РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Ручной труд» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
рабочая программа по технологии (1 класс)

Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Технология» 1-4 классы

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы Н.И.Роговцевой «Технология».

Содержание предмета направлено на формирование картины мира с технологической направленностью, конструкторско-технологических знаний и умений.

Предмет представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • общекультурные и общетрудовые компетенции
  • технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты - конструирование и моделирование
  • практика работы на компьютере.

В 1 классе на изучение отводится 33 ч. Во 2-4 классах – по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе согласно учебному плану 2 часа в неделю)

Рабочая программа включает в себя:

  • Планируемые      результаты освоения    учебного    предмета, курса

(личностные, метапредметные, предметные);

  • Содержание учебного предмета, курса;
  • Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл truchnoy_trud_1_klasss.docx80.94 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАРЬЯКСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом КОУ «Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Протокол № 10

от «31» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО

Директором КОУ «Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

___________________ Е.А.Кузьмин

Приказ № 184

от « 31 » августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Ручной труд»

для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями). Вариант 1

на 2023/2024 учебный год

Составитель: Бердник Галина Станиславовна,

учитель

ЛАРЬЯК- 2023

СОДЕРЖАНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 9

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа составлена на основе:

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» N ФЗ (в ред. Федеральных законов от N 99 ФЗ, от N 203 ФЗ).

- федерального компонента базисного учебного плана для специальных коррекционных школ VIII вида и утвержденного Департаментом образования и науки ХМАО-Югры.

- Постановления от #1075;., №26 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

- Учебного плана КОУ ХМАО-Югры «Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2023-2024 учебный год.

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Ручной труд» относится к предметной области «Технологии» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 1 классе рассчитана 33 учебные недели и составляет 66 часов в год (2 часа в неделю).

Цель обучения– всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его кпоследующему профильному обучению в старших классах.

Задачи обучения:

формирование представлений о материальной культуре как творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;

расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;

- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях

использования;

формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

формирование интереса к разнообразным видам труда;

развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;

формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 1 классе определяет следующие задачи:

развитие интереса и положительной мотивации к трудовой

деятельности;

получение первоначальных представлений о труде в жизни человека;

формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;

формирование интереса к разнообразным видам труда;

формирование простейших знаний о материалах, их свойствах, применении;

- обучение элементарным безорудийным и орудийным приемам;

развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать сою работу с помощью учителя;

развитие познавательных психических процессов (восприятия, пространственных представлений и ориентировки, памяти, воображения, мышления, речи);

развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);

развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, доступными умственно отсталому первокласснику;

развитие речи обучающихся.

Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Ручной труд» в 1 классе

Личностные результаты:

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.

Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Ручной труд» в 1 классе

Минимальный уровень:

знать правила организации рабочего места;

знать виды трудовых работ;

- знать названия и свойства поделочных материалов, используемых на

уроках ручного труда в первом классе, правила их хранения, санитарногигиенические требования при работе с ними;

знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами;

знать приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;

организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя;

разбирать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;

определять способы соединения деталей с помощью учителя;

составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя;

владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя;

работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками). Достаточный уровень

правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину;

самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-

операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;

оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);

устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;

выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения

рабочей программы по учебному предмету «Ручной труд» в 1 классе

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

0 баллов - нет фиксируемой динамики;

1 балл - минимальная динамика;

2 балла - удовлетворительная динамика;

3 балла - значительная динамика.

Критерии оценки предметных результатов

Оценка достиженийобучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводиться. Целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок; уровня формирования учебных умений, речи.

Работа обучающихся», «частично верно», «неверно»

Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:

«верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;

«частично верно» - задание выполнено на 30-70%;

«неверно» - задание выполнено менее чем 30 %.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение ручному труду способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Рабочая программа по предмету «Ручной труд» в первом классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений по ручной обработке наиболее доступных для обучающихся c умственной отсталостью материалов (пластилин, глина, бумага, нитки, природные материалы) и направлена на коррекцию интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:

коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

совершенствование умения ориентироваться в задании,

планировании работы, последовательном изготовлении изделия;

коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

Систематическое обучение ручному труду в первом классе предполагает следующие виды: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с нитками».

Содержание разделов

п/п

Название раздела, темы

Кол.

часов

Контрольные работы

(кол-во)

1

Введение

2

-

2

Работа с глиной и пластилином

12

-

3

Работа с природными материалами

7

-

4

Работа с бумагой и картоном

35

-

5

Работа с нитками

10

-

Итого:

66

-

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема предмета

Кол

час

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Дата

I четверть – 18 часов

Введение – 2 часа

1

Вводное занятие.

«Человек и труд»

1

Основные виды деятельности человека и профессий

Называют основные виды деятельности человека и профессии называют их по картинкам

Называют основные виды деятельности человека и профессии по картинкам и окружающей действительности;

Называют окружающие предметы рукотворного мира и тела живой природы

2

«Урок труда»

1

Поделочные материалы для уроков труда, инструменты для работы с этими материалами и правила работы на уроках труда

Называют поделочные материалы, используемые на уроках труда, инструменты для работы с этими материалами и правила работы на уроках труда по картинкам

Называют поделочные материалы, используемые на уроках труда, инструменты для работы с этими материалами и по картинкам и окружающей действительности. Называют особенности уроков труда. Рассказывают правила работы на уроках труда

Работа с глиной и пластилином – 3 часа

3

Работа с глиной и пластилином. Приёмы работы с пластилином

1

Физические свойства глины.

Предметы, сделанные из глины.

Физические свойства пластилина, правила обращения с пластилином,

Называют изделия из глины, инструменты для работы с пластилином и правила работы с ним по картинкам. Разминают пластилин, отщипывают кусочки пластилина и размазывают пластилин по картону

Называют поделочные материалы и изделия из глины, инструменты для работы с пластилином и правила работы с ним по картинкам и окружающей действительности. Называют особенности уроков труда. Рассказывают правила работы на уроках труда.

4

Приёмы работы с пластилином. Аппликация из пластилина «Яблоко»

1

Приемы и правила работы с пластилином.

Аппликация из пластилина. Разминание пластилина в руках и размазывание его по поверхности

Называют правила и инструменты для работы с пластилином.

Разминают пластилин, отщипывают кусочки пластилина и размазывают пластилин по картону

Называют свойства пластилина, правила и инструменты для работы с пластилином.

Определяют цвет пластилина. Называют определение слова аппликация.

Отличают аппликацию из пластилина от других видов.

Повторяют за учителем анализ образца и план хода работы. Разминают пластилин, отщипывают кусочки пластилина и размазывают пластилин по картону

5

Работа с природными материалами «Коллекция из листьев»

1

Природные материалы и среды, где их находят. Предметы, сделанные из природного материала. Коллекция из засушенных листьев

Называют природные материалы.

Называют предметы из природных материалов по картинкам.

Называют знакомые деревья, части дерева.

