Методическая разработка открытого занятия по бисероплетению «Фабрика новогодних игрушек»
план-конспект по технологии
Данная разработка подойдёт для обучающихся 1 года обучения по программе "Мастерская ручного творчества" п.д.о. Мельникова Н.П.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biser.docx | 36.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Открытого занятия по бисероплетению
«Фабрика новогодних игрушек»
Цель:
Способствовать формированию стойкого интереса к бисероплетению,
заинтересованности в самостоятельном совершенствовании умений и навыков в
данном виде декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
-закрепление знаний о материалах и инструментах, используемых в работе с
бисером;
-закрепление навыков плоского параллельного и ажурного плетения;
-воспитание бережного отношения к материалам для бисероплетения,
усидчивости, аккуратности;
-расширение знаний детей по истории появления бисера и бисероплетения;
Материалы и инструменты:
Бисер (№10, № 8) и бусины для выполнения поделок, проволока для
бисероплетения, ножницы, салфетки льняные.
Наглядный материал:
Схемы плетения из бисера, образцы работ из бисера.
Оборудование:
Музыкальный проигрыватель, диск с Новогодними песнями.
Оформление:
Празднично оформленный зал (к Новому году), Новогодняя ёлка без игрушек.
Теоретическая часть.
Педагог. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости! Сегодня у нас с вами
необычное занятие. Но прежде чем начать его, давайте вспомним и расскажем нашим
гостям о том, что такое бисероплетение, вспомним историю возникновения бисера и
бисероплетения в нашей стране.
Рассказ «История бисероплетения». (См. приложение №1).
Педагог. Бисероплетение является древнейшим народным искусством, когда то
оно было забыто в нашей стране и вот теперь люди вспомнили о нём, стали
совершенствовать техники плетения, придумывать новые схемы плетения. И вот на
свет появились новые изделия из бисера – игрушки, цветы, выполненные из бисера
шапочки, блузки, накидки на плечи и даже платья.
Вот наверное поэтому это прикладное искусство получило такой широкий
размах в настоящее время. Бисероплетению стали посвящать стихи. Ещё Александр
Блок писал в своём стихотворении:
Бледна, с лицом
К столу склонённым,
Ты нижешь
Бисерную нить…
Педагог. Дети, посещающие наш кружок посвящают это стихотворение
бисеру…
Дети читают стих.
«Ода бисеру»
Из бисера колье, серёжки украсят женское лицо,
А вот – гердан, браслеты, брошки, цветы, пасхальное яйцо…
Какие вещи – загляденье! От них исходит чудо-свет.
Недаром, бисероплетенье так популярно сотни лет.
Ценился бисер средь народа, он украшал наряд и быт.
Менялись вкусы, стиль и мода, но бисер всё же не забыт.
Он может вышивкой стать гладкой, цветком прекрасным и жгутом.
И остаётся он загадкой – волшебной, сказочной притом.
Возрос вновь интерес к дизайну, к вещам красивым и словам.
Кружок бисероплетения тайну всегда откроет нам и вам.
Педагог. А теперь давайте вспомним, какие техники плетения мы с вами
используем в процессе выполнения различных поделок. Я буду показывать вам работу
из бисера, а вы будете называть технику плетения. (поделки: ёлка, колокольчик,
снежинка, игрушки: Снегурочка, Дед Мороз, снеговик, пингвин, олень).
(Дети называют техники плетения, в которых выполнены эти работы: петельное,
параллельное, ажурное, французская техника плетения - низание дугами, «мозаика по
кругу», кирпичный стежок).
Педагог. А теперь давайте вспомним, какие материалы и инструменты нам
нужны для работы.
Дети. Материалы: бисер, бусины, рубка, стеклярус, проволока, леска.
Инструменты: ножницы, бисерные иглы, маникюрные кусачки. Бисер при работе
высыпается на льняную салфетку.
Педагог. При работе с проволокой, ножницами мы должны соблюдать правила
техники безопасности. Давайте их вспомним и назовём их.
Дети называют правила техники безопасности при работе с проволокой и
ножницами.(см. приложение №2).
Практическая часть.
Педагог. Какой скоро праздник?
Дети. Новый год.
Педагог. Почему вы любите этот праздник?
Дети. Дед мороз приносит нам подарки, мы весело проводим праздник,
наряжаем ёлку.
Педагог. Наверно вы уже заметили, что наш зал украшен по-новогоднему, и в
центре стоит новогодняя ель. А что не хватает здесь для настоящего праздника?
