занятие "Основные способы общения"
план-конспект урока (3 класс) по теме
Цель:
- развитие коммуникативных навыков общения.
Задачи:
- ознакомление детей с основными способами общения: речь, мимика, жесты;
- развитие способностей определять эмоциональное состояние других людей;
- развитие умений пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации и передачи переживаемых эмоций;
- развитие умений владеть и управлять своими эмоциями;
- развитие познавательных и творческих способностей.
- способствовать развитию у учащихся умений анализировать собственные чувства и поведение;
- сформулировать у учащихся интерес к собственной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_osnovnye_sposoby_obshcheniya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: “Основные способы общения”.
Цель:
- развитие коммуникативных навыков общения.
Задачи:
- ознакомление детей с основными способами общения: речь, мимика, жесты;
- развитие способностей определять эмоциональное состояние других людей;
- развитие умений пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации и передачи переживаемых эмоций;
- развитие умений владеть и управлять своими эмоциями;
- развитие познавательных и творческих способностей.
- способствовать развитию у учащихся умений анализировать собственные чувства и поведение;
- сформулировать у учащихся интерес к собственной личности.
Оборудование:
Мяч, слайдовая презентация, музыка «В гостях у сказки», картинки,
1.Ритуал приветствия.
Упражнение «Здравствуй, друг!» посчитались «Солнышко», «Лучик». Разделились на две группы, встав друг против друга.(объединившись в пары).
Далее вместе с воспитателем проговариваем рифмовку, сопровождая слова действиями.
«Здравствуй, друг!» - пожимают друг другу руки.
«Как ты тут?» - кладут руку на плечо партнера.
«Где ты был?» - берут партнера за ухо.
«Я скучал!» - прижимают руку к сердцу.
«Ты пришел?» - разводят руки в стороны.
«Хорошо!» - обнимаются.
2. Разминка на установление контакта.
Упражнение “Давайте познакомимся”. Упражнение проводится в кругу. Каждый называет себя по имени. Затем один из участников встает в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя его полное имя. Упражнение повторяется несколько раз.
Вывод: “Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же”.
3. Беседа об общении, видах общения.
-На прошлом занятии мы говорили о том, что мы знаем об общении.
- Кто можем объяснить понятие «общение»? (слайд)
Общение – взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, обмена мнениями. (слайд)
- Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?(ответы)
- Верно, ребята, мы с вами часто разговариваем, но часто не задумываемся над тем, как мы говорим, обижает ли это другого человека, а главное, мы совсем не думаем над тем, что можно обидеть человека своим тоном или тем, как мы сидим или стоим.
4. Выполнение задания воспитателя.
- посмотрите, на рисунке зашифрована поговорка, прочитайте ее.
(слайд) Рисунок-задание, поговорка “Язык до Киева доведет».
После выполнения задания детьми проводится фронтальная беседа по вопросам:
- Почему так говорят?
- Как могут общаться люди, не используя слов?
5. Рассказ воспитателя о невербальных средствах общения (мимике, жестах).
6. Упражнение “Лица”.
(слайд) На слайде пиктограммы “веселое лицо”, “грустное лицо”, “хмурое лицо”, “удивленное лицо”, “испуганное лицо”.
- Ребята, можете определить настроение “масок”. (ответы)
- Как вы определили, на какой картинке, что изображено? (ответы)
7.Вводится определение “мимика”.
(слайд) Мимика – движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
8.Упражнение «Царевна Несмеяна»
- Давайте поиграем в Царевну Несмеяну.
- Кто хочет ею быть?
Итак, каждый по очереди будет подходить к Царевне Несмеяне, и стараться ее рассмешить - Царевна Несмеяна старается изо всех не рассмеяться.
Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать улыбку или даже смех у Царевны Несмеяны.
Анализ игры:
- Легко ли рассмешить другого человека?
- Кому это удалось лучше?
- Что он для этого сделал?
Вывод: выражение лица играет важную роль в общении. Эмоции “слышны” лучше, чем речь. Способность понять эмоциональное состояние человека и возможность передать свои эмоции при помощи мимическими средствами – более высокая ступень человеческого общения.
