Научно-исследовательская деятельность
творческая работа учащегося (4 класс) на тему
Представляю Вашему вниманию работу ученицы 4 класса, которая была представлена на научно-практической конференции "Шажок в науку".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 239.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
Компьютером теперь никого не удивишь. Сегодня компьютерные классы есть в школах, в детских садах. С помощь компьютерных программ осуществляется обучение и развитие детей. «Продвинутые» родители, еще не сняв с ребенка памперсы, сажают малыша к монитору. «Несовременные» же родители считают, что сидеть за компьютером очень вредно даже для старшеклассника, и запрещают детям подходить к компьютерам. И те и другие мечтают видеть своих детей счастливыми, здоровыми, успешными.
Компьютер в нашей жизни является добрым, умным, неутомимым помощником. Он помогает получить огромное количество информации, способствует общению друзей разных стран и континентов. Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного и забавного. И, наконец, ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Однако, очень часто из телевизионных передач, разговоров взрослых я слышала, что компьютер может причинить большой вред здоровью человека.
Заинтересовавшись этим вопросом, я решила подробнее изучить данную проблему в надежде подтвердить свою гипотезу о том, что только от самого человека зависит, кем будет ему компьютер – другом или врагом.
Целью работы являлось выяснить, чем компьютер может быть полезен в нашей жизни, и как избежать его вредного воздействия.
Для решения поставленной цели ставились следующие задачи:
- ознакомиться со сферами применения компьютера в жизнедеятельности человека;
- изучить, насколько часто пользуются компьютером учащиеся нашей гимназии, соблюдают ли они основные гигиенические рекомендации и как это отражается на их здоровье;
- выяснить, насколько компьютер может повредить здоровью человека и как избежать отрицательного воздействия.
Основная часть.
Для решения первой задачи мне было необходимо встретиться с человеком, который каждый день связан с компьютерами, и поподробнее расспросить его, насколько распространено применение этого важного механизма в деятельности человека. При беседе с учителем ИВТ Подольской Еленой Николаевной я узнала, что, оказывается, компьютеры встречаются практически во всех сферах нашей жизни. Ежедневно служащие транспортных агентств при помощи компьютера получают информацию о рейсах самолетов в разные точки земного шара; в универсаме устройство, считывающее с товара штриховой код, посылает информацию в кассовый аппарат, который мгновенно узнает, что за продукцию вот купили и по какой цене; специальные телевизионные эффекты создаются с помощью компьютерной графики; официанты вводят информацию в портативные переносные компьютеры, которые затем передают заказы на кухню, справочные автоматы с компьютерными программами, работающими в режиме диалога, помогают ориентироваться в музеях, парках развлечений и универмагах.
Однако при несоблюдении определенных правил пользования компьютер из доброго друга может превратиться в злейшего врага. Дети меньше проводят времени на улице, меньше играют в подвижные игры, компьютер "привязывает" человека к себе - источнику множества заболеваний, связанных с позвоночником, органами дыхания, зрения и так далее.
На следующем этапе исследования я решила выяснить, каким образом учащиеся нашей школы строят свои отношения с компьютером. Проводилось анкетирование учащихся начальной школы (3,4 классы), среднего звена (6,8,9 классы) и старшего звена (10,11 классы). В числе прочих анализировались следующие вопросы:
- Сколько часов в день ты проводишь за компьютером?
- Чему ты отдаешь предпочтение, сидя за компьютером?
- Что для тебя важнее, чем компьютерная игра?
- Планируешь ли ты в будущем использовать компьютер?
В анкетировании приняли участие:
начальная школа – 87 человек
среднее звено – 60 человек
старшее звено – 32 человека
Обнаружилось, что больше всего времени за компьютером проводят ученики среднего звена – до 2-3 часов в день при норме для этого возраста – до 1,5 часов. Общее количество учащихся среднего звена, находящихся за компьютером более 2-3 часов составило 53,3%. При этом 16% опрошенных утверждали, что сидят за монитором более 6 часов в день! Большинство же учащихся начальной школы и старшего звена стараются соблюдать рекомендуемые нормативы.
При анализе ответов на вопрос «Чему ты отдаешь предпочтение, сидя за компьютером?» оказалось, что учащиеся среднего звена - активные пользователи Интернета, чем, вероятнее всего, и объясняется большее количество времени, потраченное на это занятие. Компьютерные игры больше всего интересуют учащихся начальной школы, а 10-11 классы, наиболее старшие и серьезные люди, используют компьютер как помощь в обучении.
