Конспект урока технологии. 3 класс. Тема: Работа с соленым тестом. Лепка хлеба.
план-конспект урока по технологии (3 класс)
Конспект урока технологии. 3 класс. Тема: Работа с соленым тестом. Лепка хлеба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока технологии. 3 класс. Тема: Работа с соленым тестом. Лепка хлеба. | 42.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема: Работа с соленым тестом. Лепка хлеба.
Тип урока: ОНЗ
Цели:
Содержательная: актуализация и расширение первоначальных представлений о истории развития и видах изделий из хлеба
Деятельностная: формирование умения работать с пластическими материалами, используя приемы скатывания, раскатывания, сплющивания, прищипывания.
Задачи:
Дидактические:
1. Расширить представления о видах пластических материалов (соленое тесто)
2. Совершенствовать умение работать по алгоритму, предложенному учителем, вносить необходимые коррективы;
3. Самостоятельно изготовить изделие из пластических материалов используя приемы лепки как средство выразительности
4. Формировать умение изменять образ создаваемого объекта в соответствии с собственным замыслом;
Развивающие:
1. С помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта ситуации;
2. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов;
3. Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
4. Выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
5. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
6. Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.
7. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
8. Ответственно выполнять свою часть работы;
Воспитательные:
1. Понимать и принимать культурно-исторические ценности традиций, отражённые в предметном мире; проявлять чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
2. Проявлять способности к эстетической оценке окружающей предметной среды.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Расширяет представления о видах пластических материалов (соленое тесто)
2. Совершенствует умение работать по алгоритму, предложенному учителем, вносить необходимые коррективы;
3. Самостоятельно изготавливает изделие из пластических материалов используя приемы лепки как средство выразительности
4. Формирует умение изменять образ создаваемого объекта в соответствии с собственным замыслом;
Личностные:
1.Понимает и принимает культурно-исторические ценности традиций, отражённые в предметном мире; проявляет чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
2. Проявляет способности к эстетической оценке окружающей предметной среды.
Метапредметные:
Познавательные:
1. С помощью педагогического работника формулирует цель, планирует изменения объекта ситуации;
2. Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов;
3. Согласно заданному алгоритму, находит в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
4. Выявляет недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
Регулятивные:
1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;
2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности.
Коммуникативные:
1. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
2. Ответственно выполняет свою часть работы.
Образовательные ресурсы:
Оборудование: р
План урока:
1.Этап мотивации – 3 мин
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности к уроку
1.3. Работа с пословицей
2. Этап актуализации и пробного учебного действия – 3 мин
Беседа про пластичные материалы
3. Этап выявления места и причины затруднения – 4 мин
3.1. Введение в тему урока
3.2. Отгадывание загадки
4. Этап построения проекта выхода из затруднения – 5 мин
4.1. Формулирование темы урока
4.2. Формулирование цели, задач урока
5. Этап реализация построенного проекта – 5 мин
5.1. История хлеба
5.2. Путь хлеба на стол
5.3. Профессии людей, которые помогают хлебу прийти на стол
5.4. Пословицы о хлебе
5.5. Демонстрация приемов работы
5.6. Пальчиковая гимнастика
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 20 мин
7. Этап рефлексии учебной деятельности – 5 мин
7.1. Составление композиции
7.2. Подведение итогов
7.3. Уборка рабочих мест
