Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «В гостях у Самоделкина"
рабочая программа по технологии

Кочергина Ирина Павловна

Данная программа может быть использована на занятиях внеурочной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа60.2 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ города МЦЕНСК ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Мценска «Лицей №5»

 

Принято на заседании

педагогического совета

от «___»_______2019 г.

Протокол  №_______                                            

Утверждаю:

 Директор             Титова О.Н.

 Приказ от                 №

Дополнительная общеобразовательная программа

художественной направленности

«В гостях у Самоделкина.»

Возраст обучающихся: 9-10 лет

Срок реализации : 1 год

Составитель: учитель технологии и ИЗО

Кочергина Ирина Павловна

Мценск, 2020

 Оглавление

Раздел 2. Пояснительная записка…………………………………………………………….3-5

Раздел 3. Календарно-учебный график………………………………………………………6

Раздел 4. Содержание программы……………………………………………………………7-10

Раздел 5. Планируемые результаты программы…………………………………………….11-12

Раздел 6. Условия реализации программы…………………………………………………..12

Раздел 7.Формы аттестации…………………………………………………………………...12

Раздел 8.Оценочные материалы………………………………………………………………13

Раздел 9. Методические материалы…………………………………………………………. 14-15

Раздел 10.Список литературы………………………………………………………………   16-17

Раздел 11. Календарно-тематическое планирование……………………………………...   18-21

Приложение .

Победители, призёры, участники муниципальных, региональных, всероссийских

творческих  конкурсов……………………………………………………………………...….22-25

Грамоты победителей, призёров……………………………………………………………    26-27

Фотоматериалы……………………………………………………………………………...…28-30

Анкетирование. Анкета «Общение»

                            Анкета «Моё мнение о кружке»……………………………………………31-35

Тест «Определение творческого потенциала обучающихся»………………………………36

Мониторинг результативности по реализации программы…………………………………40

2. Пояснительная записка

        

«Истоки творческих способностей

и дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
                                         Сухомлинский В.

Что же понимается под творческими способностями?

Творить. Творение. Творчество. Творец…

             Это созвучие однокоренных слов несет в себе оттенок величия, некого божественного начала, легко вызывая в памяти ассоциации: «великое творение», «сотвори себя сам», «человек - великое творение природы и сам творец собственной судьбы».

              Творение подразумевает созидательную деятельность, несущую в себе новизну, то, чего раньше не было и чем люди будут восхищаться веками, постигая смысл, разгадывая тайны и часто не находя ответа. Помните: загадочная улыбка Моны Лизы, оглушительная музыка Бетховена, как будто стремящаяся своей силой разорвать мир глухоты, спасительные лекарства от смерти, чудеса техники, космические достижения –  результаты  истинного творчества.

              Творчество  требует от человека недюжинных способностей, неустанного труда. Это страх потерь, радость побед и вновь падение в бездну. Это - смех, слезы, понимающий взгляд.  .

         Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты творческой деятельности были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все!

 Развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии».

Работа в кружке «В гостях у Самоделкина» — прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

         Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работу в кружке   планируется так, чтобы она не дублировала программный материал по технологии, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном,  природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой. Работу кружка   организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами дается     более простая работа с этими материалами,    а другим обучающимся, имеющим уже начальные навыки,  даётся более сложная работа.

Предлагаемая программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Составлена программа на основе методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, при разработке которых были использованы следующие документы:

  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
  • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года №1726-р)
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2019 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Минобрнауки России, Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
  • Постановление главного государственного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года №41 « Об утверждении Сан ПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

        Таким образом, цель данной программы   – создать условия для творческой реализации личности ребенка, через развитие познавательного интереса, фантазии, художественного вкуса при знакомстве и овладении навыками различных видов декоративно-прикладного искусства

 

Основные задачи программы

  • Ознакомление с особенностями работы в области ДПИ  и народного искусства
  • Овладение учащимися определенными практическими навыками

  • Развитие у детей пространственных представлений, дизайнерских, творческих способностей, художественного вкуса, эстетического чувства и понимания прекрасного
  • Воспитание трудолюбия, интереса, любви к искусству.
  • В процессе решения этих задач предполагается создание культурно-полноценных изделий, полезных в жизни ребенка (быт, досуг, праздники) и изготавливаемых из материалов, доступных обработке ручными инструментами и приспособлениями.

