Программа индивидуального развития
рабочая программа (2 класс) по теме
Программа индивидуального развития ребёнка по повышению самооценки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_individualnogo_razvitiya.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики
Управление образования администрации Чебоксарского района
МОУ «Абашевская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического и спортивного профилей»
ПРОГРАММА
индивидуального развития ребенка «Повышение самооценки»
Сикорская Валентина Аристафовна,
учитель начальных классов,
классный руководитель 4 класса
с. Абашево - 2009
1. Пояснительная записка.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения ребёнка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности ребёнка и на дальнейшее развитие его личности.
Младший подростковый возраст – период возникновения потребности в самопознании и самооценки, желания общаться и понять, лучше узнать себя. Вместе с тем, ребята чувствуют, что не умеют, не могут оценить себя, не знают, как, с помощью каких критериев это можно сделать. Наряду с этим отмечается рост негативного восприятия себя, увеличивается число негативных самооценок и появляются вопросы о мыслях и чувствах, мотивах того или иного поведения. Почему одни люди относятся к нам хорошо, доброжелательно, а другие враждебно? Почему одних людей мы любим, а другие нам не нравятся? Как избежать недоразумений, ссор с товарищами, друзьями, родственниками? Как стать умным, сильным, смелым, привлекательным, чтобы все тебя любили, уважали, признавали? Почему одни школьники учатся хорошо, им все дается легко, а у других не получается? В этих связях, отношениях с окружающими людьми и проявляется своё Я. Развитие человека, становление его как личности связано с формированием самосознания – осознанием и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному существу. Развитие самосознания протекает индивидуально у каждого ребенка, оно связано с осознанием своих желаний и мотивов деятельности.
На протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки, первоначально успешность обучения влияет на самооценку, а затем самооценка влияет на успешность обучения. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.
Проведённые мною исследования показали, что в классе из 20 учащихся у 17 учащихся – адекватная самооценка, у 2 учащихся – завышенная самооценка и у одной ученицы *******– заниженная самооценка.
*****- пассивная, неуверенная, замкнутая, с повышенной ранимостью девочка.. Она не участвует в играх, потому что боится оказаться хуже других, подруг у неё мало. В классе авторитетом не пользуется. В первом классе в связи с неусвоением программы была оставлена на повторный курс обучения. Во 2 , 3 классах преобладающие оценки –«3», а в 4 классе в 1 четверти по двум предметам ( чувашский язык и русский язык) она повысила свою успеваемость с « 3» на « 4». По математике она испытывает большие трудности. Кругозор у *****неширокий, запас слов маленький, речь не очень выразительна. Делать самостоятельные выводы и находить пути решения не может.
Для изучения самооценки я использовала методику А.И. Липкиной «Три оценки», тесты « Лесенка», анкетирование, сочинение « Кто я такой?, « Мой характер». Исследования школьного психолога по теме «Моя Галактика» показали, что у****** звездочка маленькая, находится где –то в уголочке, вдали от других звезд. Это говорит о том, что она принижает собственную значимость, избегает общения с другими людьми.
Семейно – бытовые условия у ****удовлетворительные. Мать, ***/***, работает уборщицей. Отец, *******, нигде не работает. В семье часто бывают конфликты. Родители уделяют мало внимания воспитанию детей. У ******есть братишка 6 лет, но он почти не разговаривает.
В ходе всех этих исследований возникла необходимость создания программы индивидуального развития *******
2. Цель программы
Цель программы: способствовать повышению самооценки
3. Задачи развития:
- пробудить интерес к самому себе
- выработать уверенность в себе
Автор программы:
Сикорская Валентина Аристафовна, классный руководитель 4 класса, в котором обучается ученица , учитель начальных классов МОУ « Абашевская СОШ»
Специалисты, привлеченные к реализации программы:
1.Андреева Наталья Валерьевна, социальный педагог МОУ « Абашевская СОШ»
2. Тарасова Марина Петровна, психолог МОУ « Абашевская СОШ»
Родители ребенка:
Мать - *******
Отец - ********
Этапы и сроки реализации программы:
Диагностический этап 01.09. 2008 – 01.11.2008
Коррекционно-развивающий этап 11.11.2008- 25.04.2009
Заключительный этап 26.04.2009- 24.05.2009
Ожидаемый результат:
Повышение самооценки
4. Этапы внедрения программы:
4.1. 1 этап – диагностический – получить максимально – целостную картину развития личности ребёнка и его отношения к окружающему миру, изучить характер ребёнка, выявить качества его личности.
