Разработка урока по теме "Робототехника. Виды роботов".
план-конспект урока по технологии (4 класс)
Разработка урока по теме "Робототехника. Виды роботов".
Это комбинированный урок (изучение материала и его закрепление).
Цели: изучить виды роботов и сферы применения робототехники в деятельности людей, сформировать представление учащихся об исполнителе Чертёжник, как прототипа станка с ЧПУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по теме "Робототехника. Виды роботов". | 589.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Общая информация | |
Предмет | Труд (технология) |
Класс | 4 |
Тема урока | Робототехника. Виды роботов. |
Тип урока | Комбинированный (изучение материала и его закрепление) |
Цель | Изучить виды роботов и сферы применения робототехники в деятельности людей, сформировать представление учащихся об исполнителе Чертёжник, как прототипа станка с ЧПУ. |
Задачи | |
| Изучить, что включает в себя робототехника и каковы её законы. Изучить виды роботов и сферы применения робототехники в деятельности людей. Сформировать представление учащихся об исполнителе Чертёжник. Научить учащихся управлять исполнителем Чертёжник с использованием простых алгоритмов. |
| Применение полученных знаний по изучаемой теме в решении задач. Совершенствование навыков написания алгоритмов. |
| Воспитание культуры общения, уважительного отношения к чужой точке зрения, критического отношения к получаемым результатам. |
Планируемые результаты | |
| Сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения по решению задач при написании алгоритмов, самостоятельность в приобретении новых знаний, ценностное отношение к результатам обучения. |
| Умение обнаруживать зависимость изменения форм начертания линий исполнителем Чертёжник от написанного алгоритма, объяснять полученные результаты и делать выводы, применять полученные знания при решении заданий, подобных рассмотренным. |
| |
| Анализ последовательности команд алгоритма на достижение планируемого результата, оптимизация его записи, планирование собственных действий для контроля затрат времени на выполнение заданий. |
| Развитие навыков самостоятельного приобретения новых знаний о применении несложных алгоритмов. |
| Научиться диалогической речи для быстрого решения возникших затруднений при выполнении заданий. |
Фонды оценочных средств | |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Проверка результатов практической деятельности на ПК при выполнении заданий по написанию алгоритмов. |
Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная) | Очная |
Педагогические технологии организации учебной деятельности («перевернутое обучение», проектное обучение, исследовательское обучение, проблемное обучение, обучение в малых группах, ТРИЗ, ТРКМ и др.) | Традиционный урок с практической работой |
Технология взаимодействия (синхронное обучение, асинхронное обучение) | Синхронное обучение |
Программно-техническое и дидактическое обеспечение | |
Используемая образовательная платформа | - |
Необходимое оборудование | ПК для каждого ученика, объединённые в локальную сеть (ЛС). |
Программное обеспечение | Среда программирования «Кумир», исполнитель Чертёжник |
Дидактическое обеспечение | Карточки в электронном формате с шаблоном необходимого результата. |
Дополнительная литература | - |
Интернет-ресурсы | - |
ЭОРы | - |
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ
Название, содержание этапа урока | Цель этапа | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Результат | ||
Познаватель-ная | Коммуника-тивная | Регуля-тивная | ||||
Целевой компонент | Целеполагание | Озвучивание темы урока и целей, вводные слова по теме урока. | Ознакомление с планом работы на уроке | Ознакомление с планом работы на уроке | ||
Актуализация знаний. | Актуализация знаний о том, что уже известно про робототехнику | Опрос по имеющейся информации про робототехнику, станки с ЧПУ, исполнителях. | Рассмотрение знакомой информации в частично измененных условиях | Вопросы учителю | Закреп-ляют знание о понятиях через повторение | Закрепление знаний |
Объяснение нового материала: Информирование о робототехнике и её законах, видах роботов (приложение 1). | Объяснение нового материала | Показ на экране необходимой информации | Ознакомление с новым материалом | Вопросы учителю по непонятным моментам материала | Удержание произвольного внимания при внесении материала в свою тетрадь | Фиксация информации в тетрадях |
Проверка знаний. Выборочный опрос. | Проверка усвоенных знаний по теме с повторением | Выборочный опрос: - Каковы три основных вида роботов? - Какова законы робототехники? - Что такое робототехника? | Совершенствование навыков вербализации имеющихся знаний | Закрепляют знание о понятии через повторение | Усвоение знаний | |
Объяснение нового материала: Работа в исполнителе Чертёжник (приложение 2). | Объяснение нового материала | Показ на экране списка команд, в основе которых лежит цикл. | Ознакомле-ние с новым материалом | Вопросы учителю по непонятным моментам материала | Удержание произволь-ного внимания при внесении материала в свою тетрадь | Фиксация информации в тетрадях |
Выполнение поставленного задания. Работа за ПК. Набор алгоритма «Домик» | Практическое выполнение поставленной учебной задачи | Контроль за практической деятельностью и временем работы за ПК | Ознакомление с результатами работы программы | Уточняющие вопросы при затруднениях | Осуществляют самоконтроль при работе за ПК | Набраны два алгоритма, сформулированы возможные вопросы. |
Физкульт-пятиминутка. Выполнение небольшого комплекса упражнений для глаз, рук, спины, ног. | Сохранение здоровья. | Динамическая пауза в работе за ПК. | ||||
Выполнение поставленного задания. Работа за ПК. Набор алгоритма «Катушка». | Практическое выполнение поставленной учебной задачи | Контроль за практической деятельностью и временем работы за ПК | Ознакомление с результатами работы программы | Уточняющие вопросы при затруднениях | Осуществляют самоконтроль при работе за ПК | Набраны два алгоритма, сформулированы возможные вопросы. |
Контроль по учебной теме: проверка полученных алгоритмов и результатов их выполнение исполнителем Чертёжник | Контроль | Указание сохранить написанные алгоритмы в файл и направить их по ЛС на ПК учителя | Повторение навыков работы с файловой системой и ЛС | Уточняющие вопросы при затруднениях | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при сохранении файлов | Выявление степени усвоения новой информации по изученной теме. |
Рефлексия. Опрос по возникшим затруднениям, которые требуют повтора и закрепления на следующем уроке. | Анализ результатов учебной деятельности. | Проводит опрос по возникшим затруднениям. | Определяют элементы материала, которые усвоены с затруднениями. | Называют элементы материала, которые усвоены с затруднения-ми или ошибками. | Соотносят поставленным цели с достигнутыми результатами. | Умение определять результативность образовательной деятельности |
Приложение 1
Информирование о робототехнике и её законах, видах роботов.