Составляют коллекцию из сухих листьев под

руководством учителя

Называют природные материалы. Называют предметы из природных материалов по картинкам и окружающей действительности. Рассказывают о функциональной значимости предметов из природного материала в жизни человека.

Называют знакомые деревья, части дерева.

Называют свойства засушенных листьев.

Работа с природными материалами– 3 часа

6

Аппликация из засушенных листьев «Осенний букет»

1

Листья деревьев и свойства засушенных листьев. Ориентировка на плоскости листа.

Называют деревья и их листья по картинкам. Ориентируются на плоскости листа.

Называют деревья и их листья по картинкам и предметам окружающей действительности.

Ориентируются на плоскости листа.

7

Аппликация из засушенных листьев «Птичка»

1

Листья деревьев и свойства засушенных листьев.

Ориентировка на плоскости листа.

Понятие аппликация. Составление аппликации из засушенных листьев по инструкции учителя и технической карте изделия.

Называют деревья и их листья по картинкам.

Ориентируются на плоскости листа.

Составляют аппликацию из засушенных листьев под руководством учителя. Соединяют природный материал с поверхностью

листа при помощи пластилина

Называют деревья и их листья по картинкам и предметам окружающей действительности.

Ориентируются на плоскости листа. Называют определение слова аппликация.

Повторяют за учителем анализ образца и план хода работы. Составляют аппликацию из засушенных листьев по инструкции учителя и технологической карте изделия.

Соединяют природный материал с поверхностью листа при помощи пластилина

8

Аппликация из засушенных листьев «Бабочка»

1

Листья деревьев и свойства засушенных листьев.

Ориентировка на плоскости листа.

Понятие аппликация. Составление аппликации из засушенных листьев по инструкции учителя и технической карте изделия.

Называют деревья и их листья по картинкам.

Ориентируются на плоскости листа.

Составляют аппликацию из засушенных листьев под руководством учителя. Соединяют природный материал с поверхностью

листа при помощи пластилина

Называют деревья и их листья по картинкам и предметам окружающей действительности.

Ориентируются на плоскости листа. Называют определение слова аппликация.

Повторяют за учителем анализ образца и план хода работы. Составляют аппликацию из засушенных листьев по инструкции учителя и технологической карте изделия.

Соединяют природный материал с поверхностью листа при помощи пластилина

Работа с бумагой и картоном – 4 часа

9

Работа с бумагой «Коллекция образцов бумаги»

1

Предметы, сделанные из бумаги.

Сорта бумаги (писчая, печатная, рисовальная, впитывающая, упаковочная, обойная, бумага для творчества) и её назначение.

Называют предметы, сделанные из бумаги, сорта бумаги по иллюстрации учебника.

Называют свойства бумаги. Составляют коллекцию сортов бумаги под руководством учителя

Называют предметы, сделанные из бумаги.

Определяют их функциональную значимость в быту, учебе, игре.

Определяют сорта бумаги и её цвет.

Называют свойства бумаги. Повторяют за учителем анализ образца и план хода работы. Составляют коллекцию сортов бумаги

10

Аппликация из бумаги «Ёлочка»

1

Назначение сортов бумаги. Основные признаки фигуры треугольника (три стороны, три угла, середина). Различение треугольников по величине.

Сгибание треугольника пополам, ориентировка в пространстве геометрической фигуры треугольник

Отличают геометрическую фигуру треугольник от других фигур.

Сгибают треугольник пополам под руководством учителя. Выполняют аппликацию «Ёлочка» под руководством учителя

Отличают геометрическую фигуру треугольник от других фигур. Называют основные признаки фигуры треугольник. Различают треугольники по величине.

Устанавливают сходство треугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющими треугольную форму. Сгибают треугольник пополам. Ориентируются в пространстве геометрической фигуры - треугольник.

11

Стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу»

1

Назначение и сорта бумаги. Основные признаки фигуры квадрат (четыре стороны, четыре угла, середина). Различение квадратов по величине.

Отличают геометрическую фигуру квадрат от других фигур.

Сгибают квадрат пополам под руководством учителя. Собирают изделие стаканчик для игрушки «

Отличают геометрическую фигуру квадрат от других фигур. Называют основные признаки фигуры квадрат.

Различают квадраты по величине. Устанавливают сходство квадрата с предметами природного и рукотворного мира, имеющими квадратную форму.

12

Складывание из бумаги «Наборная линейка»

1

Назначение и сорта бумаги. Основные признаки фигуры прямоугольник (четыре стороны, по две — одинаковой длины, четыре угла — все прямые). Различение прямоугольников.

Отличают геометрическую фигуру прямоугольник от других фигур.

Сгибают прямоугольник пополам под руководством учителя.

Собирают изделие «Наборная линейка» под руководством учителя

Отличают геометрическую фигуру прямоугольник от других фигур. Называют основные признаки фигуры прямоугольник. Различают прямоугольники по величине.

Устанавливают сходство прямоугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющими прямоугольную форму.

Работа с глиной и пластилином – 2 часа

13

Работа с глиной и пластилином «Домик», «Ёлочка»

1

Физические свойства пластилина.

Конструктивный способ лепки.

Раскатывают пластилин столбиками (палочками). Сравнивают длину вылепленной из пластилина заготовки со схемами

Рассказывают о физических свойствах пластилина.

Раскатывают пластилин столбиками

(палочками). Сравнивают длину

14

Лепка предметов шаровидной и овальной формы

«Помидор», «Огурец»

1

Физические свойства пластилина.

Пластический способ лепки предметов шаровидной или овальной формы из одного куска пластилина.

Предметы природного мира группы «Овощи».

Лепят пластическим способом лепки однодетальных предметов шаровидной или овальной формы из одного куска пластилина.

Скатывают в ладонях шар из пластилина кругообразными движениями (помидор). Раскатывают пластилин в ладонях до овальной формы (огурец).

Называют физические свойства пластилина.

Лепят пластическим способом лепки однодетальных предметов шаровидной или овальной формы из одного куска пластилина. Рассказывают о предметах природного мира группы «Овощи». Скатывают в ладонях шар из пластилина кругообразными движениями (помидор).

Раскатывают пластилин в ладонях до овальной формы (огурец). Работают с опорой на предметно-операционный план с частичной помощью учителя

Работа с бумагой и картоном – 5 часов

15

Работа с бумагой. Инструменты для

работы с бумагой

1

Назначение, сорта, свойства бумаги(сгибается). Устройство ножниц, их функциональное назначение, правила их хранения, техника безопасности (в том числе при передаче их другому лицу).

Соблюдают технику безопасности при работе с ножницами (в том числе при передаче их другому лицу), правила хранения. Следят за правильной посадкой при работе ножницами. Держат правильно инструмент.

Рассказывают о назначение и сортах бумаги, о ее свойствах.

Рассказывают об устройстве ножниц, их функциональном

назначении, правилах хранения, технике безопасности (в том числе при передаче их другому лицу). Следят за правильной посадкой при работе ножницами.

16

Аппликация «Геометрический орнамент из квадратов»

1

Правила обращения с ножницами.

Устройство ножниц. Основные признаки геометрической фигуры «квадрат».

