Способы общения с аутичным ребеком
консультация
Предварительный просмотр:
Аутизм и общение:
5 способов коммуникации с ребенком.
Любой родитель, который имеет ребенка с аутизмом, в какой-то момент задается вопросом о том, как их ребенок будет общаться с ним. Интересно, что во многих случаях учиться общению и коммуникации следует не самому аутичному ребенку, а именно его родителям.
Существует 5 основных способов понять, что же они пытаются сказать, и все они имеют отношение к органам чувств человека.
Большинство родителей считают, что когда у них будет ребенок, они научат его всему, что им нужно знать о мире. Однако если у ребенка развивается аутизм, то именно ребенок многому научит своих родителей, конечно, если родители готовы слушать и способны адаптироваться к их языку. Большинство детей с аутизмом говорят множеством различных способов, а не только словами. Зачастую они общаются посредством их чувств и языка тела, и нежелание понять этот факт приводит к моментам разочарования не только у ребенка, но и у его родителей.
Стратегии обучения тому, как общаться с аутичным ребенком, включают в себя следующие пять основных способов:
1. Зрение
2. Слух
3. Осязание
4. Обоняние
5. Вкус
Любопытно, что эти 5 основных способов общения с аутичным ребенком представляют собой те же способы коммуникации, которые используют все остальные люди. Разница, однако, состоит в том, что хотя дети с аутизмом способны воспринимать все эти 5 чувств, они испытывают трудности, выражая себя посредством речи. Так что помните, основная проблема коммуникации при аутизме – это что-то сродни «языковому барьеру».
- Зрение
В контексте аутичного человека зрение будет включать в себя такие вещи, как повышенная чувствительность к свету и особый интерес к определенным цветам или узорам. Большинство людей никогда не смогут понять, почему ребенку с аутизмом может понравиться определенная часть игрушки, а не игрушка в целом, а так происходит потому, что их больше привлекает цвет, рисунок или другие ее визуальные характеристики.
Яркий искусственный свет, как в супермаркете, может быть особенно раздражающим для ребенка с аутизмом, потому что яркое искусственное освещение производит блики, что вызывает дополнительную нагрузку на глаза и заставляет их работать интенсивнее. Многие аутичные дети видят отблески потолочного освещения на фотографиях и изображениях. Вот почему они иногда смотрят на предметы из уголков глаз.
Мигающие огни от экрана телевизора, компьютера и т.п. также могут вызывать зрительный стресс. Кроме того, некоторые аутичные дети также страдают от эпилепсии, а определенные вспышки света, блики или узоры могут очень легко вызвать у них эпилептический припадок.
Понимание этих вещей поможет вам эффективнее взаимодействовать с аутичным ребенком, когда их язык тела покажет, что свет или изображение каким-либо образом оказывают влияние на него.
- Слух
Различные звуки, как правило, оказывают мощное влияние на ребенка с аутизмом. Настолько мощное, что, фактически, простой звук бегущей из-под крана воды может очень легко вызвать у ребенка истерику.
Дети с аутизмом слышат фоновый шум телевизора, звук аквариумного фильтра, работающую печь, тиканье часов и все те другие шумы, которых вы не слышите, если вы этого не хотите. Они не могут просто «отключить» эти шумы, например, как можем мы. Они слышат все, и окружающая атмосфера превращается для них в хаос, особенно если они пытаются удержать в памяти какую-либо информацию.
Понимание этого поможет вам общаться с вашим аутичным ребенком. Наблюдайте за языком их тела, и если они закрывают уши руками, ведут себя беспокойно или закатывают истерику, тогда прислушайтесь к окружающему шуму. Возможно, проблема может оказаться в тех звуках, которые доносятся до слуха вашего ребенка.
- Осязание
Если вы действительно хотите общаться с вашим аутичным ребенком, не следует ожидать, что это будет происходить посредством прикосновения. У многих детей с аутизмом через нервы проходят измененные сигналы. Если объятия или процесс одевания могут доставить вам удовольствие, то для аутичного человека они могут оказаться фактически болезненными ощущениями. И если у вас когда-либо был грипп, то вы помните это чувство, когда все ваше тело болит и ломит в самом его начале. Это именно то, что человек с аутизмом переживает большую часть времени.