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие - Здравствуйте, ребята. - Меня зовут Надежда Егоровна, и сегодня урок технологии проведу у вас я. 1.2. Проверка готовности к уроку - Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку - У вас на столах должны лежать: стек, подкладной лист 1.3. Работа с пословицей - Ребята, на слайде представлено выражение «Дело мастера боится» - Что это? - Как вы понимаете эту пословицу? - Верно. Сегодня мы с вами будем много трудиться, поэтому слушайте меня внимательно, чтобы вы успели все сделать. Я желаю, чтобы этот урок для вас прошёл интересно, каждый для себя открыл что – то новое, а трудности, с которыми вы встретитесь, непременно были преодолены. | Приветствуют учителя, садятся Проверяют готовность к уроку Пословица Эта пословица о том, что человек, который берется за дело ответственно справиться с ним очень хорошо | Фронтальная Фронтальная | Л.1 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Беседа про пластичные материалы -Какие пластические материалы вы знаете? Пластилин, снег, тесто - Что такое пластилин? Определение …. Пластилин - специальный материал для лепки, состав которого – очищенная и размельченная до однородного состояния глина, воск, вазелин. Также в состав пластилина могут входить и различные высокомолекулярные синтетические вещества – полиэтилен, поливинилхлорид, а также каучуки, озокерит, церезин и животные жиры. -Снег, глина. Глина — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Глина – это природный материал, который встречается повсеместно, легко обрабатываемый, долго сохраняющий форму изготовленного изделия. Самый древний материал для лепки. -Тесто – густая масса, образующаяся в результате смешивания какого-л. сыпучего вещества с жидкостью Современные материалы: Кинетический песок – это новый популярный материал, который используется для творчества и развлечения детей всех возрастов. Кинетический песок – это материал, созданный впервые в Швеции в 2013 году. В составе кинетического песка 98% просеянного морского песка и 2% специального полимера, который связывает песчинки и не дает им рассыпаться. Легкий пластилин — это податливая самозатвердевающая масса для лепки, в последние годы получившая широкую популярность во всем мире. Иногда его также называют суперлегким или воздушным пластилином. В состав продукта входят пищевые красители, вода и полимеры. Холодный фарфор — это масса на полимерной основе, из которой лепят, фигурки, цветы, деревья, бонсаи, аксессуары, украшения. Он представляет собой пластичную массу, приятную на ощупь, которая высыхает на воздухе и сохраняет заданную мастером форму. |
| Фронтальная Фронтальная | К.2 Л.1 П.1 Л.1 П.1 Р.2 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей | 3.1. Введение в тему урока Сегодня на уроке я предлагаю вам отправится в творческую мастерскую. - Чтобы узнать, чем мы сегодня займемся, сначала надо отгадать загадку. 3.2. Отгадывание загадки Мягкий, пышный и душистый. Он и черный, он и белый. А бывает подгорелый (Хлеб) О чём пойдёт речь на нашем занятии. - Кто нас приглашает к себе в гости? (Хлеб) – О чем пойдет разговор? (о хлебе) | Фронтальная | ПР.2 Л.1 Л.2 П.1 К.1 К.2 Р.1 | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации | 4.1. Формулирование темы урока - Сформулируйте тему урока. - Тема нашего занятия? (Хлеб - всему голова) -Дорогие ребята! Как вы уже сказали, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. 16 октября отмечается день хлеба. Этот праздник был учрежден в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров. -А что для вас значит хлеб? -Хотелось бы вам еще больше узнать о хлебе? Если да, то поднимите руку. 4.2. Формулирование цели, задач урока -Какую цель поставим на занятии? (расширить знания о хлебе, его производстве, значении хлеба в жизни человека) | Хлеб – всему голова | Фронтальная | П.1 Р.1 Л.1 П.2 К.1 К.2 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще | 5.1. История хлеба Впервые слово « хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна, было, удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. 5.2. Путь хлеба на стол –А знаете ли вы, как появляется хлеб у нас на столе? Как это происходит? – Чтобы узнать, я вам предлагаю выполнить задание. - Итак, задание №1.«Восстанови путь хлеба на стол». расставить по порядку цифры, выстройте по очереди все действия. 1.ОБРАБОТКА ЗЕМЛИ, 2.ПОСЕВ ЗЕРНА, 3.СБОР УРОЖАЯ, 4.ПОМОЛ ЗЕРНА В МУКУ, 5.ЗАМЕС ТЕСТА, 6.ВЫПЕЧКА В парах на карточках. Проверка. -Объясните, почему именно в такой последовательности вы расставили? - Давайте послушаем, как же хлеб пришел на стол? Сначала землю готовят к посеву, вспахивают ее, потом засеивают зерном, потом косят и отвозят на мельницу, там зерно перемалывают в муку и отвозят на пекарню, где и пекут хлеб, который потом попадает в магазин.
