Конспект урока технологии. 2 класс. Тема: Конструирование. Изготовление тематической открытки к Международному женскому дню.
план-конспект урока по технологии (2 класс)

Щемелинина Анастасия Сергеевна

Конспект урока технологии. 2 класс. Тема: Конструирование. Изготовление тематической открытки к Международному женскому дню.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Конструирование. Изготовление тематической открытки к Международному женскому дню.

Тип урока: ОНЗ

Цели:

Содержательная: Получение первоначальных представлений о истории возникновения и традициях празднования 8 марта, формирование представлений о выразительных возможностях интеграции конструктивных и аппликационных приёмов при изготовлении поздравительной открытки к Международному женскому дню.

Деятельностная: Формирование умения изготавливать поздравительную открытку на основе интеграции конструктивных и аппликационных приёмов.

Задачи:

Дидактические:

  1. Углубить знания о истории и традициях праздника 8 марта;
  2. Познакомиться с вариантами использования аппликационных и конструктивных приёмов при создании поздравительной открытки;
  3. Закрепить умение изготавливать сложные формы по шаблону, продумывать композиционное решение;
  4. Самостоятельно изготовить открытку используя конструктивные и аппликационные приёмы продуктивной деятельности;
  5. Учиться подбирать средства декорирования создаваемого образа в соответствии с собственным замыслом;

Развивающие:

1. С помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта ситуации;

2. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов;

3. Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

4. Выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

5. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

6. Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

7. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

8. Ответственно выполнять свою часть работы;

Воспитательные:

1. Понимать и принимать культурно-исторические ценности традиций, отражённые в предметном мире; проявлять чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;

2. Проявлять способности к эстетической оценке окружающей предметной среды.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Углубит знания о истории и традициях праздника 8 марта;
  2. Познакомится с вариантами использования аппликационных и конструктивных приёмов при создании поздравительной открытки;
  3. Закрепит умение изготавливать сложные формы по шаблону, продумывать композиционное решение;
  4. Самостоятельно изготовит открытку используя конструктивные и аппликационные приёмы продуктивной деятельности;
  5. Подбирает средства декорирования создаваемого образа в соответствии с собственным замыслом;

Личностные:

1. Понимает и принимает культурно-исторические ценности традиций, отражённые в предметном мире; проявляет чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;

2. Проявляет способности к эстетической оценке окружающей предметной среды.

Метапредметные:

Познавательные:

1. С помощью педагогического работника формулирует цель, планирует изменения объекта ситуации;

2. Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов;

3. Согласно заданному алгоритму, находит в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

4. Выявляет недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

Регулятивные:

1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;

2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности.

Коммуникативные:

1. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

2. Ответственно выполняет свою часть работы.

Образовательные ресурсы: 

Оборудование: раздаточный материал, презентация.

План урока:

1.Этап мотивации – 3 мин

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Формула успеха

2. Этап актуализации и пробного учебного действия – 3 мин

2.1. Выявление уровня остаточных знаний о празднике

2.2. Демонстрация и обсуждение видеоролика (историческая справка)

3. Этап выявления места и причины затруднения – 4 мин

3.1. Знакомство с традициями праздника

3.2. Формулирование проблемы урока

4. Этап построения проекта выхода из затруднения – 5 мин

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели урока

4.3. Планирование деятельности

5. Этап реализация построенного проекта – 5 мин

5.1. Анализ образца

5.2. Правила техники безопасности и культуры труда

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 20 мин

6.1. Демонстрация приёмов работы

6.2. Целевые обходы учителя

7. Этап рефлексии учебной деятельности – 5 мин

7.1. Подведение итогов

7.2. Уборка рабочих мест

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, сегодня урок технологии проведу у вас я.

1.2. Проверка готовности

- Проверьте готовность к уроку. У вас на столах должны лежать: цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, пенал и раздаточный материал.

- Присаживайтесь на свои места, если у вас всё готово.

1.3. Формула успеха

- Ребята, на доске изображена формула успеха. Я предлагаю вам выбрать из всех качеств, представленных на доске, только те, которые помогут нам достичь успеха на сегодняшнем уроке. (внимательность, лень, аккуратность, активность, отвлекаемость)

- Почему вы выбрали именно эти качества?

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Выбирают качества: внимательность, аккуратность, активность.

Фронтальная

Фронтальная

Л.1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

2.1. Выявление уровня остаточных знаний о празднике 

- Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник приближается? (8 марта)

- Верно, это 8 марта. Этот праздник отмечают не только в нашей стране, но и в других. Как вы думаете, как по-другому его называют? (Международный женский день)

- Кого мы будем поздравлять в этот день?

- А что вы знаете о международном женском дне?

- Как вы думаете давно ли он появился?

2.2. Демонстрация видеоролика и обсуждение видеоролика (историческая справка)

- Ребята, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик, чтобы узнать благодаря кому появился этот замечательный весенний праздник.

- Будьте внимательны. После просмотра я задам вам вопросы.

