Дополнительная краткосрочная общеразвивающая программа художественной направленности «Летние мотивы»
материал по технологии (4 класс)

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Поэтому важно научить детей чувствовать, понимать, что природа представляет огромную, ни с чем не соизмеримую ценность как источник природных ресурсов, как среда жизни человека, а также источник восстановления его сил и здоровья, как объект научного познания законов природы и их практического применения, как средство духовного развития личности. Детский возраст рассматривается как период накопления знаний об окружающем мире на основе эмоционального восприятия природы. В процессе работы дети овладевают элементарными приемами наблюдений в природе, осваивают этические нормы отношения к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon letnie_motivy.doc271 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

Староюрьевской средней общеобразовательной школы

в с. Спасское

Дополнительная краткосрочная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Летние мотивы»

Стартовый уровень

с. Староюрьево

2024

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Староюрьевской средней общеобразовательной школы в с. Спасское

2. Полное название

программы

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Летние мотивы» (стартовый уровень)

3. Сведения об авторах-составителях:

Ф.И.О., должность

4. Сведения о программе:

Нормативная база:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 года №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе»;

приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от №533);

Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. N 326-р;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)(разработанные Минобрнауки России совместно с ГОАУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015;

Устав МБОУ Староюрьевской средней общеобразовательной школы Староюрьевского района Тамбовской области

Область применения

Дополнительное образование

Направленность

художественная

Тип программы

Модифицированная

Вид программы

Дополнительная краткосрочная общеразвивающая программа

Возраст учащихся

8 -12 лет

Продолжительность

обучения

1 месяц, 18 учебных часов

Блок №1. Комплекс основных характеристик дополнительной

краткосрочной общеразвивающей программы

Пояснительная записка

Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа стартового уровня «Летние мотивы» является краткосрочной, имеет художественную направленность и ориентирована на развитие творческих способностей детей в сфере свободного времени во время летних каникул.

Новизна программы заключается в том, что она основана на совмещении различных видов декоративно – прикладного творчества с возможностью обучиться выполнению изделий с использованием различных техник.

Актуальность программы

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Поэтому важно научить детей чувствовать, понимать, что природа представляет огромную, ни с чем не соизмеримую ценность как источник природных ресурсов, как среда жизни человека, а также источник восстановления его сил и здоровья, как объект научного познания законов природы и их практического применения, как средство духовного развития личности. Детский возраст рассматривается как период накопления знаний об окружающем мире на основе эмоционального восприятия природы. В процессе работы дети овладевают элементарными приемами наблюдений в природе, осваивают этические нормы отношения к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Работа с бумагой способствует концентрации и сосредоточенности внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), обогащает словарь специальными терминами.

Педагогическая целесообразность программы

заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств.

Целесообразность программы состоит в возможности разбудить в
каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и
творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и
удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь принимаются дети с
разной степенью одарённости, что обязывает педагога учитывать
индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что при создании работ учащиеся опираются на свои наблюдения над природой. Прогулки, экскурсии и работы над собственным творчеством являются воспитательной компонентой, ориентированной на эстетическое воспитание учащихся в период школьных каникул.

Адресат программы

Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа «Летние мотивы» стартового уровня реализуется в разновозрастной группе учащихся в возрасте от 8 до 12 лет в количестве 8-10 человек.

Условия набора учащихся

Для обучения по краткосрочной программе «Летние мотивы» принимаются без отбора учащиеся, проявляющие интерес к художественному творчеству, не имеющие противопоказаний к данному виду деятельности.

Объем и сроки освоения программы

Программа рассчитана на 18 учебных часов, по 6 учебных часов в неделю (1 занятие по 35 минут).

Формы и режим занятий

Обучение по программе стартового уровня «Летние мотивы» проводится в очной форме и предусматривает проведение аудиторных занятий и внеаудиторной работы, (проведение прогулок, походов, экскурсий, участие в творческих конкурсах художественной направленности).

Схема возрастного и количественного распределения детей по группам,

количество занятий в неделю, их продолжительность

Год

обучения

Количество

учащихся

в группах

Общее

количество

занятий

в неделю

Продолжительность

занятия, час

Общее

количество

часов

в неделю

Общее

количество

часов

1

8 - 10

6

1х1(35 мин)

6

18

Цель программы: Развитие интеллектуальных и эстетических качеств личности через эмоциональное восприятие красоты природы, в процессе овладения элементарными приемами работы с бумагой.