Требования к уровню подготовки учащихся.

  • В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего «Я». При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
  • В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области декоративно-прикладного искусства, истории, народных обрядов и традиций северо-западных народов.
  • Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

  • научатся различным приемам работы с тканью, мехом, бисером, нитками мулине, освоят технику — изготовления искусственных цветов из ткани, бисероплетения и вышивки бисером, вышивания, вязания крючком, изготовления мягкой игрушки.
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  •  будут создавать композиции с изделиями;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

  • получат знания о месте и роли декоративно — прикладного искусства в жизни человека;
  • узнают о народных промыслах северо-западного региона.

3. Календарный учебный график.

  • Срок: 1 год - 1 сентября 2019-26 мая 2020 г., 34 учебные недели, 68 часов в год, 2 учебных часа в неделю по  45 мин
  • Форма подведения итогов – Итоговая выставка работ обучающихся в лицее (май 2020г.),  участие в муниципальных, региональных творческих конкурсах ( на протяжении всего учебного года)

4. Содержание программы.

Учебный план.

№п/п

Название раздела

Тема

Количество часов

Формы

аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

 

1

В мире апплика-ции

  • Аппликация. История развития, разновидности. Аппликация из песка.
  • Аппликация из крупы
  • Аппликация из яичной скорлупы
  • Аппликация из бумаги
  • Аппликация из полос бумаги «встык».
  • Аппликация из разноцветных ниток.
  • Аппликация из нитяных пучков

16

7

9

Проект, коллаж по разделу «Аппликация».  

2

Чудо-вышивка

  • Вышивание- искусство украшения ткани.
  • Вышивание носовых платочков
  • Изонить.

10

2

8

Выставка

3

В ожидании

Нового года

  • Сувениры и подарки к Новому году, новогодние игрушки

8

1

7

Лицейский, муниципаль-ный конкурс «Новогодняя игрушка», украшение новогодней ёлки лицея

4

Чудеса из ткани своими руками

  • Мягкая игрушка
  • Панно из ткани и пуговиц

12

2

10

Выставка,

участие в конкурсах

5

Твори, выдумывай, пробуй (работа с разными материалами)

  • Нитяные коконы
  • Подарок к 8 Марта
  • Сказку сделаем из теста
  • Сказка «Оригами»
  • Силуэт
  • Чеканка

20

5

15

Выставка , защита проекта,

поздравление для мамы, участие в муниципаль-ных творческих конкурсах

Итого

68 ч

В учебно-воспитательный процесс работы кружка следует включать экскурсии на выставки декоративно – прикладного искусства, экскурсии в краеведческий музей,   что  позволит накопить и расширить эстетический  опыт воспитанников, развить у них умение отличать настоящее искусство от «лживого», приходить к правильному нравственному суждению

     

         Обозначенные разделы направлены на овладение учащимися приемами ручного труда, развитие творческих способностей, пространственных представлений, мышления, самостоятельности.

        Каждый раздел представляет собой относительно независимую, завершенную часть технологической подготовки учащихся. Распределение теоретического материала осуществляется на основе отбора необходимой информации для осознанного выполнения учащимися заданий. Преемственность в учебном материале при этом обеспечивается минимальным количеством новых знаний при последовательном усвоении выделенных тем.

      Предложенный минимум содержания, образуя единый комплекс с предметами общеобразовательного цикла, расширяет, закрепляет, систематизирует и интегрирует знания и умения, которые учащиеся получают на других уроках путем применения их на практике. Содержание тем программы включает знания и умения, необходимые для осознанного выполнения проектных заданий.

       

 Содержание разделов программы

Раздел 1. Вводное занятие.

Теория: Чем мы будем заниматься в кружке? Сообщить детям знания, умения, которые они получат в кружке,  какие поделки и из чего они будут делать, что приготовить дома для занятий, что принести на следующее занятие.      Техника безопасности на кружке.

Практика: Комплектование группы. Готовимся ко 2 занятию. Перевод рисунков, эскизовов для аппликации на лист бумаги.

Раздел 2.  В мире аппликации. 