Порадовало то, что, несмотря на активное использование компьютера, абсолютное большинство наших учащихся считают, что общение с друзьями важнее, чем компьютерная игра. На второе место по значимости в 3-4 классах учащиеся поставили чтение книги, а в среднем и старшем звене – занятия спортом. И лишь на третьем месте во всех классах стоял просмотр телепередач.
Так же на диаграмме видно, что практически все наши ребята понимают значимость и важность компьютера в будущей взрослой жизни и планируют его использовать и для учебы, и для работы, и для развлечения.
Так какие же опасности таит в себе слишком длительное и неправильное общение с компьютером? Этот вопрос я задала медицинскому работнику нашей школы Масловой Марине Владимировне. Она рассказала мне, что слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения. Если ребенок ежедневно проводит за компьютером более 2 часов в день, его зрение заметно ухудшается уже в течение одного года. Обязательно помните о том, что для каждого детского возраста существует ограничение по времени для занятий:
- в 7-10 лет – ребенок может находиться у компьютера до 40 минут,
- в 11-15 лет – до 1,5 часов,
- в 15-18 – не более 2 часов.
Также длительное нахождение перед компьютером проводит к психологической зависимости от виртуального мира.
Один из подростков на приеме у врача поведал свою историю. Мальчик увлекся компьютерными играми, как и почти все его друзья. «Это очень весело. Я мог совершать в игре все, что угодно, почти всегда оставаясь победителем. А однажды, выйдя из компьютерного салона, вдруг понял, что мне не хватает оружия, которым меня наделяла игра. Я почувствовал себя беззащитным и быстрее пошел домой, чтобы уже дома продолжить игру» - поделился подросток.
В помещении с работающим компьютером изменяются физические характеристики воздуха: повышается температура, снижается относительная влажность, а содержание углекислого газа увеличивается.
В воздухе под действием компьютера образуется большое количество ионов, которые, осаждаясь на пылинках воздуха, попадают и в дыхательные пути. У детей может появляться першение в горле, покашливание из-за повышенной сухости слизистых. Специально созданные приборы – люстры Чижевского, нейтрализуют в воздухе помещений положительные ионы, восстанавливая природные электрические заряды.
А как ответили ребята нашей школы на вопрос: «Влияет ли работа за компьютером на твое здоровье?»
Из 87 учащихся начальной школы 60 человека ответили – не влияет.
Из 60 опрошенных в среднем звене 33 (а это 55% учащихся) отметили, что у них возникли проблемы со здоровьем (стали быстрее устать, ухудшилось зрение, изменилась осанка). Если вернуться чуть выше и вспомнить, что учащиеся именно этой возрастной категории проводят за компьютером 2-3 часа и более, то можно предположить, что длительное нахождение за компьютером негативно отражается на состоянии здоровья учащихся.
Из 32 учащихся старшего звена 19 человек (59,4%) также отметили негативные изменения состояния своего здоровья.
Чтобы избежать вредного воздействия компьютера необходимо соблюдать правила безопасности:
- Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене
- В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка.
- До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой.
- Считается, что наши зеленые друзья - кактусы - помогают уменьшить негативное влияние компьютера.
- Не забывайте чаще проветривать комнату, поставьте в нее аквариум или другие емкости с водой, которые увеличивают влажность воздуха.
- Каждые 20 минут работы за компьютером необходимо прерываться и проводить комплекс упражнений для глаз
Заключение.
Таким образом, моя гипотеза о том, что только от самого человека зависит, кем будет ему компьютер – другом или врагом, подтвердилась.
Из проведенной работы можно сделать вывод: вредное воздействие компьютера можно предупредить, если ограничить длительность работы за компьютером, проводить гимнастику для глаз, правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы.
Приложения.
Анкета.
Вопросы | Варианты ответов | ||||
1. Есть ли у тебя возможность пользоваться компьютером? | Компьютер есть дома | У друзей или в Интернет-кафе | На работе родителей | Нет возможности | Нет желания работать за компьютером |
2. Сколько часов в день ты проводишь за компьютером? | Менее 1 часа | 1-2 часа | 2-3 часа | 3-6 часов | Более 6 часов |
3. Чему ты отдаешь предпочтение сидя за компьютером? | Компьютерные игры | Использую как помощь в обучении | Поиск информации в Интернет | Использую все перечисленное | Делаю что-то другое (указать что) |
4. Как часто ты прерываешь работу за компьютером? | Каждые 20 минут | Каждый час | В связи с приемом пищи | Когда захочу размять мышцы | Работаю непрерывно |
5. Что для тебя важнее, чем компьютерная игра? | Общение с другом | Чтение книги | Просмотр любимой телепередачи | Занятия спортом | Другое (указать что) |
6. Влияет ли работа за компьютером на твое здоровье? | Нет | Да – стал быстрее уставать | Да – ухудшилось зрение | Да – изменилась осанка | Да – стал чаще болеть |
7. Совмещаешь ли ты работу за компьютером с другими делами? | Нет | Да – с приемом пищи | Да – с просмотром телепередач | Да – с разговором по телефону | Да с другими делами (указать какими) |
8. Планируешь ли ты в дальнейшем использовать компьютер? | Нет | Да – для учебы | Да – для будущей работы | Да – для развлечений | Да – компьютер нужен везде. |
Диаграмма № 1
Есть ли у тебя возможность пользоваться компьютером?