-Вот ребята, какой длинный путь проделывает хлеб, прежде чем попадёт к нам на стол. 5.3. Профессии людей, которые помогают хлебу прийти на стол -Задумывался ли кто из вас, сколько людей вложили свой труд в теплый ароматный кусочек хлеба. Давайте вспомним профессии людей, которые трудятся над производством хлеба. Задание №2. Ребята, обратите внимание на слайд, скажите какие профессии людей, помогают хлебу прийти на стол (Тракторист, сеятель, комбайнёр, водитель, мельник, пекарь, продавец.) -Это только часть профессий, а еще много других людей, которые приложили руки, чтобы у нас с вами был хлеб. - Хлеб всегда был и остается самой большой ценностью. Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
-Ребята, а как надо обращаться с хлебом? Кто знает? (ответы детей) Как нужно обращаться с хлебом: -Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько сможете скушать, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Памятка 5.4. Пословицы о хлебе – Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Много пословиц сложил народ о хлебе. Ребята, а какие пословицы о хлебе вы знаете? (Хлеб – всему голова). Обратить внимание на нашу тему занятия!!! -Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. -Ребята, следующее задание №3. Собрать пословицу из слов и объяснить ее смысл. Хлеб батюшка ,а стоит много труда Не велик кусок пирога вода матушка
1.Пословица означает, что хлеб – это самое главное, что есть на столе. С давних времен он много значил для русских людей. Поэтому считается, что хлеб всему голова. 2.Смысл пословицы в том, что хлеб и вода одни из самых главных ценностей в жизни человека. Вода – ценнейший дар природы, а без хлеба никакая пища невкусна. 2. Потому что если у человека был хотя бы хлеб и вода — это уже была полная гарантия выживания в любых экстремальных условиях. Это два необходимых для жизни человека продукта, как отец и мать в своей сущности. 3.Не велик кусок пирога, а стоит много труда. Так говорят когда хотят показать, что приложено много труда для создания чего-либо. -Шло время и сейчас существует 750 видов хлебобулочных изделий. -Ребята, попробуем выполнить с вами следующее задание №4. Составим слова и узнаем виды хлебобулочных изделий. РОПИЖКО (пирожок) АВТУШРАК (ватрушка) БУЛИКБ (бублик) НДКРЕКЕЛЕ (кренделек) А какие еще хлебобулочные изделия вы знаете? (…….) (рогалик, баранка, плюшка). -Молодцы -Хлеб – это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе – богатство в доме. -А все ли знают, как называется праздничный хлеб? Правильно! (это каравай) -Караваем встречали и провожали дорогих гостей, а самые пышные и искусно украшенные караваи были главным угощением на свадьбах. - Ребята, сегодня мы с вами попробуем себя в роли пекарей. Нашим материалом для лепки будет соленое тесто. Соленое тесто - это материал для лепки, приготовленный из муки, соли и воды. Его можно использовать для изготовления украшений и скульптур, а также сушить в обычных и микроволновых печах. Он может быть покрыт лаком или полиуретаном; окрашен акриловой краской; и окрашен пищевым красителем, натуральным красителем или краской, смешанной с мукой или водой. Раздать кусочки теста. Правила техники безопасности. 1. Солѐное тесто - несъедобно! 2. В процессе работы используй подкладной лист 3.Для деления теста используй стек 4. После завершения работы вымой руки 5.5. Демонстрация приёмов работы: - Ну что ж, мы с вами размялись, теперь давайте приступим к созданию наших изделий. Посмотрите, видеоинструкцию на которой представлены варианты лепки хлеба. Подумайте какими приемами можно пользоваться, чтобы добиться желаемого результата.
