Конспект урока технологии по теме "Народные промыслы. Городец.Работа с бумагой.Аппликационные работы"
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему
Данный материал представляет собой конспект урока технологии по теме: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ГОРОДЕЦ. РАБОТА С БУМАГОЙ. АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ». Данный урок проводится по программе "Школа России" во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_tehnologii-narodnye_promysly.gorodets._2_klass.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чудиновская основная общеобразовательная школа Вязниковского района Владимирской области»
Тема:
« Народные промыслы. Городец.
Работа с бумагой. Аппликационные работы»
(Изделие: кухонная доска «Городецкая роспись»)
2 класс
Урок подготовила и провела
учитель начальных классов
Андрианова Нина Викторовна
Целевые установки: познакомить учащихся с особенностями городецкой росписи, её историей; расширить представления о народном творчестве; развивать умение анализировать предметы прикладного искусства и экономно расходовать материалы; закреплять умение работы с шаблонами; воспитывать эстетический вкус, чувство цвета, любви к народному творчеству, патриотизм; помочь учащимся усвоить основные термины и понятия (городецкая роспись, розан, купавка, подмалёвок, оживка).
Планируемые результаты:
• предметные: использовать навыки работы с бумагой, разметки деталей изделия по шаблону; составлять композицию на основе аппликации; выполнять орнамент по мотивам городецкой росписи; оформлять изделие при помощи красок;
• метапредметные:
— регулятивные: составлять план выполнения работы на основе анализа образца изделия; организовывать рабочее место для работы с бумагой;
— познавательные: выделять особенности городецкой росписи: тематику, композицию, элементы (фигуры людей, животных, цветы); соблюдать правила безопасного использования инструментов; проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя;
— коммуникативные: учиться договариваться, учитывая интересы партнёра и свои; вести диалог на заданную тему; использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач;
• личностные:
осмыслять значение народных промыслов для развития декоративно-прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций; формировать бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию страны и родного края; формировать потребность в творческой деятельности, развивать собственные интересы, склонности и способности; проявлять творчество при выполнении изделия.
Ресурсы и оборудование
У учителя: презентация (примеры изделий, украшенных городецкой росписью, план последовательности росписи, таблица «Правила работы ножницами»); образец готового изделия; гуашь, кисточки; маски по мотивам росписи для детей, читающих стихи)
У учащихся: цветная бумага, картон, простой карандаш, шаблоны, клей, тряпочка, ножницы, цветные карандаши или фломастеры; карточки с сердечками для рефлексии
Ход урока:
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдем,
В чудный город попадем.
II. Актуализация знаний и умений учащихся. (Путешествуем во времени).
- Сегодня мы с вами начинаем изучать народные промыслы. Ребята, какие народные промыслы вы знаете? (Золотая хохлома, Дымково)
— Как вы думаете, а существуют ли другие промыслы? (Высказывания детей.)
— Может быть, кто-то уже догадался, что мы узнаем на уроке? (про другие промыслы (росписи.))
- Сегодня мы познакомимся с новым видом народного промысла — с городецкой росписью. Значит, тема урока... («Городецкая роспись»)
- Знакомо ли вам такое понятие? Приходилось ли встречать предметы, расписанные таким образом? (Ответ детей)
-Давайте попробуем сформулировать цели урока.
Слайд 2 | выяснить (познакомиться с ...), что такое ... , учиться составлять ... |
- Сейчас я вас приглашаю отправиться ненадолго в сказку, которая называется «В гостях у городецких мастеров».
Слайд 3 | «В гостях у городецких мастеров» |
III. Работа по теме урока
1.Рассказ учителя (используется презентация)
Слайд 4 | - ... Давным-давно, в стародавние времена, на берегу Волги был основан славный город Городец. По преданию, основал его в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново. И относится он сейчас к Нижегородской области. Рядом с г. Городец раскинулось много маленьких деревенек (Курцево, Косково, Ахлебаиха), мастера которых очень славились по всей округе. Там издавна мастера занимались резьбой по дереву. |
Слайд 5 | Вот такие резные наличники они мастерили. |
- Леса давали дешевый материал - древесину, из которой делали все: детские игрушки, посуду, мебель и даже корабли. А чтобы изделия мастеров получались более красивыми, они решили научиться расписывать их красками.
