Урок по русскому языку "Письмо - забытый способ общения" (соавтор Филиппова Ю.С.)
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Семикова Надежда Леонидовна

 

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить обучающихся с эпистолярным жанром; с особенностями  написания текста письма; учить выделять смысловые части письма,предварительно составляя план текста в устной или письменной форме по памятке ;способствоватьобогащению словарного запаса детей.

2. Развивающие: развивать у обучающихся интерес к эпистолярному жанру;совершенствовать культуру речи детей; расширять кругозор младших школьников; развивать внимание, способность к самоконтролю.

3. Воспитательные: формировать интерес к изучению коми края; формировать желание – писать письма.

 

 

Планируемый результат:

Предметные умения: иметь представления об эпистолярном жанре. структуре письма и видах письма; ввести новые понятия «адресат», «адресант».

Универсальные  личностные учебные действия:эмоциональное осознание самого себя как составляющей части жителей древнего села Усть-Цильма и  Республики Коми, имеющих  разную уникальную историю и традиции, которые нужно знать и уважать.

Универсальные  регулятивные учебные действия:формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.

Универсальные  познавательные учебные действия: формирование представления о  видах письма, формирование познавательного интереса к ним через работу с разными информационными источниками.

Универсальные  коммуникативные учебные действия:формирования умения общаться с товарищами, сотрудничая в малой группе.

 

Формы работы: фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная.

 

Оборудование: сообщения учеников, оформление доски,  толковые словари, карточка-помощница «Структура письма», памятки на тему «Правила написания писем», кроссворд.

/strong

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku.docx300.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

 этапы урока

цели

используемые средства

содержание этапов урока

задания для понимания и  усвоения материала

1.Оранизационный этап.

Цель: подготовить учащихся к работе.

Доска:

пабписьмотпа

Учитель: Попробуйте найти спрятавшееся слово (выслушиваются ответы детей)

Учитель: Это слово «письмо». Послушайте стихотворение о письмах.

Фронтальная работа

2.Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала.

 Цель: орг-ть и направить к цели познавательную деят-сть уч-ся.

Учитель:

Отчего взгрустнулось

Тоне-письмоносцу?

Встала рано утром,

Ходит по морозцу,

Всем приносит нынче

Лишь в газетах  вести.

Отчего ж у Тони

Сердце не на месте?

Ей от грустных мыслей

Никуда не деться,

Ждать от друга писем

Ей хотелось с детства,

Но никто не пишет

Каждый очень занят,

В моде SMSки.

А душу не  загладят.

Так хотелось Тоне

Рассказать подробно,

И узнать побольше,

Поделиться с кем то.

 А ей ни разу в жизни

Писем не вручали.

Грустно письмоносцу...

Ходит по морозцу

Почтальон в печали.

3. Мотивация к деятельности

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы «Давайте дарить радость через письма».

доска

эпистолярный стиль

Проблемная ситуация.

Учитель:

-Почему грустит Тоня? (выслушиваются ответы детей)

-Кто из вас получал письма по почте?

-А вы пишете письма?

Сейчас мало кто пишет письма на бумаге. Их заменили короткие SMS.

Безусловно, достижение научно-технического прогресса постепенно вытесняет роль письма в нашей жизни. Порой действительно проще позвонить по телефону, слать факсы, отправлять интернет-письма или послать SMS. Но…! Письма, написанные с душой и красивым почерком, получать намного приятнее. В этом есть какая-то тайна, искренность и доброе отношение, которое так ценно в жизни. Строчки, написанные  своей рукой, не только несут информацию, но и дарят тепло и любовь. Значит –это ещё один забытый способ не только общаться, но и дарить радость. Не случайно существует и такое определение письма:

Письмо - это труд души, обращенный к другому человеку.

-А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности. Ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком).

В старые времена люди всегда писали письма друг другу.   Из бытовой переписки развился эпистолярный стиль. Послушаем небольшое сообщение ученика.

Фронтальная работа

Подготовленный ученик дает точное объяснение слова «эпистолярный жанр» используя словарь

Эпистолярный жанр – это один из жанров литературного произведения, который характеризуется формой личных писем.

4. Этап усвоения новых знаний.

Цель: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах . Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний.

Пергамент

(см.рис)

Берестяная грамота

(см.рис)

Первые бумажные письма

(см.рис.)

Учитель: Ребята, попробуйте сформулировать тему урока. (выслушиваются ответы детей)

Итак, тема нашего урока – «Письмо – забытый способ общения».

Какие вопросы у вас возникли?

-На чём писали  письма в старину?

-Какие бывают письма?

-Какая структура письма?

-С кем можно вести переписку?

Учитель: Пусть это и будет нашим планом урока.

Учитель: Послушаем сообщения учеников об истории возникновения письма.