- Итак, ребята, благодаря кому появился праздник?

- Что проходило в этот день?

- А кто-нибудь запомнил в каком году ООН признали праздник Международным?

Отвечают на вопросы учителя

Просматривают видеоролик.

Обсуждают просмотренное

Фронтальная

Фронтальная

ПР.1

К.2

Л.1

П.1

Л.1

П.1

Р.2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Знакомство с традициями праздника

- В 1975 году Международный женский день был признан ООН. Символом праздника сделали фиолетовую ленту.

Точно неизвестно, когда на смену шествиям и демонстрациям пришла нынешняя традиция дарить женщинам конфеты и цветы 8 Марта. Но историки предполагают, что это произошло после того, как праздник объявили выходным днем.

- Ребята, а вы знаете, как ваши бабушки праздновали 8 марта?

- В 70-х годах ХХ века, примерно 50 лет назад, сложились традиции празднования 8 марта в нашей стране. В этот день женщины доставали свои самые лучшие наряды, брызгались дефицитными французскими духами и обязательно ходили в парикмахерскую. Они были готовы отстоять в очереди по 4-6 часов, чтобы навести красоту. И удовольствие это было не из самых дешевых.

- Как вы думаете, а что же дарили в тот период времени женщинам?

- Мужчины стали дарить женщинам не только цветы и косметику, но умудрялись вручать утюги, сковородки и продуктовые наборы. Об этом постоянно шутили жители страны.

- Впрочем, существовали вполне отличные наборы, которые с удовольствием принимали женщины. Это была коробка конфет «Птичье молоко», банка растворимого кофе, баночка икры.

- В радость был и другой дефицит: колготки, косметика, парфюм и аксессуары, вроде импортного платка или шали.

- А как вы думаете, что обязательно прикладывалось к каждому подарку?

- Обязательно к подарку прикладывалась открытка с пожеланиями. В основном близкие желали любви, счастья, здоровья. Именно поэтому 8 марта принято считать праздником красоты, нежности и женственности.

- Ребята, а какие цветы считаются символом 8 марта?

- Как вы думаете, почему?

- Тюльпаны считаются символом весны, нежности и вдохновения. Они напоминают о том, что холодная зима заканчивается, и скоро начнутся перемены.

- История тюльпанов началась на Ближнем Востоке. Тогда цветок был национальным символом и имел значение власти, силы и мудрости. Затем тюльпаны попали в Европу и стали символизировать богатство, роскошь и изобилие.

- Именно из-за того, что тюльпаны расцветают в начале весны, их так любят дарить на 8 марта.

3.2. Формулирование проблемы урока

- Ребята, мы с вами узнали, что было принято дарить раньше.

- А что вы будите дарить своим близким?

- Как вы думаете, какой подарок лучше, сделанный своими руками или купленный в магазине?

- Ребята, а что вы можете сделать своими руками?

- Посмотрите, какие открытки есть у меня. Какая вам нравится больше всего? Почему?

Отвечают на вопросы

Воспринимают новую информацию

Формулируют проблему урока.

Фронтальная

Фронтальная

ПР.4

Л.1

Л.2

П.1

К.1

К.2

Р.1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

– Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Я уточню тему урока, она будет звучать (Конструирование. Открытка к 8 марта) Открытку мы будем конструировать. 

4.2. Формулирование цели урока

– Какую цель мы с вами поставим перед собой? (Изготовить поздравительную открытку к празднику 8 марта.)

4.3. Планирование деятельности

- Ребята, посмотрите внимательно на свой стол и на мою открытку. Из каких материалов мы сможем её сделать? (из цветного картона, цветной бумаги, ленточки)

Самостоятельно формулируют тему, цель и задачи урока.

Фронтальная

П.1

Р.1

Л.1

П.2

К.1

К.2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Анализ образца

- Что мы возьмём в качестве основы? (картон)

- Из какого материала можно сделать элементы композиции? (бумага)

- Какое сочетание цветов мы выберем, чтобы открытка получилась праздничной? (жёлтый, красный, зелёный, фиолетовый)

- Какая техника использована при изготовлении открытки помимо конструирования? (аппликация) 

- Что такое аппликация?

- Что нам понадобится для изготовления деталей? (шаблоны)

- Какие инструменты нам понадобятся? (ножницы, клей-карандаш, дырокол)

- Как вы думаете, если стебелёк мы сделаем из бумаги он будет держать бутон?

- Плотности бумаги не хватит, чтобы держать бутон. Цветок сразу завянет. Поэтому я предлагаю следующий технологический подход. Я склеила два листа зелёного картона вместе, высушила их под прессом и разрезала на полоски шириной 0,5 см. Вот такие стебельки получились. (демонстрация)

5.2. Правила техники безопасности и культуры труда

- Ребята, прежде чем начать работать, давайте повторим технику безопасности при работе с ножницами.

- Какие правила при работе с ножницами нужно соблюдать?

С ножницами:

- Нельзя держать ножницы концами вверх.

- Нельзя резать ножницами на ходу.