Что же расписывали и изображали городецкие мастера?
Слайд 6 | Сначала Городецкие умельцы научились украшать своими рисунками прялки. Они изображали на них весёлые сценки из жизни и украшали их узорами из цветов. |
Слайд 7 | Позже стали расписывать мебель и предметы быта. |
Слайд 8 | Мастера из Городца сотворяют чудеса: доски и ложки, бочонки и плошки, Тарелки и скалки – Хозяйкам подарки. |
Слайд 9 | Каковы же особенности Городецкой росписи? |
Слайд 10 | Диковинные птицы тянут в небо свои крылья . |
Слайд 11 | А игривые лошадки нам кивают головою. |
Слайд 12 | А в узорах есть цветы небывалой красоты. Их в букеты собирают, яркой краской украшают, К ним листочки добавляют, Белой краской оживляют. |
Слайд 13 | Некоторые изделия расписаны сюжетными картинками. Мастера изображают прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников на коне, сцены чаепития в домах. |
-Подведём небольшой итог.
Звучит стихотворение в исполнении ученицы 2 кл.
1. Есть на Волге город древний,
по названью – Городец.
Славится на всю Россию
своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают,
будто в сказку нас зовя. (Н. Кутузова)
Слайд 14 | Тут и сказочке конец. А кто слушал-МОЛОДЕЦ! |
2. Беседа «Проверь себя!»
-Что вы узнали о происхождении городецкой росписи? Где она зародилась? (Городецкая роспись по дереву — знаменитый народный промысел Нижегородской области. Этот промысел получил своё развитие в деревнях близ города Городца.)
-Что украшали такой росписью, какие предметы? (Росписью украшали крестьянские прялки, лукошки и коробки для хранения пряжи, солонки, детские стульчики.)
-А какой материал использовали для создания этих предметов быта? (Дерево.)
- Что городецкие мастера изображали на своих работах? (Мастера городецкой росписи изображали прогулки людей, сцены чаепития, кареты, всадников, барынь, солдат, кавалеров, собачек, а также необычные цветы.)
- Какие основные краски используются в городецкой росписи?
— Откуда мы еще можем получить информацию о городецкой росписи? (из Интернета, из энциклопедии, у взрослых)
3.Учимся новому.
- Важной особенностью городецкой росписи было наличие своеобразных видов цветов — розана и купавки. Посмотрите на доску.
Слайд 15 | Элементы росписи городецких цветов. |
- В чём различия цветов? (У розана сердцевина в центре, а у купавки смещена.)
- Ещё одной особенностью такой росписи является то, что каждый элемент пишется в определённой последовательности:
1. Выполнение подмалёвка — накладываются основные цветовые пятна.
2. Подробная прорисовка элементов — пятна дополняются элементами: сердцевиной, лепестками цветов, листочками.
3. Оживка — цветы украшаются белым и чёрным цветом — капельками, полосками, точками. В итоге получаются замечательные, удивительные городецкие узоры.
Звучит стихотворение в исполнении ученика 2 кл.
2. Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
- Чтобы превратиться в таких умельцев, я вас приглашаю отправиться в нашу мастерскую, чтобы освоить Городецкую роспись и сделать вот такую разделочную доску (показать готовое изделие)
Слайд 16 | Верю, дело мы осилим, И освоим Городец, Чтобы красоту России Донести до всех сердец! |
IV. Физкультминутка
-Итак, отправляемся в мастерскую.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. (Присели.) Немного отдохнём.
В мастерскую мы пойдём.
V. Продолжение работы по теме урока. Делаем сами.
1. Анализ готовой работы
— Какова форма изделия? (Форма разделочной доски.)
— Что представляет собой орнамент, выполненный на доске? (растительный: купавки, листики и птица.)
— Как расположены элементы, другими словами — какова композиция? (Птица в центре, по краям растительный орнамент.)
— Назовите используемую технику выполнения изделия. (Аппликация.)
— Какие используются материалы? (Картон для основы доски, цветная бумага для элементов композиции.)
- Где возможно применение изделия? (для украшения кухни).
2. Показ выполнения работы. Планирование работы.
- Каким будет следующий этап работы (планирование).