         Теория: Аппликация. История развития, разновидности аппликации.   История возникновения аппликации . Заготовка песка к работе. Работа с  акварелью по песку. Многообразие крупяных изделий в аппликации. Правила работы с крупой, способы ее приклеивания. Яйцо и поделки из него. Нарядные оригинальные изделия из маленьких скорлупок. Окраска скорлупы. Способы приклеивания скорлупы на поверхность изделия. Техника безопасности с клеем.   Как появилась бумага? Свойства бумаги. Разновидность изделий из бумаги. Бумага в жизни человека. Обработка бумаги. Техника безопасности при работе с бумагой. Способы обработки бумаги, правила приклеивания бумаги встык на прочную основу. Техника безопасности с ножницами и клеем.  Ниточка – волшебница и секреты ее превращения. Вторая жизнь ниток. Красивые и полезные изделия без иголки, спицы, крючка. Необходимые материалы для работы .Знакомство  с историей ниток. Объемная аппликация из ниток, способы и правила работы с ними.

Практика: Выполнение аппликации из песка на бумаге. Завершение работы в цвете с помощью акварельных красок. Выполнение аппликации из крупы на картоне. Создание эскиза для работы. Создание плоской аппликации на картоне  

Аппликация из бумаги способом обрывания. Создание  композиции из горизонтально расположенных ниток по эскизу. Аппликация из ниток и нитяных пучков, украшение фона.

Раздел 3. Чудо- вышивка.

Теория: Вышивка - что это такое? История вышивки нашего края. Простейшие швы и узоры. ТБ с иголками, ножницами.    Знакомство с искусством вышивальщиц. Игра «найди шов». Разновидности вышивки. Изучение схем для вышивки узоров. Способы и основные правила вышивки на картоне. Использование изонити в жизни. Способы закрепления нити.

Практика: Шов «через край», «Петельный», «Шов козлик», «Тамбурный». Перевод эскиза на носовой платок. Обработка краев.Вышивка букв фамилии, имени, отчества тамбурным швом. Деление окружности с помощью циркуля на картоне для изонити. Составление эскиза для вышивки. Выполнение работы по схеме .Завершение работы. Оформление работы

4 . В ожидании Нового года.

Теория: Традиции празднования Нового года в других странах (Китай, Вьетнам, Израиль, Япония). Разновидности новогодних игрушек и материалов для изготовления игрушек. Символы Нового года.

Практика: Выполнение поздравительной открытки к Новому году. Изготовление новогодних игрушек, гирлянд.  

 

5 . Чудеса из ткани своими руками

Теория: Познакомить детей с видами мягкой игрушки (плоская, объемная, с каркасом), видами ткани. Способы изготовления выкроек. Значение ткани в нашей жизни, работы из ткани. Способы соединения деталей из ткани с применением других материалов (пуговиц). Вторая жизнь ненужных вещей.  Игра « на что похоже если…?»

Практика: Изготовление чертежей для выкроек. Выкройка деталей по шаблону. Соединение деталей. Набивка игрушки ватой , составление эскиза

выкройка деталей по эскизу. Соединение деталей панно на картоне с помощью клея. Соединение швом «вперед иголка». Пришивание пуговиц.  

 

6. Твори выдумывай, пробуй( Работа с разными материала)

Теория: Разновидность подарков своими руками. Разновидность пластичных материалов для лепки. Использование керамического теста в жизни. Понятия: «рельеф», «барельеф», «контррельеф». Заготовка теста. Основные правила лепки

японское искусство складывания бумаги «оригами». Свойства бумаги для оригами. Базовая форма – квадрат. Основные обозначения в оригами. Силуэт. Искусство теневого театра. История силуэта. Принцип вырезания деталей в технике силуэт. Удивительное превращение металла в картинку. Инструменты для чеканки.

Практика: создание из ниток на основе воздушного шара кокона. Превращение кокона в изделие. Украшение изделия аппликацией. Изготовление выкройки прихватки. Соединение деталей швами «через край». Украшение изделия вышивкой. Изготовление из керамического теста рельефной композиции на выбор учащихся.Роспись рельефа, приклеивание его на основу. Изготовление сказочных персонажей в технике оригами.   Создание сказки «Репка» (коллективная работа). Перевод эскиза на жесть. Чеканка.