Задачи подпрограммы

Обучающие:

  • Научить детей владеть различными техниками работы с бумагой, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  • Научить детей элементарным трудовым навыкам, при работе с бумагой и картоном, учить проявлению творческой самостоятельности;
  • учить видеть красоту природы;
  • Развивать художественный вкус и ориентировать на качестве изделий.

Развивающие:

  • Развивать умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции;
  • повышать эстетическое восприятие природы, как источника вдохновения;
  • Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, прививать художественный вкус;
  • Развивать положительные эмоции и волевые качества;
  • Развивать моторику рук, глазомер.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к работе с бумагой;
  • Прививать интерес к природе родного края;
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  • прививать навыки работы в группе;
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Учебный план программы

Название темы

Количество часов

В том числе

Формы

аттестации/

контроля

Теория

Практика

1.

Введение

1

0,5

0,5

Входной контроль

(игра)

2.

Летний день

8

2

6

«Птичьи посиделки»

2

0,5

1,5

Текущий контроль

(практическая

работа)

«Волшебный мир насекомых»

2

0,5

1,5

Текущий контроль

(практическая

работа)

«Цветы – символы России»

2

0,5

1,5

Текущий контроль

(игра)

«Такие разные деревья»

2

0,5

1,5

Текущий контроль

(творческое

задание)

3.

«Береги природу!»

4

1

3

«Вторая жизнь газет и бумаги»

2

0,5

1,5

Текущий контроль

(викторина)

«Декорирование бутылок»

2

0,5

1,5

Текущий контроль

(практическая

работа)

4.

Коллективная художественная деятельность

4

0,5

3,5

Проект «Разноцветный луг»

4

0,5

3,5

Текущий контроль

(творческое

задание)

5.

Итоговое занятие

1

-

1

Итоговый контроль (выставка работ)

ИТОГО

18

4

14

Содержание учебного плана

Введение – 1 час.

Теория. Цель и задачи программы. Правила техники безопасности. Показ слайдов «Этот удивительный мир природы». Рассказ о природе родного края, как источнике вдохновения. Беседа о предстоящей работе.

Практика. Входной контроль: анкета для детей №1, анкета «Общение».

Тема 2. Летний день– 8 часов

«Птичьи посиделки» - 2 часа

Теория. Экологическое ассорти «Мир птиц». Расселить птиц по группам и по месту обитания: жаркий климат (попугай, павлин, фазан, турухтан); побережье морей (чайки, бакланы, фрегат); пустыня (страус); горы (орел, гриф, беркут). Показ способов изготовления объемной птицы из бумаги.

Практика. Изготовление объемных птиц (Голубь, синица, снегирь).

«Волшебный мир насекомых» - 2 часа

Теория. Экологический калейдоскоп. Чтение стихотворения Б. Заходера " Про всех на свете". Экскурсия на летний луг. Фотографии на летнем лугу.

Практика. Аппликация из цветной бумаги. Выполнение насекомых (гусеница, божья коровка, бабочка, пчелка, улитка). Создание панно «Волшебный мир насекомых».

«Цветы – символы России» - 2 часа

Теория. Декоративное панно в интерьере. Виды панно. Рельефные панно. Конкурс презентаций «Цветы – символы России». Многофигурная композиция. Основы составления многофигурных композиций. Использование природного и бросового материала для декорирования.

Практика. Изготовить панно большого размера, или серию панно меньшего размера по теме. Изготовление 2-3-х фигурной композиции. Изготовление объемных цветов из бумаги (ромашки, мака, василька, колокольчика) и объединение их в одну композицию.

«Такие разные деревья» - 2 часа

Теория. Презентации "Деревья в разных видах искусства" и «Деревья родного края». Экскурсия в парк. Наблюдение за деревьями "Угадай дерево". Показ способов рисования деревьев.

Практика. Выставка и презентация детских работ «Такие разные деревья».

Тема 3. «Береги природу!»– 4 часа

«Вторая жизнь газет и бумаг» – 2 часа

Теория. Способы работы с использованной бумагой. Трубочки из газет.

Практика. Изготовление корзиночки для цветов из газетных трубочек.

Декорирование бутылок – 2 часа

Теория. Виды и способы декорирования стеклянных и пластмассовых бутылок. Показ способов декорирования салфетками с последующим нанесением элементов, вылепленных из пластилина.

Практика. Декорирование стеклянных и пластиковых бутылок по желанию.

Тема 4. Коллективная художественная деятельность - 4 часа

Проект «Разноцветный луг» - 4 часа

Теория. Коллективный проект «Разноцветный луг». Обсуждение замысла и композиции. Распределение ролей.

