезд ещё далеко и поэтому гудит тихо: У- У-У. Поезд подходит ближе и гудит громче: У-У-У. Поезд подошёл к станции и гудит очень громко: У-У-У». Затем логопед имитирует гудок поезда с различной громкостью и спрашивает у ребёнка, где находится поезд. Ребёнок пользуясь картинкой (игрушкой) показывает местоположение поезда по отношению к станции. |
«Угадай, кто сказал» | Перед ребёнком выкладываются картинки с изображением трёх медведей из сказки «Три медведя». Логопед произносит фразы из сказки, подражая голосам медведей. Ребёнок поднимет соответствующую картинку. |
«Угадай, на чём играю» | Поочередно показать ребенку музыкальные инструменты и назвать их. Затем игрушки убрать за ширму и играть на них, а ребёнок должен угадать, на чем играет логопед. |
«Слушай внимательно и выполняй правильно» | Ребёнку даётся 2-3 команды в одной инструкции. Команды могут быть следующими: «Сядь-встань-попрыгай»; «Встань- подними руки вверх - опусти руки - сядь»; «Попрыгай- покружись-присядь»; «Топни ножкой - похлопай в ладошки - беги ко мне». |
|
|
Игры на формирование первоначальных произносительных умений
Название игры | Описание |
Игра «Выполни задание» | Взрослый читает стихотворение и предлагает ребенку выполнять действия из стихотворения. Мы топаем ногами – топ-топ-топ, Мы хлопаем руками – хлоп-хлоп-хлоп, Киваем головой – так-так-так. Мы руки поднимаем – так-так-так, Мы руки опускаем – так-так-так, Мы руки подаем (взрослый и ребенок берутся за руки) И бегаем кругом – так-так-так. |
Игра: «Теленок» | Бу-бу два прыжка Я рогатый «рожки» из пальчиков Бу-бу два прыжка Я хвостатый «хвостик» из руки – за спиной Бу-бу два прыжка Я ушастый «ушки» из ладошек Бу-бу два прыжка Очень страшный Бу-бу. Испугаю. |
Игра: «Птичий двор» | Логопед произносит текст, а ребёнок сопряжено по возможности произносит и выполняет движения: Наши курочки с утра: Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда: Га-га-га! Га-га-га! Наши курочки в окно: Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А как Петя-петушок раным-рано поутру Прокричал: Ку-ка-ре-ку» |
Игра: «Дождик». | Логопед произносит текст, а ребёнок сопряжено по возможности произносит и выполняет движения: Дождик-дождик, Полно лить, Кап-кап, кап-кап Наших детушек… Мочить! Кап-кап, кап-кап Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем. Кап-кап, кап-кап |
Игра: «Поезд». | Логопед произносит текст, а ребёнок сопряжено по возможности произносит и выполняет движения: Чух-чух! Чух-чух! Мчится поезд во весь дух. Чух-чух! Чух-чух! Паровоз пыхтит. Чух-чух! Чух-чух! - Тороплюсь! – гудит. Чух-чух! Чух-чух! Чух-чух! Чух-чух! |
Игра: «Ежик с барабаном». | Логопед произносит текст, а ребёнок сопряжено по возможности произносит и выполняет движения: С барабаном ходит ежик: Бум-бум-бум! Целый день играет ежик: Бум-бум-бум! Ежик в сад забрел случайно: Бум-бум-бум! Очень яблоки любил он: Бум-бум-бум! Барабан в саду забыл он: Бум-бум-бум! Ночью яблоки срывались: Бум-бум-бум! И удары раздавались: Бум-бум-бум! Зайцы здорово струхнули: Бум-бум-бум! Глаз до зорьки не сомкнули: Бум-бум-бум! |
Игра | Логопед произносит текст, а ребёнок сопряжено по возможности произносит и выполняет движения: Вот на ветках посмотри, В красных майках снегири Распушили перышки Греются на солнышке. Головой вертят, Улететь хотят - Кыш! Кыш! Улетели! |
«Кнопочки» | Произносить отдельные звуки, слоги, слова, с одновременным нажиманием на кнопочки (вырезанные из картона кружки). |
«Лабиринт» | Произносить звуки (слоги) с одновременным продвижением пальчика (игрушки-символа, например, самолёта на звук Л) по лабиринту. Лабиринт представляет собой кружки и полоски из картона разной длины. При продвижении пальца по длинной полоске звук произносится длительно, по коротким полоскам – коротко и по кружкам – отрывисто. |
«Придумай начало слова» | Логопед показывает картинку и называет слово без первого слога. Ребёнок должен назвать начало и всё слово целиком. |
«Кто больше придумает слогов?» | Логопед предлагает ребёнку составить слоги из данных букв. |
«Собери пирамидку» | Ребёнок нанизывает кольца на пирамидку с одновременным произнесением слогов или слов по слогам. |