ВОТ Я КАКАЯ !
Меня зовут________________________________________________
Мне____________лет
У меня________________________глаза
У меня________________________волосы
Улица, на которой я живу, называется_________________________
Моя любимая еда__________________________________________
Мой любимый цвет________________________________________
Мое любимое животное_____________________________________
Моя любимая книга________________________________________
Моя любимая передача_____________________________________
Самый прекрасный фильм, который я видел____________________
Я люблю в себе_____________________________________________
__________________________________________________________
_________________________________________________________
Моя любимая игрушка______________________________________
Мой любимый цветок_______________________________________
Моего лучшего друга зовут__________________________________
Страна, в которую я хотел бы съездить________________________
Лучше всего я умею_______________________________________
Моих братьев и сестер зовут_________________________________
Самая главная моя
Мой характер
В середине написана буковка “Я”, она обозначает конкретно каждого человека. Это центр и в первом кругу надо записать те качества характера, которые проявляются каждый день. Во втором кругу надо записать те качества характера, которые проявляются часто, но не каждый день. В третьем кругу надо записать те качества характера, которые проявляются редко. В четвертом кругу надо записать те качества характера, которых у человека нет, но человек хочет их приобрести.
То, что написано в центре круга - это сильные стороны характера. Дальше качества характера распределены в зависимости от того, насколько ярко они проявляются.
Самооценка ребёнка глазами ребёнка, мамы, классного руководителя
№/№ п/п | Отрицательные качества | Степень выразительности | Положительные качества | ||||||
-3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | |||
1. | Злой | Добрый | |||||||
2. | Жадный | Щедрый | |||||||
3. | Лживый | Честный | |||||||
4. | Замкнутый | Общительный | |||||||
5. | Ленивый | Трудолюбивый | |||||||
6. | Неряшливый | Аккуратный | |||||||
7. | Невнимательный | Внимательный | |||||||
8. | Безразличный | Любознательный | |||||||
9. | Недогадливый | Сообразительный | |||||||
10. | Упрямый | Покладистый | |||||||
11. | Вспыльчивый | Сдержанный | |||||||
12. | Неуверен. в себе | Уверенный в себе | |||||||
13. | Пассивный | Активный | |||||||
14. | Отстранённый | Ласковый | |||||||
15. | Грубый | Вежливый | |||||||
16. | Скрытный | Откровенный | |||||||
17. | Обидчивый | Необидчивый | |||||||
18. | Грустный | Жизнерадостный | |||||||
19. | Чёрствый | Отзывчивый | |||||||
20. | Трусливый | Смелый |
4.2 2 этап – коррекционно – развивающий – реализация индивидуальной программы развития
Формы и способы повышения самооценки
КЧ – классный час, ПТ – психологический тренинг, ПЗ – практическое занятие,
ПР- практическая работа
№ | Темы занятий | Фор-ма | Содержание и цели | Ответст- венный | С Р О К И |
I РАЗДЕЛ « Я и моя семья» ( 10 час) | |||||
1 | История моего имени. | КЧ | Игра « Тайный друг». Исследование собственных качеств личности. Формирование объективной самооценки и постановка детьми нравственной задачи перед собой. | Кл. рук. | 1 нед. |
2 | “ О самооценке” | КЧ | “Дерево”, « Похвала» | Кл. рук. | 2 неделя |
3 | Быть собой | ПЗ | Упражнение « Моё досье» .Чтение и обсуждение воображаемого письма одноклассницы о её плохих качествах. Исследование причин её недовольства собой. Определение понятия « самооценка». Попытка дать объективную самооценку себе в форме внутреннего спора « Я – такой, зато..» | Кл. рук. | 3 неделя |
4 | « Мой семейный альбом». | ПР | Составление семейного альбома | Родители | 4 неделя |
5 | « Зажги звезду» | ПТ | Чтение сказки « Зажги звезду» Повышение самооценки | Кл. рук. | 5 нед. |
6 | Характер | КЧ | Выделение качеств характера на примере главных героев русской народной сказки « Дочь и падчерица». Формирование объективной самооценки при анализе качеств своего характера и характера одноклассников. | Кл. рук. | 6 неделя |
