Разработка урока по теме "Программирование робота".
план-конспект урока по технологии (4 класс)
Комбинированный урок (изучение нового материала и практическая работа), на которм поставлены цели познакомить и систематизировать представления учащихся об исполнителях алгоритмов, познакомить с правилами работы и исполнителем Робот в системе «КуМир».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программирование робота | 290.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Общая информация | |
Предмет | Труд (технология). |
Класс | 3 |
Тема урока | Знакомство с системой программирования КуМир и её исполнителем Робот. |
Тип урока | Комбинированный (изучение нового материала и практическая работа). |
Цель | Познакомить и систематизировать представления учащихся об исполнителях алгоритмов, познакомить с правилами работы и исполнителем Робот в системе «КуМир». |
Задачи | |
| Познакомить и систематизировать представления учащихся об исполнителях алгоритмов. Научить учащихся управлять исполнителем Робот и закрепить навыки в написании алгоритмов для него. |
| Применение полученных знаний по изучаемой теме при решении заданий в новой ситуации. Нарабатывание навыков написания алгоритмов. |
| Воспитание культуры общения, уважительного отношения к чужой точке зрения, критического отношения к получаемым результатам. |
Планируемые результаты | |
| Сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения по решению проблемных задач при написании алгоритмов, самостоятельность в приобретении новых знаний, ценностное отношение к результатам обучения. |
| Освоение правил работы с исполнителем Робот, применение полученных знаний при решении заданий, подобных рассмотренным. |
| |
| Анализ последовательности команд алгоритма на достижение планируемого результата, оптимизация его записи, планирование собственных действий для контроля затрат времени на выполнение заданий. |
| Развитие навыков самостоятельного приобретения новых знаний при написании алгоритмов. |
| Научиться диалогической речи для быстрого решения возникших затруднений при выполнении заданий. |
Фонды оценочных средств | |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Проверка результатов практической деятельности на ПК при выполнении заданий по написанию алгоритмов. |
Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная) | Очная |
Педагогические технологии организации учебной деятельности («перевернутое обучение», проектное обучение, исследовательское обучение, проблемное обучение, обучение в малых группах, ТРИЗ, ТРКМ и др.) | Традиционный урок с практической работой |
Технология взаимодействия (синхронное обучение, асинхронное обучение) | Синхронное обучение |
Программно-техническое и дидактическое обеспечение | |
Используемая образовательная платформа | - |
Необходимое оборудование | ПК для каждого ученика, объединённые в локальную сеть (ЛС). |
Программное обеспечение | Среда программирования «КуМир», исполнитель Робот |
Дидактическое обеспечение | Карточки в электронном формате с шаблоном необходимого результата. |
Дополнительная литература | - |
Интернет-ресурсы | - |
ЭОРы | - |
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ
Название, содержание этапа урока | Цель этапа | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Результат | ||
Познаватель-ная | Коммуника-тивная | Регуля-тивная | ||||
Целевой компонент | Целеполагание | Озвучивание темы урока и целей, вводные слова по теме урока. | Ознакомление с планом работы на уроке | Ознакомление с планом работы на уроке | ||
Актуализация знаний. | Актуализация знаний о том, что такое алгоритм и команды исполнителя | Показ на экране информации по теме урока | Изучение нового материала | Вопросы учителю | Удержание произвольного внимания | Усвоение знаний |
Объяснение нового материала: | Объяснение нового материала про алгоритмы, исполнители и СКИ | Показ на экране информации по материалам урока.
| Ознакомление с новым материалом | Вопросы учителю по непонятным моментам материала | Удержание произвольного внимания при внесении материала в свою тетрадь | Фиксация информации в тетрадях |
Проверка знаний. Выборочный опрос. | Проверка усвоенных знаний по теме с повторением | Выборочный опрос: - Что такое алгоритм? - Правила написания алгоритма? - Какие бывают исполнители? - Что такое СКИ? | Совершенствование навыков вербализации имеющихся знаний | Закрепляют знание о понятии через повторение | Усвоение знаний | |
Объяснение нового материала: | Объяснение нового материала про исполнитель Робот | Показ на экране презентации по материалам урока.