Дети. Новогодних игрушек на ёлке.
Педагог. Правильно. Сегодня мы с вами будем украшать нашу ёлку.
Педагог. Сегодня у нас необычное занятие-игра «Фабрика новогодних
игрушек». Все участники игры делятся на 2 команды – цеха по производству и сборке
Новогодних игрушек. Начальником производства буду я. А ещё у нас, как и на
каждом предприятии, будет своя бухгалтерия (педагоги, присутствующие на занятии),
которая будет начислять и выплачивать зарплату за выполненную работу. Но
зарплата у нас на фабрике будет выдаваться не в настоящих рублях, а в сказочных,
новогодних.
(Деление участников на 2 команды, дети выбирают начальника цеха).
Педагог. После того, как все участники игры заняли свои рабочие места в цехах,
начальник цеха (участник игры) проверяет, как подготовлены рабочие места
(материалы, инструменты, салфетки для бисера, правила техники безопасности). Я как
директор фабрики выдаю материалы для работы начальникам цехов, а также заранее
приготовленные детали для сборки новогодних игрушек. Задание: всем работникам
фабрики необходимо либо усовершенствовать эти новогодние игрушки, либо собрать
игрушки из отдельных деталей, которые мы с вами заготовили на занятиях кружка. В
своей работе можно пользоваться схемами плетения, которые я вам выдам в качестве
наглядного материала. (Приложение №3) Чтобы наши гости тоже не скучали – они
будут работать в цехе, который будет завершать нашу работу по изготовлению
ёлочной игрушки. Они к новогодним игрушкам прикрепят блестящие верёвочки, за
которые можно повесить игрушку не ёлку.
Педагог выдает детям (начальникам цехов) детали для сборки игрушек,
материалы, объявляет о начале рабочей смены. Дети приступают к выполнению
задания, начальник цеха контролирует выполнение работы. Выполнение работы
происходит под музыкальное сопровождение.
(Музыкальное сопровождение: песни о Новом годе).
По окончании работы начальник фабрики игрушек проверяет качество
выполненной продукции.
Педагог. После проверки качества выполненной работы я разрешаю вам
украсить Новогоднюю ёлку вашими игрушками (Дети украшают ёлку).
Педагог. Теперь наша ёлка совсем похожа на новогоднюю.
Педагог. А теперь подходим к самому приятному в нашей работе – выплате
зарплаты. Предоставим слово нашей бухгалтерии.
Подведение итогов занятия, награждение детей подарками-сюрпризами.
Приложение №1
Рассказ «История бисероплетения»
История бисероплетения уходит своими корнями в глубокую древность.
Стеклянные бусы из бисера были известны уже в глубокой древности. В Египте
изготовляли одежду из бисерной сетки, которая набиралась из крупного непрозрачного
бисера цилиндрической формы. Изготовление бисера совершенствовалось, и со временем
его стали делать вначале из полупрозрачного, а затем из прозрачного стекла. Бисер - это
стеклянные бусинки очень маленького размера. Вначале их делали,- наматывая тонкий
слой расплавленного стекла на металлический прут.
Полученную стеклянную трубочку разрезали на отдельные кусочки, а их
впоследствии, обрабатывали в ручную, чтобы придать им округлую форму. Бисер
впервые в современном его виде стали изготовлять в Венеции в стекольных мастерских
на острове Мурано в середине XV века. Секрет его изготовления сохранялся в строгой
тайне. Мастера за разглашение секрета карались по строжайшим законам, вплоть до
смертной казни.
Позже бисер стали изготовлять в Богемии. Изобретение в конце XIX века машин по
изготовлению бисера позволило удешевить его производство, и богемский бисер быстро
распространился по всему свету. Богемский бисер отличался легкостью обработки,
чистотой стекла и особой огранкой. В России наибольшее развитие бисероплетение
получило в XVIII веке. Больше всего было распространено вышивание и вязание
бисером, а кроме того, создание картинок путем вдавливания бисеренок в расплавленный
воск.
В Россию бисер привозили из Венеции и Богемии. Производство бисера в нашей
стране пытался осуществить М.В.Ломоносов, создавший в 1754 году фабрику по
производству стекляруса, бисера и мозаичного стекла. Но просуществовала она, к
сожалению недолго и закрылась вскоре после смерти Ломоносова. Бисера высокого
качества не производится в нашей стране и по сей день. Бисер поступает к нам из Чехии,
Японии и с Тайваня.