Робототехника - прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем.
Чтобы заниматься робототехникой нужно изучать информатику, механику и электронику.
Робототехника – профессия будущего.
«Робот способен мыслить на уровне, позволяющем ему разговаривать с нами, рассуждать с нами, шутить с нами. Можем ли мы обходиться с ними, как с друзьями?» Айзек Азимов
Что гласят законы робототехники (по А. Айзимову):
- Робот не может причинить вред человеку.
- Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек.
- Робот должен заботиться о своей безопасности.
Виды роботов:
- Промышленные
- Бытовые
- военные
Приложение 2
Материал занятия об исполнителе Чертежник
Чертежник – это один из исполнителей среды программирования «КуМир».
Исполнитель – это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд.
Система Команд Исполнителя (СКИ) – перечень всех команд, которые может выполнять конкретный исполнитель.
Типы исполнителей
- неформальные (сами отвечают за свои действия);
- формальные (за действия формального исполнителя отвечает управляющий им объект).
Работа исполнителя не всегда проходит гладко – иногда встречаются ошибки.
Виды ошибок:
“НЕ ПОНИМАЮ” | Заданной команды нет в списке команд исполнителя, и он ее не понял. Вероятно, мы ошиблись в записи текста команды. |
“НЕ МОГУ” | Исполнитель понял команду, но не может ее выполнить. Например, роботу дана команда “вперед”, а впереди стоит стенка, и он не может идти. Или собаке скомандовали “Сидеть!”, а она уже сидит. |
Управление - это процесс направленного воздействия одних объектов на другие
Алгоритм – это точно определенный план действий исполнителя, направленный на решение какой-то задачи. В алгоритм можно включать только те команды, которые есть в СКИ исполнителя.
В формальной записи алгоритма для Чертежника можно использовать только те команды, которые входят в СКИ исполнителя.
Работа с «Системой программирования КуМир» на компьютерах происходит индивидуально, параллельно учитель демонстрирует работу с системой через проектор, отвечает на вопросы учеников.
Оговаривается круг решаемых задач, среда исполнителя Чертежник и его СКИ:
- сместиться в точку (х,у),
- опустить перо,
- поднять перо,
и другие команды (изучаться будут позже)…
Разбирается одна простая задача – алгоритм «Домик», после которой на основании карточки с шаблоном, ученики сами создают второй алгоритм «Катушка», но с предварительным сохранением текста первого алгоритма и направлением его на проверку учителю.
Алгоритм «Домик»
Алгоритм «Катушка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока-путешествия с презентацией "Виды треугольников"
Урок по математике представлен в игровой форме с использованием различных видов работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная. Применение ИКТ позволяет эффективно и быстро провести обощение ...
Разработка урока "Приёмы вычислений вида : 36 + 2, 36 + 20"
Цели урока:1.Использовать различные приемы вычислений.2.Познакомить с приемами вычислений вида : 36 +2, 36 + 20.3.Воспитывать культуру общения «Ученик- учитель, ученик –ученик»4.Развивать ...
Разработка урока "Приёмы вычислений вида : 36 + 2, 36 + 20"
Цели урока:1.Использовать различные приемы вычислений.2.Познакомить с приемами вычислений вида : 36 +2, 36 + 20.3.Воспитывать культуру общения «Ученик- учитель, ученик –ученик»4.Развивать ...
Тема урока: Вычитание вида: 8-*, 9-*(разработка урока по ФГОС)
Цель урока:Создать условия для закрепление знаний приема сложения и вычитания на основе связи между суммой и слагаемыми,развития умения решать задачи.Создавать условия для развития интеллектуальных сп...
Методическая разработка по теме «Национальные виды спорта». Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта.
Формирование физической культуры личности в процессе овладения основами национальных видов спорта, способных удовлетворить потребности в укреплении здоровья, ведение здорового образа жизни, содействие...
Разработка урока по теме "Конструирование робота. Преобразование конструкции робота".
Разработка урока по теме "Конструирование робота. Преобразование конструкции робота", подразумевающая сборку действующей модели робота из набора LEGO EV3 Mindstorms по инструкции, изучение р...
Разработка урока по теме "Программирование робота".
Комбинированный урок (изучение нового материала и практическая работа), на которм поставлены цели познакомить и систематизировать представления учащихся об исполнителях алгоритмов, познакомить с прави...