Имитация движения ножницами на весу (без бумаги).

Показывают части (детали) ножниц.

Соблюдают правила хранения и технику безопасности при работе с ножницами. Отличают квадрат от других геометрических фигур.

Рассказывают об устройстве ножниц, их функциональном

назначении, правилах хранения, технике безопасности.

Соблюдают правила хранения и технику безопасности при работе с ножницами.

Называют основные признаки фигуры квадрат.

17

Аппликация «Парусник из треугольников»

1

Основные признаки геометрической фигуры «треугольник».

Разметка по шаблону. Правила обращения с ножницами.

Устройство ножниц.

Показывают части (детали) ножниц.

Соблюдают правила хранения и технику безопасности при работе с ножницами. Отличают треугольник от других геометрических фигур.

Называют основные признаки геометрических фигур «квадрат» и «треугольник».

Выполняют разметку по шаблону. Рассказывают и соблюдают правила обращения с ножницами. Называют устройство ножниц.

18

Аппликация «Орнамент из треугольников»

1

Основные признаки геометрической фигуры «треугольник».

Разметка по шаблону. Правила обращения с ножницами. Устройство ножниц. Имитация движения ножницами на весу (без бумаги).

Прием «разрез по короткой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца».

Показывают части (детали) ножниц.

Соблюдают правила хранения и технику безопасности при работе с ножницами. Отличают треугольник от других геометрических фигур. Имитируют движения ножницами на весу (без бумаги).

Называют основные признаки геометрических фигур «квадрат» и «треугольник».

Выполняют разметку по шаблону. Рассказывают и соблюдают правила обращения с ножницами. Называют устройство ножниц.

Имитируют движения ножницами на весу (без бумаги).

Выполняют прием «разрез по короткой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца». Выполняют работу по предметно-операционному плану

II четверть – 14 часов

19

Аппликация из геометрических

фигур «Ракета»

1

Основные признаки геометрических фигур «квадрат» и «треугольник». Разметка по шаблону. Правила обращения с ножницами.

Устройство ножниц. Имитация движения ножницами на весу. Прием «разрез по короткой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца».

Показывают части (детали) ножниц.

Соблюдают правила хранения и технику безопасности при работе с ножницами. Отличают квадрат и треугольник от других геометрических фигур. Имитируют движения ножницами на весу (без бумаги).

Выполняют прием «разрез по короткой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца».

Называют основные признаки геометрических фигур «квадрат» и «треугольник».

Выполняют разметку по шаблону. Рассказывают и соблюдают правила обращения с ножницами.

Называют устройство ножниц.

Имитируют движения ножницами на весу (без бумаги).

Выполняют прием «разрез по короткой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца». Выполняют работу по предметно-операционному плану

Работа с глиной и пластилином– 3 часа

20

Работа с глиной и пластилином. Лепка предметов

«Морковь»,

«Свёкла», «Репка»

1

Выполнение изделия (предметы конической формы) пластическим способом лепки из одного куска пластилина.

Предметы природного мира группы «Овощи». Приемы «скатывание в ладонях шара из пластилина

Выполняют изделие (однодетальные предметы конической формы) пластическим способом лепки из одного куска пластилина с помощью учителя. Называют предметы природного мира группы «Овощи».

Выполняют изделие (однодетальные предметы

конической формы) пластическим способом лепки из одного куска пластилина.

Рассказывают о предметах природного мира группы «Овощи». Владеют приемами «скатывание в ладонях шара из пластилина

21

Приёмы работы с пластилином (сплющивание шара)

«Пирамидка из четырёх колец»

1

Конструктивный способ лепки предметов. Предметы рукотворного мира группы «Игрушки». Деление пластилина в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия. Приемы лепки «скатывание

в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями»,

«раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы» (наконечник пирамидки),

Владеют конструктивным способом лепки многодетальных предметов.

Называют предметы рукотворного мира группы «Игрушки». Делят пластилин в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия.

Выполняют приемы лепки «скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями»

Владеют конструктивным способом лепки многодетальных предметов.

Рассказывают о предметах рукотворного мира группы

«Игрушки»

Делят пластилин в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия.

Владеют приемами лепки «скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями», «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы» (наконечник пирамидки), «сплющивание пластилина ладонью»

22

Приёмы работы с пластилином (сплющивание шара) «Грибы»

1

Владение конструктивным способом лепки многодетальных предметов. Предметы природного мира группы «Грибы». Деление пластилина в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия.

Владеют конструктивным способом лепки многодетальных предметов.

Называют предметы природного мира группы «Грибы».

Владеют конструктивным способом лепки многодетальных предметов.

Рассказывают о предметах природного мира группы «Грибы». Делят пластилин в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия.

Работа с природными материалами – 3 часа

23

Работа с природными материалами

«Ёжик»

1

Еловые шишки – природный материал. Свойства еловых шишек (форма, цвет, величина, поверхность и т.д.).

Использование шишек в конструктивной деятельности. Последовательное конструирование с опорой на изобразительно-графический пооперационный план. Работа с различными поделочными материалами.

Называют свойства еловых шишек.

Используют шишки в конструктивной деятельности. Последовательно конструируют с опорой на изобразительно-графический пооперационный план и с помощью учителя. Работают с различными поделочными материалами. Выполняют приемы работы с пластилином: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы»

Рассказывают о еловых шишках как о природном материале.

Называют свойства еловых шишек. Используют шишки в конструктивной деятельности. Последовательно конструируют с опорой на изобразительно-графический пооперационный план. Работают с различными поделочными материалами. Владеют приемами работы с пластилином: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вытягивание овала до конической формы» и «сплющивание пластилина ладонью»

24

Работа с природным материалом. «Чудо-животное»

1

Природный материал. Свойства природного материала (форма, цвет, величина, поверхность и

т.д.). Работа с различными поделочными материалами. Приемы работы с пластилином:

«раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вытягивание овала до конической формы» и «сплющивание пластилина ладонью»

Называют природный материал и его свойства. Используют природный материал в конструктивной деятельности. Последовательно конструируют с опорой на изобразительно-графический пооперационный план и с помощью учителя. Работают с различными поделочными материалами.

Рассказывают о природном материале.

Называют свойства природного материала.

Используют природный материал в конструктивной деятельности.

Последовательно конструируют с опорой на изобразительно-графический пооперационный план. Работают с различными поделочными материалами. Владеют приемами работы с пластилином: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вытягивание овала до конической формы» и «сплющивание пластилина ладонью»

25

Работа с природным материалом «В лес за грибами»

1

Природный материал. Свойства природного материала (форма, цвет, величина, поверхность и

т.д.).

Использование природного

материала в конструктивной деятельности. Последовательное конструирование с опорой на изобразительно-графический пооперационный план.

Называют природный материал и его свойства. Используют природный материал в конструктивной деятельности. Последовательно конструируют с опорой на изобразительно-графический пооперационный план и с помощью учителя. Работают с различными поделочными материалами.

Рассказывают о природном материале.