«Пальчики здороваются» | На каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем произносится слог. |
«Ку-ка-ре-ку» | Игра на звукоподражание голосам животных («ку-ка-ре-ку», «га-га», «му-му», «ме-ме-ме», «мяу-мяу», «ква-ква», «кар-кар», «хрю-хрю»). Логопед раскладывает картинки, затем дает ребенку рассмотреть их. После этого показывает на одну из картинок и спрашивает: «Кто это? Как кричит?» |
«Угадай, чего не стало» | Логопед кладет на стол три-четыре картинки или игрушки. Ребенок запоминает эти картинки или игрушки, потом ему предлагают отвернуться от стола или закрыть глаза. В это время логопед убирает один из показанных предметов. Ребёнок должен сказать, как может, чего не стало. Количество предметов или картинок можно увеличивать до пяти, до шести. |
«Угадай, что в руке» | Логопед достаёт из мешочка мелкие предметы, игрушки. Зажимает их в руке, и загадывает загадку про данный предмет. Ребёнок отгадывает, называя предмет, как может. |
«Часы» | Логопед произносит текст, а ребёнок сопряжено по возможности произносит и выполняет движения, подражая качанию маятника, наклоняют туловище вправо, влево: «Тик-так, тик-так, Влево шаг, вправо шаг, Я так привык. И день и ночь Тик-так, тик-так». |
«Прыг-скок» | Ребенок произносит текст игры и выполняет соответствующие тексту движения: «Прыг-скок — низко! Прыг-скок — низко! Прыг-скок — высоко, высоко!». |
«Баю-бай» | Сопряжено (отражённо) с логопедом ребёнок произносит, доступные ему для произнесения слова. Баю-бай, баю-бай. Ты, собачка, не лай! Белолапа не скули, Мою Лялю не буди! |
«К нам пришла собачка» | Сопряжено (отражённо) с логопедом ребёнок произносит, доступные ему для произнесения слова. К нам пришла собачка, Умная собачка. С детками играет, Очень громко лает: Ав-ав-ав! |
«Я на дудочке играю» | Сопряжено (отражённо) с логопедом ребёнок произносит, доступные ему для произнесения слова. Я на дудочке играю, У-у-у, у-у-у, Всех коровок собираю, У-у-у, у-у-у. Вы идите все за мной, У-у-у, у-у-у, Скоро мы придём домой, У-у-у, у-у-у. |
«Веселятся детки» | Сопряжено (отражённо) с логопедом ребёнок произносит, доступные ему для произнесения слова. Как у наших у ребят ножки весело стучат: Топ, топ, топ, топ, топ, топ. А устанут ножки - хлопают ладошки: Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. |
«Позови» | Поставить на стол перед ребёнком игрушку, например, кошку. Логопед просит ребёнка: «Ваня, позови кису. Скажи „Киса, иди!“». Когда ребёнок позовет кошку, дать игрушку ему в руки, чтобы он мог поиграть с ней. |
«Путаница» | Логопед произносит два слога, нужно поменять их местами и назвать получившееся слово. |
«Телеграф» | Логопед шёпотом называет ребёнку слово. Он должен назвать его вслух и показать соответствующую картинку. |
«Доскажи словечко» | Логопед называет слово без последнего слова. Ребёнок должен назвать последний слог. |
«Запомни и повтори» | Логопед называет 2-3 слова и показывает картинки. Ребёнок должен повторить слова, сначала пользуясь картинками, а затем без них. |
«Прошагай слово» | Ребёнок произносит слово по слогам и на каждый слог делает шаг. |
«Что ты будешь делать?» | Логопед показывает картинки с изображением предметов, с помощью которых можно что-либо делать. Спрашивает у ребёнка: «Что ты будешь делать?». |
«Узнай слово по гласным» | Логопед показывает картинку и называет в слове только гласные звуки. Ребёнок должен назвать слово целиком. Затем игра усложняется и ребёнку предлагается не одна, а несколько картинок, различных по звучанию. |
«Исправь ошибку и назови правильно» | Логопед называет слово, показывая картинку и, заменяя какой-либо звук (слог) в слове. Ребёнок должен исправить ошибку. |
«У кого?» | У логопеда — картинки, у детей — предметы одежды. Логопед показывает картинку с изображением одежды; ребенок в ответ должен показать ту одежду, которую показал на картинке логопед. Тот, кто правильно отвечает, получает фишку. В конце занятия подводится итог, у кого больше фишек. |
