Программа воспитательной работы
методическая разработка (1 класс) по теме

Мельник Светлана Валентиновна

Программа воспитаельной работы содержит

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_plan_vospitatelnoy_raboty__otredaktirovat.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Дальнереченск

Программа воспитательной работы

1 «Б» класса

Классный руководитель – Мельник С.В.

Основной идеей программы является создание среды сотрудничества, инициирующей и стимулирующей сознательную деятельность учеников,  учителей и родителей.

Миссия программы - предоставление каждому участнику образовательного процесса сферы деятельности, необходимой для развития интеллектуальных и творческих способностей, формирование их ключевых компетенций; вовлечение родителей в совместную деятельность класса; развитие социального партнерства.

Программа воспитательной работы разработана на 4 года и рассчитана для учащихся 1-4 классов.

Этапы построения воспитательной программы:

Воспитательная система проходит в своем развитии несколько стадий (зарождение, становление, период зрелости, преобразование). На основе их учета составлены этапы развития воспитательной системы класса и ее место в общешкольной системе воспитания .

  1. 1 класс. Главная задача учителя – помочь детям безболезненно адаптироваться к школьной жизни. В этот период происходит изучение личностных качеств учащихся.
  2. Во 2 классе устанавливаются более тесные контакты между учениками, родителями и учителем. В этот период важно создать благоприятные условия для самореализации, саморазвития личности всех участников образовательного процесса, способной к индивидуальной интеллектуальной и творческой деятельности .
  3.  3 класс. Между 9-м и 10-м годами жизни ребенок не только осознает себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать свою субъектную роль, вступая в широкий круг общественных поручений. Поэтому этот этап характеризуется проектированием образа жизнедеятельности классного коллектива через организацию самоуправления.
  4. 4 класс – важный этап в жизни школьников, они начинают интересоваться самим собой, сравнивать себя с другими. Это этап перехода из школы 1 ступени в школу 2 ступени. Целью этого этапа является создание условий для наименьшего негативного сопротивления в адаптивный период между переходом из начальной школы в основную .

  1. Цель воспитательной программы 

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. 

Задачи воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  1. элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  2. представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  3. элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  1. первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  2. различение хороших и плохих поступков;
  3. представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
  4. элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  5. уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  6. установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  1. первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  2. уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  3. элементарные представления об основных профессиях;
  4. ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  1. ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  2. элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  3. элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
  4. понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  1. развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  2. ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  3. элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  4. бережное отношение к растениям и животным.

Принципы ( ценности) построения образовательного процесса:

Наиболее значимые ценности программы - самоактуализация, сотрудничество, индивидуальность, субъектность, выбор, творчество, успех, доверие. Эти ценности служат принципам воспитательной системы  школы:

  1. Принцип самоактуализации

В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно создать такие условия, чтобы побудить его стремление к проявлению и развитию природных и приобретенных возможностей.

  1. Принцип индивидуальности.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидуумов и человеческих общностей.

Создание условий для формирования индивидуальности учащегося и педагога, уникальности классного коллектива - главная задача развития программы «Смешарики». Каждый член коллектива должен быть или стать самим собой, обрести свой образ.

  1. Принцип субъектности.

Субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью  свободой в выборе и осуществлении деятельности.

  1. Принцип выбора.

Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно- воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

  1. Принцип творчества и успеха.

Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха стимулирует ребенка на дальнейшее самосовершенствование и самостроительство.

  1. Принцип доверия и поддержки.

МЕХАНИЗМ

построения и функционирования воспитательной системы.

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, характеризующаяся высоко – ценностным отношением к личности, диалоговым характером общения, возможностью выбора способов жизни, свободной для творчества и саморазвития.

Характеристика класса.

 

 

Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса:

Я_гражданин России

Формирование здорового образа жизни

Интеллектуальное развитие

Семья

Общение

Нравственность

 

 

 

 

Направление "Я - гражданин России"

Мероприятие

Форма

Сроки

1

Знакомство с государственными символами

Классный час

сентябрь

2

Тропою тигра

Экологический проект

октябрь

3

Я люблю тебя, Россия!