Практика. Работа в группе над проектом «Разноцветный луг» по собственному замыслу.

5. Итоговое занятие – 1 час

Практика. Подведение итогов реализации программы. Итоговый контроль универсальных учебных действий. Оформление и подготовка работ к выставке. Обсуждение и оценка творческой деятельности учащихся.

Планируемые результаты обучения

По итогам реализации дополнительной краткосрочной программы стартового уровня «Летние мотивы» ожидаются следующие результаты:

Личностные:

развитие навыков коммуникативного общения учащихся со сверстниками и педагогами;

развитие мотивации познавательных интересов;

развитие самооценки собственной творческой деятельности.

Предметные

Учащиеся должны знать:

названия и назначение инструментов;

названия и назначение материалов, их элементарные свойства;

правила организации рабочего места;

правила безопасности труда и личной гигиены

Учащиеся должны уметь:

правильно организовать рабочее место;

пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

выполнять работы самостоятельно согласно технологии;

сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;

использовать в своей работе различные способы изготовления аппликации;

составлять эскизы для работы.

Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия:

умение организации рабочего места;

умение соблюдения правил техники безопасности;

умение анализировать и оценивать созданные работы;

умение работать по плану, сверять свои действия с целью, самостоятельно вносить коррективы и исправлять ошибки.

Познавательные универсальные учебные действия:

умение выявлять признаки природных явлений, растений, животных

развитие речевых навыков при обсуждении композиционных замыслов изделий;

повышение интереса к музыке как способу выражения настроения и чувств;

развитие навыков работы с бумажными, электронными и Интернет-ресурсами.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;

умение вырабатывать навыки адекватной самооценки.

Методическое обеспечение программы

Название

раздела

Формы

занятий

Приемы

и методы

Дидактический материал,

техническое

оснащение

Формы

подведения итогов

1.

Введение

Беседа, игра

Словесные,

наглядные,

практические

Материалы и инструменты для выполнения аппликации из бумаги, инструкция по технике безопасности

Вводный

контроль (игра)

2.

Летний луг

Беседа,

демонстрация, практическая работа

Словесные,

наглядные,

практические

Бумага, ножницы, клей ПВА, краски, карандаши.

Текущий

контроль

(практическая и творческая

работа)

3.

Береги природу

Беседа,

демонстрация, практическая работа

Словесные,

наглядные,

практические

Бутылки, салфетки, цветная бумага, пластилин.

Текущий

контроль

(практическая и творческая

работа)

4.

Коллективная

художественная

деятельность

Беседа,

творческая мастерская

Словесные,

наглядные,

практические

Бумага, ножницы, клей ПВА, краски, пластилин, карандаши.

Текущий

контроль

(творческая

работа)

5.

Экспозиция

творческих

работ

Самостоятельная работа

Словесные,

наглядные,

практические

Готовые изделия

Итоговый

контроль

(выставка работ)

Блок №2. Комплекс организационно-педагогических условий

реализации программы

Календарный учебный график

Занятия по дополнительной краткосрочной общеразвивающей программе стартового уровня «Летние мотивы» рассчитаны на период школьных каникул, что обеспечивает творческое развитие и досуговую занятость учащихся во внеурочное время.

Период

Даты начала

и окончания

занятий

по программе

Число

учебных

недель

по программе

Число

учебных

дней по

программе

Количество

учебных

часов по

программе

Июнь 2022 года

3

18

18

ИТОГО

3 недели

18 дней

18 часов

Условия реализации подпрограммы

Материально-технические условия

Материально-технические условия:

Учебные помещения: кабинет соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима (18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %), противопожарным требованиям, оснащенный мебелью, соответствующей возрастным особенностям детей 8– 12 лет.

Оборудование:

-столы для теоретических и практических занятий – 10 шт.;

- шкафы – 3 шт.;

-инструменты и приспособления, бумага разных видов (газеты, писчая, для рисования, для аппликации, оригами, гофрированная, ватман, картон), кисти, водоэмульсионные краски, пластилин, гуашь, пластиковые и стеклянные бутылки, линейки, карандаши, шаблоны, клей ПВА.

Технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор.

Методическое обеспечение

Диагностические материалы:

- диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»;

- тест для промежуточной аттестации;

- анкета для детей №1;

- анкета «Общение»;

- анкета для детей № 2.