 

5. Планируемые результаты программы.

 

Участник воспитательно-

образовательного процесса

 

Прогнозируемый результат

Обучающийся

  • знать виды декоративно-прикладного творчества;
  • название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;  
  • название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;  
  • правила организации рабочего места;  
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
  • уметь: правильно организовать свое рабочее место;
  • пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;    
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;  
  • выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации;  
  • сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность;  
  • пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениям;
  • развитие творческих способностей, детской самостоятельности;
  • воспитание толерантности в общении со сверстниками;
  • осуществление экускурсий, походов помогут детям в обретении новых знаний о родном крае, о видах ДПИ нашего края

Педагог

  • накопление педагогического опыта работы
  • приобретение навыков в работе по формированию образа жизни детей;
  • создание банка методических разработок;
  • взаимодействие и сотрудничество с коллегами;
  • выйти на уровень сотворчества детей и педагогов;
  • уточнение критериев эффективности работы программы;
  • распространение опыта работы;
  • определение перспектив дальнейшего развития программы.

6. Условия реализации программы.

Для достижения положительных результатов выполнения программы необходимо учитывать следующие аспекты:

Материально-техническое обеспечение и информационное обеспечение:

  • Программа кружковой работы, календарно — тематический план.      
  • Учебные пособия по технологии  изготовления изделий.
  • Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
  • Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по   
  • охране труда,  образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги,  компьютерные презентации.
  • Материалы и инструменты.
  • Компьютер для показа презентаций, проекционный экран

7. Формы аттестации.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Составление фотоальбома лучших работ.
  • Проведение выставок работ учащихся: – в классе,  в лицее
  • Участие в лицейской  выставке детских творческих работ, муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах.
  • Защита проектов

 

8. Оценочные материалы.

В начале учебного года проводится диагностика воспитанников  в  целях изучения уровня подготовки, объема знаний  и умений, уровня творческого потенциала, для организации  процесса обучения, индивидуальной работы с воспитанниками,  коррекции.  

В конце учебного года проводится диагностика с  целью изучения уровня овладения полученными знаниями, умениями и навыками, уровня развития творческого потенциала воспитанников.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

Для  диагностики воспитанников педагогом используется:

  • анкетирование;
  • тест «Определение творческого потенциала учащихся»;

См. Приложение 1

9. Методические материалы.

Для выполнения  основных задач программы предусмотрены следующие формы обучения:  групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

Методика проведения занятий.

Формы работы:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций;
  • Выставки работ по декоративно-прикладному искусству;
  • Просмотр видеофильмов;
  • Использование силуэтного моделирования;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Самостоятельное создание декоративных изделий.

Методы и приемы

1.Наглядные методы:

  • - рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций, наглядных пособий;
  • - показ способов действия с инструментами и материалами.

2. Словесные методы:

  • - беседа;
  • - использование художественного слова;
  • - объяснение способов действия с инструментами и материалами;
  • - указания, пояснения;

3. Практические методы:

  • - обучение способам изготовления декоративных элементов;
  • - самостоятельное выполнение декоративных изделий;
  • - использование различных инструментов и материалов для реализации замысла;
  • - индивидуальный подход.

4. Метод «подмастерья»

5. Мотивационные методы:

  • - убеждение,
  • - поощрение;
  • - создание ситуации успеха.

6. Игровые методы:

  •  игровые ситуации.

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

  • Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
  • В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
  • Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающимися в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

10. Список литературы.