Вот почему некоторые дети с аутизмом раздевают себя: они не могут выдержать тех ощущений, которые им приносит одежда на теле. Так что вам придется подобрать легкую одежду из нежной ткани, которая не шумит, когда ребенок двигается, и является максимально комфортной в ношении. Не забывайте, что цвет для аутичного ребенка тоже имеет огромное значение.
В разговоре о чувствах аутичного ребенка особого внимания заслуживает чувство голода. Оно может оказаться в 10 сильнее, чем у обычного человека, и проявляться в кусании губ, языка, аутоагрессии и аутостимуляции. Добавьте к этому чувство фрустрации от того, что ребенок не в состоянии вам об этом сказать, и вы осознаете всю серьезность этой проблемы. Текстура и фактура потребляемой пищи также может быть проблемой в случае ребенка с аутизмом.
Кроме того, среди аутичных детей существует тенденция к возникновению более серьезных проблем поведения во время интенсивной нагрузки сразу на два или более органов чувств. Голод одновременно с запахом еды, которую ребенок не может съесть. Торговые центры, в которых присутствует высокий уровень шума, яркое освещение, разнообразие цветов и т.п., специально проектируются таким образом, чтобы овладеть вашим вниманием через органы чувств. Такие маркетинговые ходы, однако, могут нанести ущерб человеку с сенсорными расстройствами.
- Обоняние
Аутичный ребенок гораздо более восприимчив к различным запахам, чем обычные люди, и, как правило, обладает очень тонким обонянием.
Список запахов, которые могут вызвать резкий дискомфорт у аутичного ребенка, можно перечислять долго, но возглавляют этот список духи, шампуни, продукты питания, грязные животные и т.п., и это может привести к возникновению нежелательных ситуаций. Понимание того, что запах, который вы слышите, ощущается вашим аутичным ребенком в 10 раз интенсивнее, поможет вам во взаимодействии с ним.
- Вкус
Наряду с чувством голода и запахами, вкус является очень мощным чувством у аутичных детей. Приятные и неприятные для вас вкусовые ощущения, безусловно, усиливаются в несколько раз у человека с аутизмом. Кроме того, они имеют свои собственные вкусовые предпочтения, поэтому не стоит сердиться, если ребенку не нравится приготовленная вами пища, потому что «невкусная» пища ощущается ими в несколько раз более интенсивно.
Язык тела играет огромную роль в том, как человек с аутизмом пытается общаться с окружающими. Теперь вам не нужны специальные приспособления для того, чтобы понять, что крик вашего малыша в ресторане может быть вызван запахом пищи и / или дополнительным уровнем белого шума, который он слышит; или для осознания того, что он закрывает свои уши руками каждый раз, когда вы отправляетесь в детский аквариум на экскурсию, потому что работающие фильтры воды могут быть для него проблемой.
Возможно, аутичные дети не всегда понимают вас, но понимаете ли вы их? Обратите внимание на их язык тела и органы чувств, и только тогда вы сможете говорить с ними на одном языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие "Основные способы общения"
Цель:развитие коммуникативных навыков общения.Задачи:ознакомление детей с основными способами общения: речь, мимика, жесты;развитие способностей определять эмоциональное состояние других людей;р...
Урок по русскому языку "Письмо - забытый способ общения" (соавтор Филиппова Ю.С.)
Цели урока: 1. Образовательные: познакомить обучающихся с эпистолярным жанром; с особенностями написания текста письма; учить выделять смысловые части письма,предварительно составляя план ...
"Способы общения".
Классный час....
«Способы общения с ребенком, позволяющие снизить уровень тревожности»
...Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с до...
Обучение младших школьников способам общения
Статья о способах общения учащихся, с описанием различных игр , которые позволят научить детей общаться друг с другом....
Урок технологии. 1 класс СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ. РАБОТА С ГЛИНОЙ. ПИСЬМО НА ГЛИНЯНОЙ ДОЩЕЧКЕ
Способы общения. РАБОТА С ГЛИНОЙ.ПИСЬМО НА ГЛИНЯНОЙ ДОЩЕЧКЕ...
Обучение младших школьников способам общения
Младший школьный возраст – это исключительное время для развития невербального общения ребенка. То, что упущено в это время, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восп...