Методические материалы:

методические рекомендации для педагогов «Работа с использованной бумагой»;

шкала поведенческих характеристик одаренных школьников;

методические рекомендации для педагогов по организации самостоятельной работы учащихся;

методические разработки занятий;

экскурсии в природу;

Формы аттестации

Для оценки результативности учебных занятий, проводимых по дополнительной краткосрочной общеразвивающей программе «Летние мотивы» применяется следующие формы контроля универсальных учебных действий:

входной контроль (начальная диагностика) – осуществляется на первом занятии по программе. Задачами входного контроля являются выявление первоначального уровня личностного развития учащихся, форма контроля -тестирование, игра;

текущий контроль - осуществляется на каждом занятии и по окончании темы, проводится в форме опроса, выполнения практических работ и творческих заданий;

итоговый контроль (выходная диагностика) – проводится на последнем занятии по программе. Задачами контроля являются выявление динамики развития личностного роста учащихся по итогам освоения дополнительной общеразвивающей программы, форма контроля – тестирование, выставка работ.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе являются:

журнал посещаемости творческого объединения «Летние мотивы»;

изделия для экспозиций учебных работ;

творческие работы, созданные учащимися за время освоения программы;

отзывы родителей о качестве реализации программы.

Оценочные материалы

При оценивании учебных достижений учащихся по дополнительной краткосрочной общеразвивающей программе «Летние мотивы»; применяются следующие оценочные материалы:

критерии оценки овладения детьми декоративно-прикладной деятельностью и развития их творчества;

тестовые задания для начальной и итоговой диагностики уровня освоения учебного материала программы;

задания для проверки практических универсальных действий учащихся.

Методические материалы

Краткосрочная программа стартового уровня «Летние фантазии» составлена с учетом психологических и физиологических особенностей учащихся младшего школьного возраста.

Технологии, методы и приемы обучения

В образовательном процессе используются различные технологии:

здоровьесберегающие технологии,

игровые технологии,

технология опосредованного восприятия,

компетентностно-ориентированные технологии;

личностно-ориентированные технологии.

Методы и приемы обучения и воспитания учитывают интересы, индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого учащегося.

Словесные: рассказ, беседа, объяснение, пояснение, обсуждение, разъяснения, указание, педагогическая оценка.

Наглядные: использование графических материалов, схем, мультимедийных презентаций, готовых образцов;

Практические: упражнение, показ, анализ, игровой метод.

Принципы организации образовательного процесса:

создание предметно-развивающей среды в соответствии с поставленными задачами воспитания и обучения;

систематичность и последовательность, связь теории с практикой;

доступность и посильность;

смена видов деятельности в процессе одного занятия;

повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;

игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;

использование физических упражнений, которые могут поднять общую активность ребенка;

опора на сенсорные анализаторы;

опора на положительную мотивацию и положительный конечный результат той или иной деятельности учащегося.

В ходе реализации программы предусмотрены следующие формы организации занятий: занятие-путешествие; практическое занятие; комбинированное занятие; занятие-игра; экскурсия (виртуальная экскурсия); выставка.

Структура занятий

Структура теоретического занятия:

1. Организационная часть (мотивация, актуализация знаний).

2. Изложение нового материала: рассказ об эстетических и технологических особенностях того или иного промысла, (лекция учителя или сообщения учащихся).

3. Закрепление материала: беседа по вопросам.

4. Усвоение материала: работа в группах и индивидуально.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Структура практического занятия:

1. Организационная часть: подготовка рабочих мест и оборудования.

2. Мотивационный этап: сообщение темы и цели, вводный инструктаж, указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля, объяснение педагога и показ технологических приемов.

3. Самостоятельная практическая работа учащихся: эскизная работа, работа в материале (бумага), работа в группах и индивидуально.

4. Итоговая часть: подведение итогов практической работы, анализ ошибок, рекомендации, уборка рабочих мест.

Список литературы

Для педагога

1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
3. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.:
Рольф Аким, 1999.
4. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС,
2001.
5. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо
и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
6. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия
развития, 2002

7. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество» - М.; 2015 г.

Для учащихся и родителей

1. А. И. Быстрицкая. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс, 2013.

2. Л. П. Васильева – Гангус .Уроки занимательного труда.М. 1979.

3. Джейн Дженкинс. Поделки и сувениры из бумажных ленточек. Мой мир. 2008.

4. Журнал. Мое любимое хобби. Мастерим с детьми. 2013.

#1061;елен Уолтер. Узоры из бумажных лент. Ниола – Пресс. 2006.

6. Д.Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги. Мир книги. 2008.