Называют свойства природного материала.

Используют природный материал в конструктивной деятельности.

Последовательно конструируют с опорой на изобразительно-графический пооперационный план. Работают с различными поделочными материалами. Владеют приемами работы с пластилином: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вытягивание овала до конической формы» и «сплющивание пластилина ладонью»

Работа с бумагой и картоном – 3 часа

26

Работа с бумагой. Аппликация из обрывных кусочков бумаги

«Осеннее дерево»

1

Сорта бумаги.

Цвета бумаги. Физические свойства бумаги (сгибается, режется, разрывается, обрывается) в процессе предметно-практических действий.

Называют сорта и цвета бумаги.

Называют физические свойствах бумаги (сгибается, режется, разрывается, обрывается).

Называют сорта и цвета бумаги. Рассказывают о физических свойствах бумаги (сгибается, режется, разрывается, обрывается). Владеют приемом разрывания бумаги на две части по линии сгиба.

27

Складывание фигурок из бумаги «Открытка со складным цветком»

1

Растения (цветы). Геометрические фигуры треугольник, квадрат, прямоугольник, их признаков (стороны, углы). Различение квадрата, прямоугольника и треугольника. Выполнение приемов «сгибание квадрата пополам» и «сгибание квадрата с угла на угол (по диагонали)», «совмещение сторон с опорными точками». Ориентировка в пространстве (наверху, внизу, слева, справа) и в пространстве геометрических фигур

Называют растения (цветы). Называют геометрические фигуры треугольник, квадрат, прямоугольник, их признаках (стороны, углы). Различают квадрат, прямоугольник и треугольник. Выполняют приемы «сгибание квадрата пополам» и

«сгибание квадрата с угла на угол (по диагонали)», «совмещение сторон с опорными точками» под контролем учителя. Ориентируются в

пространстве (наверху, внизу, слева, справа) и в пространстве геометрических фигур «квадрат», «треугольник»,

Рассказывают о растениях (цветах). Называют геометрические фигуры

треугольник, квадрат, прямоугольник, их признаках (стороны, углы).

Различают квадрат, прямоугольник и треугольник.

Владеют приемами «сгибание квадрата пополам» и «сгибание квадрата с угла на угол (по диагонали)», «совмещение сторон с опорными точками».

Ориентируются в пространстве

(наверху, внизу, слева, справа) и в пространстве геометрических фигур «квадрат», «треугольник», «прямоугольник» (верхний угол, нижний угол, правая, левая, боковая, нижняя стороны, середина)

28

Складывание фигурок из бумаги «Открытка со складной фигуркой кошечки»

1

Домашние животные. Геометрические фигуры треугольник, квадрат, прямоугольник, их признаков (стороны, углы). Различение квадрата, прямоугольника и треугольника. Выполнение приемов «сгибание квадрата пополам» и «сгибание квадрата с угла на угол (по диагонали)», «совмещение сторон с опорными точками».

Называют домашних животных.

Называют геометрические фигуры треугольник, квадрат, прямоугольник. Различают квадрат, прямоугольник и треугольник. Выполняют приемы «сгибание квадрата пополам» и

«сгибание квадрата с угла на угол (по диагонали)», «совмещение сторон с опорными точками» с помощью учителя.

Рассказывают о домашних животных.

Называют геометрические фигуры

треугольник, квадрат, прямоугольник, их признаках (стороны, углы).

Различают квадрат, прямоугольник и треугольник.

Владеют приемами «сгибание квадрата пополам» и «сгибание квадрата с угла на угол (по диагонали)», «совмещение сторон с опорными точками».

Ориентируются в пространстве

(наверху, внизу, слева, справа) и в пространстве геометрических фигур «квадрат», «треугольник», «прямоугольник» (верхний угол, нижний угол, правая, левая, боковая, нижняя стороны, середина)

Работа с глиной и пластилином – 1 час

29

Работа с глиной и пластилином «Цыплёнок»

1

Предметы природного мира группы «Домашние птицы».

Разбор образца объемного многодетального изделия с помощью учителя. Планирование ближайшей операции с опорой на предметно-операционный план.

Скатывание заготовки шарообразной формы.

Называют предметы природного мира группы «Домашние птицы».

Разбирают образец объемного многодетального изделия с помощью учителя. Планируют ближайшую операцию с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя. Скатывают заготовки

Рассказывают о предметах природного мира группы «Домашние птицы».

Разбирают образец объемного многодетального изделия с помощью учителя. Планируют ближайшую операцию с опорой на предметно-операционный план. Скатывают заготовки шарообразной формы.

Владеют приемом «прищипывание пластилина». Соединяют детали, используя прием «примазывание».

Работа с бумагой и картоном – 5 часов

30

Конструирование «Бумажный фонарик»

1

Признаки фигуры «прямоугольник».

Знание устройства ножниц, их функционального назначения, правил их хранения, техники безопасности.

Работа ножницами.

Называют признаки фигуры «прямоугольник».

Называют детали ножниц. Соблюдают правилах хранения и технику безопасности.

Работают ножницами.

Называют признаки фигуры «прямоугольник».

Рассказывают об устройстве ножниц, их функциональном назначении, правилах хранения, технике безопасности.

Работают ножницами.

Размечают по шаблону.

31

Конструирование «Декоративная веточка»

1

Прием «надрез по коротким вертикальным линиям» без предварительной разметки. Прием «накручивание заготовки на палочку (веточку)».

Контроль за выполнением практического действия, используя для этого схемы из учебника

Выполняют приемы: «надрез по коротким вертикальным линиям» без предварительной разметки и «накручивание заготовки на палочку (веточку)» с помощью учителя.

Осуществляют контроль за выполнением практического действия, используя для этого схемы из учебника под контролем учителя

Владеют приемами «надрез по коротким вертикальным линиям» без предварительной разметки и

«накручивание заготовки на палочку (веточку)». Осуществляют контроль за выполнением практического действия, используя для этого схемы из учебника

32

Плоские ёлочные игрушки

1

Планирование ближайшей операции с помощью пооперационного плана.

Геометрические фигуры.

Планируют ближайшую операцию с помощью пооперационного плана под руководством учителя. Называют геометрические фигуры (прямоугольник, треугольник, квадрат).

Планируют ближайшую операцию с помощью пооперационного плана. Называют геометрические фигуры (прямоугольник, треугольник, квадрат).

Размечают по шаблону.

Режут по короткой наклонной линии.

III четверть – 14 часов

33

Конструирование «Флажки»

1

Планирование ближайшей операции с помощью пооперационного плана.

Геометрические фигуры (прямоугольник, треугольник, квадрат).

Разметка по шаблону. Разрез по короткой наклонной линии. Использование контрастных цветов (желтый — фиолетовый, красный — зеленый, синий — оранжевый). Контролирование мышечного усилия при выполнении короткого надреза.

Планируют ближайшую операцию с помощью пооперационного плана под руководством учителя. Называют геометрические фигуры (прямоугольник, треугольник, квадрат). Размечают по шаблону. Режут по короткой наклонной линии.