Диаграмма № 2
Сколько часов в день ты проводишь за компьютером?
Диаграмма № 3
Чему ты отдаешь предпочтение сидя за компьютером?
Диаграмма № 4
Как часто ты прерываешь работу за компьютером?
Диаграмма № 5
Что для тебя важнее, чем компьютерная игра
Диаграмма № 6
Влияет ли работа за компьютером на твое здоровье?
Диаграмма № 7
Совмещаешь ли ты работу за компьютером с другими делами?
Диаграмма № 8
Планируешь ли ты в дальнейшем использовать компьютер?
Профилактика зрительного и общего утомления
Упражнения для улучшения кровообращения в глазных яблоках.
Упражнение может выполняться на рабочем месте, сидя на стуле.
- Глаза закрыты. Круговыми движениями обеих рук массировать глазные яблоки - 10 сек.
- Взгляд прямо перед собой, затем вправо, влево, вверх, вниз - 10 сек.
- Усиленно зажмуривать и открывать глаза -10 сек.
- Поворачивать глаза в стороны 2-3 раза, затем закрывать на 10 сек.
Упражнения проводить ежедневно по 2-3 раза за смену.
Упражнения, предупреждающие возникновение остеохондроза позвоночника.
Комплекс состоит из следующих упражнений:
- Исходное положение - стоя, руки опущены. Полукруговые движения головой к правому и левому плечу.
- И.п. - то же. Повороты головой вправо и влево.
- И.п. - стоя, руки на поясе. Наклоны головы вправо, влево, вперед, назад.
- И.п. - то же. Круговые движения головой.
- И.п. - стоя, руки на голове. Надавливание. То же другой рукой.
- И.п. - стоя, правая рука на правой щеке. Надавливание. То же другой рукой.
- И.п. - стоя, руки опущены. Поднимание и опускание плеч.
- И.п. - стоя, руки к плечам. Круговые движения вперед и нaзaд.
- И.п. - стоя, руки соединены сзади в "замок". Отведение рук назад. Спина прямая.
- И.п. - стоя, руки в стороны. Круговые движения руками вперед и назад.
- И.п. - стоя, руки на поясе. Наклоны вперед, прогнувшись.
- И.п. - стоя, руки на поясе. Повороты вправо и влево.
- И.п. - то же. Наклоны вправо, влево, вперед, назад.
- И.п. - стоя, руки опущены. Круговые движения тазом.
Упражнения просты и не требуют специальной подготовки, поэтому, если пользователь дисплея будет выполнять ежедневно хотя бы часть этих упражнений, он тем самым поможет себе избавиться от неприятных последствий гиподинамии.
Список использованной литературы.
- Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организация работы. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.2.542-96. Госкомсанэпиднадзор России, М., 1996, 55 с.
- Ковальская О.И. «Компьютер и здоровье школьника» - Биология, №6, 2007, с. 2-5.
- Василькина Ю. «Игры с разумом» - Здоровье школьника, №9, 2006, с. 10-15.
- www.cybermama.ru
- www.comp-doctor.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Научно-исследовательская деятельность в краеведении»
В статье описаны цели и задачи краеведческой работы в начальной школе, даны методические рекомендации по ее проведению. ...
Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"
В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....
2.3. Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по английскому языку
Муниципальный конкурс творческих проектов на иностранном языке «Моя любимая книга», 2019 г.Муниципальный, VII муниципальная конференция научно-исследовательских работ обучающихс...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...
Статья "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ АСПЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
Мы живем в мире, где, вытесняя привычное, постоянно рождается новое – новые виды техники и технологии, новые способы коммуникаций и обработки информации и многое другое. Современный человек не п...
Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Игры народов Севера", "Территория культуры", "Умники и умницы", "Я-исследователь". Планы работы по организации научно-исследовательской деятельности.
Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Игры народов Севера", "Территория культуры", "Умники и умницы", "Я - исследователь". Планы работы по организации ...
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ (на ...