Глоссарий

АППЛИКАЦИЯ (от лат. аpplicatio – прикладывание) – способ создания орнамента, художественного узора или рисунка путем наклеивания (нашивки) на что-нибудь кусочков разноцветной материи, бумаги или другого материала, которому придают форму в соответствии с рисунком; отображение, узор, сделанный таким способом. Используется для украшения.

БАРХАТНАЯ БУМАГА - декоративная бумага, изготовленная путем нанесения электростатическим способом на бумажную основу ворса из волокон различной длины, для изготовления бумажных изделий

ДЕКОР (от лат. decorate – украшать) – система художественного оформления жилых помещений и парадных залов, украшение предметов быта.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО – мастерство изготовления предметов быта, которые имеют художественные качества и предназначены не только для удовлетворения практических потребностей, но и для украшения жилья, архитектурных сооружений и т.д.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ – материал, предназначенный для показа чего-либо.

ИНСТРУКЦИЯ (от лат. instrutio – наставление) - указание о порядке выполнения какой-нибудь работы; описание использования машин, прибора и т.д.

КАРТОН – толстая твердая бумага особого производства и различного применения.

МОЗАИКА -1. Узор или рисунок из разноцветных кусочков бумаги, стекла, дерева, мрамора, плотно подогнанных один к одному. 2. Дидактическая детская игра, созданная из геометрических фигур разного цвета, из которых выкладываются узоры.

ОБЪЕМНАЯ АППЛИКАЦИЯ – вид аппликации; предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема (элементы наклеиваются частью плоскости; элементы наклеиваются частью плоскости в два-три плана (внахлёст)). В качестве элементов выступают объемные детали, изготовленные методом складывания, скручивания, сминания и т.п.

ПЛОСКОСТНАЯ (ПЛОСКАЯ) АППЛИКАЦИЯ – вид аппликации; предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона. Это традиционный, базовый вид аппликации, если не считать такой его разновидности, когда изображение создается методом вырезания отверстий в фоне, а под фон подклеивается подкладка одного или разных цветов.

.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарный учебный график

дополнительной краткосрочной общеразвивающей программы

«Летние фантазии» (стартовый уровень)

Дата

проведе-ния

Тема занятия

Кол-во часов

Форма

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

#1042;ведение – 1 час

1.

Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика

1

Беседа, игра, анкетирование

Учебный кабинет

Тестирование, игра

2. Летний день – 8 часов

2.

Птичьи посиделки.

1

Комбинированное занятие, экскурсия

Парк, учебный кабинет

Опрос

3.

Изготовление объемных птиц из бумаги

1

Практическое занятие

Учебный кабинет

Практическая работа

4.

Что такое аппликация.

1

Комбинированное занятие

Учебный кабинет

Выполнение упражнения

5.

Панно «Волшебный мир насекомых».

1

Практическое занятие

Учебный кабинет

Практическая работа

6.

Декоративное панно в интерьере.

1

Практическое занятие

Учебный кабинет

Выполнение упражнения

7.

Панно «Цветы – символы России».

1

Комбинированное занятие

Учебный кабинет

Игра

8.

Деревья в разных видах искусства.

1

Практическое занятие

Учебный кабинет

Выполнение упражнения

9.

Рисунок «такие разные деревья»

1

Практическое занятие

Учебный кабинет

Творческое задание

3. Береги природу– 4 часа

10.

Вторая жизнь газет и бумаг.

1

Комбинированное занятие

Учебный кабинет

Опрос

11.

Изготовление корзины из использованной бумаги.

1

Практическое занятие

Учебный кабинет

Практическая работа

12.

Способы декорирования бутылок.

1

Комбинированное занятие

Учебный кабинет

Выполнение упражнения

13.

Декорирование бутылок.

1

Практическое занятие

Учебный кабинет

Творческое задание

4. Коллективная художественная деятельность – 4 часа

14.

Коллективный творческий проект «Разноцветный луг»

1

Экскурсия

пленэр

Опрос

15.

Проект «Разноцветный луг»

1

Практическое занятие

Учебны й кабинет

Творческое задание

16.

Проект «Разноцветный луг»

1

Практическое занятие

Учебный кабинет

Творческое задание

17.

Проект «Разноцветный луг»

1

Комбинированное занятие

Учебный кабинет

Творческое задание

5. Итоговое занятие – 1 час

18.