«Дай задание игрушкам» | Показывать ребенку различные действия с игрушкой. Например, посадить мишку на стул, положить его в кровать, поставить на ноги, учить ходить, кормить. При этом говорить фразы из двух слов: «Мишка, сиди!», «Мишка, лежи!», «Мишка, стой!», «Мишка, иди!», «Мишка, ешь!». Когда мишка всему «научится», попросите ребенка самого дать задание медвежонку. Таким же способом вводить в речь ребенка и другие глаголы: пой, танцуй, играй, рисуй, лети, пей, прыгай, беги. |
«Покажи и назови» | Логопед показывает ребёнку коробку с игрушками (картинками). Ребёнок достаёт игрушку, показывает и называет её. |
«Найди и назови» | Перед ребёнком выкладываются картинки. Логопед просит ребёнка назвать картинки. Затем логопед называет предложения, в которых не хватает последних слов, изображённых на картинках. Ребёнок должен показать на картинку и назвать недостающее слово. |
«Отгадай загадки» | Логопед загадывает загадку, предлагая картинки-отгадки. Ребёнок должен назвать слово-отгадку. |
«Сложи картинку и назови слово» | Ребёнок собирает, разрезанную на части картинку, а затем называет её. |
«Командуем» | Ребёнок произносит глаголы повелительного наклонения, обращаясь к игрушке: «Стой! Иди! Беги! Сиди! Лежи! Дай! и др.». |
«Кто ушёл?» | Первоначально на столе логопед выставляет две-три (потом до пяти — семи) игрушки. Предложив детям закрыть глаза (отвернуться), логопед в это время прячет одну из игрушек. Дети, открыв глаза (повернувшись), должны назвать, какой игрушки нет, кто ушел. |
«Закончи предложение» | Логопед показывает картинку ребёнку и произносит короткое предложение, не договаривая последнего слова. Ребёнок должен закончить предложение. |
«Чего не стало?» | Логопед выставляет перед ребёнком игрушки. Ребёнок называет их и запоминает. Затем отворачивается. Логопед убирает одну игрушку. Ребёнок должен назвать игрушку, которой не стало. |
«Назови, что лишнее?» | Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». |
«Один – много» | Логопед предлагает ребёнку взять один или много предметов (карандашей, тетрадей и др.) и сказать: один или много предметов. |
|
|
2.6. Методическая работа учителя-логопеда
Планирование методической работы учителя-логопеда на школьном логопункте
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Планируемые результаты |
1. | Зачисление детей на логопедический пункт ОУ, утверждение списков зачисленных на логопункт детей с нарушениями речи. | До 15 сентября | Список детей, зачисленных на логопункт. |
2. | Составление и утверждение циклограммы рабочего времени учителя-логопеда | До 15 сентября | Циклограмма работы |
3. | Составление рабочей программы, годового плана работы учителя-логопеда. | До 15 сентября | Рабочая программа, годовой план работы. |
4. | Составление перспективных и календарно-тематических планов работы на год. | До 15 сентября | Перспективный и календарный план работы. |
5. | Планирование логопедической подгрупповой, индивидуальной работы | В течение года | Ежедневные планы работы, конспекты. |
6. | Оформление индивидуальных тетрадей детей. Заполнение речевых карт и индивидуальных образовательных маршрутов. | В течение года | Индивидуальные тетради, речевые карты. |
2.7. Планирование работы с педагогами
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Планируемые результаты |
1. | Консультации для педагогов и специалистов ОУ на семинарах, педагогических советах: | ||
1. Обсуждение результатов логопедической и педагогической диагностики детей, зачисленных на логопедический пункт, на педагогическом совете ОУ. | Сентябрь | Протокол педагогического совета, результаты диагностики. | |
2. Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков и профилактика нарушений письменной речи. | Октябрь | Практический материал. | |
3. Приемы обогащения словарного запаса детей с ОВЗ школьного возраста. | Ноябрь | Практический материал. | |
4. Приемы формирования грамматически правильной речи у детей с ОВЗ. | Декабрь | Буклеты для педагогов. | |
5. Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей с ОВЗ. | Январь | Презентация опыта. | |
6. Взаимосвязь развития речи и развития мелкой моторики. | Февраль | Практический материал. | |
7. Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи. | Март | Практический материал. | |