7 | « Я – реальный, я – идеальный» | ПЗ | Составление самохарактеристики | Кл. рук. | 7 нед. |
8 | « Мои сильные и слабые стороны” | ПЗ | “Ассоциации” | Кл. рук. | 8 неделя |
9 | « Моя Галактика» | ПТ | Определение своего места среди других людей | Психолог | 9 нед. |
10 | Моя Родословная | ПР | Совместная исследовательская работа ребёнка с родителями | Родители | 10нед. |
II РАЗДЕЛ « Я и мои друзья» ( 15 час) | |||||
11 | « Алмазы – бриллианты» | ПТ | Повышение самооценки | Психолог | 11 нед |
12 | Совесть | КЧ | Чтение фрагмента рассказа А. Гайдара « Совесть» Исследование причин возникновения мук совести. Мини – сочинение « Если бы ни у кого не было бы совести» | Кл. рук. | 12 нед. |
13 | Самоуважение | ПЗ | Инсценирование фрагмента « Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» . Выявление раздражения царицы. Анализ качеств своего характера, достойных и недостойных уважения. | Кл. рук. | 13 нед. |
14 | Путешествие в страну «Волшебных слов» | ПЗ | Ритуал приветствия Упражнение «Вежливо-невежливо» Чтение и проигрывание сказки(Дж. Родари. «Розовое словце») Упражнение «На улице» Упражнение «Подарок» развивать внимание к окружающим, умение общаться, эмпатию, обогащать активный словарь | Соц. педагог | 14 нед. |
15 | «Звезда эстрады» | КЧ | Выступление учащихся в качестве звезды эстрады. Умение преодолевать учащимися класса боязнь, неуверенность, формирование положительного отношение учащихся класса друг к другу | Кл. рук. | 15 нед. |
16 | Добро и зло | ПЗ | Исследование проявлений добра и зла в человеке. Рассмотрение мотивов добрых поступков | Кл. рук. | 16 нед. |
17 | Уважение и терпимость | ПЗ | Проигрывание ситуации: рассаживание детей по симпатиям . Исследование причин неодинакового отношения одноклассников друг к другу. Выработка линии поведения по отношению к людям, недостойным уважения | Кл. рук. | 17 нед. |
18 | Застенчивость и скромность | КЧ | Выяснение причин стеснительного поведения. Уточнение понятия « скромность». Приведение примеров застенчивого поведения из своего жизненного опыта | Кл. рук. | 18 нед. |
19 | Самообман | ПЗ | Создание ситуации « невинной лжи». Определение понятия « быть честным перед собой». Рассмотрение влияния самообмана на взаимоотношения между людьми. Мини – сочинение « Можно ли мне доверять ? | Кл. рук. | 19 нед. |
20 | Авторитет. Лидер в детском коллективе | КЧ | Игра “Узнай по голосу” Разъяснение сути авторитета. Авторитет – пример каждому в учёбе, поведении | Кл. рук. | 20 нед. |
21 | “ Ты и я - такие разные.” | ПЗ | “Приветствие” Развитие способности видеть непохожесть друг друга. Развитие способности сопереживания , сочувствия. | Кл. рук. | 21 неделя |
22 | Прощение | КЧ | “Я буду”, “Я не буду”, “Я горжусь собой за…”Анализ ситуации ссоры между друзьями. Поиск способов примирения. Выделение преимуществ прощения. | Кл. рук. | 22 нед. |
23 | Поздравление | ПР | Поздравить с торжественным днём всех родных, преподнеся им сувениры, подарки; выслушать человека с доброжелательностью | Кл. рук. | 23нед. |
24 | Путешествие в страну «Дружба» | ПЗ | Разгадывание ребуса. Упражнение «Самолет» Упражнение «Закончи рассказ» Уточнить понятие «дружба», формировать позитивное отношение к сверстникам, сплоченность, понимание разнообразия мира | Соц. педагог | 24 неделя |
25 | Моё место в жизни | КЧ | Чтение стихотворения В. Маяковского « Кем быть?. Выявление профессиональных интересов. Выделение важнейшего качества человека для любого рода занятий. Мини – сочинение « Что я знаю о профессии , которая мне нравится» | Кл. рук. | 25 неделя |
III РАЗДЕЛ «Внеклассные мероприятия» | |||||
Название мероприятий | Статус ребёнка в данном мероприятии | ||||
1.День Знаний; 2. Весёлые старты | - участник ( чтение стихотворения) - участник | Кл. рук. | сентяб. | ||
1.День Учителя; 2.Конкурс рисунков; 3. Диагностика | - участник (поёт в хоре) - участник - участник | Кл. рук. | октябрь | ||
1 День бабушек; 2.Конкурс выразительного слова | - участник ( читает стихотворение) - участник ( читает стихотворение) | Кл. рук. | ноябрь | ||
1. Праздник новогодней ёлки; 2. Мастерская Деда Мороза | - участник - участник ( поделки своими руками) | Кл. рук. | декабрь | ||
