Доброе слово, что ясный день
классный час по теме
Чтобы оценить доброту и постигнуть ее культурное значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем и надо почувствовать, как луч моей доброты овладевает сердцем, словом и делами моей жизни и обновляет ее. Но, может быть, еще поучительнее испытать чужую недоброту в ее предельном выражении — вражды, злобы, ненависти и презрения, испытать ее длительно, всесторонне, как систему жизни, как безнадежную, пожизненную атмосферу бытия. Это-то, по-видимому, и дано человечеству двадцатого века в отрезвление, умудрение и обновление... Великое счастье — испытать чужую подлинную доброту, поверить ей, довериться ей и не обмануться... Она всегда приходит «незаслуженно», «сверхсметно»: иногда на зов, иногда без зова; не по обязанности, не в силу долга, но как дар, дающийся по собственному почину, без возврата, без ответного дара и возмещения: «ни за что ни про что»... И тогда она невольно вызывает в душе вопрос: «неужели вправду? неужели это возможно? неужели есть в мире и такая стихия? и если есть, то почему же мы все не участвуем в ней и не наслаждаемся ею?» Ведь это — совсем иная, совсем новая жизнь, настоящая, радостная, светлая; и после нее, без нее — все кажется сумеречным, печальным, ошибочным, жестким и едва выносимым... Чужая доброта — это сразу зов, и обещание, и исполнение обещанного: предчувствие чего-то большого, чему даже не сразу верится; теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение: ибо в нем сразу просыпаются — смущение и благодарность, и любовь, и новая очевидность, удостоверяющая нас в мирообъемлющей стихии Евангельского обетования... Человек, раз испытавший это, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою, своим лучом, как бы «посылаемым» в мир, «участвующим» и «связующим». И ответ этот взойдет из него тем раньше, тем увереннее и тем плодотворнее, чем меньше он будет в плену у каменеющего ожесточения и у ложного стыда. Это есть великое счастье — почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе свое «лучшее», пение своего сердца, преображение своего инстинкта: раскрывается его последняя глубина, преодолевается его одиночество, расширяется объем его самочувствия до пределов живущего и страдающего мира. Забывается «я» и «свое»; исчезает «чужое», ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остается места в душе. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobroe_slova_chto_yasnyy_den.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заинская средняя общеобразовательная школа №6»
Заинского муниципального района
классный час
«Доброе слово, что ясный день»
Выполнила
Учитель начальных классов ЗСОШ № 6
Шайбакова Р. Р.
Заинск 2011 г
Цели: повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг другу, моделируя различные ситуации; закрепить то, что добрые дела, слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
Предварительная подготовка: разучивание песни кота Леопольда «Если добрый ты», песни «В добрый путь», разучивание стихотворений, частушек; инсценирование сказки В. Сутеева «Яблоко».
Оформление класса: на доске крепится карта города Волшебных слов с пунктами: улица Добрых слов, тупик Вредных советов, парк Сказок и пословиц, Веселая поляна, аллея Игр, улица Частушек, Театральная улица, площадь Добра; пословицы о доброте, вежливости (готовят дети), рисунок автобуса для путешествия.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы совершим путешествие в город Волшебных слов и добрых дел. Отправимся мы туда на этом симпатичном автобусе.
Каждый вежливый человек, независимо от его возраста, знаком и успешно пользуется вежливыми словами. Давайте вспомним историю, которая произошла с мальчиком Павликом в рассказе писателя В. Осеевой «Волшебное слово». Ответьте, какое волшебное слово сказал старичок Павлику? А помогло ли ему это слово? Как надо было произносить волшебное слово? Но ведь старичок сказал Павлику всего одно волшебное слово, а на самом деле их много.
Взгляните на карту города Добрых дел. Мы начинаем путешествие с улицы Добрых слов. Для начала проведем викторину: проверим, какие волшебные слова вы знаете? Вам знакома книга А. Кондратьева «Счастливый парус». Давайте вспомним стихи из этой книги. Дети читают стихи:
Добрый день! -Добрый день! - тебе сказали,
-Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Доброго пути! Нам желают: « Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведет , конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему - нибудь.
Здравствуйте! - Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
- Здравствуй - улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Спасибо! За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз?
Пожалуйста! Отменить что ли слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Простите! Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
И что обещал - забывать.
А если я все же забуду,
Простите, я больше не буду.
- Как вы думаете, от чего зависит сила волшебных слов? Правильно, от того как сказано: спокойно и приветливо, или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть вежливыми. Посмотрите, мы попали в тупик Вредных слов. Жители этого тупика приготовили нам свои вредные советы. Послушайте и объясните, как правильно нужно поступать в данных ситуациях? Дети вслух читают листочки с текстами Г. Остера.
Совет № 1. Если ты пришел к знакомым - не здоровайся ни с кем .