  1. Астахов А.И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.
  2. Бака И.И. Теоретические основы подготовки школьников к творческому труду в сфере материального производства: учебное пособие. М.,1985.
  3. Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители, Материалы к курсу «Педагогическая психология». Самара, 2003.
  4. Волков  И.П. Учим творчеству. М., 1989.
  5. Волков  И.П.  Приобщение школьников к творчеству. М., 1982.
  6. Волкова Е.В. Эстетический анализ художественного произведения. М.: знание, 1974.
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя,- 3-е изд.-М., Просвещение, 1991.
  8. Выготский Л.С. Психология искусства. М., Искусство, 1986.
  9. Громов Е.С. Художественное творчество (опыт исторических характеристик некоторых проблем). М., 1970.  
  10.  Ерденкова Н.В. Свой дом украшаю я сама. Санкт- Петеербург. Лейла Диамат, 1995.
  11.  Комский Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург, 1993.
  12. Лилов А. Природа художественного творчества. М., 1984.
  13. Лукин П.В. Эстетическое воспитание школьников: методика исследования, Методическое пособие/ В авторской редакции.- Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та,  2001.
  14. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., педагогика, 1976.
  15. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. Изд-во «Родяньская школа», 1985.
  16. Хаенко С.И., Иващенко О.А.  Эстетическое воспитание в школе средствами изобразительного искусства. Рига, 1974.
  17. Шептуля А. Обереги своими руками. ООО «Издательство Эксмо»,2007.

Литература, рекомендуемая детям

  1. Журнал «Ксюша» для любителей рукоделия. Издательство «Белорусский Дом печати».
  2. Журнал «Лена » рукоделие. ИД «Кон - Лига Пресс».
  3. Журнал «Вышиваю крестиком». Издатель ООО «Гейм Лэнд».
  4. Журнал «Формула рукоделия». Издатель ООО «Формула рукоделия».
  5. Журнал «Ручная работа». Издатель ООО «Медиа Сервис».
  6. Журнал «Рукоделие: модно и просто». Издатель ЗАО «Издательство Газетный мир».                                                                                      
  7.  Максимова, М.В., Кузьмина, М.А. Послушные узелки.- М.,1997.
  8. Гусакова М. А. Аппликация.- М.:Просвещение,1978
  9. Герук Л. Н., Бондарь Е. Ю. 100 поделок из яиц.- Я. «Академия развития», 1987
  10. Горичева В. С. Куклы.- Я. Академия развития, 1999

  1. Гомозова В.С. Калейдоскоп чудесных ремесел.- Я. Академия развития, 1998.
  2. Нагибина М. И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры.- Я Академия развития, 2000
  3. Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками.- Я. Академия развития, 1997.
  4. Нагибина М. И. чудеса для детей из ненужных вещей. - Я. Академия развития, 1997.

18. Соколова С. Сказка оригами. – М. Эксмо, 2002.

11. Календарно- тематическое планирование 2019-2020 года обучения

Дата

Тема

Кол-во часов

Форма организации занятия

Форма подведения итогов

Примечания

04.09

1.Вводное занятие.

1

Беседа, рассказ учителя, показ поделок, выставка работ.

Раздел 1. Аппликация. История развития, разновидности.  

06.09

11.09

2.Аппликация из песка.

2

Беседа учителя с детьми, показ образцов, этапное выполнение задания.

Выставка работ

13.09

18.09

3.Аппликация из крупы

2

Беседа, показ слайдов поэтапного выполнения, метод «подмастерья»

Выставка работ

20.09

25.09

4.Аппликация из яичной скорлупы

2

Беседа о природном материале – яйце, таблица поэтапного выполнения изделия, готовые работы, самостоятельное создание декоративных изделий

Презента-ция готовых изделий

27.09

02.10

5.Аппликация из бумаги.

2

Беседа, рассказ, демонстрация образцов, обсуждение плана работы.

Создание видеоролика на основе готовых работ

04.10

09.10

6.Аппликация из полос бумаги «встык».

2

Беседа, показ образца, работа по таблицам

Создание видеоролика на основе готовых работ

11.10

16.10

7.Аппликация из разноцветных ниток.

2

Беседа, видеофильм, рассматривание поэтапного выполнения задания, показ готовой работы и иллюстрации из книг.

Создание фотоальбома готовых изделий

18.10

23.10

8.Аппликация из нитяных пучков

2

Таблица «Последовательность выполнения изделия», рассказ о нитках, самостоятельное создание декоративных изделий

Создание фотоальбома готовых изделий, участие в муниципа-

льном конкурсе творческих работ

25.10

30.10

9. Проектная работа    по    разделу «Аппликация». 2 часа

Защита проекта

Раздел 2. Чудо- вышивка

01.11

10.Вышивание- искусство украшения ткани.

1

Демонстрация вышитых изделий, таблица «Швы», беседа, просмотр видеоролика

Выставка работ

13.1115.11

20.11.