9. – На воспитательном часе, мы говорили об общении без слов, давайте вспомним, какие жесты вы знаете и показать их? (ответы )
Я предлагаю вам совершить путешествие (Звучит музыка песни «мы едем, едем, едем») или песенка – игра «Я персона VIP, VIP»
10. Упражнение “Иностранец”. Вы попали в другую страну, вас не понимают, так как вы не знаете языка. Попробуйте спросить с помощью жестов: “Который час?”, “Как пройти в гостиницу, на море…”.
Анализ игры:
- Легко ли было только с помощью жестов общаться?
- Что больше всего вызывало затруднение?
- Что вы считаете необходимо для общения без слов?
Вывод: пантомимика – очень информационный способ общения.
11. Итог.
- Давайте посмотрим и вспомним, какая тема нашего занятия?
- С помощью чего мы можем общаться, над какими средствами общения мы работали?
Значение слова в общении велико. С помощью слова можно обидеть человека, а можно и сделать человеку приятное. Но для того, чтобы наша речь была более выразительной и яркой, мы используем и мимику и жесты. Научиться правильному общению может каждый если захочет, а для этого надо работать над собой.
- Понравилось вам занятие?
- А принесет оно вам пользу?
12.
Коммуникативное упражнение на снятие напряжения «Закончи фразу…»
Все встают в круг. У воспитателя в руках мяч.
- Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу: «Никто из вас не знает, что Я (или у меня)…»
Каждый должен принять участие в выполнении задания.
13. Ритуал прощания – встаем в круг, держимся за руки, воспитатель благодарит детей за работу на занятии, путем нажатия рук передаем «Спасибо!» справа налево друг другу.
На этом наше занятие окончено.
социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важную роль играет порядок предъявления упражнений и игр. Последовательность предъявления предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. После каждого вида работы проводился анализ, итог. В занятие включала упражнения и игры с учетом возрастных и психофизических особенностей воспитанников. Рефлексия занятия — предполагает две оценки детьми занятия: эмоциональную (понравилось — не понравилось), и смысловую (почему это важно для каждого конкретно, зачем и чему мы учились, что запомнилось больше всего, вызвало эмоциональный отклик и почему).
Ритуал прощания — смысловое завершение занятия, внешнее отреагирование своего эмоционального состояния в кругу сверстников.
Основные процедуры:
• беседа об общении и средствах;
• игры, упражнения, проигрывание ситуаций с развитием навыков общения;
• игры на развитие мимики и жестов.
Задачей так же является создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Занятие включает в себя также:
• двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений, жестов с различной мимикой.
Эти процедуры проводились в различное время, в зависимости от ситуации.
Приветствие и прощание носят ритуальный характер.
Во время занятия дети часто вставали в круг. Круг — это возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
Специфика занятий с детьми предполагает массу неожиданностей.
Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость личности ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия.
Важно уже в данном возрасте получить уроки общения, способностей находить согласие с самим собой и другими, понимать и принимать других не в связи со своими представлениями, а такими, какие они есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку "Письмо - забытый способ общения" (соавтор Филиппова Ю.С.)
Цели урока: 1. Образовательные: познакомить обучающихся с эпистолярным жанром; с особенностями написания текста письма; учить выделять смысловые части письма,предварительно составляя план ...
"Способы общения".
Классный час....
«Способы общения с ребенком, позволяющие снизить уровень тревожности»
...Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с до...
Обучение младших школьников способам общения
Статья о способах общения учащихся, с описанием различных игр , которые позволят научить детей общаться друг с другом....
Урок технологии. 1 класс СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ. РАБОТА С ГЛИНОЙ. ПИСЬМО НА ГЛИНЯНОЙ ДОЩЕЧКЕ
Способы общения. РАБОТА С ГЛИНОЙ.ПИСЬМО НА ГЛИНЯНОЙ ДОЩЕЧКЕ...
Обучение младших школьников способам общения
Младший школьный возраст – это исключительное время для развития невербального общения ребенка. То, что упущено в это время, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восп...
Способы общения с аутичным ребеком
Аутизм и способы общения...