Программа индивидуального развития ребенка.
рабочая программа по теме
Программа индивидуального развития ребенка « Я и мои успехи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_individualnogo_razvitiya.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ «Шойбулакская средняя общеобразовательная школа»
Программа индивидуального развития ребенка
« Я и мои успехи»
Составила: Гусева Н.Ю.,
учитель начальных классов
и английского языка
с. Шойбулак
2011г.
Пояснительная записка
Вопросы педагогической работы с детьми, показывающими особые, выдающиеся способности и достижения в той или иной сфере деятельности, в настоящее время привлекают все больше внимания. Личность ребёнка является центральной фигурой учебно-воспитательного процесса. Быть личностью значит иметь активную жизненную позицию, стремиться к самосовершенствованию. Помочь в становлении личности должны учителя, администрация, психолог, педагоги дополнительного образования. Им необходимо обеспечить возрастное развитие обучающегося, развитие его природных способностей, возможностей, индивидуальных склонностей и стремлений. Объектом учебно-воспитательного процесса является ученик. Учитель, классный руководитель может направить его деятельность в нужное русло, но, чтобы добиться определенных результатов, воспитанник должен четко осознавать, зачем, с какой целью он это делает. Н.Н. Миклухо-Маклай сказал: «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят».
К сожалению, современные дети зачастую не могут объяснить причин, побудивших их к тем или иным действиям. Речь идет не только о детях, которые не обладают разного рода способностями, но и о тех, кто всесторонне развит, имеет широкий круг познавательных интересов и интеллектуальных возможностей.
Кудрявцева Валя, обучающаяся 4а класса, является ребенком с очень низкой самооценкой, которая мешает ей самореализовать себя. Принимает активное участие в жизни школы и класса, пробует свои силы в разнообразных конкурсах, но возникающие трудности ее пугают. В классе является лидером, отлично учится, более других развита в интеллектуальном плане, эрудированна, начитана.
Валя – это ребёнок, обладающий творческими способностями, развитию которых препятствуют неуверенность, отсутствие целеустремленности;
Ученица способна на более многогранное формирование личности в различных видах деятельности, как урочной, так и внеклассной.
Данная программа должна помочь повышению самооценки Кудрявцевой Валентины для реализации ее потенциала.
Цель программы: развитие творческой, самостоятельной, уверенной в своих силах, личности и раскрытие её индивидуальных особенностей, создавая условия для самоопределения и самореализации.
Задачи программы:
1). Выявить индивидуально-психологические особенности обучающегося;
2). Определить уровень познавательной активности ученика по предметам;
3). Помочь личности познать себя, самоопределиться;
4). Отслеживать достижения в развитии ребёнка.
Основные методы работы по реализации программы:
- Анкетирование;
- Диагностирование;
- Психологические тренинги;
- Индивидуальные занятия,
- Беседы;
- Тестирование.
Этапы реализации программы:
- Подготовительный этап
- Этап реализации проекта
- Заключительный этап
Ожидаемый результат:
Модель личности, способной грамотно адаптироваться в современной жизни и уверенно достигать своих целей.
Деятельность по реализации программы.
Подготовительный этап.
Цель: выявление особенностей развития и самооценки обучающегося.
Мероприятия по реализации подготовительного этапа:
- Изучение документации (классный журнал, личное дело, медицинская карта и т.д.)
- Посещение ребенка на дому, беседа с родителями.
- Наблюдение за ребёнком на уроках, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий
Ожидаемый результат: полное представление о личности ребёнка
Этап реализации проекта (диагностический).
Цель: углубленное психолого – педагогическое изучение ребёнка,
выявление его индивидуальных особенностей.
Мероприятия по реализации данного этапа:
- Карта интересов для младших школьников
- Шкала самооценки.
- Изучение уровня воспитанности и самооценки
Психологическую диагностику желательно проводить совместно с психологом школы.
Карта интересов для младших школьников.
Учитель, может получить первичную информацию о направленности интересов младшего школьника.
Инструкция
В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «-»; если нравится - «+», если очень нравится, ставьте «++».