- Давайте проверим, что у нас есть для того, чтобы выполнить данное изделие. ( в конвертах: шаблоны цветов, листика, деталь доски из белого картона; цветная бумага; клей)
Слайд 17 | ПЛАН. |
1. Организуй своё рабочее место.
2. По шаблонам вырежи из цветной бумаги цветы и листья. (Разметка и раскрой) ( Листья вырезаем из зелёной бумаги; цвет бумаги для купавок или розанов ребята могут выбрать самостоятельно)
-Что нужно помнить при разметке? (экономно используй бумагу; размечай на обратной стороне листа)
3. На детали доски раскрась изображение птицы (чёрным и синим цветом; шапочка - красная)
4. Склей элементы росписи.
5. Составь композицию. Только после того, как все детали будут разложены вами на основе — доске, составляя вместе целостную композицию, можете приклеить детали к основе, помня о правилах работы клеем. (Сборка).
5. Оформи изделие (отделка - белая).
-Какие инструменты нам понадобятся? (ножницы, карандаш)
-И прежде, чем приступить к работе, вспомним правила работы ножницами.
Слайд 18 | Правила работы ножницами |
- 1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
- 2. Перед работой проверь исправность инструментов.
- 3. Работай ножницами только на своём рабочем месте.
- 4. Следи за движением лезвий во время работы.
- 5. Ножницы клади кольцами к себе.
- 6. Подавай ножницы кольцами вперёд.
- 7. Не оставляй ножницы открытыми.
- 8. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
- 9. Используй ножницы по назначению.
VI. Самостоятельная ( творческая ) работа учащихся по группам
-Какие правила работы в группе вы должны соблюдать?
Слайд 19 |
VII. Рефлексия.
-Какое задание было интересным?
-Что было для вас трудным?
-Оцените свое изделие ( дети используют карточки с сердечками):
- над изделием надо еще потрудиться; - изделие сделано аккуратно;
VIII. Выставка работ учащихся
(Все выполненные работы детей оформляются на выставке. Дети могут выбрать понравившуюся работу, прокомментировать на свой выбор.)
IX. Подведение итогов урока
- Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?
- С какой росписью познакомились на уроке?
- Какие основные краски используются в городецкой росписи?
- Есть ли яркий фон на предметах с росписью?
- Как и где можно применить вашу поделку? (Для украшения кухни.)
(Уборка рабочего места.)
Слайд 20 | Спасибо за внимание! Творческих вам успехов |
Список литературы:
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник. 2 класс. М., Просвещение, 2012
Шипилова Н.В., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. М., Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения "Народные промыслы в литературе"
Конспект урока построен по технологии развития критического мышления. Работа ведется по учебнику Романовской...
«Современный урок: метапредметное содержание» Урок технология. Тема « Народные промыслы. Матрешка»
«Современный урок: метапредметное содержание» Урок технология. Тема « Народные промыслы. Матрешка»...
Презентация к уроку технологии по теме: "Народные промыслы.Городец.Работа с бумагой.Аппликационные работы".
Данный материал представляет собой презентацию к уроку технологии по теме: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ГОРОДЕЦ. РАБОТА С БУМАГОЙ. АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ». Данный урок проводится по программе "Школа Росси...
Конспект урока технологии "Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы" 2 класс Школа России
Предмет: ТехнологияКласс: 2Тема урока: Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работыЦели урока:- познакомить учащихся с правилами разметки ткани;- обучить приему разметки тк...
Конспект урока "Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликация" ("Перспектива", 2 класс)
Цели деятельности учителя:знакомство учащихся с особенностями городецкой росписи и её историей;закрепить умения работы с шаблонами;выполнить изделие кухонная доска на основе аппликации с элементами &l...
Конспект урока технологии "Народные промыслы. Матрёшка" (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представление о народных промыслах; формирование умения и навыков при работе с бумагой; выполнить изделие «Матрешка».Планируемые результа...
Конспект урока технологии в 3 классе на тему "День космонавтики. Выполнение работы в технике оригами"
Класс: 3Предмет: ТехнологияТема урока: "День космонавтики. Выполнение работы в технике оригами"Содержание наполнено занимательным материалом, что вызывает у детей интерес и мотивацию к...