22.11

 

11. Вышивание носовых платочков

4

Беседа, Таблица «виды швов»,игра, кроссворд

Создание фотоальбома готовых изделий, участие в конкурсе лицея

27.1129.11

04.12

06.12

11.12

12.Изонить.

5

Беседа, работа по группам, работа по схемам

Выставка работ

Раздел 3. В ожидании Нового года

13.12

18.12

20.12

25.12

27.12

10.01

15.01

17.01

13.Сувениры и подарки к Новому году

8

Работа группами по технологическим картам

Участие в лицейском муници-пальном, всероссийском конкурсе "Новогод-няя игрушка», украшение ёлки лицея

Раздел 4. Чудеса из ткани своими руками

22.01

24.01

29.01

31.01

05.02

07.0212.02

14.0219.02

21.02

14.Мягкая игрушка

10

Вводная беседа –презентация о разновидностях ткани, обсуждение конструкции игрушки, использование силуэтного моделирования

Выставка

26.02

28.02

15.Панно из ткани и пуговиц

2

Беседа учителя с учащимися о значении ткани в жизни, видеоролик, презентация

Украше-ние класса готовыми поделками

Раздел 5. Твори выдумывай, пробуй ( Работа с разными материала)

04.03

06.03

16. Подарок к 8 Марта

2

Беседа, игра

Создание фотоальбома готовых изделий

11.03

13.03

18.03

20.03

17. Нитяные коконы

4

Беседа, показ работы, карта «Последовательность выполнения изделия»

Участие в муници-пальном творчес-ком конкурсе

01.04

03.04

08.04

10.04

18.Сказку сделаем из теста

4

Беседа, демонстрация изделий, самостоятельное создание изделий

Выставка

15.04

17.0422.04

24.04

19.Сказка «Оригами»

4

Беседа, таблицы, коллективная работа, чтение сказок, просмотр видео

Представ-ление сказки из бумаги. Мини-театр

29.04

06.05

08.05

20.Силуэт

3

Экскурсия (заочно) в театр теней, просмотр иллюстраций, картин художников

Создание фотоальбома готовых изделий

13.05

15.05

20.05

22.05

21.Чеканка

4

Беседа, показ иллюстраций и работ с чеканкой, карта последовательности выполнения работы

Выставка . Создание фотоальбома готовых изделий.

Участие в конкурсах.

27.05

22.Итоговое занятие- выставка лучших работ

1

Беседа, игра, кроссворд, выставка.

Выставка

 

 

Приложение 1

АНКЕТИРОВАНИЕ

Дорогой друг, ты записался в кружок.

Мы хотим, чтобы тебе было здесь хорошо. И для начала просим тебя заполнить анкету. Для этого нужно внимательно прочесть предложения, а потом закончить их. Так, где предложено несколько вариантов ответов нужно подчеркнуть только те, которые в большей степени соответствует твоим интересам, но не больше 4 пунктов. Отвечать нужно искренне.

1. Я хочу заниматься в кружке, чтобы: 

  • А) научиться чему-нибудь полезному;
  • Б) найти себе друзей;
  • В) развить свои способности;
  • Г) заниматься любимым делом;
  • Д) узнать, на что я способен;
  • Е) весело провести время.

2. Дома в свободное время мне больше всего нравится заниматься ____________________________________________________________

3. Для меня в кружке важнее всего ________________________________

4. Когда я думаю о предстоящих занятиях в кружке я испытываю чувство:

  • А) радости
  • Б) скуки
  • В) тревоги
  • Г) нетерпения (скорей бы занятия закончились)
  • Д) что еще? (напиши) ______________________________________________

5. Мне бы хотелось, чтобы в кружке всегда было _____________________________

________________________________________________________________________

6. Больше всего я боюсь, что ______________________________________________ ________________________________________________________________________

7. Я мечтаю о том, чтобы _________________________________________________ ________________________________________________________________________

8. Кем ты хочешь работать когда вырастешь? ________________________________

________________________________________________________________________

9. Чем ты руководствовался при выборе кружка?

А) советом родителей;

Б) советом друзей;

В) советом учителей;

Г) собственными интересами;

Д) это был случайный выбор.