Выполняют сборку конструкции с опорой на образец под руководством учителя

Планируют ближайшую операцию с помощью пооперационного плана. Называют геометрические фигуры (прямоугольник, треугольник, квадрат).

Размечают по шаблону.

Режут по короткой наклонной линии. Используют контрастные цвета (желтый — фиолетовый, красный — зеленый, синий — оранжевый). Контролируют мышечное усилие при выполнении короткого надреза. Выполняют сборку конструкции с

опорой на образец

34

Конструирование «Бумажный цветок»

1

Рисуют по опорным точкам снизу вверх.

Размечают по шаблону. Владеют приемом «разрез по длинной линии, не смыкая лезвия ножниц».

Рисование по опорным точкам снизу вверх. Разметка по шаблону. Выполнение приема «разрез по длинной линии, не смыкая лезвия ножниц».

Рисуют по опорным точкам снизу вверх.

Размечают по шаблону. Владеют приемом «разрез по длинной линии, не смыкая лезвия ножниц». Выполняют сборку конструкции с опорой на предметно-операционный план под руководством учителя

Работа с глиной и пластилином – 1 час

35

Работа с пластилином.

Животные

«Котик»

1

Разбор образца объемного многодетального изделия с помощью учителя. Планирование ближайшей операции с опорой на предметно-операционный план.

Скатывание заготовки овальной формы.

Умение выполнять приемы обработки пластилина и соединения деталей: «прищипывание», «примазывание».

Соблюдение пропорций при лепке объёмной фигуры

Разбирают образец объемного многодетального изделия с помощью учителя. Планируют ближайшей операции с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя. Скатывают заготовки овальной формы. Выполняют приемы обработки пластилина и соединения деталей: «прищипывание», «примазывание».

Соблюдают пропорции при лепке объемной фигуры под контролем учителя

Разбирают образец объемного многодетального изделия с помощью учителя.

Планируют ближайшей операции с опорой на предметно-операционный план.

Скатывают заготовки овальной формы.

Выполняют приемы обработки пластилина и соединения деталей: «прищипывание», «примазывание». Соблюдают пропорции при лепке объемной фигуры

Работа с бумагой и картоном – 3 часа

36

Работа с бумагой «Листочки»

1

Прямые (вертикальные, горизонтальные, наклонные) и кривые (дугообразные, волнообразные, спиралеобразные) линии. Рисование по опорным точкам снизу вверх (графические упражнения).

Различают прямые и кривые линии.

Рисуют по опорным точкам снизу вверх (графические упражнения).

Размечают по шаблону с помощью учителя.

Рисуют по опорным точкам снизу вверх (графические упражнения).

Размечают по шаблону. Выполняют прием «разрез по незначительно изогнутой линии (дуге), не смыкая лезвияножниц». Распределяют мышечное усилие при выполнении разреза по дугообразной линии

37

Аппликация

«Ветка рябины»

1

Рассказ о бумаге, как поделочном материале.

Прием «разрывание бумаги по линии сгиба», «сминание бумаги» (скатываниешариков).

Аппликация.

Наклеивание смятых из бумаги шариков на основу.

Узнавание и различение цветов— красный, оранжевый, зеленый. Рассказ о породах деревьев

Выполняют приемы «разрывание бумаги по линии сгиба», «сминание бумаги» (скатывание шариков).

Называют понятие «аппликация».

Наклеивают смятые из бумаги шарики на основу с помощью учителя.

Называют и различают цвета — красный, оранжевый, зеленый

Рассказывают о бумаге как о поделочном материале.

Выполняют приемы «разрывание бумаги по линии сгиба», «сминание бумаги» (скатывание шариков).

Называют понятие «аппликация». Наклеивают смятые из бумаги шарики на основу. Называют и различают цвета — красный, оранжевый, зеленый. Рассказывают о разных породах деревьев

38

Аппликация

«Цветы в корзине»

1

Разбор аппликации по вопросам учителя.

Практические действия с бумагой (рвется, мнется, гнется, клеится, режется).

Выполнение приема криволинейного вырезания «разрез по незначительноизогнутой линии (дуге), не смыкая лезвия ножниц».

Выполнение приема «сминание бумаги».

Скругление прямоугольной формы (квадрат).

Выполняют практические действия с бумагой. Выполняют прием криволинейного вырезания «разрез по незначительно изогнутой линии (дуге), не смыкая лезвия ножниц».

Выполняют прием «сминание бумаги».

Скругляют прямоугольные формы (квадрат).

Планируют ближайшую операцию с помощью предметно операционного плана с помощью учителя.

Разбирают аппликацию по вопросам учителя.

Выполняют практические действия с

бумагой (рвется, мнется, гнется, клеится, режется). Выполняют прием

криволинейного вырезания «разрез по незначительно изогнутой линии (дуге), не смыкая лезвия ножниц».

Выполняют прием «сминание бумаги». Скругляют прямоугольные формы

(квадрат). Выполняют прием «скругление углов прямоугольной формы».

Планируют ближайшую операцию с помощью предметно-операционного плана.

Ориентируются в пространстве в процессе размещения и наклеивания

заготовок внутри контура

Работа с нитками – 3 часа

39

Работа с нитками «Клубок ниток»

1

Рассказ о нитках в природе и жизни человека; из чего делают нитки.

Знание физических свойств (тонкие, толстые, короткие, длинные, цветные).

Работа с нитками (сматывание в клубок, наматывание на катушки, разрывание, разрезание).

Рассказывают о физических свойствах (тонкие, толстые, короткие, длинные, цветные).

Работают с нитками (сматывание в клубок, наматывание на катушки, разрывание, разрезание).

Называют предметы, сделанные из ниток.

Выполняют наматывание ниток в клубок.

Рассказывают о нитках: нитки в природе и жизни человека; из чего делают нитки. Рассказывают о физических свойствах (тонкие, толстые, короткие, длинные, цветные).

Работают с нитками (сматывание в

клубок,

наматывание на катушки, разрывание, разрезание).

Называют предметы, сделанные из ниток, и

40

Изготовление изделий из ниток

«Бабочка»

1

Нитки.

Определение функциональной значимости предметов, сделанных из ниток, в быту, игре. Выполнение приемов наматывания ниток на основу. Повторение за учителем анализа образца и планирование хода работы по предметно-операционному плану.

Выполнение предметно-практических действий в заданном пространственном

направлении (на себя, отсебя)

Рассказывают о физических свойствах (тонкие, толстые, короткие, длинные, цветные).

Работают с нитками (сматывание в клубок, наматывание на катушки, разрывание, разрезание).

Называют предметы, сделанные из ниток.

Выполняют наматывание ниток в клубок.

Выполняют предметно- практические действия в заданном пространственном

направлении (на себя)

Рассказывают о нитках.

Называют предметы, сделанные из ниток, и определяют их функциональную значимость в быту, игре. Выполняют прием наматывания ниток на основу.

Повторяют за учителем разбор образца и планируют ход работы по предметно-операционному плану.