Слов «пожалуйста» , « спасибо » никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет про тебя , что ты болтун.
Совет № 2. Если друг на день рождения пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома - пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:
Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.
Совет № 3. Если к папе или маме тетя взрослая пришла
И ведет какой -то важный и серьезный разговор ,
Нужно сзади незаметно к ней подкрасться а потом
Громко крикнуть прямо в ухо: «Стой! Сдавайся! Руки вверх!»
- Наше путешествие продолжается. Мы въезжаем в парк Сказок и пословиц. Всю свою жизнь, с самого детства, человек познает, «что такое хорошо и что такое плохо». Люди понимают: за все, что для тебя делают хорошего, надо платить добром и душевным, теплом. Доброта - признак силы и великодушия. Но в мире противостоит зло и между ними постоянно идет борьба. Издавна люди передавали свой жизненный опыт, мудрость в виде сказок, которые учат бороться со злом, презирать хитрецов, льстецов. Как вы знаете, в сказках добро всегда побеждает, а добрые люди всегда красивы. Вспомните, в каких сказках говорится о победе добра? Кроме того, свое отношение к добру и злу народ отразил в пословицах и поговорках. Давайте посмотрим ваши подготовленные рисунки, кто какие пословицы подобрал. (Чтение и пояснение пословиц: «Доброе слово - что дождь в засуху», «На добрый привет - добрый ответ», «Доброе семя - добрый и всход» и т. д.). Отдельный просмотр рисунка и пословицы «При солнышке тепло, при матушке добро». Беседа об отношении всего живого к маме.
Мы попали на Веселую поляну. Давайте выйдем из автобуса и немного отдохнем. Игра «Запретное движение». На этой полянке приготовлены две задачи. В их условии есть ошибки, исправьте их.
Задача № 1 Мальчик крикнул прохожему: - Скажите, сколько сейчас часов? (Надо не кричать, а вежливо спросить: «Который час?», Надо употребить слова «пожалуйста», «спасибо»). Задача № 2 Девочка возмущенно пожаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежа - зовет меня Валькой». «А ты как его зовешь?»- спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу : «Эй, ты !». ( Девочка должна звать мальчика по имени, а не кричать «Эй, ты!».)
Проведем еще одну игру. Я буду читать, а вы вставьте нужные слова. Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: - Садитесь ... («пожалуйста»). Женщина вежливо поблагодарила Вову ... («спасибо»). Вдруг автобус неожиданно затормозил, Вова чуть не упал и толкнул какого-то мужчину, но сразу же сказал ... («извините, пожалуйста»).
Едем дальше на улицу Частушек. Послушаем частушки. Выступления детей.
Заиграй-ка балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны !
В поезд входят три юнната:
«Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!»
Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Тетя Сима попросила
Слазить Петю на чердак.
- Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак
Мы въезжаем на Театральную улицу. Инсценирование сказки В.Сутеева «Яблоко». О чем вы подумали, посмотрев сказку? Чему учит нас эта сказка? (Сказка учит быть вежливыми, заботливыми, щедрыми)
Оцени свою вежливость Тест Да/иногда/нет | |
Я | Родные |
или бабушку за обед (завтрак, ужин)? 3. Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя? 4. Ты извиняешься перед малышом, 5. Папа (дедушка, мама....) помог тебе
|
Оцениваем баллами: «да» - 2 балла; «иногда» - 1 балл; «нет» - 0.
-Подсчитайте баллы. Подымите руку, у кого получилось 12 баллов и больше? Молодцы! С вами все в порядке, так держать!
- У кого меньше 12 баллов? Вы не всегда вежливы, будьте внимательны. У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твердый характер. Про такого говорят:
-Этот человек умеет сам себя воспитывать.
Вы все хорошо сегодня поработали.
Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади города - площади Добра. Итак, давайте вспомним - по какому городу мы с вами путешествовали? С какими вежливыми словами встречались? Что мы можем сказать всем на прощание? Заучивание наизусть:
Надо, очень надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы хоть чуточку добрей.
Занятие заканчивается исполнением песни «Если добрый ты».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Доброе слово, что ясный день" Классный час.
Воспитание доброты, внимательного отношения к окружающим....
Классный час: Доброе слово-что ясный день.
Классный час о воспитании в детях доброго отношения к окружающим людям....
Разработка классного часа "Доброе слово - что ясный день"
Разработка для 1 класса....
Доброе слово – что ясный день
У человека есть два вида жизни. Первая – реальная, повседневная жизнь. Это – его учёба, работа, выполнение обязанностей, взаимоотношения с другими людьми. И есть скрытая, духовная жизнь. Это – мысли, ...
доброе слово- что ясный день
Конспект занятия в старшей группе.Показать детям, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть; учить задумываться над сказанным словом....
Доброе слово-что ясный день. Добрые дела- живут века!"
Классный час о доброте, о добрых отношениях, конкурсы и викторины....