Выслушиваются сообщения учеников:

Сообщение 1:   В Древней Руси письма писали   на пергаментных листах. Этим материалом была кожа. Пергамент был очень прочен. Одна беда – дорог: для изготовления, например,  одной книги нужно было целое стадо животных. Написанные красками разных цветов, разрисованные художниками, они не уступали по красоте книгам из других государств. Но такие книги были очень дороги, пользовались ими только знатные и богатые люди.

Простой же народ писал на бересте – это кора березы, подвергнутая специальной обработке. Буквы наносили костяной или железной палочкой – писалом.   Назывались такие «книги» берестяными грамотами.

Сообщения 2:  В X веке появляется бумага. И письма стали бумажные. Говорят, ее изобрели китайцы.      Почти 400 лет скрывали китайцы от всего мира секрет изготовления бумаги. Но нет таких секретов, которые бы люди не смогли раскрыть. Прошло время – и способ изготовления бумаги стал известен всей Азии, а затем и Европе. Бумагу научились делать из старых тряпок. Их расщепляли на волокна, долго варили, добавляли склеивающие вещества, а потом выливали на сетки, сплетенные из конского волоса или тончайшей медной проволоки.

Учитель: На чём писали письма в старину? (выслушиваются ответы детей)

                  Давайте выясним, какие виды писем существуют. На самом деле существуют более 10 видов различных писем. Мы же на уроке разберём только некоторые из них.Обратите внимание на доску.(открывается доска)

Письмо личное,

 письмо-поздравление,

 письмо-просьба, благодарственное письмо

Учитель: Ребята, разделитесь по группам,  поработайте со справочным материалом и приготовьте сообщения о видах писем.

       

Работа в группах

Письмо-просьба –  письмо, цель которого является получение информации,  определенных действий, необходимых автору .. Просьба излагается с помощью глагола просить: Просим Вас сообщить…Обращаемся к Вам с просьбой о… и т.д. В одном письме может содержаться несколько просьб. В этом случае используются следующие языковые обороты: Также просим Вас рассмотреть (предоставить, провести …)

Письмо-благодарность –  письмо, направляемое организации, должностному лицу или гражданину  с выражением благодарности за совершенные действия. Эта разновидность писем составляется в более свободной форме. Ключевыми фразами письма могут быть следующие выражения: Благодарим за оказанную помощь в…Выражаем Вам свою благодарность за…и т.п.

Письмо-поздравление –  письмо, составляемое в торжественных случаях. В письмах-поздравлениях используются следующие ключевые фразы: Поздравляем Вас в связи с…Искренне поздравляем Вас с…

Письма-поздравления могут оформляться  на специальной бумаге различной цветовой гаммы, украшенной орнаментом.

Существуют три вида личных писем, которые необходимо всегда писать от руки: письма с выражением соболезнования, приглашения и ответы на них, благодарственные записки.Форма личного письма может быть различной. Заключительная часть письма (форма вежливости) так же, как и обращение, зависит от ваших отношений с адресатом. Дружеские письма следует подписывать тем именем, под которым вас знает адресат.

Этап закрепления и коррекции новых знаний.

Цель: закрепить знания, ввести дополнительные знания, понятия.  

Приложение 1.

Учитель:  Давайте вспомним некоторые слова, связанные с  написанием писем. Попробуйте разгадать кроссворд на эту тему.  

           

1.Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (Письмо).

2.Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт.)

3.Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес.)

4.Цифровое условное обозначение населенного пункта (Индекс).

5.Человек, разносящий письма,  газеты, телеграммы (Почтальон).

6. Человек, который пишет письмо (Адресат.)

7. Человек, который получает  письмо (Адресант.)

Работа в паре.

Проблемная ситуация:

Учитель: 

-Какие задания вызвали затруднения (6 и 7).  Это действительно в наше время редко используемые  слова.

Адресат –человек, который получает письмо.

Адресант – человек, который пишет письмо. (синоним –отправитель)

Физкультминутка.

Я почтальон веселый

 Шагаю каждый день

 По улицам, проулкам

 Поселков, деревень

 В мороз, жару и стужу

 И в дождик, и в метель.

Мне не страшна любая

 Погоды канитель!

 Все потому, что радость

 Несу я вам в дома,

 Где каждый ждет с надеждой

 Счастливого письма.

Учитель: Послушайте письмо.

 «Паша! Недавно у нас были каникулы. Где я только не был! Вместе с Колей я ходил в кинотеатр. Мы смотрели мультфильм “Ледниковый период – 2”. На следующий день мы отправились в аквапарк. Там купались и катались с горок. Побывали мы и в музеях. Сегодня я получил “5” по русскому языку. А какую замечательную книгу я прочитал! Я написал диктант без ошибок. Учительница меня похвалила. Вчера мы играли в футбол. Я забил гол. Называется она “Фантазеры”. Наша команда победила. Жду твоего письма. »

Учитель:

-Всё ли вам понравилось? (Нет, связи и последовательности между предложениями.)