Традиционные народные ремесла -всегда отличный повод использовать в
украшениях самые разнообразные материалы: перья и кусочки меха, тисненую кожу и
дерево, рог и перламутр, шнуры и цепочки. Подвески, широкие браслеты, гривны, пояса
напоминают об амулетах и воинских доспехах, служивших защитой многим поколениям
наших предков.
К началу ХIХ века в России начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и
стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими
вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и
ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в
скорости да в спорости. Недаром считалось, что "бороной да иглой деревня стоит".
В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали рукоделию крепостных
девушек. Помещичьи дочери и жены обычно вышивали основной узор, а фон выполняли
крепостные мастерицы.
В городах, особенно в Москве, почти в каждом доме вышивали бисером, украшали
рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Семья
собиралась в гостиной, читали вслух, музицировали, вели беседы, а женщины занимались
рукоделием. Светские дамы, купчихи, горожанки, преуспевшие в этом искусстве,
участвовали в отечественных и зарубежных выставках и получали награды. Богатая
девица коротала время, а бедная зарабатывала на хлеб. Мастерство в рукоделии служило
признаком хорошего воспитания и домашнего образования.
Не гнушались рукоделием и царственные особы. В хоромах на женской половине в
специальной светлице изготовляли церковную утварь, подчас очень высокого качества;
из мирских вещей любили расшивать вошвы - бархатные и атласные платки, украшали
бисером дамские шапочки, башмачки и многое другое.
Но настоящими центрами рукоделия были женские монастыри. Здесь готовили
убранство для церквей, одеяния священнослужителей расшивали золотом, шелком,
серебром, каменьями, а иконы, выполненные лицевой гладью, с жемчугами и бисером,
соперничали с иконами писаными.
Монахиням-рукодельницам доверяли и богатые модницы, и государственные
мужи, украшавшие шитьем свои мундиры. Монахини занимались благотворительность ю,
особенно детской: создавали приюты, обучали грамоте, пению и рукоделию, давали
девочкам-сиротам ремесло в руки. В ХI веке в Киеве внучка Ярослава Мудрого Анна-
Янка основала при монастыре первую на русской земле школу для послушниц.
Веками монастыри собирали и хранили разнообразную технику рукоделия.
Благодаря им мы можем любоваться прекрасными произведениями искусства - иконами,
патриаршими облачениями, царскими одеяниями в Оружейной палате Московского
Кремля и других музеях страны
Приложение № 2
Правила безопасной работы при плетении бисером
1. Рабочее место должно быть хорошо освещено и освобождено от
всего лишнего.
2. Чтобы бисер не скатывался, надо постелить однотонную
хлопчатобумажную салфетку.
3. Бисером удобно работать, если он насыпан по цветам в ячейки
специальной коробки.
4. Работа с мелким бисером утомительна для глаз, поэтому через 20
минут необходимо делать небольшие перерывы, давать отдых глазам.
5. Бисер нельзя брать в рот во избежание попадания его в дыхательные
пути.
6. При плетении проволокой соблюдать осторожность.
Приложение №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия "Техника акварельной живописи"
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования и учителей ИЗО. Данной разработке рассматриваются виды акварельной живописи и приводятся примеры работ в данной технике....
Методическая разработка открытого занятия "Изготовление и обшивка корпуса ракетного катера"
Методическая разработка открытого занятия "Изготовление и обшивка корпуса ракетного катера"...
Методическая разработка открытого занятия для родителей по программе психолого-педагогического направления «Развивающие игры»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 89 Калининского района Санкт-...
Методическая разработка открытого занятия. Поделка из бумаги "Веселая обезьянка"
Методическая разработка открытого занятия. Поделка из бумаги "Веселая обезьянка" (С презентацией)...
Методическая разработка открытого занятия по теме: «ЦВЕТЫ ДЛЯ МАМЫ» Квиллинг
Тема: "Цветы для мамы". Цель: создать открытку в технике квиллинг....
Методическая разработка открытого занятия по теме: «ЦВЕТЫ ДЛЯ МАМЫ» Квиллинг
Методическая разработка открытого занятияпо теме: «ЦВЕТЫ ДЛЯ МАМЫ»Квиллинг Тема: "Цветы для мамы"....
Методическая разработка открытого занятия по теме: «Русская деревня» Деревенские избы в технике аппликации
Конспект занятия студии дизайна «Волшебный мир»Коллективное панно из бумагиЗанятие студии декоративно-прикладного творчества для учащихсяТема: Русская деревняЦели: формирование предст...