10.Если бы ты был руководителем кружка, то __________________________________

__________________________________________________________________________

АНКЕТА «ОБЩЕНИЕ»

Отметьте  те ответы, которые отражают твоё общение.

1. Есть ли у тебя трудности в общении?

  • а) со сверстниками,
  • б) с учителями,
  • в) с родителями,
  • г) с другими членами семья,
  • д) с друзьями во дворе,
  • е) с руководителем кружка

2. Если есть, то в чем они заключаются?

  • а) мало или нет друзей,
  • б) обижают, дразнят,
  • в) воруют вещи,
  • г) бьют,
  • д) не понимают моего внутреннего мира,
  • е) нет общих интересов,
  • ж) заставляют что-либо делать,
  • з) держат в страхе,
  • и) мне неинтересно с ними,
  • к) требуют только хороших оценок,
  • л) не видят моих хороших качеств,
  • м) ? _________________________

3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?

  • а) к товарищу по классу,
  • б) к товарищу вне класса,
  • в) к маме,
  • г) к отцу,
  • д) к другому родственнику,
  • е) к учителю,
  • ж) к руководителю кружка,

АНКЕТА «МОЁ МНЕНИЕ О КРУЖКЕ»

Дорогой друг!

Учебный год занятий в кружке заканчивается. И нам не безразлично, как ты его провел. Твое мнение поможет в дальнейшем занятия в кружке сделать более интересными, плодотворными для тебя и твоих друзей. Заполни, пожалуйста, данную анкету.

Для этого внимательно прочти предложения, а потом закончи их. Там, где предложено несколько вариантов ответов, нужно подчеркнуть только те, которые в большей степени соответствуют тебе. Надеемся на твои искренние ответы

1. Название кружка _________________________________________

2. Сколько времени ты в нем занимаешься?

  • А) первый год
  • Б) второй год
  • В) третий год

3. Чем ты руководствовался при выборе кружка?

  • А) советом родителей
  • Б) советом друзей
  • В) собственными интересами
  • Г) это был случайный выбор

4. В кружке ты занимался, чтобы

  • А) весело провести время
  • Б) найти себе друзей
  • В) развивать свои способности
  • Г) заниматься любимым делом
  • Д) научиться чему-нибудь полезному
  • Е) узнать, на что ты способен

5. Будешь ли ты на следующий год посещать этот кружок?________

____________________________________________________________

6. Какое мероприятие в кружке понравилось больше всего________

____________________________________________________________

7. Если бы ты был руководителем кружка, то____________________

____________________________________________________________

8. Твоя отметка кружку (по десятибальной системе)______________ ____________________________________________________________

Спасибо!

Тест (методика незаконченного предложения)

  1. Я думаю, что хороший кружковец – это тот, кто… _______

____________________________________________________________

2. Я думаю, что плохой кружковец – это тот, кто…

____________________________________________________________

3. Больше всего я люблю, когда руководитель кружка…

____________________________________________________________

4. Больше всего я не люблю, когда руководитель кружка …

____________________________________________________________

5. Больше всего мне нравится кружок за то, что…

____________________________________________________________

6. Я не люблю кружок за то, что…

____________________________________________________________

7. Мне радостно, когда в кружке …

____________________________________________________________

8. Я боюсь, когда в кружке …

____________________________________________________________

9. Я хотел бы, чтобы в кружке …

____________________________________________________________

10.Я не хотел бы, чтобы в кружке …

____________________________________________________________

11.Если я не внимателен на занятии кружка, я …

____________________________________________________________

12.Когда я не понимаю что-нибудь на занятии кружка, я …

____________________________________________________________

13.Я всегда могу проверить, правильно ли я …

____________________________________________________________

14.Я никогда не могу определить, правильно ли я …

____________________________________________________________

15.Если мне что-нибудь нужно запомнить, я…

____________________________________________________________

16.Мне всегда интересно, когда на занятии кружка …

____________________________________________________________

17.Мне всегда неинтересно, когда на занятии кружка …

____________________________________________________________

18.Я лучше понимаю, когда на занятии кружка …

____________________________________________________________

Приложение 2

ТЕСТ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ»