- Передавать ножницы в закрытом виде, держа их за лезвия.

- Какие правила нужно соблюдать при работе с клеем?

С клеем:

- При работе пользоваться подкладным листом.

- Следить, чтобы клей не попадал на одежду.

Отвечают на вопросы

Рассматривают образец, выделяя необходимые черты будущей поделки.

Повторяют правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем

Фронтальная

Фронтальная

ПР.5

Л.1

П.1

П.3

К.1

К.2

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

6.1. Демонстрация приёмов работы

- Нашу открытку мы начнём делать с изготовления цветов – тюльпанов.

1. Возьмите лист бумаги красного цвета, сложите его по ширине пополам, сгиб хорошо прогладьте.

2. Сложите получившуюся заготовку ещё раз пополам.

3. На получившейся многослойной полоске обведите шаблон лепестка 3 раза. Вырежьте лепестки. Линию разметки оставляйте на вырезаемой детали! Отложите получившиеся заготовки в сторону.

4. Возьмите 3 заготовки для бутона. Две из них сложите пополам.

5. Третью, не сложенную заготовку, положите перед собой и произвольно разместите 1 сложенный лепесток справа, 2 слева, совмещая их у основания.

6. Аналогично сделайте ещё 2 бутона.

7. Для основы открытки возьмите лист картона, сложите его пополам по ширине лицевой стороной внутрь.

8. Положите сгибом к себе, приложите шаблон горшочка нижним основанием к сгибу картона, обведите и вырежьте заготовку.

9. Разверните получившуюся заготовку на лицевую сторону.

10. Дыроколом сделайте отверстия для ленточки на ободке горшочка, примерно 1 см. от края.

11. Сборку и декорирование изделия осуществляете по собственному замыслу.

6.2. Целевые обходы учителя

- Контроль организации рабочего места.

- Контроль технологической грамотности выполнения приёмов работы.

- Контроль, за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда.

- Оказание инструктивной, дозированной помощи учащимся, испытывающим затруднения. 

- Как вы думаете, чего не хватает чтобы открытка стала поздравительной?

- Приклейте поздравление с обратной стороны открытки.

- Прочитайте внимательно про себя 2 раза.

Самостоятельно выполняют работу под контролем учителя

Отвечают на вопросы учителя

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

ПР.2

ПР.5

Л.1

П.1

К.1

К.2

Р.2

7. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

7.1. Подведение итогов

- Ребята, посмотрите, какие замечательные открытки у нас получились. Кому бы вы хотели их подарить?

- Рассмотрите внимательно открытки, скажите, что помогает понять, что они будут подарены 8 марта?

- Ребята, какая у нас была тема урока?

- А какую цель мы с вами ставили перед собой?

- Достигли ли мы цели? Почему вы так считаете?

- Что нового и интересного о празднике вы узнали? Что вы расскажите родителям о празднике 8 марта?

- Чему вы смогли научиться сегодня на уроке?

- В какой технике вы работали?
- Поднимите руку те, кто сможет повторить эту работу самостоятельно.
Критерии оценки работы:
1. Соответствие работы общей тематике урока.

2. Композиционная целостность

3. Аккуратность и грамотность выполнения операций разметки и резания.

4. Целесообразность использования конструктивных и аппликационных приёмов.

4. Завершённость работы.

7.2. Уборка рабочих мест

- Уберите, пожалуйста, свои рабочие места.

- Спасибо за работу, до свидания.

Отвечают на вопросы учителя

Проводят самооценку 

Фронтальная

Фронтальная

ПР.3

Л.1

Л.2

П.1

П.4

К.1

К.2

Р.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Изготовление поздравительной открытки к Международному женскому дню 8 Марта» (коллективная работа).

План – конспект внеурочного занятия по ФГОСКлубный час «Волшебная мастерская по квиллингу»(можно использовать как бинарный урок )Направление внеурочной деятельности – художеств...

Конспект урока технологии на тему "Конструирование из картона и бумаги. Мебель. Изделие «Стул»"

Цели деятельности учителя: повторение функций  мебели; обучение технологии изготовления стула из картона; Выполнение изделия «стул» по шаблону.Тип урока: открытие нового знания.Оборуд...

Конспект урока технологии на тему «Изготовление пасхального сувенира. Практическая работа» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование умения изготавливать пасхальный сувенир;развитие творческого мышления и аккуратности;воспитание интереса к материалу урока.Планируемые результатыПредметные:знать...

Конспект урока технологии на тему "Открытка рубашка и галстук" 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: конструирование рубашки – оригами, складывание из бумаги галстука, чтение схемы складывания, повторение условных знаков оригами.Планируемые результаты:Предметные:Знать...

Конспект урока технология «Работа с бумагой. Изготовление поздравительной открытки «для самой красивой!» (УМК Школа России 3 класс)

ЦелидеятельностипедагогаНаучить выполнять аппликацию, используя нетрадиционные материалы; обучать составлению композиции на определенную тему; повторить приемы работы над созданием аппликацииЗадачи:Ис...