Итоговое занятие. Выходная диагностика

1

Комбинированное занятие

Учебный кабинет

Тестирование,

выставка работ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Тесты для промежуточной аттестации обучающихся
Фамилия, имя ________________________________________
Педагог дополнительного образования
Дата проведения______________________________________
1. Бумагу и картон производят из
А) нефти;
Б) древесины;
В) угля.
2. К природным материалам относятся
А) пластмасса;
Б) древесина;
В) пластилин.
3. Для перевода рисунка с бумаги на бумагу используют
А) кальку;

Б) копировальную бумагу;
В) фольгу.
4. Симметричные детали, фигуры должны быть
А) одинаковыми, при наложении друг на дружку, полностью совпадать;
Б) одинаковыми по форме, но разными по размеру;
5. При смешивании синей и жёлтой краски получим
А) красную;
Б) зелёную
В) черную.
6. Искусство изготовления плоских и объёмных композиций из
скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги называется
А) оригами;
Б) квиллинг;
В) аппликация.
7. Ножницы товарищу подаем
А) ручками вперед;
Б) лезвием вперед.
8. Оригами
А) – вырезание фигурок животных из дерева;
Б) – древнее искусство складывания фигурок из бумаги;
В) – лепка фигур из глины.
9. Какие инструменты мы используем при работе с бумагой?
А) пила, ножницы, линейка;
Б) ножницы, шило, отвертка;
В) линейка, ножницы, шило.
10. Номер телефона пожарной части
А) 01;
Б) 02;
В) 03
11. При неисправности инструмента
А) вы поставите в известность педагога и возьмёте другой;
Б) продолжите им работать;
В) возьмёте другой.
Педагог дополнительного образования____________________


Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»
I. Знание основных понятий и базовых форм,
умение делать базовые формы из прямоугольного листа бумаги:
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы
изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и
схемами, умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные
пояснения.
-Высокий уровень – делает самостоятельно,
-Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
-Низкий уровень – не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера умение вырезать
геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
-Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с
намеченными линиями;
-Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько
миллиметров) по одну сторону образца;
-Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в
одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с объемными изделиями,;
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;
творческий подход к выполнению работы:

-Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной
индивидуальностью;
-Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему
уровню группы;

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОГРАММЫ

Работа с использованной бумагой.

История возникновения плетения из газетных трубочек.

Техника плетения берет свое начало из древних времен, когда наши предки использовали прутья, лозу и прочее для изготовления тар, предназначенных для хранения разных вещей. Существуют даже легенды о колесницах, плетеных из ротанга. Можно предположить, что техника плетения возникла в разное время в долинах рек, где можно найти длинные гибкие ветки, тростник, бамбук, иву, камыш, тик, абака (волокна текстильного банана, манильская пенька), ивовый куст мимбра, сезаль (волокно из листьев мексиканской агавы), а также где есть гибкие и достаточно длинные корни растений.

В Европе мода на плетеные предметы обихода появилась благодаря морским путешествиям и в частности, благодаря Англии – после колонизации Индии. В России было широко популярно плетение из ивовой лозы, предположительно, изначально изготавливались для ловли рыбы, а затем стали делать корзины и уже потом, в 19 веке пришла мода на плетеную мебель. В начале 20 века плетеные предметы можно было встретить практически в любом интерьере, как Европе, в Америке, так и в России. Плетение из газетных трубочек использует все приемы плетения из лозы или соломы, поэтому корни технологии идут оттуда. Идея использовать вместо лозы бумагу принадлежит восточным мастерам, преимущественно из Кореи и Японии. Эти народы славятся виртуозным владением любых бумажных техник. Несмотря на веками сложившиеся виды плетения, каждый мастер вкладывает в изделие что-то свое, неповторимое, что становится его «визитной карточкой».
Популярность плетения из бумажных или газетных трубочек, скорее всего, наступила тогда, когда производство бумаги и газет перестало быть роскошью, газеты и тонкая бумага стали более доступными, чем та же лоза.

Выбор варианта изделия

Виды формы:

#1050;орзина прямоугольной формы.

2. Шкатулка цилиндрической формы с крышкой.

#1050;орзина трапециевидной формы с крышкой.

#1050;орзина в форме яблока.

Таблица № 1. Выбор варианта плетения

1. Узор «Волна» - еще одна разновидность узора, в основе которого ситцевое переплетение трубочек.

2. Плетение шкатулки с элементами техники «декупаж».

3. Оплетение края корзинок двойной косичкой.

4. Плетение по спирали.

5. Плетение из газетных трубочек с элементами квиллинга или декора из бус.

6. Плетение из газетных трубочек веревочкой двумя рабочими трубочками.