-Подумайте какой хлеб вам хотелось бы «испечь»?
5.6. Пальчиковая гимнастика - Прежде чем начать работу предлагаю размять наши пальчики. «Хлеб». Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками, Летом цвел и колосился, поднятыми вверх. А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга. Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики здороваются» Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки. В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх. Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх. А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх. | Формулируют правила безопасности при работе с ножницами и клеем Повторяют пальчиковую гимнастику за учителем Под руководством учителя изготавливают поделку | Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Индивидуальная | ПР.3 Л.1 П.1 К.1 К.2 Р.2 |
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях | Целевые обходы учителя: - Контроль организации рабочего места. - Контроль технологической грамотности выполнения приемов работы (операции сгибания осуществляются на столе, сгибы тщательно проглаживаются). - Контроль, за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда. - Оказание инструктивной, дозированной помощи учащимся, испытывающим затруднения. - Внимательно посмотрите на работы, что можно добавить, как можно изменить? - Проверьте правильность выполнения работы друг у друга. | |||
7. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | 7.1. Составление композиции - А сейчас я предлагаю поместить наши изделия на блюдо, на котором они будут сохнуть под осенним солнышком. -проходим по рядам и спрашиваем, что слепили. 7.2. Подведение итогов - С чем мы работали сегодня на уроке? - Ребята, а какое применение мы можем найти выполненному изделию? - Кому понравилась работать с соленым тестом, поднимите, пожалуйста, руку. - Что общего у пластилина и соленого теста? Что их различает? Что вы расскажете дома? -Помните, хлеб - это не только продукт питания, это – освещенный веками символ труда, доброты, дружбы. 7.3. Уборка рабочих мест - Мне было приятно с вами работать. Спасибо за работу. Уберите свои рабочие места. Критерии оценки: - грамотное выполнение приемов лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание; - соотвествие работы общей тематики урока, - завершенность работы; - соблюдение правил техники безопасности и культуры труда. | Анализируют результат
| Фронтальная | ПР.1 Л.1 Л.2 П.1 П.4 К.1 К.2 Р.2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока технологии по теме "Народные промыслы. Городец.Работа с бумагой.Аппликационные работы"
Данный материал представляет собой конспект урока технологии по теме: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ГОРОДЕЦ. РАБОТА С БУМАГОЙ. АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ». Данный урок проводится по программе "Школа России" во...
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности. Кружок «Страна мастеров». Тема: «Работа с соленым тестом. Изготовление поделки «Цветик-семицветик». 2 «В» класс
Цель:расширить кругозор учащихся по лепке сувениров из солёного теста, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении сувениров из соленого теста...
Конспект урока технологии на тему: "Работа с бумагой. «Открытки на 8 марта". 3 класс.
Конспект урока технологии....
Конспект урока технологии на тему «Работа с таблицами». Изделие: «Таблица» (УМК «Перспектива», 4 класс)
Цели деятельности учителя:формирование умения изготавливать таблицу и работать с ней;развитие творческого мышления и аккуратности;воспитание интереса к материалу урока.Планируемые результатыПредметные...
Конспект урока технологии по теме: "Работа с бумагой. Изготовление объемной модели мельницы."
Цели деятельности учителя: формирование представлений о приемах конструирования объемного изделия на основе разверткиПланируемые результатыПредметные: сформировать умения самостоятельно составлять ком...
Конспект урока технологии по теме: «Работа с бумагой. Складывание. Изделие: «Птица счастья» »
В данном материале размещен конспект урока технологии по теме: «Работа с бумагой. Складывание. Изделие: «Птица счастья» »...
Конспект урока технологии на тему: «Работа с бумагой. Полуобъемная аппликация. Композиция «Подснежник»
Конспект урока технологии...