Выполняют предметно-практические действия в заданном пространственном направлении (на себя, от себя)

41

Изготовление изделий из ниток

«Кисточка»

1

Нитки.

Определение функциональной значимости предметов, сделанных из ниток, в быту, игре.

Выполнение приема наматывания ниток на основу.

Разбор образца и планирование хода работы по предметно-операционному плану. Предметно-практические

действия в заданном

Рассказывают о нитках.

Называют предметы, сделанные из ниток, и определяют их функциональную значимость в быту, игре.

Выполняют прием наматывания ниток на основу.

Выполняют предметно-практические действия в заданном пространственном

направлении (на себя, от

себя)

Рассказывают о нитках.

Называют предметы, сделанные из ниток, и определяют их функциональную значимость в быту, игре.

Выполняют прием наматывания ниток на основу.

Повторяют за учителем разбор образца и планируют ход работы по предметно-операционному плану.

Выполняют предметно-практические действия в заданном пространственном направлении (на себя, от себя)

Работа с бумагой и картоном – 13 часов

42

Работа с бумагой.

Аппликация

«Фрукты на тарелке»

1

Предметы природного мира группы «Овощи».

Анализ образца (название предметов, их форма, цвет).

Установление пространственных соотношений предметов (на, перед, за, справа, слева, сверху).

Рисование по линиям или опорным точкам предметы.

Рисуют по линиям или опорным точкам предметы, имеющие округлый контур.

Выполняют прием резания ножницами по кривой линии с помощью учителя

Рассказывают о предметах природного мира группы «Овощи».

Анализируют образец (название предметов, их форма, цвет).

Устанавливают пространственные соотношения предметов (на, перед, за, справа, слева, сверху).

Рисуют по линиям или опорным точкам предметы, имеющие округлый контур.

Выполняют прием резания ножницами по кривой линии

43

Аппликация «Снеговик»

1

Геометрическая фигура «круг» и соотнесение круга с предметами рукотворного мира, имеющими круглую форму.

Разбор в ходе обследования аппликации, состоящей из кругов. Вырезание по кругу, рационально используя приемы резания бумаги

Соотносят круг с предметами рукотворного мира, имеющими круглую форму.

Вырезают по кругу, рационально используя приемы резания

бумаги с помощью учителя

Рассказывают о геометрической фигуре «круг».

Соотносят круг с предметами рукотворного мира, имеющими круглую форму.

Разбирают в ходе обследования аппликации, состоящей из кругов.

Вырезают по кругу, рационально

используя приемы резания бумаги

44

Аппликация «Гусеница»

1

Геометрическая фигура «круг» и соотнесение круга с предметами рукотворного мира, имеющими круглую форму.

Разбор в ходе обследования аппликации, состоящей из кругов. Вырезание по кругу, рационально используя приемы резания бумаги

Соотносят круг с предметами рукотворного мира, имеющими круглую форму.

Вырезают по кругу, рационально используя приемы резания

бумаги с помощью учителя

Рассказывают о геометрической фигуре «круг».

Соотносят круг с предметами рукотворного мира, имеющими круглую форму.

Разбирают в ходе обследования аппликации, состоящей из кругов.

Вырезают по кругу, рационально

используя приемы резания бумаги

45

Плоскостное конструирование

Игрушка «Цыплёнок

в скорлупе»

1

Геометрическая фигура «овал» и определение сходства и различия овала и круга.

Соотнесение овала с предметами природного и рукотворного мира, имеющими овальную форму. Планирование хода работы над изделием по вопросам учителя,

Соотносят овал с предметами природного и рукотворного мира, имеющими овальную форму.

Планируют ход работы с помощью учителя.

Называют правила работы ножницами.

Размечают по шаблону с помощью учителя.

Вырезают по кривой линии

Рассказывают о геометрической фигуре «овал» и определяют сходство и различия овала и круга.

Соотносят овал с предметами природного и рукотворного мира, имеющими овальную форму.

Планируют ход работы над изделием по вопросам учителя, с помощью предметно-операционного плана.

Называют правила работы ножницами.

Размечают по шаблону.

46

Складывание фигурок из бумаги

«Пароход»

1

Предметы рукотворного мира группы «Транспорт».

Рассказ о геометрических фигурах (треугольник, прямоугольник, квадрат) и их признаки.

Выполнение приемов «сгибание квадрата пополам» и «сгибание с угла на угол (по диагонали)».

Владеют приемами «сгибание квадрата пополам» и «сгибание с угла на угол (по диагонали)».

Делят стороны на четыре равные части посредством сгибания ее несколько раз с помощью учителя.

Выполняют прием «сгибание сторон к середине».

Рассказывают о предметах рукотворного мира группы «Транспорт».

Рассказывают о геометрических фигурах(треугольник, прямоугольник, квадрат) и их признаках.

Владеют приемами «сгибание квадрата пополам» и «сгибание с угла на угол (по диагонали)».

IV четверть- 18 часов

47

Складывание фигурок из бумаги

«Стрела»

1

Предметы рукотворного мира группы «Транспорт».

Рассказ о геометрических фигурах (треугольник, прямоугольник, квадрат) и их признаках.

Выполнение приемов «сгибание квадрата пополам» и «сгибание с угла на угол (по диагонали)».

Деление стороны на четыре равные части посредством сгибания ее несколько раз.

Выполнение приема «сгибание сторон к середине».

Выполняют приемы «сгибание прямоугольника пополам» и

«сгибание сторон к середине».

Выполняют прием «сгибание углов к середине».

Ориентируются в пространстве (наверху, внизу, слева, справа).

Ориентируются в пространстве

геометрической фигуры

«прямоугольник» (верхний угол, нижний угол, правая, левая, боковая, нижняя сторона, середина) с помощью учителя.

Рассказывают о предметах рукотворного мира группы «Транспорт».

Рассказывают о геометрических фигурах(треугольник и прямоугольник) и их признаках.

Выполняют приемы «сгибание прямоугольника пополам» и «сгибание сторон к середине».

Выполняют прием «сгибание углов к середине». Ориентируются в пространстве (наверху, внизу, слева, справа).

Ориентируются в пространстве

геометрической фигуры

«прямоугольник» (верхний угол, нижний угол, правая, левая, боковая, нижняя сторона, середина).

Выполняют инструкцию, содержащую пространственную характеристику.

48

Плоскостное конструирование «Плетёный коврик из полос бумаги»

1

Симметрия.

Освоение способа симметричного вырезания.

Признаки геометрической фигуры «прямоугольник».

Сгибание прямоугольника пополам.

Выполнение приемов прямолинейного вырезания по предварительно размеченным коротким и длинным линиям.

Владеют способом симметричного вырезания.

Сгибают прямоугольник пополам.

Владеют приемами прямолинейного вырезания по предварительно размеченным коротким и длинным линиям. Делают разметку по шаблону с помощью учителя.

Выполняют прием «плетение

вверх-вниз»

Рассказывают о симметрии.

Владеют способом симметричного вырезания.

Называют признаки геометрической фигуры «прямоугольник». Сгибают прямоугольник пополам.