Лист вопросов
Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»
1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
3) петь, музицировать;
4) заниматься физкультурой;
5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
8) играть с техническим конструктором;
9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;
10) самостоятельно рисовать;
11) играть в спортивные, подвижные игры;
12) руководить играми детей;
13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
14) ходить в магазин за продуктами;
15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
27) ухаживать за домашними растениями;
28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
31) участвовать в постановке спектаклей;
32) заниматься спортом в секциях и кружках;
33) помогать другим людям;
34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
• математика и техника
• гуманитарная сфера
• художественная деятельность;
• физкультура и спорт;
• коммуникативные интересы;
• природа и естествознание;
• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
№ | Фамилия, имя | 2 класс | 3 класс |
1 | Барчиковская Кристина | Гуманитарная деятельность, природа | Природа |
2 | Булыгин Данил |
| Гуманитарная деятельность |
3 | Волков Евгений | Физкультура и спорт, природа | Физкультура и спорт, природа |
4 | Кудрявцева Валентина | Художественная деятельность, природа, труд | Художественная деятельность, природа, труд |
5 | Докукин Константин | Математика, техника, природа | Математика, природа |
6 | Иванова Надежда | Гуманитарная деятельность, художественная деятельность | Гуманитарная деятельность, природа |
7 | Иванов Евгений | Гуманитарная деятельность, природа | Гуманитарная деятельность, природа |
8 | Исаков Данила | Художественная деятельность | Гуманитарная деятельность, физкультура и спорт |
9 | Корякова Ирина | Невыраженность интересов | Художественная детельность, физкультура и спорт |
10 | Пермяков Евгений | Математика, техника, физкультура и спорт | Математика, техника, физкультура и спорт |
11 | Никитина Ариадна | Художественная деятельность, трудовая деятельность | Художественная деятельность, трудовая деятельность |
12 | Петрова Вероника | Невыраженность интересов | Гуманитарная деятельность, природа |
13 | Федотова Елена | Гуманитарная деятельность, природа | Природа |
14 | Рыбакова Мария | Гуманитарная деятельность, трудовая деятельность | Гуманитарная деятельность, природа |
15 | Шарипова Динара | Художественная деятельность, природа | Физкультура и спорт, природа |
Шкала самооценки.
1 – вовсе нет
2 – пожалуй так
3 – верно
4 – совершенно верно
№ | Баллы | |
1 | Я спокоен | 3 |
2 | Мне ничего не угрожает | 2 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 |
4 | Я испытываю сожаление | 2 |
5 | Я чувствую себя свободным | 2 |
6 | Я расстроен | 1 |
7 | Меня волнуют возможности неудачи | 2 |
8 | Я чувствую себя отдохнувшим | 2 |
9 | Я встревожен | 1 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 |
11 | Я уверен в себе | 2 |
12 | Я нервничаю | 1 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 |
14 | Я взвинчен | 1 |
15 | Я не чувствую скованности, напряжения | 1 |
16 | Я доволен | 2 |
17 | Я озабочен | 1 |
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 |
19 | Мне радостно | 3 |
20 | Мне приятно | 3 |
Норма: 35-45 баллов
Сумма баллов: 33 низкая самооценка
Изучение уровня воспитанности и самооценки
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся
Ф.И.ученика | Интеллектуальный уровень | Умение отстаивать свои убеждения | Трудолюбие и ответственное отношение к учебе | Осознание прав и обязанностей в обществе | Уважение к гос-ым символам | Самоконтроль и саморегулирование | Чувство собственного достоинства | Неприятное безнравственное поведение | Сознательное отношение к укреплению здоровья | Отношение к вредным привычкам | Место эстетики | итого | Средний балл |