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен? 
   1. да; 
   2. нет; 
   3. да, но только кое в чем. 
2. Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира? 
   1. да, в большинстве случаев; 
   2. нет; 
   3. да, в некоторых случаях. 
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выберете? 
   1. да; 
   2. откуда у меня могут быть такие идеи? 
   3. может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой успех возможен. 
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить? 
   1. да, наверняка; 
   2. очень маловероятно; 
   3. может быть. 
5. Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли в том, что дело получится? 
   1. конечно; 
   2. часто охватывают сомнения, смогу ли сделать; 
   3. чаще уверен, чем неуверен. 
6. Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для вас делом, таким делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, его абсолютно не знаете? 
   1. да, всякое неизвестное меня привлекает; 
   2. нет; 
   3. все зависит от самого дела и обстоятельств. 
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства? 
   1. да; 
   2. что получится, то и хорошо; 
   3. если это не очень трудно, то да. 
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все? 
   1. да; 
   2. нет, надо учиться самому основному; 
   3. нет, я только удовлетворю свое любопытство. 
9. Когда вы терпите неудачу, то: 
   1. какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу; 
   2. сразу махнете рукой на эту затею, как только поймете ее нереальность; 
   3. продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий. 
10. Профессию надо выбирать, исходя из: 
   1. своих возможностей и перспектив для себя; 
   2. стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней; 
   3. престижа и преимуществ, которые она обеспечит. 
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли? 
   1. да; 
   2. нет; 
   3. если место понравилось и запомнилось, то да. 
12. Можете ли вы вспомнить сразу же после беседы все, что на ней говорилось? 
   1. да; 
   2. нет; 
   3. вспомню все, что мне интересно. 
13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли вы повторить его по слогам без ошибок, даже не зная его значения? 
   1. да; 
   2. нет; 
   3. повторю, но не совсем правильно. 
14. В свободное время вы предпочитаете: 
   1. оставаться наедине, поразмыслить; 
   2. находиться в компании; 
   3. мне безразлично, буду ли я один или в компании. 
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Вы решаете прекратить его только когда: 
   1. дело закончено и кажется вам отлично выполненным; 
   2. вы более-менее довольны сделанным; 
   3. дело кажется сделанным, хотя его еще можно делать лучше. Но зачем? 
16. Когда вы один, вы: 
   1. любите мечтать о каких-то вещах, может быть, и абстрактных; 
   2. любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие; 
   3. иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами. 
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней: 
   1. независимо от того, где и с кем вы находитесь; 
   2. только наедине; 
   3. только там, где есть тишина. 
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, вы: 
   1. можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся вам убедительными; 
   2. останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выдвигались; 
   3. измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным. 

Обработка результатов теста 

Баллы начисляются по следующей схеме: 

Ответ «а» – 3 балла, «б» – 1, «в» – 2 балла. 

Интерпретация результатов теста 

• 
48 и более баллов – в вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества. 
• 
18 – 47 баллов – у вас есть качества, которые позволяют вам творить, но есть и барьеры вашего творчества. Самый опасный – страх, особенно у людей, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение – основу творчества. Страх может быть и социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность. 

ИСТОЧНИК

1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Цветная экология для учащихся 7-10 лет (срок реализации – 2 года.)

Программа "Цветная экология" способствует  широкому и углублённому изучению окружающего ребёнка мира природы, общества, человека. занятия построены на более подробном изучении родного к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ФГОС) физкультурно-спортивной направленности по черлидингу «Топ - Хлоп»

Черлидинг как физкультурно-спортивное массовое движение применяется в целях всестороннего, гармоничного физического развития, укрепления здоровья, совершенствования двигательных функций, осанки занима...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Программа дополнительного общеобразовательного общеразвивающего направления в начальной школе "Успех каждого ребенка"

Программа имеет общекультурное направление и создана на основе авторской программы "Празднично-событийного цикла жизни школы" УМК "Планета знаний" Э.С.Аскопова и Е.Ю.Иванова....

Дополнительная общеобразовательная программа общеинтеллектуального направления (технической направленности) «Куборо»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общеинтеллектуального направления (технической направленности) «Куборо» разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественно-научной направленности направленности «ЛЕГО-мастер»

Актуальность программы заключается в том, что одной из задач реализации ФГОС НОО является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, ...