1.Конкурс рисунков « Здравствуй, зимушка -зима! 3. Конкурс « Лучший сказочник» | - участник ( выставляет свою работу) - участник ( представляет сказку) | Кл. рук. | январь | ||
1 Подарок папам; 2. Праздник «День защитников Отечества» | - участник ( поделки своими руками) - участник ( читает стихотворение) | Кл. рук. | февраль | ||
1.Праздник « Рядом мама»; 2. Конкурс « А ну – ка, девочки!» | - участник ( читает стихотворение) - участник | Кл. рук. | март | ||
1. Конкурс « Фабрика звёзд»; | - участник ( представляет песню) | Кл. рук. | апрель | ||
1. Праздник « День Победы»; 2. Праздник « Прощание с начальной школой» | - зритель - участник | Кл. рук. | май |
3 этап – заключительный ( в конце II полугодия)
На данном этапе, в конце обучения в 4-м классе обеспечивается оценка результативности данной программы по повышению самооценки личности ученика, выявляются имеющиеся проблемы и происходит выбор способа помощи в решении проблем.
№ | Качества, необходимые для саморазвития | Самооценка | Классный руководитель | Родители |
1. | Изменилось ли твое отношение к себе к концу учебного года? | |||
2 | Что изменилось в своих взаимоотношениях со сверстниками, учителями, друзьями, родителями. | |||
3 | По каким личностным качествам тобой достигнуты хорошие результаты, назови их? | |||
4 | В каком внеклассном или внешкольном деле, в котором ты участвовал, ты больше всего сам себе понравился? | |||
5 | По каким предметам заметно улучшились результаты, а на каких ты еще чувствуешь себя неуверенно? | |||
6 | Над какими личностными качествами еще надо серьезно поработать? | |||
7 | Какие творческие способности ты в себе обнаружил и хотел бы развить (музыкальные, художественные, изобразительские, литературные и т.д.); |
Список использованной литературы
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? – Издание 3 –е, исправленное и дополненное – М. : «ЧеРо», 2003
2. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2007
3.Майорова Н. П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей/ Под ред. Н. П. Майоровой. - СПБ. : Издательство « Образование – Культура», 2002.
4. Милина Г. Н., Шашкарова О. И. Шаг к толерантности. Материалы для занятий по формированию толерантного сознания и поведения у детей и подростков),г. Чебоксары, 2008
5. Моя Родословная: Для учащихся начальной школы/ Автор составитель В. С. Василевская. – М. : ВИТА – ПРЕСС, 2009.
6. Начальная школа . № 7 , 2007 ( статья Нравственное воспитание: содержание и формы- А. И. Мартьянова , учитель начальных классов)
7. «Полезные привычки». Пособие для учителя. Москва, 2000
8.Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя/ Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. – М. : Просвещение, 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального развития ребенка "Лучики моего Я"
Общество предъявляет социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. В динамичном, быстро меняющемся мире необходимы люди, мыслящие не шаб...
Программа индивидуального развития ребёнка
Пррограмма развития на успешного ученика начальных классов....
Программа индивидуального развития ребенка.
Программа индивидуального развития ребенка « Я и мои успехи»....
Программа индивидуального развития
Цель программы индивидуального развития - создание условий для развития функционально грамотной личности,способного решать любые жизненные задачи, используя для этого приобретаемые в течение всей жизн...
Разработка программы индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в ОУ в условиях введения ФГОС
Результаты образования по новым стандартам формулируются с согласованием потребностей между основными субъектами образования : семьей, обществом и государством. Инновационность стандарта 2 покол...
программа индивидуального развития ребёнка
Настоящая программа достаточно информативна и создаёт широкое поле исследовательской деятельности. Она предполагает корректировку в зависимости от получаемых результатов....
Программа индивидуального развития учащегося 1 класса
Эта программа рассчитана на 4 года. В ней указаны разные методики диагностики ученика.Цель программы: выявлять познавательные интересы, сопровождать их развитие, осуществлять дальнейшее использование ...