8. Развитие диалогической речи у детей с ОВЗ. | Апрель | Презентация опыта. | |
9. Анализ работы логопедического пункта за учебный год. | Май | Аналитический отчет. | |
2. | Взаимодействия со специалистами ОУ: | ||
1. С учителем музыки, адаптивной физической культуры. | В течение года | Аналитический отчет. | |
2. Консультация для педагогов ОУ: «Речевое развитие детей с ОВЗ». | Декабрь | Презентация. | |
3. «Развитие мыслительной и познавательной деятельности детей с ОВЗ». | Апрель | Рекомендации в виде буклетов |
2.8. Планирование работы учителя-логопеда с семьей ребенка с ОВЗ. Взаимодействие со специалистами
Направления работы | Виды работы | Частота | Сроки проведения и ответственные |
Включение родителей (законных представителей) во взаимодействие с учителем-логопедом и специалистами учреждения | Систематически с момента поступления ребенка в школу | ||
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | 2 раза в месяц | ||
Обеспечение участия семьи в реализации коррекционно-развивающей программы, соблюдения единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | По мере необходимости | ||
Организация регулярного обмена информацией о развитии ребенка, о ходе реализации коррекционно-развивающей программы и результатах ее освоения | По мере необходимости | ||
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях | (названия мероприятий) | Согласно плану работы | |
|
|
|
|
Раздел 3. Организационный раздел
3.1. Материально-технические условия: оснащение кабинета и документационное обеспечение
Кабинет специалиста зонирован. В нем можно выделить несколько основных зон:
- Зона методического и дидактического сопровождения.
- Информационная зона для педагогов и родителей.
- Зона индивидуальной коррекции речи.
- Зона подгрупповых занятий.
С точки зрения оснащения кабинета и организации рабочего места специалиста в нем содержатся:
1. Документация:
2. Диагностический материал (материал для обследования устной и письменной речи, систематизированный по годам обучения и разделам: альбомы, папки и т.д.).
3. Материал для проведения консультаций (материал по работе с родителями, специалистами коррекционно-развивающего сопровождения, педагогами: статьи, наглядность, планирование, материал из журналов, книг и т.д.).
4. Методический раздел:
5. Наглядно-дидактический материал.
Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы:
Пособия для обследования и развития слуховых функций:
Пособия для обследования и развития фонематических процессов, формирования навыков языкового анализа и синтеза, обучения грамоте:
6. Оборудование:
7. Мебель:
3.2. График организации образовательного процесса
Сроки | Вид деятельности |
1-15 сентября | Диагностика психического развития детей. Заполнение речевых карт, документации логопедического кабинета. |
15 сентября – 15 мая | Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия по расписанию. |
15 мая – 31 мая | Итоговая (мониторинговая) диагностика речевого развития детей. Заполнение документации. |
|
|
3.3. Направления коррекционной работы учителя-логопеда
Планирование деятельности по направлениям
3.4. Циклограмма работы учителя-логопеда
Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда построена из учета 4 часов рабочего времени, из которых 18 часов в неделю отводится на проведение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми, а также на методическую работу, и 2 часа в неделю – на консультативную работу.
3.5. Описание форм, методов и средств реализации рабочей логопедической программы
Коррекционно-развивающая логопедическая деятельность | Связь с общеобразовательной деятельностью | Самостоятельная работа детей | Коррекционная работа в семье |
Подгрупповые и индивидуальные занятия составляют основную часть работы учителя-логопеда в течение рабочего дня и недели в целом. Они направлены на осуществление коррекции индивидуальных недостатков психофизического, речевого развития обучающегося, создающие определённые трудности в овладении адаптированной основной общеобразовательной программы.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями ребенка с ОВЗ, продолжительность индивидуальных занятий 20-25 мин.