Владеют приемами прямолинейного вырезания по предварительно размеченным коротким и длинным линиям.

Делают разметку по шаблону.

Выполняют прием «плетение вверх-

вниз»

49

Плоскостное конструирование. «Плетёный коврик из полос бумаги»

1

Симметрия.

Выполнение способа симметричного вырезания.

Сгибание прямоугольника пополам.

Выполнение приемов прямолинейного вырезания по предварительно размеченным коротким и длинным линиям.

Владеют способом симметричного вырезания. Владеют приемами

прямолинейного

вырезания по предварительно размеченным коротким и длинным линиям.

Делают разметку по шаблону с помощью учителя.

Рассказывают о симметрии.

Называют признаки геометрической фигуры «прямоугольник». Сгибают прямоугольник пополам.

Владеют приемами прямолинейного

вырезания по предварительно размеченным коротким и длинным линиям.

Делают разметку по шаблону.

Выполняют прием «плетение вверх-вниз»

50

Объёмное конструирование

«Птичка»

1

Вырезание по кривой

(волнообразной) линии.

Сборка конструкции с опорой на предметно-операционный план и образец самостоятельно и с частичной помощью учителя

Вырезают по кривой

(волнообразной) линии.

Собирают конструкции с опорой на предметно-операционный план и образец самостоятельно и с помощью учителя

Вырезают по кривой (волнообразной) линии.

Собирают конструкции с опорой на предметно-операционный план и образец самостоятельно и с частичной помощью учителя

51

Плоскостное конструирование «Закладка для книг с геометрическим прорезным орнаментом»

1

Выполнение орнамента (в орнаменте все элементы могут чередоваться или повторяться). Разбор изделия по вопросам учителя, планирование ближайшей операции с помощью предметно-операционного плана. Выполнение приема разметки по шаблону геометрических форм (полукруг, треугольник).

Выполняют прием разметки по шаблону чередующихся геометрических форм (полукруг, треугольник) с помощью учителя. Вырезают геометрические формы симметричного строения (круг, квадрат)

Рассказывают об орнаменте (в орнаменте все элементы могут чередоваться или повторяться).

Анализируют изделие по вопросам учителя, планировать

ближайшую операцию с помощью предметно-операционного плана. Выполняют прием разметки по шаблону чередующихся

геометрических форм (полукруг, треугольник).

52

Плоскостное конструирование «Закладка для книг с геометрическим прорезным орнаментом»

1

Выполнение орнамента (в орнаменте все элементы могут чередоваться или повторяться). Разбор изделия по вопросам учителя, планирование ближайшей операции с помощью предметно-операционного плана. Выполнение приема разметки по шаблону

Выполняют прием разметки по шаблону чередующихся геометрических форм (полукруг, треугольник) с помощью учителя. Вырезают геометрические формы симметричного строения (круг, квадрат)

Рассказывают об орнаменте (в орнаменте все элементы могут чередоваться или повторяться).

Разбирают изделие по вопросам учителя, планировать

ближайшую операцию с помощью предметно-операционного плана. Выполняют прием разметки по шаблону чередующихся геометрических форм (полукруг, треугольник).

53

Плоскостное конструирование «Закладка для книг с геометрическим прорезным орнаментом»

1

Орнамент (в орнаменте все элементы могут чередоваться или повторяться).

Разбор изделия по вопросам учителя, планирование ближайшей операции с помощью предметно-операционного плана.

Выполняют прием разметки по шаблону чередующихся геометрических форм (полукруг, треугольник) с помощью учителя. Вырезают геометрические формы симметричного строения (круг, квадрат)

Рассказывают об орнаменте (в орнаменте все элементы могут чередоваться или повторяться).

Анализируют изделие по вопросам

учителя, планировать

ближайшую операцию с помощью предметно-операционного плана. Выполняют прием разметки по шаблону чередующихся геометрических форм (полукруг, треугольник).

54

Аппликация

«Самолёт в облаках»

1

Предметы рукотворного мира группы «Транспорт».

Разбор аппликации с помощью учителя (определять тематику, выделять детали, цветовые отношения, пространственное расположение деталей, узнавать приемы обработки бумаги (разметка по шаблону, вырезание, обрывание, наклеивание).

Рассказ о предметах симметричного строения.

Планирование хода работы

Планируют ход работы с помощью предметно-

операционного плана и с помощью учителя.

Оценивают качество выполненного изделия.

Симметрично вырезают изображение сложного контура с помощью учителя. Обрывают бумагу

Рассказывают о предметах рукотворного мира группы «Транспорт».

Анализируют аппликации с помощью учителя.

Рассказывают о предметах симметричного строения.

Планируют ход работы с помощью предметно-операционного плана.

Оценивают качество выполненного изделия, находят ошибки.

Симметрично вырезают изображение сложного контура. Обрывают бумагу

Работа с глиной и пластилином – 2 часа

55

Работа с глиной и пластилином. Макет

«Снегурочка в лесу»

1

Разбор объекта и планирование ближайшей операции с опорой на изобразительно-графический пооперационный план.

Сравнение форм человеческой фигуры: голова — шар, туловище, руки, ноги — усеченный конус.

Приемы раскатывания пластилина.

Соблюдение пропорций в изделии и соединение их в единую конструкцию.

Разбирают объект и планируют ближайшую

операцию с опорой на изобразительно-графический пооперационный план с помощью учителя.

Владеют приемами раскатывания пластилина.

Соблюдают пропорции в изделии и соединять их в единую конструкцию с помощью учителя

Разбирают объект и планируют ближайшую

операцию с опорой на изобразительно-графический пооперационный план.

Рассказывают о геометризации форм человеческой фигуры: голова — шар, туловище, руки, ноги — усеченный конус.

Владеют приемами раскатывания пластилина.

Соблюдают пропорции в изделии и соединять их в единую конструкцию

56

Макет

«Снегурочка в лесу»

1

Разбор объекта и планирование ближайшей операции с опорой на изобразительно-графический пооперационный план. Сравнение форм человеческой фигуры: голова — шар, туловище, руки, ноги — усеченный конус. Приемы раскатывания пластилина.

Разбирают объект и планируют ближайшую операцию с опорой на изобразительно-графический пооперационный план с помощью учителя. Владеют приемами раскатывания пластилина. Соблюдают пропорции в изделии и соединять их в единую конструкцию.

Разбирают объект и планировать ближайшую операцию с опорой на изобразительно-графический пооперационный план.

Рассказывают о геометризации форм человеческой фигуры:

голова — шар, туловище, руки, ноги — усеченный конус.

Владеют приемами раскатывания пластилина.

Соблюдают пропорции в изделии и соединять их в единую конструкцию

Работа с природными материалами – 1 час

57

Конструирование из тростниковой травы и пластилина

«Ежик»

1

Отработка навыка скатывания из пластилина заготовки конической формы. Планирование ближайшей операции с опорой на пооперационный план

Владеют навыком скатывания из пластилина заготовки конической формы. Планируют ближайшую операцию с опорой на пооперационный план с помощью учителя

Рассказывают о природных материалах и их художественно выразительных свойствах. Владеют навыком скатывания из пластилина заготовки конической формы.