Значит, чтобы грамотно написать письмо нужны не только орфографические навыки, но и знание структуры письма. Перед вами карточка-помощница. Она поможет нам в работе. (Идёт обсуждение структуры письма).

Приложение 2.

Возможные части текста письма

Примеры

Обращение. Начальная фраза о состоянии переписки.

Мои дорогие мама и папа!

Получил(а) твое письмо…

Давно не было письма…

Получил(а) твое (ваше) письмо, сразу не ответил(а), потому что…

Раскрывается основное содержание письма, сообщается о новостях.

Опишу Вам, как идет жизнь дома или в школе…

Я хочу рассказать Вам (тебе)…

У меня много новостей, расскажу обо всем по порядку…

Вопросы к адресату.

Как вы живете?

Как ваше здоровье? Какие у вас новости?

Благодарность.

Спасибо за внимание…

Спасибо за то, что положили мне теплые вещи…

Просьба писать письма.

Я прошу Вас (тебя) писать мне… (ответить мне на письмо)…

Жду ответа.

Приветствие. Прощание.

Передайте большой привет…

До свидания…

До скорой встречи…

Концовка и подпись. Дата и место написания, если их нет в начале письма.

Крепко целую…

Любящая (Ий) вас…

Приложение 3.

Учитель: На ваших столах лежат листочки с записями.

Попробуйте в паре разобраться, что это за информация.

1.Конверт и бумага, должна быть безукоризненной.

2.К письму можно прилагать рисунки или фотографии.

3.Размещать текст письма следует с левого края бумаги.

4.Необходимо соблюдать структуру письма..

5. Необходимо использовать красные строки.

6.Чужие письма читать нельзя.

7.Письмо перед отправлением следует перечитать.

8.Письмо должно быть написано грамотно.

9.Письмо необходимо писать разборчиво.

10.Нельзя оставлять письмо без ответа.

Учитель: Это правила написания писем, которые вам пригодятся. Запомните их пожалуйста.

Работа в паре.

Учитель:

-Кому из вас теперь захотелось написать письмо?

-Кому бы вам хотелось написать?

-На следующий год в нашей школе вводится изучение коми языка. А кому из вас интересно узнать о наших соседях - коренных жителях  Республики Коми? Ведь наше древнее село Усть-Цильма располагается на территории Республики Коми, а мы так мало знаем о жизни, традициях, праздниках коми народа. А ведь среди коми людей очень много талантливых, сильных и творческих . Интересно было бы узнать в какие игры играют дети, какие у них блюда национальной кухни и многое другое.

8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

Приложение 4.

Учитель: Ребята, я предлагаю вам написать письмо ровесникам  – ребятам , которые умеют говорить на коми языке и живут в коми сёлах.

-Какой вид письма вы будете использовать? (личное, дружеское) 

-Я предлагаю вам рассказать о наших традициях и праздниках. А так же пополнить свои знания на темы:

1. Народные праздники.

2. Моё увлечение.

3. Как строились дома?

Соблюдайте структуру письма. Выбирайте подходящие для вас части. В свои письма вложите капельку души и любви, чтобы оно согрело кого-то и вам обязательно ответят.

Рефлексия:

-На все ли вопросы мы получили ответы?

-Что больше всего запомнилось?

- Захотелось ли вам после сегодняшнего урока вести переписку? Почему?

Спасибо за работу!

                      Приложение 1.

1

6

4

2

5

3

7

                                              пергамент

   

                       китайская бумага

                   берестяное письмо                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация парной и групповой форм работы на уроках русского языка как способ повышения мыслительной активности младших школьников

Происходящие изменения в современном образовании требуют применение новых способов обучения, педагогических технологий, реализующих системно-деятельностный подход в обучении младших школьников. Несомн...

Конспект урока по русскому языку по программе "Школа 2100" "Способы обозначения мягкости согласных на письме" 2 класс

Урок русского языка 2 класса начала II полугодия. Урок из раздела повторение изученного в первом классе, идет отработка изученных правил и их применение на практике. На уроке проводится работа по всем...

Конспект урока по русскому языку по программе "Школа 2100" "Способы обозначения мягкости согласных на письме" 2 класс

Урок русского языка 2 класса начала II полугодия. Урок из раздела повторение изученного в первом классе, идет отработка изученных правил и их применение на практике. На уроке проводится работа по всем...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе Тема урока: «Способ проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная  школа   №1 с.Октябрьское»МО-Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания   От...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Способы образования имён существительных"

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику С.В. Иванова, УМК "Начальная школа XXI века". Цели урока: создать усло...

Конспект урока по русскому языку "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных"" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях  имён существительных"" (4 класс)...