3.6. Общие и специальные методы и технологии организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда
В работе учителя-логопеда используются общие и специальные методы коррекционно-развивающей работы:
3.7. Мониторинг речевого развития обучающегося с ОВЗ
Определение уровня сформированности речевых навыков
Диагностические показатели | Результативность | |
1 полугодие | 2 полугодие | |
I. Звукопроизношение | ||
II. Фонематическое восприятие | ||
III. Слоговая структура слова | ||
IV. Лексика | ||
V. Грамматический строй речи | ||
VI. Связная речь | ||
Общий показатель речевого развития |
Определение уровня сформированности устной речи
Результативность:
2 балла – норма (нарушений нет), ребенок выполняет задание самостоятельно
1 балл – незначительные отклонения от нормы (негрубое нарушение), ребенок выполняет задание с помощью взрослого
0 баллов – значительные отклонения от нормы (грубое нарушение), ребенок не может выполнить задание
Диагностические показатели | Результативность | |
1 полугодие | 2 полугодие | |
I. Строение и функционирование артикуляционного аппарата | ||
II. Темпо-ритмическая организация речи | ||
III. Произнесение звуков | ||
IV. Фонематические процессы | ||
V. Слоговая структура, звуко-слоговой анализ и синтез слов | ||
VI. Словарный запас | ||
VII. Грамматический строй речи | ||
VIII. Связная речь | ||
Общий показатель речевого развития |
Сводная таблица уровня сформированности речевого развития за учебный год
Диагностические показатели | ||
Стартовый мониторинг (начало учебного года) Сентябрь | Промежуточный мониторинг (середина учебного года) Январь | Итоговый мониторинг (конец учебного года) Май |
Показатель сформированности устной речи | Показатель сформированности устной речи | Показатель сформированности устной речи |
3.8. Методическое обеспечение рабочей программы
Автор составитель | Наименование издания | Издательство | Год издания |
Речицкая Е.Г Богданова Т.Г., Пузанов Б.П. | Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением слуха | Прометей | 2012 |
Михаленкова И.А., Анисимова Н.В., Мирошниченко Н.В., Дроздовская К.В. | Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха. | СПб: КАРО. | 2006 |
Кириченко Е.В., Шумакова О.В., Малихова Л.Н., Любимова О.В. | Конспекты открытых уроков для неслышащих и слабослышащих обучающихся | Владос | 2017 |
Лыкова-Унковская Е. | Социально-бытовая ориентировка. 1 дополнительный и 1 класс | Владос | 2017 |
Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. | Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи. Учебное пособие | Дрофа | 2014 |
Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. | Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард | Теревинф | 2009 |
И. В. Королева | Учусь слушать и говорить играя. Сборник игр для развития слухового восприятия и устной речи у детей с нарушением слуха и речи | Каро | 2014 |
Волкова К. А., Денисова О. А., Казанская В. Л. | Методика обучения глухих детей произношению. Серия: Коррекционная педагогика. | ВЛАДОС | 2008 |
Королева И.В., Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. | Диагностика и коррекция нарушений слуха у детей. | СПб.: КАРО | 2005 |
Зонтова О.В. | Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом | СПб.: «Умная Маша» | 2010 |
Королевская Т. К., Пфафенродт А. Н. | Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида: пособие для учителя: в 2 ч. | М.: Владос | 2004 |
Королева И.В. | Учусь слушать и говорить играя. Сборник игр для развития слухового восприятия и устной речи у детей с кохлеарными имплантами | КАРО | 2014 |
Речицкая Е. Г., Кулигина Т. Ю. | Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохраненным слухом [демонстрационный материал] | Книголюб | 2006 |
Носкова Л.П. | Учимся наблюдать, говорить, читать, писать [Текст] : учеб. пособие для дошкольников и мл. школьников [демонстрационный материал] | Смоленск : Ассоц. ХХI век | 1999 |
Королева И.В. | Учусь слушать и говорить. Комплект пособий (включая рабочие тетради 1,2,3) | КАРО | 2014 |
Комплект реабилитационных материалов «Тоша&Co» (для детей после кохлеарной имплантации) | https://www.tosha-ci.ru/catalog/komplekt-reabilitatsionnykh-materialov-tosha-co/ | ||
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 2 класса с ОВЗ (ИН). Тема: Автоматизация звука [л] в словах, предложениях.
Автоматизация поставленных звуков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями проходит крайне затруднительно. Только параллельная работа над другими психическими функциями позволяет ускорить этот пр...
Адаптированная коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС Для ученицы 4 « » класса
Адаптированная коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС Д...
Коррекционно-развивающее индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 3 класса с ОВЗ (ИН). Тема: Автоматизация звука [р] в словах, предложениях.
Нарушение произношения звука [р] является наиболее частым у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Данное занятие "Автоматизация звука [р] в словах, предложениях" способствует корр...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса Вариант 6.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ НОДА...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класса Вариант 5.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ ТНР 1 класс...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 1
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями....
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 3 класса Вариант 7.1
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...