Планируют ближайшую операцию с опорой на пооперационный план

Работа с бумагой и картоном – 2 часа

58

Конструирование из тростниковой травы и пластилина

«Ежик»

1

Природные материалы и их художественно-выразительные свойства.

Отработка навыка скатывания из пластилина заготовки конической формы.

Владеют навыком скатывания из пластилина заготовки конической формы. Планируют ближайшую операцию с опорой на пооперационный план.

Рассказывают о природных материалах и их художественно выразительных свойствах. Владеют навыком скатывания из пластилина заготовки конической формы.

Планируют ближайшую операцию с опорой на пооперационный план

59

Работа с бумагой. Коллективная аппликация «Букет цветов»

1

Растения. Вырезание четырехлепестковых цветков (жасмин, гортензия и т д.). Определение формы, количества лепестков, величины, протяженности (длинный, короткий)

Вырезают

четырехлепестковые цветки

(жасмин, гортензия и т д.).

Выполняют практические действия

Рассказывают о растениях. Вырезают четырехлепестковые цветки (жасмин, гортензия и т д.).

Определяют форму, количество лепестков, величину, протяженность

(длинный, короткий, узкий, широкий), контур лепестков.

60

Конструирование. «Декоративная птица со складными крыльями»

1

Птицы.

Складывание бумаги в гармошку.

Выполнение приема «сгибание бумаги пополам». Выполнение приема предметного симметричного вырезания из бумаги, сложенной пополам. Разметка по шаблону.

Сборка конструкции с опорой на образец самостоятельно и с частичной помощью учителя

Складывают бумагу в гармошку с помощью учителя. Выполняют прием «сгибание бумаги пополам». Владеют приемом предметного симметричного вырезания из бумаги, сложенной пополам. Производят разметку по шаблону с помощью учителя. Собирают конструкцию с опорой на образец с помощью учителя

Складывают бумагу в гармошку. Выполняют прием «сгибание бумаги пополам».

Рассказывают о птицах. Владеют приемом предметного симметричного вырезания из бумаги, сложенной пополам.

Производят разметку по шаблону. Собирают конструкцию с опорой на образец самостоятельно и с частичной помощью учителя

Работа с нитками – 7 часов

61

Приёмы шитья «Шитьё по проколам»

1

Называние свойства ниток, способы их хранения и приемы использования в быту. Использование инструментов (иглы, ножницы, наперсток). Разбор правил безопасной работы с иглой.

Вдевание нитку в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки (прошивание два-три раза на одном месте).

Называют свойства ниток. Называют правила безопасной работы с иглой.

Вдевают нитку в иголку с помощью учителя.

Закрепляют нитки в начале и конце строчки (прошивание два-три раза на одном месте) с помощью учителя.

Выполняют прием шитья

Называют свойства ниток, способы их хранения и приемы использования в быту.

Рассказывают об инструментах (иглы, ножницы, наперсток).

Называют правила безопасной работы с иглой.

Вдевают нитку в иголку.

Закрепляют нитки в начале и конце строчки (прошивание два-три раза на одном месте).

Выполняют прием шитья.

62

Приёмы шитья. «Шитьё по проколам»

1

Определение свойства ниток, способы их хранения и приемы использования в быту. Использование инструментов (иглы, ножницы, наперсток). Проговаривание правил безопасной работы с иглой.

Называют свойства ниток. Называют правила безопасной работы с иглой.

Вдевают нитку в иголку с помощью учителя.

Закрепляют нитки в начале и конце строчки (прошивание два-три раза на одном месте) с помощью учителя.

Называют свойства ниток, способы их хранения и приемы использования в быту.

Рассказывают об инструментах (иглы, ножницы, наперсток). Называют правила безопасной работы с иглой.

Вдевают нитку в иголку.

Закрепляют нитки в начале и конце строчки (прошивание два-три раза на одном месте).

Дополнительные часы – 4 часа

63

Приёмы шитья. «Шитьё проколам» (треугольник, квадрат, круг)

1

Правила безопасной работы с иглой.

Выполнение вдевания нитки в иголку.

Закрепление нитки в начале и конце строчки (прошивание два-три раза на одном месте).

Называют свойства ниток. Называют правила безопасной работы с иглой.

Вдевают нитку в иголку с помощью учителя.

Называют правила безопасной работы с иглой.

Вдевают нитку в иголку.

Закрепляют нитки в начале и конце строчки (прошивание два-три раза на одном месте).

64

Приёмы шитья «Шитьё проколам» (треугольник, квадрат, круг)

1

Называние правил безопасной работы с иглой.

Выполнение вдевания нитки в иголку.

Закрепление нитки в начале и конце строчки

Называют правила безопасной работы с иглой.

Вдевают нитку в иголку с помощью учителя.

Закрепляют нитки в начале и конце строчки

Называют правила безопасной работы с иглой.

Вдевают нитку в иголку.

Закрепляют нитки в начале и конце строчки (прошивание два-три раза на одном месте).

Называют и называют

65

Вышивание. Приёмы вышивания

«Вышивание проколам»

1

Нитки.

Называние правил безопасной работы с иглой.

Вдевание нитки в иголку.

Закрепление нитки в начале и конце строчки (прошивание два-три раза на одном месте).

Называют правила безопасной работы с иглой.

Вдевают нитку в иголку, закрепляют ее в начале и конце строчки (прошивание два-три раза на одном месте) с помощью учителя.

Рассказывают о нитках.

Называют правила безопасной работы с иглой.

Вдевают нитку в иголку, закреплять ее в начале и конце строчки (прошивание два-три раза на одном месте).

Называют понятия «шитье», «вышивка», «контур», «стежок», «расстояние между стежками».

66

Вышивание. Приёмы вышивания. «Вышивание проколам»

1

Нитки.

Определение правила безопасной работы с иглой. Вдевание нитки в иголку.

Закрепление нитки в начале и конце строчки (прошивание два-три раза на одном месте).

Называют правила безопасной работы с иглой.

Вдевают нитку в иголку, закрепляют ее в начале и конце строчки (прошивание два-три раза на одном месте) с помощью учителя.

Рассказывают о нитках.

Называют правила безопасной работы с иглой.

Вдевают нитку в иголку, закреплять ее в начале и конце строчки (прошивание два-три раза на одном месте).

Называют понятия «шитье», «вышивка», «контур», «стежок», «расстояние между стежками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» 1 - 4 классы

Рабочая программа  по учебному предмету «Ручной труд»  на 4 года...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" для обучающейся 2 класса для детей с ОВЗ

Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» для обучающейся 2 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможно...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российс...

рабочая программа по предмету "Ручной труд" 1-4 класс

Рабочая программа составлена на основе :-Сборника программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы (под редакцией КПН, профессора И.М. Бгажноковой);-ФГОС обучающихс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Ручной труд» для 2 класса

Рабочая программа по ручному труду предназначена для учащихся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Математика» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе требований Федерального гос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Чтение» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Литературное чтение» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе требовани...