Игра "Звездный час"

ноябрь

4

Основные права и обязанности человека

Деловая игра

декабрь

5

Дальнереченск- мой родной город

 Заочная экскурсия

январь

6

День защитника Отечества

КВН для мальчиков

февраль

7

Люди и страны

Беседа-презентация

март

8

День космонавтики

Классный час

апрель

9

День Победы - самый главный день. Прадедушка

Классный час-презентация

май

Направление "Формирование здорового образа жизни"

Мероприятие

Форма

Сроки

1

День здоровья

Поход на природу

сентябрь

2

Режим дня основа жизни человека

Беседа-игра

октябрь

3

Чистота - залог здоровья

Беседа

ноябрь

4

В гостях у Витаминки

Развлекательная программа

декабрь

5

Зимние забавы

Игры на свежем воздухе

январь

6

Красный, желтый, зеленый

Конкурсная программа

февраль

7

Расти здоровым

Устный журнал

март

8

Азбука безопасности

Беседа-диалог

апрель

9

Путешествие в страну Здоровья

Классный час

май


Направление "Интеллектуальное развитие"

Мероприятие

Форма

Сроки

1

Хочу все знать

Беседа

сентябрь

2

По страницам любимых сказок

Конкурсная программа

октябрь

3

Как жили на Руси

Заочная экскурсия

ноябрь

4

Книга - лучший друг

Классный час

декабрь

5

Вокруг света

Заочное путешествие

январь

6

Прощание с Азбукой

Праздник

февраль

7

Парад школьных наук

Классный час-представление

март

8

День Земли

Экологический конкурс

апрель

9

Знаешь ли ты свой родной край

Проект

май


Направление "Семья"

Мероприятие

Форма

Сроки

1

Наши родные

Классный час

сентябрь

2

Что означает ваша фамилия

Классный час

октябрь

3

День матери

праздник

ноябрь

4

Твой труд дома

Классный час

декабрь

5

Я рисую семью!

Конкурс рисунков

январь

6

23 февраля

Праздник

февраль

7

8 марта

праздник

март

8

Пасха - главный христианский праздник

Классный час

апрель

9

Прощание с 1 классом

Праздник

май


Направление "Досуг"

Мероприятие

Форма

Сроки

1

Первый раз - в первый класс!

Классный час

сентябрь

2

Посвящение в ученики

Праздник

октябрь

3

Праздник Осени

Праздник

ноябрь

4

Новый год

Школьный праздник

декабрь

5

Мир профессий

Игровая программа

январь

6

По страницам любимых сказок

Кукольное представление

февраль

7

Масленица

Фольклорный праздник

март

8

И в шутку, и всерьез…

Конкурс

апрель

9

Стали мы на год взрослее…

Праздник

май


Направление "Общение"

Мероприятие

Форма

Сроки

1

 День рождения класса

Классный час

сентябрь

2

 Правила поведения на уроке и перемене

Классный час

октябрь

3

 Познай себя

Классный час

ноябрь

4

 Без друга в жизни туго

Классный час-размышление

декабрь

5

 Человек среди людей

Классный час

январь

6

 День Святого Валентина

Игровая программа

февраль

7

Поздравляем милых мам

Праздник

март

8

Пойми меня правильно

Игра-тренинг

апрель

9

Конкурс рисунков на асфальте «Скоро лето»

Конкурс рисунков

май


Направление "Нравственность"

Мероприятие

Форма

Сроки

1

Все нужны на Земле

Проблемно-этическая беседа

сентябрь

2

Наш дом-планета Земля

Устный журнал

октябрь

3

Добро и зло

Классный час

ноябрь

4

Я познаю себя

Классный час-размышление

декабрь

5

О честности

Беседа

январь

6

Мы в ответе за того, кого приручили.

Проект "Домашние животные"

февраль

7

Скромность украшает человека

Круглый стол

март

8

Чудо земли - хлеб

Устный журнал

апрель

9

Кому нужна моя помощь?

Классный час

май


               

Работа с родителями

 

Цель:

взаимодействие с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.

 

п/п

Т е м ы      с о б р а н и й

Д а т а

1.

Организационное родительское собрание. В семье ребенок-первоклассник. Что меняется?

 

1нед.сентября

2.

Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника. Трудности и возможности 7-8 летнего ребенка. Итоги  адаптационного периода

сентябрь

3.

Санитарно-гигиенические нормы учебных занятий в 1 классе. Умный ребенок, прилежный ребенок.

Итоги I четверти

октябрь

4.

Роль совместного отдыха родителей и детей. Инициатива не наказуема.

Итоги II четверти

декабрь

5.

 Формирование адекватной оценки качества знаний с позиции педагога, родителей, первоклассника.  Итоги III четверти

март

6

7..

Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья первоклассника. Итоговое родительское собрание « Стали мы на год взрослее». Итоги года

Индивидуальные консультации с родителями

май

2раза в месяц

 

 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"

Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе  программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...

Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"

Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является   воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...