Материалы и оборудование

l Старые газеты

l Клей в стике(клеевый карандаш)

l Шпажки для шашлыков или вязальная спица

l Ножницы

l Акриловая краска

l Защитные перчатки

l Колер (несколько цветов)

l Клей ПВА строительный Рис. 9

l Корабельный лак

l Медная проволка

l Лист бумаги А4

l Гуашь зеленая

Технология плетения из бумаги не оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду. При изготовлении изделия будут использованы экологически чистые, доступные, не дорогие и легкие в обработке материалы. Все выбранные материалы соответствуют этим требованиям:

- акриловая интерьерная краска – на водной основе, хорошо впитывающая и без резкого специфического запаха, прочно ложится, а в мокром состоянии легко оттирается;

- цветной колер - на водной основе с хорошей насыщенностью цвета;

- лак корабельный – быстросохнущий;

- клей ПВА - не оставляет следов;

- кисти для покраски - мягкие;

- газеты - послушный и податливый материал для творчества, имеется в каждом доме и не несет никаких материальных затрат;

- длинная вязальная спица или шпажка материалы.

Дополнительные материалы и приспособления

При выполнении проекта своего изделия мне также понадобились дополнительные материалы и приспособления, такие как:

- цветочное кашпо;

- прищепки;

- верёвка.

Анкета для детей №1.

Дорогой друг, ты записался в кружок.

Мы хотим, чтобы тебе было здесь хорошо. И для начала просим тебя заполнить анкету. Для этого нужно внимательно прочесть предложения, а потом закончить их. Так, где предложено несколько вариантов ответов нужно подчеркнуть только те, которые в большей степени соответствует твоим интересам, но не больше 4 пунктов. Отвечать нужно искренне.

1. Я хочу заниматься в кружке, чтобы:

  • А) научиться чему-нибудь полезному;
  • Б) найти себе друзей;
  • В) развить свои способности;
  • Г) заниматься любимым делом;
  • Д) узнать, на что я способен;
  • Е) весело провести время.

2. Дома в свободное время мне больше всего нравится заниматься ____________________________________________________________

3. Для меня в кружке важнее всего ________________________________

4. Когда я думаю о предстоящих занятиях в кружке я испытываю чувство:

  • А) радости
  • Б) скуки
  • В) тревоги
  • Г) нетерпения (скорей бы занятия закончились)
  • Д) что еще? (напиши) ______________________________________________

5. Мне бы хотелось, чтобы в кружке всегда было _____________________________

________________________________________________________________________

6. Больше всего я боюсь, что ______________________________________________ ________________________________________________________________________

7. Я мечтаю о том, чтобы _________________________________________________ ________________________________________________________________________

8. Кем ты хочешь работать когда вырастешь? ________________________________

________________________________________________________________________

9. Чем ты руководствовался при выборе кружка?

А) советом родителей;

Б) советом друзей;

В) советом учителей;

Г) собственными интересами;

Д) это был случайный выбор.

#1045;сли бы ты был руководителем кружка, то __________________________________

__________________________________________________________________________

Анкета «Общение».

Отметьте те ответы, которые отражают твоё общение.

1. Есть ли у тебя трудности в общении?

  • а) со сверстниками,
  • б) с учителями,
  • в) с родителями,
  • г) с другими членами семья,
  • д) с друзьями во дворе,
  • е) с руководителем кружка

2. Если есть, то в чем они заключаются?

  • а) мало или нет друзей,
  • б) обижают, дразнят,
  • в) воруют вещи,
  • г) бьют,
  • д) не понимают моего внутреннего мира,
  • е) нет общих интересов,
  • ж) заставляют что-либо делать,
  • з) держат в страхе,
  • и) мне неинтересно с ними,
  • к) требуют только хороших оценок,
  • л) не видят моих хороших качеств,
  • м) ? _________________________

3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?

  • а) к товарищу по классу,
  • б) к товарищу вне класса,
  • в) к маме,
  • г) к отцу,
  • д) к другому родственнику,
  • е) к учителю,
  • ж) к руководителю кружка.

Анкета для детей №2

Дорогой друг!

Учебный год занятий в кружке заканчивается. И нам не безразлично, как ты его провел. Твое мнение поможет в дальнейшем занятия в кружке сделать более интересными, плодотворными для тебя и твоих друзей. Заполни, пожалуйста, данную анкету.

Для этого внимательно прочти предложения, а потом закончи их. Там, где предложено несколько вариантов ответов, нужно подчеркнуть только те, которые в большей степени соответствуют тебе. Надеемся на твои искренние ответы

1. Название кружка _________________________________________

2. Сколько времени ты в нем занимаешься?

  • А) первый год
  • Б) второй год
  • В) третий год

3. Чем ты руководствовался при выборе кружка?