5 – 4,5 балла – высокий уровень воспитанности
4,4 – 3,9 балла – хороший уровень
3,8 – 2,9 балла – средний уровень
2,8 – 2 балла – низкий уровень
Ф.И.ученика | интеллект. уровень | умение отстаивать свои убеждения | трудолюбие и ответственное отношение к учебе | осознание прав и обязанностей в обществе | уважение к государственным сим. и ист.народа | самоконтроль и саморегулирование поведения | чувство собственного достоинства | неприятное безнравственное поведение | сознательное отношение к укреп. здоровья | отношение к вредным привычкам | место эстетики | итого | средний балл |
Барчикова К. Волков Е. Докукин К. Иванов Ж. Иванова Н. Исаков Д. Корякова И. Кудрявцева В. Ласточкин С. Никитина А. Пермяков Е. Петрова В. Рыбакова М. Федотова Л. Шарипова Д. Шарипова Г. | 5/3 5/4 4/4 4/2 5/4 5/5 4/3 4/5 4/3 5/5 4/5 5/5 5/4 3/3 4/5 4/5 | 5/4 4/3 4/5 4/3 5/5 4/4 5/4 3/5 4/4 5/4 5/5 4/5 4/4 4/4 3/5 4/4 | 5/4 4/4 4/3 4/3 5/4 5/5 5/4 5/5 3/4 5/4 3/5 5/5 5/5 5/4 5/5 4/4 | 5/4 5/4 3/3 4/4 5/5 4/5 5/4 5/5 4/4 5/5 4/5 5/5 5/4 4/4 5/5 4/5 | 5/5 5/5 5/5 5/5 5/5 5/5 5/5 5/5 5/5 5\5 5\5 5/5 5/5 5/5 5/5 5/5 | 5/4 4/4 3/3 3/4 5/5 4/5 5/5 4/5 4/5 4/4 4/5 4/5 5/5 5/4 5/5 5/4 | 5/5 3/4 4/5 5/4 5/5 5/5 4/4 4/5 5/4 5/4 5/5 5/5 4/4 5/4 4/5 4/5 | 5/4 4/4 5/4 5/5 5/5 5/5 5/4 5/5 4/5 5/4 5/5 4/5 4/5 5/5 5/5 5/5 | 5/4 5/4 4/3 5/5 5/5 5/5 5/5 5/5 4/5 5/5 4/5 4/5 4/5 5/5 5/5 5/4 | 1/1 1/1 1/1 1/1 1/1 1/1 1/1 5/5 5/1 5/1 5/4 1/1 1/1 5/4 5/1 5/1 | 5/4 5/4 5/4 5/4 5/4 5/5 5/5 5/5 5/4 5/4 5/5 5/5 5/5 5/4 5/4 5/4 | 41/38 40/37 41/36 40/36 46/44 43/45 44/39 42/46 42/40 45/41 44/46 42/46 47/47 46/38 46/46 45/41 | 3,7/3,4 3,6/3,4 3,7/3,3 3,6/3,3 4,2/4 3,9/4,1 4/3,5 3,8/4,2 3,8/3,6 4,1/3,7 4/4,2 3,8/4,2 4,3/4,3 4,2/3,4 4,2/4,2 4,1/3,7 |
Самооценка / оценка учителя
Заключительный этап
Цель: обобщить результаты, продемонстрированные ребёнком в рамках
реализации программы его индивидуального развития
Мероприятия для реализации заключительного этапа:
1. Отслеживание достижений в развитии ребёнка
2. Самопрезентация ребёнка «Мой успех»
Ожидаемый результат:
- понимание полученных результатов, выделение наиболее успешных и интересных форм работы;
- понимание того, за счёт чего можно повысить уровень саморазвития и самооценки ребёнка.
Ресурсное обеспечение программы
1. Материально-техническое обеспечение;
- компьютер
- проектор
-интерактивная доска
- магнитофон
2. Учебно-методическое обеспечение;
- необходимая литература для проведения диагностирования
3. Финансовое обеспечение.
Список информационных ресурсов:
1.Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.
2.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.,2000.
3.Степанов Е.Н. « Развитие индивидуальности в процессе воспитания». /Журнал «Классный руководитель», Москва, 2006./
4. Мирошниченко Т. А. «Организация деятельности классного руководителя в образовательном учреждении». Волг., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального развития ребенка "Лучики моего Я"
Общество предъявляет социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. В динамичном, быстро меняющемся мире необходимы люди, мыслящие не шаб...
Презентация "Программа индивидуального развития ребенка"
Презентация "Программа индивидуального развития ребенка"...
Программа индивидуального развития ребенка
План на 4 года...
Программа индивидуального развития ребенка
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей....
Программа индивидуального развития "Одаренный ребенок"
Индивидуальный план развития обучающегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важныепедагогические задачи:поддерживать высокую учебную мотивацию школьник...
Карта индивидуального развития ребенка с кохлеарным имплантом.
Программа направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования (формирование и развитие слухового восприятия и устной речи, на развитие познавательных проц...