| Ознакомление с новым материалом | Вопросы учителю по непонятным моментам материала | Удержание произвольного внимания при внесении материала в свою тетрадь | Фиксация информации в тетрадях |
Выполнение поставленного задания. Работа за ПК. Набор алгоритма | Практическое выполнение поставленной учебной задачи | Контроль за практической деятельностью и временем работы за ПК | Ознакомление с результатами работы программы | Уточняющие вопросы при затруднениях | Осуществляют самоконтроль при работе за ПК | Набраны два алгоритма, сформулированы возможные вопросы. |
Контроль по учебной теме: проверка полученных алгоритмов и результатов их выполнение исполнителем Робот | Контроль | Указание сохранить написанные алгоритмы в файл и направить их по ЛС на ПК учителя | Повторение навыков работы с файловой системой и ЛС | Уточняющие вопросы при затруднениях | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при сохранении файлов | Выявление степени усвоения новой информации по изученной теме. |
Рефлексия. Опрос по возникшим затруднениям, которые требуют повтора и закрепления на следующем уроке. | Анализ результатов учебной деятельности. | Проводит опрос по возникшим затруднениям. | Определяют элементы материала, которые усвоены с затруднениями. | Называют элементы материала, которые усвоены с затруднения-ми или ошибками. | Соотносят поставленным цели с достигнутыми результатами. | Умение определять результативность образовательной деятельности |
Приложение 1
- Актуализация знаний
Исполнители часто встречаются в сказках. В одной из них Иван-Царевич говорит Избушке На Курьих Ножках: “Избушка, избушка! Встань к лесу задом, ко мне передом!”. При этом команда должна быть задана очень точно. В сказке “Али-Баба и сорок разбойников” волшебная дверь открывалась по команде “Сезам, откройся!”. Жадный Косым, тайно проникший в пещеру, забыл эту фразу и не смог выйти из пещеры. И Избушка На Курьих Ножках, и волшебная дверь имеют много общего: они умеют понимать и выполнять некоторые точно заданные команды, то есть являются исполнителями.
- Сообщение новых знаний
Объяснение нового материала проходит в форме беседы с одновременным показом мультимедийной презентации.
Исполнитель – это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд.
Система Команд Исполнителя (СКИ) – перечень всех команд, которые может выполнять конкретный исполнитель.
Типы исполнителей
- неформальные (сами отвечают за свои действия);
- формальные (за действия формального исполнителя отвечает управляющий им объект).
Среда исполнителя – область, обстановка, условия, в которых действует исполнитель.
Исполнителями могут быть
- люди: ученик, рабочий, учитель, бригада;
- животные: дрессированная собака, кошка;
- машины: роботы, компьютеры.
Ошибки при работе исполнителей
Работа исполнителя не всегда проходит гладко – иногда встречаются ошибки.
Виды ошибок:
“НЕ ПОНИМАЮ” | Заданной команды нет в списке команд исполнителя, и он ее не понял. Вероятно, мы ошиблись в записи текста команды. |
“НЕ МОГУ” | Исполнитель понял команду, но не может ее выполнить. Например, роботу дана команда “вперед”, а впереди стоит стенка, и он не может идти. Или собаке скомандовали “Сидеть!”, а она уже сидит. |
Управление - это процесс направленного воздействия одних объектов на другие
Алгоритм – это точно определенный план действий исполнителя, направленный на решение какой-то задачи. В алгоритм можно включать только те команды, которые есть в СКИ исполнителя.
Человек способен понимать смысл команды и часто может «додумать», что от него хотели даже тогда, когда команда задана неточно. Для того, чтобы алгоритм был понятен роботу, компьютеру или другой машине, недостаточно только написать команды, надо еще и оформить алгоритм в таком виде, в котором его понимает машина, то есть записать в формальном виде.
В формальной записи алгоритма можно использовать только те команды, которые входят в СКИ исполнителя. Кроме того, надо соблюдать специальные правила оформления, которые позволят исполнителю распознать команды и определить последовательность их выполнения.
Алгоритм можно записать разными способами и даже на разных языках. Хотя при этом исполнитель может, конечно, их не понять. Вы знаете, что есть специальные виды исполнителей алгоритмов — компьютеры. Они выполняют программы.
Программа – это алгоритм, записанный по правилам понятного исполнителю языка.
Приложение 2
Работа с «Системой программирования КуМир» на компьютерах индивидуально, параллельно учитель демонстрирует работу с системой через проектор, отвечает на вопросы учеников.
Учащиеся видят, что в «Системе программирования КуМир» исполнителей несколько, поэтому учитель делает акцент на том, что они будут, сегодня знакомиться с одним – Роботом.
Объяснение с одновременным показом пошагового выполнения алгоритма Роботом.
Оговаривается круг решаемых задач, среда исполнителя Робота, СКИ:
- вверх,
- вправо,
- влево,
- вниз,
- закрасить,
- нц (сколько) раз (действие) кц.
Разбирается одна простая задача.
Сильные ученики могут выполнить упражнения самостоятельно в тетради, а потом сверить решения.
Пример:
Затем переходят к выполнению усложненного задания.
Пример:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
Методическая разработка «Планирование и разработка урока с обучающимися с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОВЗ»
1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучать...
Разработка урока по теме "Конструирование робота. Преобразование конструкции робота".
Разработка урока по теме "Конструирование робота. Преобразование конструкции робота", подразумевающая сборку действующей модели робота из набора LEGO EV3 Mindstorms по инструкции, изучение р...
Разработка урока по теме "Робототехника. Виды роботов".
Разработка урока по теме "Робототехника. Виды роботов".Это комбинированный урок (изучение материала и его закрепление).Цели: изучить виды роботов и сферы применения робототехники в деятельно...