  • А) советом родителей
  • Б) советом друзей
  • В) собственными интересами
  • Г) это был случайный выбор

4. В кружке ты занимался, чтобы

  • А) весело провести время
  • Б) найти себе друзей
  • В) развивать свои способности
  • Г) заниматься любимым делом
  • Д) научиться чему-нибудь полезному
  • Е) узнать, на что ты способен

5. Будешь ли ты на следующий год посещать этот кружок?________

____________________________________________________________

6. Какое мероприятие в кружке понравилось больше всего________

____________________________________________________________

7. Если бы ты был руководителем кружка, то____________________

____________________________________________________________

8. Твоя отметка кружку (по десятибальной системе)______________ ____________________________________________________________

Спасибо!

Тест (методика незаконченного предложения)

  1. Я думаю, что хороший кружковец – это тот, кто… _______

____________________________________________________________

2. Я думаю, что плохой кружковец – это тот, кто…

____________________________________________________________

3. Больше всего я люблю, когда руководитель кружка…

____________________________________________________________

4. Больше всего я не люблю, когда руководитель кружка …

____________________________________________________________

5. Больше всего мне нравится кружок за то, что…

____________________________________________________________

6. Я не люблю кружок за то, что…

____________________________________________________________

7. Мне радостно, когда в кружке …

____________________________________________________________

8. Я боюсь, когда в кружке …

____________________________________________________________

9. Я хотел бы, чтобы в кружке …

____________________________________________________________

#1071; не хотел бы, чтобы в кружке …

____________________________________________________________

#1045;сли я не внимателен на занятии кружка, я …

____________________________________________________________

#1050;огда я не понимаю что-нибудь на занятии кружка, я …

____________________________________________________________

#1071; всегда могу проверить, правильно ли я …

____________________________________________________________

#1071; никогда не могу определить, правильно ли я …

____________________________________________________________

#1045;сли мне что-нибудь нужно запомнить, я…

____________________________________________________________

#1052;не всегда интересно, когда на занятии кружка …

____________________________________________________________

#1052;не всегда неинтересно, когда на занятии кружка …

____________________________________________________________

#1071; лучше понимаю, когда на занятии кружка …

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

В данном приложении приведены методические рекомендации для учителей, желающих работать по этой программе.

Прежде всего, на подготовительном этапе надо выявить способных и одарённых детей, а так же определить сферу одарённости.

ШКАЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ (ДЖ. РЕНЗУЛЛИ И СОАВТОРЫ, В АДАПТАЦИИ Л.В. ПОПОВОЙ).

Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.

Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:

1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;

2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;

3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;

4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти все время.

Шкала I. Познавательные характеристика ученика.

1. Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью, сложностью.

2. Обладает большим запасом информации по разнообразным темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста)

3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений или действий людей.

Шкала II. Мотивационные характеристики.

1. Полностью уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво стремиться к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию).

2. Легко впадает в скуку от обычных заданий.

3. Стремиться к совершенству; отличается самокритичностью.

4. Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от педагога.

5. Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.

Шкала III. Лидерские характеристики.

1. Проявляет ответственность; делает то, что обещает и обычно делает хорошо.

2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою работу классу.

3. Любит находится с людьми, общителен и предпочитает не оставаться в одиночестве.

4. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует.

Шкала IV. Творческие характеристики.

1. Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно задает обо всем вопросы.

2. Выдвигает большое количество идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы.

3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях, настойчив.

4. Любит рисковать, имеет склонность к приключениям.

5. Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает («Интересно, что будет, если…»), занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем.

6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным.

7. Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к иррациональному в себе; эмоционально чувствителен.

8. Чувствителен к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны жизни.

9. Не подвержен влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями; не боится быть отличным от других.

10. Дает конструктивную критику; не склонен принимать авторитеты без критического изучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Учись творить»

Программа дополнительного образования на 3 года, календарно-тематическое планирование...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Сказочный мир оригами»

Программа предполагает работу с детьми, совместной работы детей с руководителем, а так же самостоятельной творческой деятельности. Данная программа даёт возможность расширить содерхание образования де...

Дополнительна общеразвивающая программа художественной направленности студия пластического интонирования «Пластилин»

Дополнительна общеразвивающая программа художественной направленности   студия  пластического интонирования «Пластилин»...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «В гостях у Самоделкина"

Данная программа может быть использована на занятиях внеурочной деятельности...

Дополнительная общеразвивающая программа Художественной направленности «Весёлые краски»

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая ...